Примечания к 8-й главе

1. Обычно на ктиторском коливе изображается крест, двуглавый орел или ктиторы монастыря, если они причислены к лику святых.

2. Ладан кладется на специальный выступ подсвеч­ника, на который ставится выносная свеча, или в коро­бочку на столике для колива.

3. На ктиторской панихиде читает и канонаршит не тот брат, который канонаршил на вечерне, а другой.

Последование панихиды было издано святогорскими отцами. См.: ‘Ακολουθία τού μνημοσύνου κατά τήν τάξιν τού ‘Αγίου ‘΄Ορους, ‘΄Αγιον ‘΄Ορος 1986.

4. Псалом разделяется на две части, без «Слава, и ны­не. Аллилуйя (трижды)».

5. Пономарь следит за тем, чтобы кадило не потухло до конца панихиды.

6. Не повторяя ектению, диакон перед каждым свя­щенническим возгласом произносит «Господу помо­лимся», а священники по очереди — «Яко Ты еси вос­кресение...».

7. Чтец переходит от клироса к клиросу только между песнями канона.

8. Если службу возглавляет архиерей, то перед «Три­святым» поется «Ис полла эти, дэспота».

9. Ктиторское угощение — это сладкое вино и коливо в память о ктиторах монастыря.

10. На панигирах в общежительных келлиях на тра­пезе поются тропари престольных праздников обителей, братия которых присутствуют на празднике, а в конце — многолетие старцу келлии.

11. Архиерей облачается в алтаре.


Зри, чадо, кия обеты давши Владыце Христу... (Из чина монашеского пострига) примечания к 8-й главе - student2.ru

ЧАСТЬ II
частные указания



примечания к 8-й главе - student2.ru

Чин интронизации игумена1


примечания к 8-й главе - student2.ru

акануне на вечерне предстоятельствует (на ар­хиерейском месте) первый по иерархии из приглашенных игуменов, он же благословляет и вечернюю трапезу2. На вечерне совершается великий вход с участием всех присутствующих священ­ников и диаконов.

По 3-й песни канона на утрене священники и диако­ны совершают входные молитвы. Если присутствует ар­хиерей, то он совершает входные молитвы, как обычно, на «Хвалитех» и облачается в алтаре.

После пения последнего «Святый Боже...» на вели­ком славословии нареченный игумен, который уже воз­веден архиереем в сан архимандрита, надевает наперс­ный крест и становится в центре между двумя большими подсвечниками, посреди двух облаченных диаконов, ли­цом к западу. Напротив него становятся эпитропы Свя­щенного Кинота, и секретарь (άρχιγραμματεύς) читает ин­тронизационную грамоту Священного Кинота. Анти-

---------

1 Общие сведения об игуменстве на Святой Горе Афон содержатся в Приложении, в статье «Об управлении монастырем», с. 189—191.

2 Обычно интронизация игумена проходит без участия архиереев. Вселенская Патриархия уведомляется об избрании и интронизации пос­ле их совершения.

просоп Великой Лавры обращается к новопоставлен­ному игумену с приветственным словом (во время которого тот облачается в мантию) и вручает ему пас­тырский жезл. Новопоставленный игумен произносит ответное слово и поднимается на архиерейское место. Ему поется многолетие, и он в это время благословляет присутствующих крестом.

Далее следуют тропарь, сугубая и просительная екте­нии, часы. В литургии принимают участие все игумены, священники и диаконы.

Новый игумен поминается на «Рцем вси...». Он про­износит «Мир всем», читает Символ веры и «Отче наш...»1, раздает антидор и благословляет трапезу.

На трапезе — приветственные слова. После трапезы все возвращаются в храм для отпуста. Паникадило и хо­рос возжигаются и раскачиваются. Игумену снова про­возглашается многолетие.

Чин торжественных приемов
(архиереев, игуменов, официальных лиц)
и славословий в честь национальных праздников

Торжественный прием устраивается архиерею или игумену, посещающему монастырь в первый раз2 [1].

Перед соборным храмом3 архиерея ожидают два по­номаря с возжженными выносными свечами, один свя­щенник в облачении (епитрахили и фелони) с Евангели­ем в руках, один диакон в облачении и хор певчих4.

С приближением архиерея к монастырским вратам уставщик один раз ударяет в будничное железное било, извещая звонаря, который начинает звонить в малые ко-
---------

1 Новопоставленный игумен не служит литургию, но причащается. После причащения он возвращается на архиерейское место и опять обла­чается в мантию.

2 Если архиерей или игумен приглашены в обитель (независимо от того, в первый раз или нет), то обычно их встречают со звоном.

3 Чаще перед вратами монастыря.

4 Конечно же, во встрече участвуют также игумен и все братия обители.

локола [2] на одну статию. Архиерей входит в нартекс, где уставщик облачает его в праздничную мантию1. За­тем архиерей входит в среднюю часть храма при пении певчими «Достойно есть...» (2-го гласа «древнего» рас­пева).

В храме архиерей прикладывается к иконам и, став под большим паникадилом, благословляет присутствую­щих при пении хором «Ис полла эти, дэспота».

Затем архиерей поднимается на архиерейское место. Диакон возглашает «Благослови, владыко», архиерей произносит возглас «Благословен Бог наш...». Хор поет тропарь святому монастыря, тропарь всем святогорским преподобным отцам и «Взбранной Воеводе...»2.

Затем диакон произносит ектению «Помилуй нас, Боже...» и архиерей со своего места возглашает «Услыши ны, Боже, Спасителю наш...». Отпуст совершается свя­щенником. Архи­ерей при пении ему многолетия благо­словляет народ крестом. Далее следуют приветственное слово архиерею и его ответное слово, затем возглас «Мо­литвами святых отец наших...»3.

В дни национальных праздников4 совершается то же последование, с добавлением после «Взбранной Воево­де...» пения нескольких (шести-восьми) стихов из мед­ленного (музыкального) великого славословия5 [3].

---------

1 Если встреча происходит перед вратами монастыря, то там же со­вершается и облачение в мантию.

2 Возможно также пение и других тропарей, например, святому мо­настыря, игуменом которого является гость, святому, имя которого но­сит приглашенный, и т. п.

3 Если приглашенный — архиерей, то после отпуста седмичный воз­глашает «Молитвами святаго владыки нашего...» и архиерей — «Молит­вами святых отец наших...».

4 Национальные праздники в Греции: Благовещение, 25 марта (па­мять антитурецкого восстания 1821 г.), и Покров, 28 октября (этот день называется также «‘΄Οχι» («Нет») — таков был ответ Греции на ультиматум итальянских фашистов в 1940 г.). Греки перенесли празднование Покро­ва на 28 октября после чудесного явления Божией Матери греческим во­инам в Албании в начале Второй мировой войны.

5 По уставу, великое славословие положено петь полностью. Великое славословие (полностью или частично) может петься и на вышеуказан­ном чине торжественного приема.

Наши рекомендации