Примечания к 8-й главе
1. Обычно на ктиторском коливе изображается крест, двуглавый орел или ктиторы монастыря, если они причислены к лику святых.
2. Ладан кладется на специальный выступ подсвечника, на который ставится выносная свеча, или в коробочку на столике для колива.
3. На ктиторской панихиде читает и канонаршит не тот брат, который канонаршил на вечерне, а другой.
Последование панихиды было издано святогорскими отцами. См.: ‘Ακολουθία τού μνημοσύνου κατά τήν τάξιν τού ‘Αγίου ‘΄Ορους, ‘΄Αγιον ‘΄Ορος 1986.
4. Псалом разделяется на две части, без «Слава, и ныне. Аллилуйя (трижды)».
5. Пономарь следит за тем, чтобы кадило не потухло до конца панихиды.
6. Не повторяя ектению, диакон перед каждым священническим возгласом произносит «Господу помолимся», а священники по очереди — «Яко Ты еси воскресение...».
7. Чтец переходит от клироса к клиросу только между песнями канона.
8. Если службу возглавляет архиерей, то перед «Трисвятым» поется «Ис полла эти, дэспота».
9. Ктиторское угощение — это сладкое вино и коливо в память о ктиторах монастыря.
10. На панигирах в общежительных келлиях на трапезе поются тропари престольных праздников обителей, братия которых присутствуют на празднике, а в конце — многолетие старцу келлии.
11. Архиерей облачается в алтаре.
Зри, чадо, кия обеты давши Владыце Христу... (Из чина монашеского пострига) |
ЧАСТЬ II
частные указания
Чин интронизации игумена1
акануне на вечерне предстоятельствует (на архиерейском месте) первый по иерархии из приглашенных игуменов, он же благословляет и вечернюю трапезу2. На вечерне совершается великий вход с участием всех присутствующих священников и диаконов.
По 3-й песни канона на утрене священники и диаконы совершают входные молитвы. Если присутствует архиерей, то он совершает входные молитвы, как обычно, на «Хвалитех» и облачается в алтаре.
После пения последнего «Святый Боже...» на великом славословии нареченный игумен, который уже возведен архиереем в сан архимандрита, надевает наперсный крест и становится в центре между двумя большими подсвечниками, посреди двух облаченных диаконов, лицом к западу. Напротив него становятся эпитропы Священного Кинота, и секретарь (άρχιγραμματεύς) читает интронизационную грамоту Священного Кинота. Анти-
---------
1 Общие сведения об игуменстве на Святой Горе Афон содержатся в Приложении, в статье «Об управлении монастырем», с. 189—191.
2 Обычно интронизация игумена проходит без участия архиереев. Вселенская Патриархия уведомляется об избрании и интронизации после их совершения.
просоп Великой Лавры обращается к новопоставленному игумену с приветственным словом (во время которого тот облачается в мантию) и вручает ему пастырский жезл. Новопоставленный игумен произносит ответное слово и поднимается на архиерейское место. Ему поется многолетие, и он в это время благословляет присутствующих крестом.
Далее следуют тропарь, сугубая и просительная ектении, часы. В литургии принимают участие все игумены, священники и диаконы.
Новый игумен поминается на «Рцем вси...». Он произносит «Мир всем», читает Символ веры и «Отче наш...»1, раздает антидор и благословляет трапезу.
На трапезе — приветственные слова. После трапезы все возвращаются в храм для отпуста. Паникадило и хорос возжигаются и раскачиваются. Игумену снова провозглашается многолетие.
Чин торжественных приемов
(архиереев, игуменов, официальных лиц)
и славословий в честь национальных праздников
Торжественный прием устраивается архиерею или игумену, посещающему монастырь в первый раз2 [1].
Перед соборным храмом3 архиерея ожидают два пономаря с возжженными выносными свечами, один священник в облачении (епитрахили и фелони) с Евангелием в руках, один диакон в облачении и хор певчих4.
С приближением архиерея к монастырским вратам уставщик один раз ударяет в будничное железное било, извещая звонаря, который начинает звонить в малые ко-
---------
1 Новопоставленный игумен не служит литургию, но причащается. После причащения он возвращается на архиерейское место и опять облачается в мантию.
2 Если архиерей или игумен приглашены в обитель (независимо от того, в первый раз или нет), то обычно их встречают со звоном.
3 Чаще перед вратами монастыря.
4 Конечно же, во встрече участвуют также игумен и все братия обители.
локола [2] на одну статию. Архиерей входит в нартекс, где уставщик облачает его в праздничную мантию1. Затем архиерей входит в среднюю часть храма при пении певчими «Достойно есть...» (2-го гласа «древнего» распева).
В храме архиерей прикладывается к иконам и, став под большим паникадилом, благословляет присутствующих при пении хором «Ис полла эти, дэспота».
Затем архиерей поднимается на архиерейское место. Диакон возглашает «Благослови, владыко», архиерей произносит возглас «Благословен Бог наш...». Хор поет тропарь святому монастыря, тропарь всем святогорским преподобным отцам и «Взбранной Воеводе...»2.
Затем диакон произносит ектению «Помилуй нас, Боже...» и архиерей со своего места возглашает «Услыши ны, Боже, Спасителю наш...». Отпуст совершается священником. Архиерей при пении ему многолетия благословляет народ крестом. Далее следуют приветственное слово архиерею и его ответное слово, затем возглас «Молитвами святых отец наших...»3.
В дни национальных праздников4 совершается то же последование, с добавлением после «Взбранной Воеводе...» пения нескольких (шести-восьми) стихов из медленного (музыкального) великого славословия5 [3].
---------
1 Если встреча происходит перед вратами монастыря, то там же совершается и облачение в мантию.
2 Возможно также пение и других тропарей, например, святому монастыря, игуменом которого является гость, святому, имя которого носит приглашенный, и т. п.
3 Если приглашенный — архиерей, то после отпуста седмичный возглашает «Молитвами святаго владыки нашего...» и архиерей — «Молитвами святых отец наших...».
4 Национальные праздники в Греции: Благовещение, 25 марта (память антитурецкого восстания 1821 г.), и Покров, 28 октября (этот день называется также «‘΄Οχι» («Нет») — таков был ответ Греции на ультиматум итальянских фашистов в 1940 г.). Греки перенесли празднование Покрова на 28 октября после чудесного явления Божией Матери греческим воинам в Албании в начале Второй мировой войны.
5 По уставу, великое славословие положено петь полностью. Великое славословие (полностью или частично) может петься и на вышеуказанном чине торжественного приема.