Й час. Вечерня («в субботу вечера»)
а «Славе» 9-го часа пономарь [1] творит поклон, поднимается на звонницу и знаменает в праздничное деревянное било, в железное било и в колокола на одну статию [2]. Возвратившись в храм, он разжигает кадило [3] и полагает в проскинитарий икону Воскресения Христова.
Читается 1-я кафизма Псалтири, которая никогда, за исключением Господских праздников, не опускается, даже если бывает всенощное бдение. Кафизму читает чтец на правом аналое или, по более древнему обычаю, сбоку от проскинитария, повернувшись лицом к западу. На второй «Славе» кафизмы пономарь возжигает лампаду и масленки креста Царских врат [4], все остальные масленки и гентекии [5].
После малой ектений и возгласа священника «Яко подобает...» чтец, в мантии и куколе, став у правого аналоя, произносит «Аминь» и называет глас недели (например: «Аминь. Пятый»).
«Господи, воззвах...» из «Сборника воскресных песнопений» («Άναστασιματάριον») поется «аргосинтомо»1. Диакон совершает каждение с воздухом и сио-
--------
1 См. сноску 1 на с. 23.
ном1. Если нет диакона, то кадит священник, облаченный в фелонь [6].
Чтец на словах «Вонми гласу моления моего...» творит поклон клиросу (без крестного знамения) и возвращается в свою стасидию.
После «Положи, Господи...», на стихе «Изведи из темницы душу мою...», чтец подходит к правому аналою и канонаршит стихиры. Стихиры поются следующим образом: первую поет правый клирос, вторую — левый, третью — игумен, а прочие стихиры до «Славы» — отцы, которых назначает уставщик.
Чтец, направляясь к левому клиросу перед пением последней стихиры, останавливается под большим паникадилом, крестится, повернувшись к Царским вратам, и называет глас «Славы» (например: «Слава. Вто-рый»). После окончания пения последней стихиры он таким же образом называет глас Богородична на «И ныне» (например: «И ныне. Той же»). Пройдя за левым проскинитарием, чтец встает перед местной иконой Спасителя и ждет, пока пропоют «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Затем, приложившись к иконе, подходит к правому клиросу и возглашает стихи славника. Во время пения «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» чтец стоит перед местной иконой Божией Матери.
На «И ныне...» совершается вход по указанному выше чину малого входа на литургии в будни, с тем только отличием, что во входе на вечерне участвуют два пономаря, каждый с выносной свечой. Первый пономарь держит выносную свечу в левой руке и стоит перед местной иконой Спасителя, второй пономарь держит свечу в правой руке и стоит перед местной иконой Божией Матери. На «Премудрость, прости» пономари поднимают свечи и держат их поднятыми, пока священник не войдет в алтарь. После этого пономари уходят.
-------
1 См. рисунок на с. 214.
Игумен читает (а не поет) «Свете тихий», поскольку не совершается соборное служение.
Чтец под большим паникадилом [7], без куколя [8], возглашает прокимен со стихами. На третьем «Господь воцарися...» чтец крестится, кланяется клиросам и уходит. Если есть паримии, то чтец крестится и кланяется после их прочтения.
Царские врата закрывает пономарь после входа или, если есть паримии, после «Премудрость. Прости» перед третьей паримией.
На «Рцем вси...» поминаются имена из синодика1. Чтец произносит нараспев, стоя в своей стасидии, «Господи, помилуй» и «Подай, Господи». На «Мир всем» чтец подходит к левому клиросу, называет глас и канонаршит стихиры на стиховне.
На стихирах на стиховне игумен, а затем седмичный и другие отцы по чину прикладываются к иконам.
Если в Минее есть стихиры на стиховне, то по святогорскому обычаю все воскресные стихиры на стиховне, кроме первой, опускаются и поются стихиры Минеи.
На «Ныне отпущаеши...» пономарь тушит лампаду и масленки креста Царских врат, другие масленки и свечи, оставляя лишь служебную люцерну. Чтец кланяется клиросам, испрашивая прощение за случившиеся погрешности, и, поклонившись игумену, берет у него благословение.
Богородичный канон опускается, поскольку был вход2.
Повечерие
Чин вседневного повечерия, без акафиста3 ради воскресного дня. После окончания повечерия совершается не земной, а малый (поясной) поклон.
---------
1 См. сноску 2 на с. 44.
2 См. сноску 1 на с. 27.
3 В подавляющем большинстве афонских монастырей акафист на повечерии читается неопустительно.
Полунощница
Воскресная полунощница в течение всего года поется в средней части соборного храма.
На 50-м псалме пономарь возжигает свечи на подсвечниках, творит поклон игумену и знаменает в праздничное деревянное било, в железное било и в колокола на одну статию [9].
Чтец канонаршит Троичный канон и, если есть праздник святого1, литийные стихиры.
После канона игумен начинает петь первый Троичен «Достойно есть яко воистинну Пребожественную пети Троицу...»2. Отцы выходят из стасидий и снимают куколи [10]. Прочие Троичны поются другими отцами.
Затем следует «Трисвятое» и ипакои гласа [11]. По прочтении их пономарь тушит свечи на подсвечнике и разжигает священническую кацию для двупсалмия.
Утреня. 1-й час
Священник возглашает «Благословен Бог наш...» внутри алтаря и там же произносит ектений — все, кроме великой ектений перед «Бог Господь...», которая всегда
-------
1 Когда служится полиелей святым или праздникам, имеющим в по-следовании стихиры на литии, они поются на полунощнице (в будни — перед тропарями «Помилуй нас, Господи...», а в неделю — после Троичного канона и «Отче наш...»). По древнему уставу литийные стихиры пелись на полунощнице, если совершалась служба со звоном и выше.
2 В греческом и славянском последованиях воскресной полунощни-цы есть несовпадения. В славянском Октоихе — 7 Троичнов, в греческом — 4 Троична, при этом первым стоит «Достойно есть яко воистинну Пребожественную пети Троицу...» (в славянском варианте отстутствует), вторым — «Достойно есть яко воистинну славити Тя, Бога Слова...» (в славянском варианте стоит первым), третьим — «Воспоим вси боголепно...» (в славянском варианте — второй по счету Троичен), четвертым — «Из мертвых видевши...» (в славянском варианте отстутствует).
После Троичнов, согласно афонской традиции, поется «Честнейшую херувим...», как и Троичны, на 2-й глас.
произносится вне алтаря. Пономарь на «Бог Господь...» возжигает масленки.
После возгласа «Яко подобает...» чтец, без куколя, стоя под большим паникадилом, называет глас воскресного тропаря, на который клиросы должны петь «Бог Господь...». Стихи на «Бог Господь...» произносятся чтецом. Воскресный тропарь всегда поется дважды.
Перед предпоследним тропарем чтец произносит «Слава», а перед последним — «И ныне». После этого он сразу кланяется клиросам и идет к правому аналою читать первую кафизму Псалтири. С началом чтения кафизмы пономарь тушит масленки.
Следующая кафизма Псалтири и 17-я кафизма (Непорочны) читаются отцами, назначенными уставщиком. На второй «Славе» Непорочных пономарь возжигает лампаду и масленки креста Царских врат, все остальные масленки и свечи проскинитариев.
После 17-й кафизмы поются тропари по Непорочнах [12]. Два первых тропаря поют клиросы, а остальные — игумен и отцы по чину.
На тропарях по Непорочнах диакон облачается [13] и после их окончания выходит для произнесения малой ектений. Священник возглашает: «Яко благословися имя Твое...»
Чтец читает ипакои и затем канонаршит степенны. Поскольку каждый тропарь степенных антифонов быстро пропевается и повторяется на другом клиросе, чтец не успевает переходить от клироса к клиросу. Поэтому весь первый антифон он канонаршит, стоя у правого аналоя, а на вторых повторяющихся тропарях только поворачивается в левую сторону. Второй антифон чтец канонаршит подобным же образом, стоя у левого аналоя. Окончание тропаря на «И ныне» каждого антифона1 допевает другой клирос, кроме последнего антифона, чтобы прокимен пришелся на правый клирос.
--------
1 Последний стих тропаря на «И ныне».
Поскольку на правом клиросе степенны поет игумен или кто-то из следующих за ним по чину монахов, они считаются «старческими». С началом третьей степенны пономарь творит поклон игумену и звонит в будничное железное било [14] на Евангелие. «Всякое дыхание...» также «старческое».
Чтец, без куколя, встает под большим паникадилом и возглашает начало прокимна, а перед пением прокимна в третий раз — его стих. Затем он кланяется и возвращается в свою стасидию.
Евангелие все слушают без куколей. По окончании чтения Евангелия пономарь не уносит выносную свечу — она остается перед Царскими вратами. Игумен читает «Воскресение Христово видевше...», и клиросы антифонно поют 50-й псалом — всегда на 2-й глас.
На словах «Се бо истину возлюбил еси...» пономарь, в мантии и куколе, поднимает выносную свечу и идет по направлению к центру храма впереди священника (облаченного в фелонь и куколь) [15], несущего Евангелие1. Священник встает под большим паникадилом, пономарь — справа от него. Первым прикладывается к Евангелию и кланяется клиросам (не крестясь) игумен, а затем остальные клиросные отцы по чину.
Затем священник и пономарь проходят далее, в конец средней части храма — «осиака»2 [16], и к Евангелию прикладываются остальные братия. Последним всегда прикладывается пономарь, с выносной свечой в руке. Приложившись к Евангелию, он уходит. Священник следует за ним, полагает Евангелие на аналой возле проскинитария [17], слева от иконы Воскресения Христова, и возвращается в алтарь.
--------
1 Евангелие, согласно уставу, читается священником в алтаре и уже после этого выносится для поклонения.
2 «Осиака» означает буквально «преподобнические места», возмож
но, это название объясняется традицией изображать преподобных отцов
на западной стене средней части храма. В более широком смысле «осиа
ка» — пространство между задними колоннами и западной стеной сред
ней части храма.
Когда диакон начинает чтение прошения «Спаси, Боже, люди Твоя...», чтец, стоя под большим паникадилом, возглашает «Аминь» и творит «схиму». Затем, кланяясь правому клиросу (не крестясь), он возглашает первые слова ирмоса канона (например: «Твоя победительная десница...»). Подобным же образом, кланяясь левому клиросу, он возглашает: «Слава святому воскресению Твоему, Господи».
После возгласа священника «Милостию и щедротами...» начинаются каноны [18]. Ирмосы поются без канонарха, тропари — под управлением канонарха. Каноны всегда поются на 14 (с ирмосами) — как на воскресной, так и на вседневной службе и в праздники. В конце каждой песни поется соответстующая катавасия. Нечетные песни: 1,3,5,7,9 начинаются на правом клиросе, а четные: 4,6,8 — на левом. Окончание катавасии по 1-й песни допевает левый клирос, чтобы правый начал 3-ю песнь. После малой ектений по 3-й песни чтец канонаршит седальны, начинаемые левым клиросом. Песни 4,5,6,7 и 8 поются под управлением другого канонарха, назначаемого уставщиком [19]. Если празднуется память святого, в службе которому есть кондак и икос, или какой-то праздник, в службе которого есть кондак по 6-й песни, то воскресные кондак и икос читаются перед седальном по 3-й песни. Если нет кондака и икоса Минеи, то воскресные кондак и икос читаются на своем месте по 6-й песни. Чтец читает синаксарий, стоя у правого аналоя. Во время чтения синаксария пономарь звонит в железное било.
«Честнейшую...», 9-я песнь и эксапостиларии — «старческие». Вслед за возгласом диакона «Богородицу и Матерь Света...» чтец возглашает первые слова ирмоса 9-й песни, чтобы хор пел «Честнейшую...» на глас канона (например, «Образ чистаго...»).
Затем антифонно и музыкально поются псалмы хвалитны. Стихиры на «Хвалитех» поются под управлением
канонарха. 3-я и 4-я стихиры — «старческие». Остальные стихиры до евангельской поют отцы, назначаемые уставщиком. Евангельская стихира поется под управлением канонарха, так же как славник на «Господи, воззвах...» на вечерне [20].
Перед пением воскресного тропаря по великом славословии [21] чтец кланяется клиросам, испрашивая прощения за случившиеся погрешности. Пономарь тушит лампаду и масленки креста Царских врат, остальные масленки и свечи.
1-й час читается в средней части храма. На «Славе» 1-го часа пономарь знаменает в будильный колокол и в ручное било на три статии, обходя соборный храм.
Часы 3-й и 6-й
Часы 3-й и 6-й читаются в притворе1. На «Славе» 6-го часа — праздничное деревянное било, железное било и одна статия колоколов.