Й час. Вечерня («в субботу вечера»)


Й час. Вечерня («в субботу вечера») - student2.ru

а «Славе» 9-го часа пономарь [1] творит по­клон, поднимается на звонницу и знаменает в праздничное деревянное било, в железное било и в колокола на одну статию [2]. Возвратив­шись в храм, он разжигает кадило [3] и полагает в проскинитарий икону Воскресения Христова.

Читается 1-я кафизма Псалтири, которая никогда, за исключением Господских праздников, не опускается, даже если бывает всенощное бдение. Кафизму читает чтец на правом аналое или, по более древнему обычаю, сбоку от проскинитария, повернувшись лицом к западу. На второй «Славе» кафизмы пономарь возжигает лам­паду и масленки креста Царских врат [4], все остальные масленки и гентекии [5].

После малой ектений и возгласа священника «Яко подобает...» чтец, в мантии и куколе, став у правого ана­лоя, произносит «Аминь» и называет глас недели (на­пример: «Аминь. Пятый»).

«Господи, воззвах...» из «Сборника воскресных песнопений» («Άναστασιματάριον») поется «аргосинто­мо»1. Диакон совершает каждение с воздухом и сио-
--------

1 См. сноску 1 на с. 23.

ном1. Если нет диакона, то кадит священник, облачен­ный в фелонь [6].

Чтец на словах «Вонми гласу моления моего...» тво­рит поклон клиросу (без крестного знамения) и возвра­щается в свою стасидию.

После «Положи, Господи...», на стихе «Изведи из темницы душу мою...», чтец подходит к правому аналою и канонаршит стихиры. Стихиры поются следующим образом: первую поет правый клирос, вторую — левый, третью — игумен, а прочие стихиры до «Славы» — отцы, которых назначает уставщик.

Чтец, направляясь к левому клиросу перед пением последней стихиры, останавливается под большим па­никадилом, крестится, повернувшись к Царским вра­там, и называет глас «Славы» (например: «Слава. Вто-рый»). После окончания пения последней стихиры он таким же образом называет глас Богородична на «И ны­не» (например: «И ныне. Той же»). Пройдя за левым проскинитарием, чтец встает перед местной иконой Спасителя и ждет, пока пропоют «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Затем, приложившись к иконе, подходит к правому клиросу и возглашает стихи славника. Во вре­мя пения «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» чтец стоит перед местной иконой Божией Матери.

На «И ныне...» совершается вход по указанному вы­ше чину малого входа на литургии в будни, с тем только отличием, что во входе на вечерне участвуют два поно­маря, каждый с выносной свечой. Первый пономарь держит выносную свечу в левой руке и стоит перед мест­ной иконой Спасителя, второй пономарь держит свечу в правой руке и стоит перед местной иконой Божией Ма­тери. На «Премудрость, прости» пономари поднимают свечи и держат их поднятыми, пока священник не вой­дет в алтарь. После этого пономари уходят.

-------

1 См. рисунок на с. 214.

Игумен читает (а не поет) «Свете тихий», поскольку не совершается соборное служение.

Чтец под большим паникадилом [7], без куколя [8], возглашает прокимен со стихами. На третьем «Господь воцарися...» чтец крестится, кланяется клиросам и ухо­дит. Если есть паримии, то чтец крестится и кланяется после их прочтения.

Царские врата закрывает пономарь после входа или, если есть паримии, после «Премудрость. Прости» перед третьей паримией.

На «Рцем вси...» поминаются имена из синодика1. Чтец произносит нараспев, стоя в своей стасидии, «Гос­поди, помилуй» и «Подай, Господи». На «Мир всем» чтец подходит к левому клиросу, называет глас и канонаршит стихиры на стиховне.

На стихирах на стиховне игумен, а затем седмичный и другие отцы по чину прикладываются к иконам.

Если в Минее есть стихиры на стиховне, то по свято­горскому обычаю все воскресные стихиры на стиховне, кроме первой, опускаются и поются стихиры Минеи.

На «Ныне отпущаеши...» пономарь тушит лампаду и масленки креста Царских врат, другие масленки и свечи, оставляя лишь служебную люцерну. Чтец кланяется клиросам, испрашивая прощение за случившиеся по­грешности, и, поклонившись игумену, берет у него бла­гословение.

Богородичный канон опускается, поскольку был вход2.

Повечерие

Чин вседневного повечерия, без акафиста3 ради вос­кресного дня. После окончания повечерия совершается не земной, а малый (поясной) поклон.

---------

1 См. сноску 2 на с. 44.

2 См. сноску 1 на с. 27.

3 В подавляющем большинстве афонских монастырей акафист на повечерии читается неопустительно.

Полунощница

Воскресная полунощница в течение всего года поет­ся в средней части соборного храма.

На 50-м псалме пономарь возжигает свечи на под­свечниках, творит поклон игумену и знаменает в празд­ничное деревянное било, в железное било и в колокола на одну статию [9].

Чтец канонаршит Троичный канон и, если есть праздник святого1, литийные стихиры.

После канона игумен начинает петь первый Троичен «Достойно есть яко воистинну Пребожественную пети Троицу...»2. Отцы выходят из стасидий и снимают куко­ли [10]. Прочие Троичны поются другими отцами.

Затем следует «Трисвятое» и ипакои гласа [11]. По прочтении их пономарь тушит свечи на подсвечнике и разжигает священническую кацию для двупсалмия.

Утреня. 1-й час

Священник возглашает «Благословен Бог наш...» внутри алтаря и там же произносит ектений — все, кроме великой ектений перед «Бог Господь...», которая всегда
-------

1 Когда служится полиелей святым или праздникам, имеющим в по-следовании стихиры на литии, они поются на полунощнице (в будни — перед тропарями «Помилуй нас, Господи...», а в неделю — после Троич­ного канона и «Отче наш...»). По древнему уставу литийные стихиры пе­лись на полунощнице, если совершалась служба со звоном и выше.

2 В греческом и славянском последованиях воскресной полунощни-цы есть несовпадения. В славянском Октоихе — 7 Троичнов, в гречес­ком — 4 Троична, при этом первым стоит «Достойно есть яко воистинну Пребожественную пети Троицу...» (в славянском варианте отстутствует), вторым — «Достойно есть яко воистинну славити Тя, Бога Слова...» (в славянском варианте стоит первым), третьим — «Воспоим вси боголепно...» (в славянском варианте — второй по счету Троичен), четвертым — «Из мертвых видевши...» (в славянском варианте отстутствует).

После Троичнов, согласно афонской традиции, поется «Честней­шую херувим...», как и Троичны, на 2-й глас.

произносится вне алтаря. Пономарь на «Бог Господь...» возжигает масленки.

После возгласа «Яко подобает...» чтец, без куколя, стоя под большим паникадилом, называет глас воскрес­ного тропаря, на который клиросы должны петь «Бог Господь...». Стихи на «Бог Господь...» произносятся чте­цом. Воскресный тропарь всегда поется дважды.

Перед предпоследним тропарем чтец произносит «Слава», а перед последним — «И ныне». После этого он сразу кланяется клиросам и идет к правому аналою чи­тать первую кафизму Псалтири. С началом чтения ка­физмы пономарь тушит масленки.

Следующая кафизма Псалтири и 17-я кафизма (Не­порочны) читаются отцами, назначенными уставщиком. На второй «Славе» Непорочных пономарь возжигает лам­паду и масленки креста Царских врат, все остальные масленки и свечи проскинитариев.

После 17-й кафизмы поются тропари по Непорочнах [12]. Два первых тропаря поют клиросы, а остальные — игумен и отцы по чину.

На тропарях по Непорочнах диакон облачается [13] и после их окончания выходит для произнесения малой ектений. Священник возглашает: «Яко благословися имя Твое...»

Чтец читает ипакои и затем канонаршит степенны. Поскольку каждый тропарь степенных антифонов быст­ро пропевается и повторяется на другом клиросе, чтец не успевает переходить от клироса к клиросу. Поэтому весь первый антифон он канонаршит, стоя у правого аналоя, а на вторых повторяющихся тропарях только поворачи­вается в левую сторону. Второй антифон чтец канонар­шит подобным же образом, стоя у левого аналоя. Окон­чание тропаря на «И ныне» каждого антифона1 допевает другой клирос, кроме последнего антифона, чтобы прокимен пришелся на правый клирос.

--------

1 Последний стих тропаря на «И ныне».

Поскольку на правом клиросе степенны поет игумен или кто-то из следующих за ним по чину монахов, они считаются «старческими». С началом третьей степенны пономарь творит поклон игумену и звонит в будничное железное било [14] на Евангелие. «Всякое дыхание...» также «старческое».

Чтец, без куколя, встает под большим паникадилом и возглашает начало прокимна, а перед пением прокимна в третий раз — его стих. Затем он кланяется и возвраща­ется в свою стасидию.

Евангелие все слушают без куколей. По окончании чтения Евангелия пономарь не уносит выносную свечу — она остается перед Царскими вратами. Игумен читает «Воскресение Христово видевше...», и клиросы антифонно поют 50-й псалом — всегда на 2-й глас.

На словах «Се бо истину возлюбил еси...» пономарь, в мантии и куколе, поднимает выносную свечу и идет по направлению к центру храма впереди священника (об­лаченного в фелонь и куколь) [15], несущего Евангелие1. Священник встает под большим паникадилом, поно­марь — справа от него. Первым прикладывается к Еван­гелию и кланяется клиросам (не крестясь) игумен, а за­тем остальные клиросные отцы по чину.

Затем священник и пономарь проходят далее, в ко­нец средней части храма — «осиака»2 [16], и к Евангелию прикладываются остальные братия. Последним всегда прикладывается пономарь, с выносной свечой в руке. Приложившись к Евангелию, он уходит. Священник следует за ним, полагает Евангелие на аналой возле проскинитария [17], слева от иконы Воскресения Хрис­това, и возвращается в алтарь.

--------

1 Евангелие, согласно уставу, читается священником в алтаре и уже после этого выносится для поклонения.

2 «Осиака» означает буквально «преподобнические места», возмож­
но, это название объясняется традицией изображать преподобных отцов
на западной стене средней части храма. В более широком смысле «осиа­
ка» — пространство между задними колоннами и западной стеной сред­
ней части храма.

Когда диакон начинает чтение прошения «Спаси, Боже, люди Твоя...», чтец, стоя под большим паникади­лом, возглашает «Аминь» и творит «схиму». Затем, кла­няясь правому клиросу (не крестясь), он возглашает первые слова ирмоса канона (например: «Твоя победи­тельная десница...»). Подобным же образом, кланяясь левому клиросу, он возглашает: «Слава святому воскре­сению Твоему, Господи».

После возгласа священника «Милостию и щедрота­ми...» начинаются каноны [18]. Ирмосы поются без канонарха, тропари — под управлением канонарха. Кано­ны всегда поются на 14 (с ирмосами) — как на воскрес­ной, так и на вседневной службе и в праздники. В конце каждой песни поется соответстующая катавасия. Нечет­ные песни: 1,3,5,7,9 начинаются на правом клиросе, а четные: 4,6,8 — на левом. Окончание катавасии по 1-й песни допевает левый клирос, чтобы правый начал 3-ю песнь. После малой ектений по 3-й песни чтец канонар­шит седальны, начинаемые левым клиросом. Песни 4,5,6,7 и 8 поются под управлением другого канонарха, назначаемого уставщиком [19]. Если празднуется память святого, в службе которому есть кондак и икос, или ка­кой-то праздник, в службе которого есть кондак по 6-й песни, то воскресные кондак и икос читаются перед се­дальном по 3-й песни. Если нет кондака и икоса Минеи, то воскресные кондак и икос читаются на своем месте по 6-й песни. Чтец читает синаксарий, стоя у правого ана­лоя. Во время чтения синаксария пономарь звонит в же­лезное било.

«Честнейшую...», 9-я песнь и эксапостиларии — «старческие». Вслед за возгласом диакона «Богородицу и Матерь Света...» чтец возглашает первые слова ирмоса 9-й песни, чтобы хор пел «Честнейшую...» на глас кано­на (например, «Образ чистаго...»).

Затем антифонно и музыкально поются псалмы хвалитны. Стихиры на «Хвалитех» поются под управлением

канонарха. 3-я и 4-я стихиры — «старческие». Ос­тальные стихиры до евангельской поют отцы, назначае­мые уставщиком. Евангельская стихира поется под уп­равлением канонарха, так же как славник на «Господи, воззвах...» на вечерне [20].

Перед пением воскресного тропаря по великом сла­вословии [21] чтец кланяется клиросам, испрашивая про­щения за случившиеся погрешности. Пономарь тушит лампаду и масленки креста Царских врат, остальные мас­ленки и свечи.

1-й час читается в средней части храма. На «Славе» 1-го часа пономарь знаменает в будильный колокол и в ручное било на три статии, обходя соборный храм.

Часы 3-й и 6-й

Часы 3-й и 6-й читаются в притворе1. На «Славе» 6-го часа — праздничное деревянное било, железное било и одна статия колоколов.

Наши рекомендации