Я неделя Великого поста
Во все недели Великого поста совершется бдение. На Святой Горе крестный ход и чин торжества Православия в 1-ю неделю Великого поста обычно не совершается.
--------
1 На великом повечерии в пяток 1 — 4-й седмиц Великого поста после «Верую...» читается одна статия акафиста Пресвятой Богородице, то есть три кондака и икоса по порядку.
2 Каждение совершается с места.
3 Евангелие от Иоанна, 50 зач. (Ин. 15, 1—8), то есть Евангелие пятка 1-й седмицы Святой четыредесятницы.
4 Богородичен 3-го гласа по 1-м стихословии на воскресной утрене.
Я седмица Великого поста
От Лазаревой субботы до Фоминой недели опускается Минея. Поэтому, согласно Уставу святого Саввы и установившемуся святогорскому обычаю, на повечерии, начиная со 2-й седмицы Великого поста и далее, в порядке, определяемом уставщиком, поются каноны святым, память которых приходится на вышеуказанный период.
На вечерне по «Ныне отпущаеши...» поется Богородичный канон. На нем пономарь совершает каждение кацией, по обычаю. Если изволит уставщик, то Богородичный канон может петься и на литургии Преждеосвященных Даров, перед причастном.
2-я неделя Великого поста Коливо святому Григорию Паламе.
Я неделя Великого поста
Богослужение совершается по чину, приводимому в Типиконе на Воздвижение (14 сентября). Поются аниксантарии, полиелей и тропари по Непорочнах. Помазание елеем не совершается. Священник воздвигает честной крест и затем сразу уходит в алтарь. Диаконские прошения не произносятся [16].
Я седмица Великого поста
Честной крест полагается в проскинитарии. Перед ним возжигается свеча. На 9-м часе в пяток священник с диаконом уносят крест в алтарь.
На 1-м часе в понедельник и среду и на 1-м и 9-м часах в пяток поется «Кресту Твоему...»1 и совершается поклонение честному кресту.
---------
1 Вместо «Заутра услыши глас мой...» и «Иже в девятый час...».
5-я седмица Великого поста
На 3, 6 и 9-м часах с понедельника 5-й седмицы до Великой среды включительно священники прочитывают все Четвероевангелие1 [17].
Звон на часы — на полчаса раньше обычного, а если есть литургия Преждеосвященных Даров, то на час раньше.
Четвероевангелие читается священниками монастыря в порядке старшинства. В конце кафизмы часа священник, который должен читать, в мантии и епитрахили, кадит храм священнической кацией2. Для чтения Евангелия в центре храма под большим паникадилом устанавливается складной аналой лицом к западу. Священник выносит Евангелие из алтаря, перед ним идет пономарь с выносной свечой. Все присутствующие в храме монахи слушают чтение Евангелия, сняв куколи. По окончании чтения снова каждение храма3.
Возможно такое распределение уставщиком глав Четвероевангелия для чтения, чтобы оно читалось не на всех, а только на одном часе, как это принято в монастыре святого Павла. В таком случае чтение продолжается около получаса.
Среда 5-й седмицы
На 9-м часе в проскинитарии полагается икона преподобной Марии Египетской. В конце стихир на «Господи, воззвах...», на «Слава, и ныне», совершается вход с кадилом. Великое повечерие — читком.
---------
1 Во многих обителях чтение Евангелия распределяется на всю Святую четыредесятницу.
2 Каждение совершается с места. Священник кадит Евангелие с четырех сторон и всех предстоящих.
3 В некоторых обителях после Евангелия поется тропарь святому евангелисту, написавшему читанное Евангелие.
Четверток 5-й седмицы [18]
Ради Великого канона утреня начинается раньше. Полунощница опускается или, поскольку в действующих уставах нет особых указаний на этот счет, может быть прочитана по изволению уставщика (только не в средней части храма).
Читается житие преподобной Марии Египетской на две статии (после кафизмы и после 3-й песни канона).
С начала канона до конца 3-й песни и с 8-й песни до окончания стихир на стиховне горят масленки и свечи. Канон поют отцы, назначаемые уставщиком1. Окончание утрени обычное.
1-й час (без кафизмы) соединяется с утреней. Звон на 3, 6, 9-й часы и литургию Преждеосвященных Даров — раньше, чем обычно. После литургии Преждеосвященных Даров из проскинитария уносится икона преподобной Марии Египетской.
Пяток 5-й седмицы
После 6-го часа великопостные пелены в храме заменяются на светлые, а в проскинитарии полагается икона Благовещения Пресвятой Богородицы.
На изобразительных — праздничное деревянное било, железное било и одна статия колоколов.
Повечерие малое (без акафиста).
Суббота 5-й седмицы [19]
Ради акафиста утреня начинается раньше. Полунощница опускается. Перед началом утрени, по обычаю, — будильный колокол, три раза ручное било (с промежутками в 15 минут), праздничное било, железное било и колокола на одну статию [20].
-----
1 Великий канон поется как обычно, правым и левым клиросами.
«Бог Господь...» — дважды медленно («древнего» распева) и дважды обиходно. Тропарь «Поведенное тайно...» — дважды медленно («древнего» распева) [21] и единожды обиходно. Затем следует 16-я кафизма, на которой пономарь ставит перед местной иконой Пресвятой Богородицы складной аналой, а между ним и иконой две выносные свечи, как предписывается в последовании акафистного пения. После первой кафизмы при медленном пении «Взбранной Воеводе...» священник кадит храм, как на акафистах в предыдущие субботы. После первой статии акафиста полагается чтение. Во время пения обиходного «Взбранной Воеводе...» пономарь возжигает светильник для чтения и ставит под ним складной аналой1.
На 1-й песни канона каждения нет, поскольку Евангелие на утрене не читается. Во время пения 1 — 3-й песней канона горят свечи (масленки) четырех подвесных крестов и остальные свечи и масленки. Затем они гасятся, а на 8-й песни возжигаются снова вместе с гентекиями и половиной хороса. Совершается помазание2. На последнем «Святый Боже...» в конце великого славословия все масленки, свечи, гентекии и хорос гасятся. Окончание службы — как на малые Богородичные праздники.
Пяток 6-й седмицы
После 6-го часа собор украшается светлыми праздничными пеленами. На 9-м часе в проскинитарии полагается икона Воскрешения праведного Лазаря. На изобразительных — праздничные деревянное и железное била и одна статия больших колоколов.
--------
1 Акафист читается на 4 статии: 1-я — после первой кафизмы, 2-я — после второй кафизмы, 3-я — после 3-й песни и 4-я — после 6-й песни. Каждая статия читается одним из священников в порядке старшинства.
2 В большинстве обителей помазание не совершается.
Повечерие малое без акафиста. Звон к повечерию раньше, потому что на нем поется канон святому Лазарю.
С этого дня до субботы Светлой седмицы включительно опускаются Минея, Октоих, молебны и Богородичные каноны из Феотокариона. В этот период не бывает также заупокойного колива и колива в честь святых (кроме праздников святого великомученика Георгия и «Живоносного Источника»1). (См. ч. 3, гл. 1, «Апрель» и гл. 3, «Пяток Светлой седмицы»),
Лазарева суббота
На полунощнице (обычной) — праздничные деревянное и железное била и великие колокола на одну статию. На утрене полагается чтение праздника. На 1-й песни канона не бывает каждения, поскольку Евангелие перед каноном не читается. На канон возжигаются свечи (масленки) всех подвесных крестов, остальные свечи и масленки.
Божественная литургия совершается в приделе или в усыпальнице (без колива).
С этого дня до 22 сентября на полунощнице не читается молитва «Господи Вседержителю...»2.
Неделя ваий
Всенощное бдение. Впроскинитарии — икона Входа Господня в Иерусалим. Воскресные песнопения опускаются. Полагается чтение праздника. Перед чтением Евангелия на утрене пономарь выносит корзину с крестообразно связанными лавровыми ветвями [22] и ставит ее на столике перед местной Господской иконой.
-----
1 В обители святого Павла коливо в вышеуказанный период освящается также 25 апреля, в честь святого апостола и евангелиста Марка.
2 Согласно указанию Часослова.
Когда священник, читающий Евангелие, доходит до слов резаху ветви от древ и постилахупо пути (Мф. 21,8), два пономаря, в мантиях (без куколей, в одних камилавках, ради чтения Евангелия), начинают разбрасывать по всему храму лавровые листья из корзин, начиная с горнего места в алтаре.
После Евангелия пономарь ставит возжженную выносную свечу между местной Господской иконой и столиком с лавровыми ветвями. Священник читает молитву «еже благословити вайя». По окончании молитвы пономарь ставит столик с ветвями возле архиерейского места. Совершается вынос Евангелия (только под большое паникадило) с преднесением выносной свечи и поклонение Евангелию. Игумен стоит на ступеньках архиерейского места и дает каждому, приложившемуся к Евангелию, крест из лавровых ветвей со словами: «Доброго Воскресения!»1 Далее — обычное последование всенощного бдения.
Пономари при совершении входов, священник при произнесении отпустов и раздаче антидора, диаконы на ектениях и все братия в течение всего бдения и литургии, а также во время святого причащения держат в левой руке крест из лавровых ветвей как символ победы «Благословенного, грядущего во имя Господне».
На проскомидии священник заготавливает три Агнца для трех литургий Преждеосвященных Даров.
«Неделя ваий вечера». Отдание праздника со звоном и входом на вечерне. Возжигаются масленки (свечи) креста Царских врат, остальные масленки и свечи. Повечерие, на котором поется трипеснец, читается в притворе.
После отдания праздника лавровые листья убираются. Собор украшается великопостными епитрахилями, пеленами, лампадами темных цветов. Существует традиция завешивать подсвечники в соборе темным крепом на всю высоту подставки.
--------
1 Эти слова означают пожелание достойно встретить Пасху.