Примечания к 3-й главе
1. Это может делать брат, на которого возложено послушание звонить в колокола, именуемый звонарем (καμπανάρης).
2. Праздничные деревянное и железное била находятся на звоннице.
3. Если в алтаре есть диакон, то обычно разжигает кадило он.
4. Речь идет об изобретении святителя Иоанна Златоуста — кресте из бронзы с двумя прикрепленными сбоку масленками (или подсвечниками) и лампадой, которая подвешивается в нижней части креста (см. рисунок на с. 213). Такие кресты в храмах вешают перед Распятием, увенчивающим иконостас. При необходимости зажечь или погасить масленки и лампаду, крест опускается вниз на шнуре. В нашей келлии в приделе святителя Иоанна Златоуста в честь святого и его изобретения масленки и лампады креста Царских врат возжигаются ежедневно, даже если в этом приделе не совершается служба.
5. На больших подсвечниках, кроме масленок, находятся также свечи, вставленные в гентекии (γεντέκια) — высокие деревянные трубки с бронзовыми гнездами для свечей в верхней части (см. рисунок на с. 210).
6. Когда, согласно Типикону, положен вход, священник, облаченный в фелонь, кадит кадилом.
Сионом (κιβωτός) называется маленький металлический (или деревянный) кивот в форме храма, с ящичком для ладана (см. рисунок на с. 214). Диакон, с воздухом, ставит сион себе на левое плечо.
Пономарь ожидает диакона в притворе и подкладывает ему в кадильницу ладан из сиона.
В Иверском монастыре используется маленький кивот-церковка. Диакон ставит его на ладонь, покрытую ручным платом вместо воздуха.
7. Поскольку в последнее время в некоторых афонских обителях каждое воскресенье бывает соборное служение, то чтец возглашает прокимен, стоя в своей стасидии.
8. Под большим паникадилом чтец стоит всегда без куколя.
9. Мы говорим об одной статии в отличие от трех статий, которые бывают на Господские и Богородичные праздники1.
10. На Святой Горе имеется древнейшая традиция петь «Честнейшую...» после четвертого Троична «Из мертвых видевши...». В древности этой традиции убеждает предание о чудесном добавлении архангелом Гавриилом слов «Достойно есть яко воистинну» к уже известному гимну святого Космы Маюмского «Честнейшую херувим...» перед чудотворной иконой «Достойно есть» на том же самом последовании полунощницы в X веке.
11. Если случится отдание Господского или Богородичного праздника или праздник святого, то вместо ипа-кои поется соответствующий тропарь2.
12. Воскресные тропари по Непорочнах поются медленно, музыкально (см. «"Ορθρος» монаха Андрея Свято-горца).
13. Диакон в течение всего года служит в воскресные дни, а также в дни памяти особо чтимых святых, на Господские и Богородичные праздники и в дни их отдания.
14. В храме Протата в железное било звонит чтец в начале чтения Непорочных. Однако более распространена практика звонить в железное било на степеннах, как и предписывает савваитский устав.
15. По древним уставам, священник не касается Евангелия обнаженными руками, но покрывает их фелонью — «имый фелонь опущен долу».
--------
1 См. сноску 1 нас. 18.
2 Или не поется ничего.
Древние фелони были большими и длинными как спереди, так и сзади. Они опускались примерно до колен священника и покрывали их. Когда священник хотел благословить, совершить проскомидию и тому подобное, он поднимал переднюю часть фелони и освобождал руки. Когда нужно было взять в руки Евангелие — на входе вечерни и литургии и на поклонении Евангелию на утрене, — священник опускал переднюю часть фелони и покрывал руки. Эта особенность очень хорошо отражена в древних иконах, на которых ни один святитель не изображался держащим Евангелие непокрытыми руками, как по незнанию изображают сейчас святителей некоторые иконописцы.
Поэтому все братия, не снимая куколей, прикладываются по очереди к Евангелию, а руку священника не целуют.
16. См. план храма на с. 217.
17. Если проскинитарий недостаточно велик, то к нему с левой стороны приставляется аналой — когда необходимо положить две иконы.
На буднях в проскинитарий полагается икона Христа с молящимися Божией Матерью и Предтечей («Τρίμορφον»)1, а в воскресные дни — икона Воскресения Христова (см. рисунок на с. 216).
18. Когда поются каноны Октоиха и Минеи, то есть в будни и в воскресные дни, стихословятся библейские песни.
Правый хор начинает первую песнь Моисееву «Господеви поим...» на глас Ирмология. Левый хор продолжает «Помощник и Покровитель...» и так далее анти-фонно. Со стиха «Рече враг...» начинается стихословие ирмосов и тропарей канона на 14. В конце — катавасия. Затем начинается третья библейская песнь, которая поется подобным же образом.
------
1 В будни в проскинитарий может находиться также икона храмового праздника или святого.
В последнее время используется специальная книга под названием «Стихословие девяти песней» («Στιχολογία τών έννέα ώδών»). Согласно дающимся в ней указаниям, правый хор начинает с ирмоса, левый хор поет первый воскресный тропарь с припевом «Слава святому воскресению Твоему, Господи» и правый сразу же начинает пение прочих 12-ти тропарей.
Согласно с преобладающим чином, в нашем тексте говорится о произнесении чтецом на левом клиросе «Слава святому воскресению Твоему, Господи» или об отсутствии этого припева.
19. Обычно эти песни читаются (подряд), а в конце подряд поются их катавасии, то есть после катавасий 4, 5 и 6-й песней следуют малая ектения, синаксарий, песни
7-я и 8-я, их катавасии и возглашение «Богородицу и Матерь Света...».
Если промежуточные (4, 5, 6, 7, 8-я) песни поются, то библейские песни не стихословятся, но тропарям песней предшествуют обычные припевы канонов. Пономарь в начале 4-й песни гасит лампаду и масленки креста Царских врат, остальные масленки и свечи, а в конце
8-й песни возжигает их снова.
20. В праздники святых и в дни отдания Господских и Богородичных праздников поется соответствующий славник, а евангельская стихира читается в начале 1-го часа (если часы опускаются, она поется перед «Днесь спасение...»).
21. На первые четыре гласа поется «Днесь спасение...», на последние четыре — «Воскрес из гроба...» (см. ΄Ωρολόγίον, σ.72).
22. Звон в железное било призывает труждающихся (поваров, трапезников и несущих другие послушания) в храм для слушания Евангелия.
23. Этот чин отражает традицию древней Церкви, по которой амвон находился в середине храма.
24. Панагиар (παναγιάριον) — особый деревянный сосуд, состоящий из двух сферических полых частей, под-
ходящих одна к другой. В верхней его части изображается образ Божией Матери «Ширшая небес» («ή Πλατυτέρα»), в нижней — «Странноприимство Авраамово» («Троица ветхозаветная»).
Знаменит панагиар царицы Пульхерии из камня стеатита, драгоценное сокровище Ксиропотамского монастыря.
25. Воздухом (άήρ), помимо известного покрова для честных даров, называется четырехугольный плат с крестом посередине, который используется во время каждения кацией. В воскресные и праздничные дни пономарь кадит с воздухом. Для этого он закрепляет верхний левый край воздуха на левом плече и продевает один из пальцев правой руки в петельку, которая имеется в верхней правой части воздуха. В будни каждение совершается с ручным платом, который кладется на запястье руки кадящего. Ручной плат — это небольшой четырехугольный кусок ткани, углы которого украшены крестами (см. рисунки нас. 212—213).
26. То есть в обычной, не архиерейской мантии.
27. Жезл (χαζράνιον или ράβδος) — игуменский деревянный короткий жезл с серебряной ручкой (см. рисунок на с. 214).
28. Полное последование трапезы можно найти в Часослове или, в более подробном виде, в брошюре «Чин и последование Трапезы» (Τάξις καί άκολουθία τής Τραπέζης, έκδόσεις ΄Αγιορειτών Пατέρων, "Αγιον "Ορος 1980).
ГЛАВА 4
ЧИН, БЫВАЕМЫЙ НА ПАМЯТЬ
СВЯТОГО, ПОЧИТАЕМОГО ПОЛИЕЛЕЕМ1
Й час. Вечерня
а «Славе» 9-го часа знаменают в праздничное било, железное било и в колокола на одну статию.
Пономарь после кондака 9-го часа полагает в проскинитарий икону святого, возжигает свечу проскинитария и готовит кадило для каждения на «Господи, воззвах...». Облачается иеродиакон.
Поскору (на 5-й глас) поется первая «Слава» первой кафизмы «Блажен муж...». Пономарь возжигает масленки и лампаду креста Царских врат и свечи и масленки в проскинитариях.
Совершается вход. Если после вечерни служится молебен, то на нем используется праздничная кация.
Повечерие
Акафист Божией Матери может заменяться на акафист празднуемому святому2.
-----------
1 У авторов книги полиелейная служба названа όρθρος βαθύς — букв. «утро глубоко». Этим термином могут обозначаться полиелейные утрени, а также утренние богослужения, начинаемые ранее обычного времени (например, навечерия в некоторых случаях и др.). При переводе текста использована более точная святогорская богослужебная терминология.
2 В обители св. Павла случаи замены акафиста бывают 4—5 раз в году. При этом акафист Божией Матери читается на повечерии следующего дня.
Полунощница с литией1
Священник возглашает «Благословен Бог наш...» в притворе. В конце 50-го псалма знаменают в праздничное деревянное било, в железное било и в колокола.
Перед «Помилуй нас, Господи, помилуй нас...» игумен начинает петь первую стихиру на литии святому обители. Затем клиросы поют стихиры на литии празднуемому святому и после этого «Помилуй нас, Господи...» и все положенное на литии. После «Трисвятого» — тропарь святому и малый отпуст.
Утреня. 1-й час
На первой «Славе» второй кафизмы на утрене пономарь разжигает праздничную кацию. В конце второй «Славы» [1] пономарь берет шест со свечой на конце [2] и возжигает малое паникадило (т.е. паникадило, находящееся между большим паникадилом и алтарем) [3].
Под управлением канонарха поется Богородичен се-дальнов по второй кафизме. По окончании Богородична канонарх, повернувшись к правому клиросу, возглашает «Раби, Господа. Аллилуйя». Полиелей поется поскору (не музыкально, то есть не по нотам). Хор начинает петь 135-й псалом «Исповедайтеся Господеви...», а пономарь в это время кадит праздничной кацией с воздухом. Поются избранные стихи святому [4]. Сразу после них, если случится воскресный день, — тропари по Непорочнах, в иных случаях: «Слава», «Отцу поклонимся...», «И ныне», «Матерь Твою...». Пономарь гасит малое паникадило и возжигает масленки и лампаду креста Царских врат, свечи и масленки подсвечников. Затем он разжигает кадило для каждения на каноне.
После седальнов по полиелее канонарх возглашает «От юности моея», а пономарь творит поклон игумену
-----------
1 См. сноску 1 на с. 50.
и звонит в будничное железное било перед чтением Евангелия.
Седальны по третьей кафизме, степенны и «Всякое дыхание...» перед Евангелием — «старческие».
Канонарх, без куколя, под большим паникадилом возглашает прокимен со стихом. Пономарь возжигает выносную свечу и свечу Царских врат на чтение Евангелия.
На 1-й песни канона и на «Честнейшую...» диакон кадит храм [5]. Поются Богородичный канон и канон святому [6].
Если в обители есть мощи празднуемого святого, то совершается следующий чин. Пономарь во время пения 9-й песни канона ставит близ проскинитария с иконой празднуемого святого маленький столик. При чтении эксапостилария святого (седальна по 9-й песни) из Царских врат, кадя, исходит диакон с подсвечником [7] и за ним священник, несущий кивот со святыми мощами на уровне головы. Во время выноса святых мощей все исходят из стасидий и стоят с непокрытыми головами. Священник ставит мощи на столик, берет у диакона кадило и кадит мощи. Затем священник и диакон прикладываются к святым мощам и, сотворив «схиму», возвращаются в алтарь1.
С началом пения «Всякое дыхание...», которое поется на глас Ирмология антифонно, после слов «Хвалите Его вси ангели Его...» из алтаря исходит священник, обмакивает помазок [8] в лампаду проскинитария с иконой святого и встает между двумя большими подсвечниками лицом к западу2.
------------
1 В этот же момент и таким же образом выносятся для поклонения мощи празднуемых святых и на утренях всех других видов, кроме простой (т. е. если в обители есть мощи святого, то ему полагается служба со славословием и выше). В обители св. Павла святые мощи износятся из алтаря через северную, а вносятся в алтарь (в начале 1-го часа) через южную диаконскую дверь.
2 Обычно на полиелейных службах помазание не совершается. Совершается оно только на всенощных бдениях, по указанному в тексте чину. Если в обители есть мощи святого, то, независимо от вида службы, на утрене совершается указанный чин, только без помазания.
Игумен прикладывается к иконе святого, полагает три земных поклона перед святыми мощами, снимает скуфью и куколь, прикладывается к мощам, надевает скуфью с куколем и снова полагает три земных поклона.
Приложившись к мощам, игумен подходит к седмичному, берет из его руки помазок и крестообразно помазывает ему чело. Седмичный таким же образом помазывает игумена и оба кланяются друг другу. Затем игумен творит «схиму» под большим паникадилом и возвращается в свою стасидию.
Следующий по старшинству иеромонах также прикладывается, подходит для помазания к седмичному1, лобызает его десницу и творит «схиму». Так же и прочие отцы по чину.
На помазание отцы подходят с покрытой головой и только немного приподнимают скуфью, чтобы на нее не попал елей. После помазания всех присутствующих седмичный творит «схиму» под большим паникадилом и возвращается в алтарь [9]. В начале 1-го часа священник уносит мощи в алтарь (действия священника такие же, как и при выносе мощей), а пономарь знаменает в будильный колокол и ручное деревянное било на три статии, обходя вокруг соборного храма.
Часы 3-й и 6-й
Перед 3-м часом пономарь переносит икону святого в придел, где должна совершаться божественная литургия2. На «Славе» 6-го часа — праздничное деревянное било, железное било и колокола на одну статию.
----------
1То есть все прочие иереи помазываются седмичным.
2В монастыре св. Павла и во многих других обителях божественная литургия в праздники, когда бывает полиелей, совершается в главном алтаре соборного храма.
Божественная Литургия
Херувимская поется на глас, выбранный певчим (не обязательно на глас седмицы). На заамвонной молитве пономарь ставит перед выносной свечой возле иконы святого столик с коливом.
По заамвонной молитве правый клирос поет тропарь святому, левый — «Слава» и кондак [10], правый — «И ныне», «Предстательством, Господи, всех святых Твоих и Богородицы Твой мир даждь нам и помилуй нас, яко един щедр» на 1-й глас. Диакон с началом пения тропарей исходит из алтаря, кадит коливо, придел и — на «И ныне» — исходящего из алтаря священника. После тропарей диакон возглашает «Господу помолимся», и священник читает молитву «Вся совершивый словом Твоим...»1.
После молитвы поется «Буди имя Господне...» (трижды) и совершается отпуст. Пономарь убирает столик с коливом.