Примечания к 3-й главе

1. Это может делать брат, на которого возложено по­слушание звонить в колокола, именуемый звонарем (κα­μπανάρης).

2. Праздничные деревянное и железное била находятся на звоннице.

3. Если в алтаре есть диакон, то обычно разжигает ка­дило он.

4. Речь идет об изобретении святителя Иоанна Злато­уста — кресте из бронзы с двумя прикрепленными сбо­ку масленками (или подсвечниками) и лампадой, кото­рая подвешивается в нижней части креста (см. рисунок на с. 213). Такие кресты в храмах вешают перед Распя­тием, увенчивающим иконостас. При необходимости за­жечь или погасить масленки и лампаду, крест опускает­ся вниз на шнуре. В нашей келлии в приделе святите­ля Иоанна Златоуста в честь святого и его изобретения масленки и лампады креста Царских врат возжигаются ежедневно, даже если в этом приделе не совершается служба.

5. На больших подсвечниках, кроме масленок, нахо­дятся также свечи, вставленные в гентекии (γεντέκια) — высокие деревянные трубки с бронзовыми гнездами для свечей в верхней части (см. рисунок на с. 210).

6. Когда, согласно Типикону, положен вход, священ­ник, облаченный в фелонь, кадит кадилом.

Сионом (κιβωτός) называется маленький металличес­кий (или деревянный) кивот в форме храма, с ящичком для ладана (см. рисунок на с. 214). Диакон, с воздухом, ставит сион себе на левое плечо.

Пономарь ожидает диакона в притворе и подклады­вает ему в кадильницу ладан из сиона.

В Иверском монастыре используется маленький ки­вот-церковка. Диакон ставит его на ладонь, покрытую ручным платом вместо воздуха.

7. Поскольку в последнее время в некоторых афон­ских обителях каждое воскресенье бывает соборное слу­жение, то чтец возглашает прокимен, стоя в своей стасидии.

8. Под большим паникадилом чтец стоит всегда без куколя.

9. Мы говорим об одной статии в отличие от трех статий, которые бывают на Господские и Богородичные праздники1.

10. На Святой Горе имеется древнейшая традиция петь «Честнейшую...» после четвертого Троична «Из мертвых видевши...». В древности этой традиции убеж­дает предание о чудесном добавлении архангелом Гаври­илом слов «Достойно есть яко воистинну» к уже извест­ному гимну святого Космы Маюмского «Честнейшую херувим...» перед чудотворной иконой «Достойно есть» на том же самом последовании полунощницы в X веке.

11. Если случится отдание Господского или Богоро­дичного праздника или праздник святого, то вместо ипа-кои поется соответствующий тропарь2.

12. Воскресные тропари по Непорочнах поются мед­ленно, музыкально (см. «"Ορθρος» монаха Андрея Свято-горца).

13. Диакон в течение всего года служит в воскресные дни, а также в дни памяти особо чтимых святых, на Гос­подские и Богородичные праздники и в дни их отдания.

14. В храме Протата в железное било звонит чтец в начале чтения Непорочных. Однако более распростра­нена практика звонить в железное било на степеннах, как и предписывает савваитский устав.

15. По древним уставам, священник не касается Евангелия обнаженными руками, но покрывает их фе­лонью — «имый фелонь опущен долу».

--------

1 См. сноску 1 нас. 18.

2 Или не поется ничего.

Древние фелони были большими и длинными как спереди, так и сзади. Они опускались примерно до колен священника и покрывали их. Когда священник хотел благословить, совершить проскомидию и тому подоб­ное, он поднимал переднюю часть фелони и освобождал руки. Когда нужно было взять в руки Евангелие — на входе вечерни и литургии и на поклонении Евангелию на утрене, — священник опускал переднюю часть фело­ни и покрывал руки. Эта особенность очень хорошо от­ражена в древних иконах, на которых ни один святитель не изображался держащим Евангелие непокрытыми ру­ками, как по незнанию изображают сейчас святителей некоторые иконописцы.

Поэтому все братия, не снимая куколей, приклады­ваются по очереди к Евангелию, а руку священника не целуют.

16. См. план храма на с. 217.

17. Если проскинитарий недостаточно велик, то к не­му с левой стороны приставляется аналой — когда необ­ходимо положить две иконы.

На буднях в проскинитарий полагается икона Христа с молящимися Божией Матерью и Предтечей («Τρίμορ­φον»)1, а в воскресные дни — икона Воскресения Христо­ва (см. рисунок на с. 216).

18. Когда поются каноны Октоиха и Минеи, то есть в будни и в воскресные дни, стихословятся библейские песни.

Правый хор начинает первую песнь Моисееву «Господеви поим...» на глас Ирмология. Левый хор продол­жает «Помощник и Покровитель...» и так далее анти-фонно. Со стиха «Рече враг...» начинается стихословие ирмосов и тропарей канона на 14. В конце — катавасия. Затем начинается третья библейская песнь, которая по­ется подобным же образом.

------

1 В будни в проскинитарий может находиться также икона храмового праздника или святого.

В последнее время используется специальная книга под названием «Стихословие девяти песней» («Στιχολογία τών έννέα ώδών»). Согласно дающимся в ней указаниям, правый хор начинает с ирмоса, левый хор поет первый воскресный тропарь с припевом «Слава святому воскре­сению Твоему, Господи» и правый сразу же начинает пе­ние прочих 12-ти тропарей.

Согласно с преобладающим чином, в нашем тексте говорится о произнесении чтецом на левом клиросе «Слава святому воскресению Твоему, Господи» или об отсутствии этого припева.

19. Обычно эти песни читаются (подряд), а в конце подряд поются их катавасии, то есть после катавасий 4, 5 и 6-й песней следуют малая ектения, синаксарий, песни

7-я и 8-я, их катавасии и возглашение «Богородицу и Матерь Света...».

Если промежуточные (4, 5, 6, 7, 8-я) песни поются, то библейские песни не стихословятся, но тропарям пес­ней предшествуют обычные припевы канонов. Поно­марь в начале 4-й песни гасит лампаду и масленки крес­та Царских врат, остальные масленки и свечи, а в конце

8-й песни возжигает их снова.

20. В праздники святых и в дни отдания Господ­ских и Богородичных праздников поется соответствую­щий славник, а евангельская стихира читается в начале 1-го часа (если часы опускаются, она поется перед «Днесь спасение...»).

21. На первые четыре гласа поется «Днесь спасе­ние...», на последние четыре — «Воскрес из гроба...» (см. ΄Ωρολόγίον, σ.72).

22. Звон в железное било призывает труждающихся (поваров, трапезников и несущих другие послушания) в храм для слушания Евангелия.

23. Этот чин отражает традицию древней Церкви, по которой амвон находился в середине храма.

24. Панагиар (παναγιάριον) — особый деревянный со­суд, состоящий из двух сферических полых частей, под-

ходящих одна к другой. В верхней его части изображает­ся образ Божией Матери «Ширшая небес» («ή Πλατυτέρα»), в нижней — «Странноприимство Авраамово» («Троица ветхозаветная»).

Знаменит панагиар царицы Пульхерии из камня сте­атита, драгоценное сокровище Ксиропотамского монас­тыря.

25. Воздухом (άήρ), помимо известного покрова для честных даров, называется четырехугольный плат с крес­том посередине, который используется во время кажде­ния кацией. В воскресные и праздничные дни пономарь кадит с воздухом. Для этого он закрепляет верхний ле­вый край воздуха на левом плече и продевает один из пальцев правой руки в петельку, которая имеется в верх­ней правой части воздуха. В будни каждение совершает­ся с ручным платом, который кладется на запястье руки кадящего. Ручной плат — это небольшой четырехуголь­ный кусок ткани, углы которого украшены крестами (см. рисунки нас. 212—213).

26. То есть в обычной, не архиерейской мантии.

27. Жезл (χαζράνιον или ράβδος) — игуменский деревян­ный короткий жезл с серебряной ручкой (см. рисунок на с. 214).

примечания к 3-й главе - student2.ru

28. Полное последование трапезы можно найти в Ча­сослове или, в более подробном виде, в брошюре «Чин и последование Трапезы» (Τάξις καί άκολουθία τής Τραπέζης, έκδόσεις ΄Αγιορειτών Пατέρων, "Αγιον "Ορος 1980).


примечания к 3-й главе - student2.ru

ГЛАВА 4
ЧИН, БЫВАЕМЫЙ НА ПАМЯТЬ
СВЯТОГО, ПОЧИТАЕМОГО ПОЛИЕЛЕЕМ1

Й час. Вечерня


примечания к 3-й главе - student2.ru

а «Славе» 9-го часа знаменают в праздничное било, железное било и в колокола на одну статию.

Пономарь после кондака 9-го часа полагает в проскинитарий икону святого, возжигает свечу про­скинитария и готовит кадило для каждения на «Господи, воззвах...». Облачается иеродиакон.

Поскору (на 5-й глас) поется первая «Слава» первой кафизмы «Блажен муж...». Пономарь возжигает маслен­ки и лампаду креста Царских врат и свечи и масленки в проскинитариях.

Совершается вход. Если после вечерни служится мо­лебен, то на нем используется праздничная кация.

Повечерие

Акафист Божией Матери может заменяться на ака­фист празднуемому святому2.

-----------

1 У авторов книги полиелейная служба названа όρθρος βαθύς — букв. «утро глубоко». Этим термином могут обозначаться полиелейные утрени, а также утренние богослужения, начинаемые ранее обычного времени (например, навечерия в некоторых случаях и др.). При переводе текста ис­пользована более точная святогорская богослужебная терминология.

2 В обители св. Павла случаи замены акафиста бывают 4—5 раз в году. При этом акафист Божией Матери читается на повечерии следующего дня.

Полунощница с литией1

Священник возглашает «Благословен Бог наш...» в притворе. В конце 50-го псалма знаменают в празднич­ное деревянное било, в железное било и в колокола.

Перед «Помилуй нас, Господи, помилуй нас...» игу­мен начинает петь первую стихиру на литии святому обители. Затем клиросы поют стихиры на литии празд­нуемому святому и после этого «Помилуй нас, Госпо­ди...» и все положенное на литии. После «Трисвятого» — тропарь святому и малый отпуст.

Утреня. 1-й час

На первой «Славе» второй кафизмы на утрене поно­марь разжигает праздничную кацию. В конце второй «Славы» [1] пономарь берет шест со свечой на конце [2] и возжигает малое паникадило (т.е. паникадило, находя­щееся между большим паникадилом и алтарем) [3].

Под управлением канонарха поется Богородичен се-дальнов по второй кафизме. По окончании Богородична канонарх, повернувшись к правому клиросу, возглаша­ет «Раби, Господа. Аллилуйя». Полиелей поется поскору (не музыкально, то есть не по нотам). Хор начинает петь 135-й псалом «Исповедайтеся Господеви...», а пономарь в это время кадит праздничной кацией с воздухом. По­ются избранные стихи святому [4]. Сразу после них, если случится воскресный день, — тропари по Непорочнах, в иных случаях: «Слава», «Отцу поклонимся...», «И ныне», «Матерь Твою...». Пономарь гасит малое паникадило и возжигает масленки и лампаду креста Царских врат, све­чи и масленки подсвечников. Затем он разжигает кадило для каждения на каноне.

После седальнов по полиелее канонарх возглашает «От юности моея», а пономарь творит поклон игумену

-----------

1 См. сноску 1 на с. 50.

и звонит в будничное железное било перед чтением Евангелия.

Седальны по третьей кафизме, степенны и «Всякое дыхание...» перед Евангелием — «старческие».

Канонарх, без куколя, под большим паникадилом воз­глашает прокимен со стихом. Пономарь возжигает вы­носную свечу и свечу Царских врат на чтение Евангелия.

На 1-й песни канона и на «Честнейшую...» диакон кадит храм [5]. Поются Богородичный канон и канон святому [6].

Если в обители есть мощи празднуемого святого, то совершается следующий чин. Пономарь во время пения 9-й песни канона ставит близ проскинитария с иконой празднуемого святого маленький столик. При чтении эксапостилария святого (седальна по 9-й песни) из Цар­ских врат, кадя, исходит диакон с подсвечником [7] и за ним священник, несущий кивот со святыми мощами на уровне головы. Во время выноса святых мощей все исхо­дят из стасидий и стоят с непокрытыми головами. Свя­щенник ставит мощи на столик, берет у диакона кадило и кадит мощи. Затем священник и диакон прикладыва­ются к святым мощам и, сотворив «схиму», возвращают­ся в алтарь1.

С началом пения «Всякое дыхание...», которое поет­ся на глас Ирмология антифонно, после слов «Хвалите Его вси ангели Его...» из алтаря исходит священник, об­макивает помазок [8] в лампаду проскинитария с иконой святого и встает между двумя большими подсвечниками лицом к западу2.

------------

1 В этот же момент и таким же образом выносятся для поклонения мощи празднуемых святых и на утренях всех других видов, кроме простой (т. е. если в обители есть мощи святого, то ему полагается служба со сла­вословием и выше). В обители св. Павла святые мощи износятся из алта­ря через северную, а вносятся в алтарь (в начале 1-го часа) через южную диаконскую дверь.

2 Обычно на полиелейных службах помазание не совершается. Со­вершается оно только на всенощных бдениях, по указанному в тексте чи­ну. Если в обители есть мощи святого, то, независимо от вида службы, на утрене совершается указанный чин, только без помазания.

Игумен прикладывается к иконе святого, полагает три земных поклона перед святыми мощами, снимает скуфью и куколь, прикладывается к мощам, надевает скуфью с куколем и снова полагает три земных поклона.

Приложившись к мощам, игумен подходит к седмич­ному, берет из его руки помазок и крестообразно пома­зывает ему чело. Седмичный таким же образом помазы­вает игумена и оба кланяются друг другу. Затем игумен творит «схиму» под большим паникадилом и возвраща­ется в свою стасидию.

Следующий по старшинству иеромонах также при­кладывается, подходит для помазания к седмичному1, лобызает его десницу и творит «схиму». Так же и прочие отцы по чину.

На помазание отцы подходят с покрытой головой и только немного приподнимают скуфью, чтобы на нее не попал елей. После помазания всех присутствующих сед­мичный творит «схиму» под большим паникадилом и возвращается в алтарь [9]. В начале 1-го часа священник уносит мощи в алтарь (действия священника такие же, как и при выносе мощей), а пономарь знаменает в бу­дильный колокол и ручное деревянное било на три ста­тии, обходя вокруг соборного храма.

Часы 3-й и 6-й

Перед 3-м часом пономарь переносит икону святого в придел, где должна совершаться божественная литур­гия2. На «Славе» 6-го часа — праздничное деревянное било, железное било и колокола на одну статию.

----------

1То есть все прочие иереи помазываются седмичным.

2В монастыре св. Павла и во многих других обителях божественная литургия в праздники, когда бывает полиелей, совершается в главном ал­таре соборного храма.

Божественная Литургия

Херувимская поется на глас, выбранный певчим (не обязательно на глас седмицы). На заамвонной молитве пономарь ставит перед выносной свечой возле иконы святого столик с коливом.

По заамвонной молитве правый клирос поет тропарь святому, левый — «Слава» и кондак [10], правый — «И ныне», «Предстательством, Господи, всех святых Твоих и Богородицы Твой мир даждь нам и помилуй нас, яко един щедр» на 1-й глас. Диакон с началом пения тропа­рей исходит из алтаря, кадит коливо, придел и — на «И ныне» — исходящего из алтаря священника. После тро­парей диакон возглашает «Господу помолимся», и свя­щенник читает молитву «Вся совершивый словом Тво­им...»1.

После молитвы поется «Буди имя Господне...» (трижды) и совершается отпуст. Пономарь убирает сто­лик с коливом.

Наши рекомендации