ПРИМЕЧАНИЯ КО 2-Й ГЛАВЕ. 1. В Великой Лавре существует традиция петь катава­сию «Отверзу уста моя» во все

1. В Великой Лавре существует традиция петь катава­сию «Отверзу уста моя...» во все недели периода Пост­ной Триоди (кроме праздника Сретения).

2. Κατηχήσεις 'Αγίου Θεοδώρου Στουδίτου, ‘έκδ. Σ. Σχοινά, Βόλος Ι9751·

3. По уставу Великой Лавры свечи не раздаются.

4. В некоторых монастырях панихида служится в притворе. Гасятся свечи и лампады в средней части хра­ма, закрывается завеса царских дверей притвора, перед Господской иконой в притворе ставится коливо.

5. Поскольку «Куварас» Великой Лавры — очень бо­льшая книга, составление которой началось при препо­добном Афанасии (X век), то в одном из приделов со­борного храма ставится складной аналой со свечой и все священники Лавры, в епитрахилях, по очереди читают «Куварас» в течение всей службы.

6. В некоторых монастырях воскресные покровы ме­няются на великопостные после входа на вечерне (по крайней мере, на святом престоле).

7. В монастыре преподобного Григория звонят по-погребальному (πενθίμως).

8. Порядок чтений см. в Триоди.

9. В святогорских монастырях молитва не произно­сится священником вслух, как в приходских храмах, прихожане которых не знают молитву наизусть2.

-----------

1 В другие дни седмицы Святой четыредесятницы читаются творения других святых отцов (см. сноску 1 на с. 17). Согласно Типикону монасты­ря преподобного Дионисия, «Оглашение» («Огласительные поучения») преподобного Феодора Студита читается с 1 по 14 сентября каждый день, с 15 сентября по 14 ноября — каждое воскресенье, с 14 ноября до Рож­дества Христова — ежедневно, начиная с первого поучения. В Великую же четыредесятницу — в воскресенье, среду и пятницу. См. Τυπικόν Διο­νυσίου, σ. 6.

2 См. сноску 2 на с. 141.

10. Кроме трех первых дней 1-й седмицы Великого поста. Если в эти дни случится празднование святому, то оно переносится на Сырную седмицу или на другие дни, по изволению уставщика.

11. После Великого канона возможно чтение акафис­та Пресвятой Богородице.

12. В древнем храме Протата и в других местах на ли­тургии Преждеосвященных Даров на великом входе пе­ред служащим священником обычно идет другой обла­ченный в епитрахиль священник с напрестольной све­чой в руке, кадящий Святые Дары (если нет диакона).

13. Есть обычай (однако не во всех афонских обите­лях) начиная с пятка 1-й седмицы Великого поста читать часы без перерыва, то есть сразу после утрени.

14. Последование акафиста на повечерии в пяток ве­чером во всю Святую четыредесятницу — это новейший обычай, поэтому в древних уставах нет особых указаний на этот счет и упоминается только обычное малое пове­черие. В связи с распространением на Святой Горе этого обычая в некоторых монастырях был введен колоколь­ный звон перед повечерием (в других обителях — благо­вест в железное било).

15. Медленное «Взбранной Воеводе...» на последова­нии акафиста на повечерии в пяток вечером в дни Свя­той четыредесятницы поется, если изволит уставщик.

16. См.: Τριώδιον,’έкδ. Φώς, σ, 236, 237·

17. Четвероевангелием (Τετραευαγγέλιον) называется собрание всех четырех Евангелий в одной книге.

18. Типикон Великой Лавры определяет начало утре­ни в четверток и субботу 5-й седмицы в 5.00.

19. См.: Τριώδιον, ‘έκδ. Φώς, σ. 321 κ. έξ.

20. В Великой Лавре звонят в великие колокола на три статии.

21. Этот тропарь включен в изданные музыкальные сборники вечерни (например, Μουσικός Θησαυρός ‘Εσπερινού, ‘΄Αγιον ‘΄Ορος 1931)·

22. После литургии и трапезы в субботу совершается панкиния (см. ч. 2, гл. 6), на которой братия изготав­ливают кресты из лавровых ветвей и наполняют две корзины лавровыми листьями.

23. Утреня в Великие понедельник, вторник, среду, четверток, пяток и субботу начинается рано (как βαθύς ‘όρθρος — «утро глубоко»)1. В приходских храмах ради мо­лящихся, которые не могут прийти рано утром, утреня обычно совершается накануне вечером, но в монастырях должен соблюдаться правильный чин.

24. Полунощница на Страстной седмице читается в средней части храма.

25. В приходских храмах священники обычно кадят ручной (пономарской) кацией. Однако каждение свя­щеннической кацией, если таковая имеется, представ­ляется более правильным.

26. См. выше, примечание 21.

27. Для чтения страстных Евангелий в Великий пяток святогорские священники не облачаются в фелони, но только в мантии и епитрахили (в древнем храме Прота­та — в епитрахили красного цвета).

Красный (почти вишневый) цвет облачений считал­ся в византийскую эпоху траурным и одновременно тор­жественным. В Великие четверток, пяток и субботу храм Протата украшается пеленами красного цвета. Начиная же с вечерни Великой субботы священники облачаются в злато-красные облачения. Таким образом выражается исполненная радости печаль Православной Церкви. Чер­ные облачения, пелены и покровы — явление новое, по­явившееся на Востоке только в конце XIX века под влия­нием чрезмерной сентиментальности и театральности Римско-католической церкви.

28. В монастыре преподобного Григория уставные чтения полагаются после третьего, пятого и седьмого Евангелия.

----------

1 В монастыре св. Павла в 6.00.

29. Из «Άθωνιάς» Π. Филанфидиса.

30. См. выше, примечание 21.

31. Если нет диакона, то вместо него выходит один из священников, в епитрахили, с напрестольным подсвеч­ником и кадилом.

32. В 1864 году, при патриархе Константинопольском Софронии Амасийском, в Константинопольской Пат­риархии и в других поместных церквах был введен чин выноса Распятия, возможно, в подражание западным крестным ходам со статуей распятого Христа. В послед­нее время он совершается во многих монастырях, а так­же в Протате. Однако этот обычай исключительно пом­пезного и театрализованного выноса изображения рас­пятого Христа несовместим со строгостью и священной простотой православного богослужения. См. Типикон Великой Церкви Христа (Τυπικόν τής τού Χρίστού Μεγάλης ‘Εκκλησίας, ‘έкδ. Σαλιβέρου, σ. 4041).

Несмотря на вышеприведенные замечания, если в мона­стыре совершается указанный чин, то пономарь ста­вит пос­ле пятого Евангелия под большим паникадилом голгофу (ос­нование Распятия) и устанавливает на кресте Царских врат новые свечи (которые горят непрерывно до окончания вели­ких часов). Крест, с изображением распятого Христа, триж­ды обносится вокруг голгофы и устанавливается на ней, диакон во время обнесения ка­дит его с каждой из четы­рех сторон голгофы (так же, как 14 сентября). После изне­се­ния креста пономарь полага­ет в проскинитарии икону Распятия.

Чтения после изнесения креста произносятся возле проскинитария, чтобы читающий не поворачивался спи­ной к кресту.

33. См. певческий сборник «Музыкальная сокровищ­ница вечерни» (Μουσικός Θησαυρός ‘Εσπερινού, ‘΄Αγιον ‘΄Ορος 1931).

---------

1 О том, что чин выноса Распятия недавнего происхождения, свиде­тельствует отсутствие каких бы то ни было упоминаний о нем в Типиконе монастыря преподобного Дионисия, наиболее полном и авторитетном святогорском уставе XVII века (см. Τυπικόν Διονυσίου, σ. 481-483).

34. В некоторых монастырях пономарь кадит кацией без колокольчиков.

35. Начало вечерни как обычно — в 9.00 вечера или немного раньше.

36. На Афонской Горе не совершается чин снятия со креста тела Распятого, как в приходских храмах, по­скольку он совершенно чужд православным обычаям.

В Протате во время великих часов Распятие стоит не в центре храма, а перед проскинитарием, чтобы отцы могли прикладываться к нему. После того как в центре храма будет положена плащаница, Распятие ставится за • ней и стоит на этом месте в течение всей утрени Великой субботы.

В других монастырях Распятие уносится в алтарь пе­ред вечерней.

37. Плащаница полагается не в кувуклию, а на по­крытый белой пеленой простой столик-подставку, слег­ка наклоненный для того, чтобы она была видна.

38. См. «Музыкальную антологию» Иоанна Протопсалта («Μουσικόν ‘Απάνθισμα» ‘Ιωάννου Πρωτοψάλτου, Κωνσταν­τινούπολις 1904 (были переиздания)).

39. Обычно из «Άθωνιάς».

40. На утрене все ектений и возгласы произносятся не перед престолом в алтаре, а перед плащаницей.

41. Из «Ирмология» Петра Пелопоннесского («Είρμολόγιον άργόν» Πέτρου Πελοποννησίου, Κωνσταντινούπολις 1825 (были переиздания)).

42. В некоторых обителях (но не в Протате) в это вре­мя возжигают хорос и малые паникадила.

43. Тропари по Непорочнах из сборника Петра Лам­бадария, на 5-й глас.

44. Монахи несут не рипиды на длинных ручках, а только изображения херувимов с короткой ручкой у ос­нования.

45. Славник «Солнце, скрывшее...» находится в музы­кальных сборниках вечерни (см. выше, примечание 33).

46. Возглашения «Возмите врата...», произносимые в некоторых храмах в данный момент службы, на Святой Горе употребляются только при освящении храма.

47. Если в монастыре в каком-либо приделе или в ал­таре есть чудотворная икона Пресвятой Богородицы, то после служения перед ней молебна облаченные в фело­ни священники переносят ее к левой передней колонне соборного храма. Икона полагается на покрытый празд­ничной пеленой аналой, над которым устанавливается «небесный свод» («урания»), то есть зонт из ткани золо­того или красного цвета. В соборном храме чудотворная икона находится до крестного хода на Светлой седмице (см. гл. 3, «Понедельник Светлой седмицы»).

ПРИМЕЧАНИЯ КО 2-Й ГЛАВЕ. 1. В Великой Лавре существует традиция петь катава­сию «Отверзу уста моя» во все - student2.ru

Наши рекомендации