ПРИМЕЧАНИЯ КО 2-Й ГЛАВЕ. 1. В Великой Лавре существует традиция петь катавасию «Отверзу уста моя» во все
1. В Великой Лавре существует традиция петь катавасию «Отверзу уста моя...» во все недели периода Постной Триоди (кроме праздника Сретения).
2. Κατηχήσεις 'Αγίου Θεοδώρου Στουδίτου, ‘έκδ. Σ. Σχοινά, Βόλος Ι9751·
3. По уставу Великой Лавры свечи не раздаются.
4. В некоторых монастырях панихида служится в притворе. Гасятся свечи и лампады в средней части храма, закрывается завеса царских дверей притвора, перед Господской иконой в притворе ставится коливо.
5. Поскольку «Куварас» Великой Лавры — очень большая книга, составление которой началось при преподобном Афанасии (X век), то в одном из приделов соборного храма ставится складной аналой со свечой и все священники Лавры, в епитрахилях, по очереди читают «Куварас» в течение всей службы.
6. В некоторых монастырях воскресные покровы меняются на великопостные после входа на вечерне (по крайней мере, на святом престоле).
7. В монастыре преподобного Григория звонят по-погребальному (πενθίμως).
8. Порядок чтений см. в Триоди.
9. В святогорских монастырях молитва не произносится священником вслух, как в приходских храмах, прихожане которых не знают молитву наизусть2.
-----------
1 В другие дни седмицы Святой четыредесятницы читаются творения других святых отцов (см. сноску 1 на с. 17). Согласно Типикону монастыря преподобного Дионисия, «Оглашение» («Огласительные поучения») преподобного Феодора Студита читается с 1 по 14 сентября каждый день, с 15 сентября по 14 ноября — каждое воскресенье, с 14 ноября до Рождества Христова — ежедневно, начиная с первого поучения. В Великую же четыредесятницу — в воскресенье, среду и пятницу. См. Τυπικόν Διονυσίου, σ. 6.
2 См. сноску 2 на с. 141.
10. Кроме трех первых дней 1-й седмицы Великого поста. Если в эти дни случится празднование святому, то оно переносится на Сырную седмицу или на другие дни, по изволению уставщика.
11. После Великого канона возможно чтение акафиста Пресвятой Богородице.
12. В древнем храме Протата и в других местах на литургии Преждеосвященных Даров на великом входе перед служащим священником обычно идет другой облаченный в епитрахиль священник с напрестольной свечой в руке, кадящий Святые Дары (если нет диакона).
13. Есть обычай (однако не во всех афонских обителях) начиная с пятка 1-й седмицы Великого поста читать часы без перерыва, то есть сразу после утрени.
14. Последование акафиста на повечерии в пяток вечером во всю Святую четыредесятницу — это новейший обычай, поэтому в древних уставах нет особых указаний на этот счет и упоминается только обычное малое повечерие. В связи с распространением на Святой Горе этого обычая в некоторых монастырях был введен колокольный звон перед повечерием (в других обителях — благовест в железное било).
15. Медленное «Взбранной Воеводе...» на последовании акафиста на повечерии в пяток вечером в дни Святой четыредесятницы поется, если изволит уставщик.
16. См.: Τριώδιον,’έкδ. Φώς, σ, 236, 237·
17. Четвероевангелием (Τετραευαγγέλιον) называется собрание всех четырех Евангелий в одной книге.
18. Типикон Великой Лавры определяет начало утрени в четверток и субботу 5-й седмицы в 5.00.
19. См.: Τριώδιον, ‘έκδ. Φώς, σ. 321 κ. έξ.
20. В Великой Лавре звонят в великие колокола на три статии.
21. Этот тропарь включен в изданные музыкальные сборники вечерни (например, Μουσικός Θησαυρός ‘Εσπερινού, ‘΄Αγιον ‘΄Ορος 1931)·
22. После литургии и трапезы в субботу совершается панкиния (см. ч. 2, гл. 6), на которой братия изготавливают кресты из лавровых ветвей и наполняют две корзины лавровыми листьями.
23. Утреня в Великие понедельник, вторник, среду, четверток, пяток и субботу начинается рано (как βαθύς ‘όρθρος — «утро глубоко»)1. В приходских храмах ради молящихся, которые не могут прийти рано утром, утреня обычно совершается накануне вечером, но в монастырях должен соблюдаться правильный чин.
24. Полунощница на Страстной седмице читается в средней части храма.
25. В приходских храмах священники обычно кадят ручной (пономарской) кацией. Однако каждение священнической кацией, если таковая имеется, представляется более правильным.
26. См. выше, примечание 21.
27. Для чтения страстных Евангелий в Великий пяток святогорские священники не облачаются в фелони, но только в мантии и епитрахили (в древнем храме Протата — в епитрахили красного цвета).
Красный (почти вишневый) цвет облачений считался в византийскую эпоху траурным и одновременно торжественным. В Великие четверток, пяток и субботу храм Протата украшается пеленами красного цвета. Начиная же с вечерни Великой субботы священники облачаются в злато-красные облачения. Таким образом выражается исполненная радости печаль Православной Церкви. Черные облачения, пелены и покровы — явление новое, появившееся на Востоке только в конце XIX века под влиянием чрезмерной сентиментальности и театральности Римско-католической церкви.
28. В монастыре преподобного Григория уставные чтения полагаются после третьего, пятого и седьмого Евангелия.
----------
1 В монастыре св. Павла в 6.00.
29. Из «Άθωνιάς» Π. Филанфидиса.
30. См. выше, примечание 21.
31. Если нет диакона, то вместо него выходит один из священников, в епитрахили, с напрестольным подсвечником и кадилом.
32. В 1864 году, при патриархе Константинопольском Софронии Амасийском, в Константинопольской Патриархии и в других поместных церквах был введен чин выноса Распятия, возможно, в подражание западным крестным ходам со статуей распятого Христа. В последнее время он совершается во многих монастырях, а также в Протате. Однако этот обычай исключительно помпезного и театрализованного выноса изображения распятого Христа несовместим со строгостью и священной простотой православного богослужения. См. Типикон Великой Церкви Христа (Τυπικόν τής τού Χρίστού Μεγάλης ‘Εκκλησίας, ‘έкδ. Σαλιβέρου, σ. 4041).
Несмотря на вышеприведенные замечания, если в монастыре совершается указанный чин, то пономарь ставит после пятого Евангелия под большим паникадилом голгофу (основание Распятия) и устанавливает на кресте Царских врат новые свечи (которые горят непрерывно до окончания великих часов). Крест, с изображением распятого Христа, трижды обносится вокруг голгофы и устанавливается на ней, диакон во время обнесения кадит его с каждой из четырех сторон голгофы (так же, как 14 сентября). После изнесения креста пономарь полагает в проскинитарии икону Распятия.
Чтения после изнесения креста произносятся возле проскинитария, чтобы читающий не поворачивался спиной к кресту.
33. См. певческий сборник «Музыкальная сокровищница вечерни» (Μουσικός Θησαυρός ‘Εσπερινού, ‘΄Αγιον ‘΄Ορος 1931).
---------
1 О том, что чин выноса Распятия недавнего происхождения, свидетельствует отсутствие каких бы то ни было упоминаний о нем в Типиконе монастыря преподобного Дионисия, наиболее полном и авторитетном святогорском уставе XVII века (см. Τυπικόν Διονυσίου, σ. 481-483).
34. В некоторых монастырях пономарь кадит кацией без колокольчиков.
35. Начало вечерни как обычно — в 9.00 вечера или немного раньше.
36. На Афонской Горе не совершается чин снятия со креста тела Распятого, как в приходских храмах, поскольку он совершенно чужд православным обычаям.
В Протате во время великих часов Распятие стоит не в центре храма, а перед проскинитарием, чтобы отцы могли прикладываться к нему. После того как в центре храма будет положена плащаница, Распятие ставится за • ней и стоит на этом месте в течение всей утрени Великой субботы.
В других монастырях Распятие уносится в алтарь перед вечерней.
37. Плащаница полагается не в кувуклию, а на покрытый белой пеленой простой столик-подставку, слегка наклоненный для того, чтобы она была видна.
38. См. «Музыкальную антологию» Иоанна Протопсалта («Μουσικόν ‘Απάνθισμα» ‘Ιωάννου Πρωτοψάλτου, Κωνσταντινούπολις 1904 (были переиздания)).
39. Обычно из «Άθωνιάς».
40. На утрене все ектений и возгласы произносятся не перед престолом в алтаре, а перед плащаницей.
41. Из «Ирмология» Петра Пелопоннесского («Είρμολόγιον άργόν» Πέτρου Πελοποννησίου, Κωνσταντινούπολις 1825 (были переиздания)).
42. В некоторых обителях (но не в Протате) в это время возжигают хорос и малые паникадила.
43. Тропари по Непорочнах из сборника Петра Ламбадария, на 5-й глас.
44. Монахи несут не рипиды на длинных ручках, а только изображения херувимов с короткой ручкой у основания.
45. Славник «Солнце, скрывшее...» находится в музыкальных сборниках вечерни (см. выше, примечание 33).
46. Возглашения «Возмите врата...», произносимые в некоторых храмах в данный момент службы, на Святой Горе употребляются только при освящении храма.
47. Если в монастыре в каком-либо приделе или в алтаре есть чудотворная икона Пресвятой Богородицы, то после служения перед ней молебна облаченные в фелони священники переносят ее к левой передней колонне соборного храма. Икона полагается на покрытый праздничной пеленой аналой, над которым устанавливается «небесный свод» («урания»), то есть зонт из ткани золотого или красного цвета. В соборном храме чудотворная икона находится до крестного хода на Светлой седмице (см. гл. 3, «Понедельник Светлой седмицы»).