Примечания к 6-й главе
1. Древний обычай Святой Горы — на великие Богородичные и Господские праздники и на престольный праздник обители петь задостойник или «Достойно есть...» перед чудотворной иконой Божией Матери.
2. В некоторых монастырях Богородичное коливо полагается только на праздник Успения (см. примечание 15 к главе 5).
3. На чине о Панагии по выходе из трапезной пономари встают — один возле благословляющего игумена, а другой напротив — и кадят исходящих кациями.
4. В некоторых монастырях на литургию возжигают большое паникадило.
ГЛАВА 7
СЛУЖБА ПРЕСТОЛЬНОГО ПРАЗДНИКА МОНАСТЫРЯ (ПАНИГИРА)1
а несколько дней до престольного праздника чистятся и натираются до блеска вся бронзовая и серебряная храмовая утварь и паникадила с хоросом. Непосредственно накануне праздника в соборном храме наводится чистота, в проскинитариях и на иконостасе развешиваются праздничные пелены и старинные епитрахили, святой престол облачается по-праздничному, приготовляются особые покровцы для священных сосудов, устанавливаются праздничные лампады и стаканчики. По полу разбрасываются лавровые листья.
Перед малой вечерней в проскинитарии полагается украшенная цветами икона празднуемого святого. Обе
----------
1 Перевод слова πανήγυρις как «престольный праздник» не совсем точен. На Святой Горе этим словом, кроме престольных праздников в русском понимании, могут обозначаться также праздники особо чтимых святых, совершаемые в обители с большой торжественностью. Так, например, в обители св. Павла, кроме главного панигира — Сретения Господня, в честь которого освящен главный престол собора, торжественно празднуются дни памяти ктитора обители преподобного Павла Ксиропотамского (28 июля), святого великомученика Георгия Победоносца (23 апреля) и преподобного Герасима Кефалонитского (20 октября). Эти четыре праздника являются монастырскими панигирами. Другие монастыри также обычно имеют 1—2 панигира, кроме главного.
створки Царских врат обычно снимаются и уносятся в нартекс.
В святогорские монастыри на престольные праздники приглашаются для возглавления службы игумены из других монастырей или архиереи [1]. Приглашаются также представители разных обителей.
Всенощное бдение
Знаменают в праздничное деревянное било и в железное било. В нартексе два пономаря с возжженными выносными свечами ожидают прибытия архиерея. При приближении архиерея уставщик ударом в будничное железное било извещает звонаря, который начинает звонить в великие колокола на три статии.
Затем уставщик облачает архиерея в праздничную мантию и подает ему архиерейский жезл. Конец мантии держит один из диаконов. Архиерей входит в среднюю часть соборного храма в сопровождении двух пономарей, прикладывается к иконам и, встав под большим паникадилом, благословляет народ при пении правым клиросом «Ис полла эти, дэспота». Затем он поднимается на архиерейское место. Седмичный священник (в мантии и епитрахили) исходит из алтаря со священнической кацией и берет у архиерея благословение на каждение. Затем седмичный возвращается в алтарь и начинает кадить в обычном порядке. Пономарь с выносной свечой возглашает «Повелите». Дальнейший порядок службы — как на обычном бдении.
Предначинательный псалом произносится архиереем с архиерейского места. Вначале поются «аргосинтомо» шесть аниксантариев Хурмузия, со стиха «Послеши Духа Твоего...» начинаются аниксантарии Фокаэвса [2]. На последнем стихе «Яко возвеличишася...» не поется «Вся премудростию...», но сразу «Слава Тебе, Отче...».
Затем правый клирос снова «аргосинтомо» поет «Вся премудростию...» и прочее до конца [3].
С началом «Вся премудростию...» два пономаря полностью возжигают большое паникадило и хорос, малые паникадила, гентекии, масленки (свечи) четырех подвесных крестов, остальные масленки и свечи.
В конце великой ектений чтец встает напротив архиерея и возглашает: «Повели, владыко святый. Глас (например) 1-й».
«Господи, воззвах...» святого Иоанна Дамаскина (или Иакова Протопсалта). С началом «Господи, воззвах...» пономари раскачивают хорос и паникадила. Кадят два диакона с сионами и праздничными воздухами. Пономарь в притворе подкладывает в кадильницы ладан.
«Положи, Господи...» Иакова Протопсалта поется медленно (τρίσημα). Медленные стихиры и славник — из «Δοξαστάριον ‘Αργόν».
С началом пения «Слава» уставщик облачается в черную мантию и, не прикладываясь к иконам, творит «схиму» под большим паникадилом. Для присутствующих на службе священников и диаконов это служит знаком, по которому они по старшинству подходят к архиерею, берут у него благословение на вход, входят в алтарь и облачаются в священные одежды. За приготовление облачений и их распределение отвечает ризничий [4]. Два диакона — первый и второй по чину — берут кадильницы, а прочие диаконы берут кресты. «Свете тихий» поют священники, стоящие по обеим сторонам архиерейского места [5]. Чтец, стоя в своей стасидии, возглашает прокимен со стихом. Один (первый) раз прокимен поют священники (всегда на 2-й глас) и входят в алтарь. Затем прокимен поет правый клирос, после него — левый клирос, и, наконец, духовенство в алтаре поет первую половину прокимна, а окончание допевает правый клирос.
Паримии, как обычно, читаются чтецом [6]. «Сподоби, Господи...» читает архиерей с архиерейского места. После просительной ектений архиерей произносит «Мир всем» и благословляет народ, а затем поет первую стихиру на литии. Паникадило в притворе возжигается полностью и раскачивается с началом исхода в притвор.
После тропарей на вечерне поется медленное «Богородице Дево, радуйся...» независимо от того, какой праздник. Если в монастыре есть ноты распетого на восемь гласов тропаря совершаемого Господского праздника', то «Богородице Дево, радуйся...» заменяется этим тропарем. Хлебы благословляет архиерей, облаченный в праздничную епитрахиль и омофор. Затем, сняв мантию, архиерей встает в стасидию возле архиерейского места. Следует чтение. На утрене на «Раби, Господа» полностью возжигается большое паникадило. На «Исповедайтеся Господеви...» два пономаря с воздухами кадят праздничными кациями. Они одновременно кадят архиерейское место, проскинитарии, затем расходятся, и один кадит правый, а другой — левый клирос. Встречаются пономари под светильником для чтения, поворачиваются и издали кадят Царские врата, снова расходятся и кадят осиака, притвор и нартекс — один правую, а другой левую сторону. В среднюю часть храма пономари возвращаются не кадя, встают под большим паникадилом, кадят архиерейское место, проскинитарии и местные Господскую и Богородичную иконы. Затем они входят в алтарь — один через северную, другой через южную дверь — и, покадив друг друга за святым престолом, заканчивают каждение [7].
После великого славословия и ектений — 1-й час и отпуст.
------------
1 То есть праздничного распева тропаря престольного праздника, в котором каждая строка тропаря поется на свой глас — с 1-го по 8-й. Впрочем, сейчас такие тропари поются очень редко. В большинстве обителей довольствуются медленным «Богородице Дево, радуйся...».