Примечания к 6-й главе

1. Древний обычай Святой Горы — на великие Бого­родичные и Господские праздники и на престольный праздник обители петь задостойник или «Достойно есть...» перед чудотворной иконой Божией Матери.

2. В некоторых монастырях Богородичное коливо полагается только на праздник Успения (см. примеча­ние 15 к главе 5).

3. На чине о Панагии по выходе из трапезной поно­мари встают — один возле благословляющего игумена, а другой напротив — и кадят исходящих кациями.

4. В некоторых монастырях на литургию возжигают большое паникадило.

примечания к 6-й главе - student2.ru


примечания к 6-й главе - student2.ru

ГЛАВА 7
СЛУЖБА ПРЕСТОЛЬНОГО ПРАЗДНИКА МОНАСТЫРЯ (ПАНИГИРА)1


примечания к 6-й главе - student2.ru

а несколько дней до престольного праздника чистятся и натираются до блеска вся бронзовая и серебряная храмовая утварь и паникадила с хоросом. Непосредственно накануне праздни­ка в соборном храме наводится чистота, в проскинитариях и на иконостасе развешиваются праздничные пе­лены и старинные епитрахили, святой престол облачает­ся по-праздничному, приготовляются особые покровцы для священных сосудов, устанавливаются праздничные лампады и стаканчики. По полу разбрасываются лавро­вые листья.

Перед малой вечерней в проскинитарии полагается украшенная цветами икона празднуемого святого. Обе

----------

1 Перевод слова πανήγυρις как «престольный праздник» не совсем то­чен. На Святой Горе этим словом, кроме престольных праздников в рус­ском понимании, могут обозначаться также праздники особо чтимых святых, совершаемые в обители с большой торжественностью. Так, на­пример, в обители св. Павла, кроме главного панигира — Сретения Гос­подня, в честь которого освящен главный престол собора, торжественно празднуются дни памяти ктитора обители преподобного Павла Ксиропотамского (28 июля), святого великомученика Георгия Победоносца (23 апреля) и преподобного Герасима Кефалонитского (20 октября). Эти четыре праздника являются монастырскими панигирами. Другие мона­стыри также обычно имеют 1—2 панигира, кроме главного.




створки Царских врат обычно снимаются и уносятся в нартекс.

В святогорские монастыри на престольные праздни­ки приглашаются для возглавления службы игумены из других монастырей или архиереи [1]. Приглашаются так­же представители разных обителей.

Всенощное бдение

Знаменают в праздничное деревянное било и в железное било. В нартексе два пономаря с возжженными выносными свечами ожидают прибытия архиерея. При приближении архиерея уставщик ударом в будничное железное било извещает звонаря, который начинает зво­нить в великие колокола на три статии.

Затем уставщик облачает архиерея в праздничную мантию и подает ему архиерейский жезл. Конец мантии держит один из диаконов. Архиерей входит в среднюю часть соборного храма в сопровождении двух понома­рей, прикладывается к иконам и, встав под большим паникадилом, благословляет народ при пении правым клиросом «Ис полла эти, дэспота». Затем он поднимается на архиерейское место. Седмичный священник (в ман­тии и епитрахили) исходит из алтаря со священнической кацией и берет у архиерея благословение на каждение. Затем седмичный возвращается в алтарь и начинает ка­дить в обычном порядке. Пономарь с выносной свечой возглашает «Повелите». Дальнейший порядок службы — как на обычном бдении.

Предначинательный псалом произносится архиере­ем с архиерейского места. Вначале поются «аргосинтомо» шесть аниксантариев Хурмузия, со стиха «Послеши Духа Твоего...» начинаются аниксантарии Фокаэвса [2]. На последнем стихе «Яко возвеличишася...» не поется «Вся премудростию...», но сразу «Слава Тебе, Отче...».

Затем правый клирос снова «аргосинтомо» поет «Вся премудростию...» и прочее до конца [3].

С началом «Вся премудростию...» два пономаря пол­ностью возжигают большое паникадило и хорос, малые паникадила, гентекии, масленки (свечи) четырех под­весных крестов, остальные масленки и свечи.

В конце великой ектений чтец встает напротив архи­ерея и возглашает: «Повели, владыко святый. Глас (на­пример) 1-й».

«Господи, воззвах...» святого Иоанна Дамаскина (или Иакова Протопсалта). С началом «Господи, воз­звах...» пономари раскачивают хорос и паникадила. Ка­дят два диакона с сионами и праздничными воздухами. Пономарь в притворе подкладывает в кадильницы ладан.

«Положи, Господи...» Иакова Протопсалта поется медленно (τρίσημα). Медленные стихиры и славник — из «Δοξαστάριον ‘Αργόν».

С началом пения «Слава» уставщик облачается в чер­ную мантию и, не прикладываясь к иконам, творит «схи­му» под большим паникадилом. Для присутствующих на службе священников и диаконов это служит знаком, по которому они по старшинству подходят к архиерею, бе­рут у него благословение на вход, входят в алтарь и обла­чаются в священные одежды. За приготовление облаче­ний и их распределение отвечает ризничий [4]. Два диа­кона — первый и второй по чину — берут кадильницы, а прочие диаконы берут кресты. «Свете тихий» поют свя­щенники, стоящие по обеим сторонам архиерейского места [5]. Чтец, стоя в своей стасидии, возглашает про­кимен со стихом. Один (первый) раз прокимен поют священники (всегда на 2-й глас) и входят в алтарь. Затем прокимен поет правый клирос, после него — левый кли­рос, и, наконец, духовенство в алтаре поет первую поло­вину прокимна, а окончание допевает правый клирос.

Паримии, как обычно, читаются чтецом [6]. «Сподо­би, Господи...» читает архиерей с архиерейского места. После просительной ектений архиерей произносит «Мир всем» и благословляет народ, а затем поет первую стихиру на литии. Паникадило в притворе возжигается полностью и раскачивается с началом исхода в притвор.

После тропарей на вечерне поется медленное «Бого­родице Дево, радуйся...» независимо от того, какой праздник. Если в монастыре есть ноты распетого на во­семь гласов тропаря совершаемого Господского празд­ника', то «Богородице Дево, радуйся...» заменяется этим тропарем. Хлебы благословляет архиерей, облаченный в праздничную епитрахиль и омофор. Затем, сняв ман­тию, архиерей встает в стасидию возле архиерейского места. Следует чтение. На утрене на «Раби, Господа» пол­ностью возжигается большое паникадило. На «Испове­дайтеся Господеви...» два пономаря с воздухами кадят праздничными кациями. Они одновременно кадят архи­ерейское место, проскинитарии, затем расходятся, и один кадит правый, а другой — левый клирос. Встречаю­тся пономари под светильником для чтения, поворачи­ваются и издали кадят Царские врата, снова расходятся и кадят осиака, притвор и нартекс — один правую, а дру­гой левую сторону. В среднюю часть храма пономари возвращаются не кадя, встают под большим паникади­лом, кадят архиерейское место, проскинитарии и мест­ные Господскую и Богородичную иконы. Затем они вхо­дят в алтарь — один через северную, другой через южную дверь — и, покадив друг друга за святым престолом, за­канчивают каждение [7].

После великого славословия и ектений — 1-й час и отпуст.

------------

1 То есть праздничного распева тропаря престольного праздника, в котором каждая строка тропаря поется на свой глас — с 1-го по 8-й. Впрочем, сейчас такие тропари поются очень редко. В большинстве обителей довольствуются медленным «Богородице Дево, радуйся...».

Наши рекомендации