Тема: Литургическое время
Для богослужения характерна оппозиция между вневременным и временным: с одной стороны, Христос уже пострадал один раз, и всякие Таинства (напр. Крещение в Смерть Господню или участие в Тайной Вечери — Евхаристии) являются возобновлением этого спасительного деяния. Т. о. Таинства находятся как бы вне времени: в каждом Таинстве мы реально участвуем, например, в Евхаристии мы реально участвуем все в той же Тайной Вечери.
Но, с другой стороны, человек существует во времени. И поэтому в Церкви устроен целый ряд разных временных циклов богослужебных, который освящает время в его разных аспектах.
С одной стороны, это цикл суточных служб, освящающих каждое время суток.
С другой стороны, это несколько циклов праздников, которые позволяют человеку отличать одни дни как праздничные, другие дни как будничные и, даже наоборот, как постные.
Соответственно, существуют богослужебные циклы.
Как относится литургия — самая главная служба — ко времени?
С одной стороны, нам знакома практика совершения литургии по утрам, т.е. литургия как бы утренняя служба.
Но если мы обратимся к Типикону, то узнаем, что в разное время года в разные праздники литургия начинается в разное время суток.
Например, в Великую Субботу литургия начинается (по Уставу) около 10-го часа дня, т.е. спустя 10 часов после рассвета, т.е. примерно в 4-5 часов вечера.
Наоборот, на Пасху и на Рождество литургия начинается “по рану”, т.е. до рассвета даже, еще ночью.
Это самое раннее и самое позднее время начала литургии.
Итак, мы видим, что литургия может начинаться, как и совсем рано, так и совсем поздно, т.е. она не привязана к какому-то определенному времени дня.
В 8-й главе Типикона содержится подробная регламентация: когда совершать литургию в зависимости от степени праздничности дня.
Из этой главы выясняется, что чем больше праздник, тем раньше должна совершаться литургия. С чем это связано? Это связано с Евхаристическим Постом.
Здесь мы вплотную подошли к еще одной теме, которая является под темой данной темы:
Система постов.
В христианской церкви есть 2 понимания Поста: с одной стороны, это пост, назовем его, эсхатологический — пост, соблюдаемый ради ожидания пришествия Христа, как сказано в Евангелии: воздержание полное от пищи и воды и от всего воздержание, когда человек ждет жениха — Христа. Когда-то в древней церкви так постились Великим Постом: 40 часов перед Пасхой (не 40 дней) ничего не ели и не пили.
Сейчас таким постом является Евхаристический пост — перед Причащением: человек ничего не ест и не пьет с полуночи, ожидая встретить Христа в Святых Таинствах.
В те дни, когда литургия бывает утром, этот Евхаристический Пост не очень-то продолжителен — большая его часть попадает на время сна.
В такие дни Типикон называет, поста нет. Этот день может быть постным во 2-м смысле (о нем мы узнаем позднее).
В те дни, когда литургии нет совсем, и в те дни, когда литургия должна совершаться вечером, Типикон говорит, что пост есть, т.е. есть это ничегонеядение в течение дня. Это пост — мы его назвали эсхатологическим — пост ожидания Христа: для него характерно полное воздержание от всякой еды и пития.
С другой стороны, есть пост аскетический. Главное назначение такого поста уже не ожидание Господа, а аскетический подвиг — борьба со страстями: человек смиряет свою плоть, чтобы побороть страсти.
Такой аскетический пост — это пост в обыденном его понимании: например, говорят: “Сегодня постный день”, т.е. сегодня день, когда воздерживаются, скажем, от мясного и молочного. Т.е. постные дни во 2-м смысле.
У нас на практике часто постные дни отличаются от непостных разве что скоромным: в непостные дни можно есть скоромное, а в непостные — нельзя.
На самом деле градация в Типиконе дана более сложная.
Градация продуктов по степени постности:
самое непостное — мясо,
далее следуют — молоко, яйца, сыр (“сыр” — по церковно-славянски “творог”)
· рыба
· икра
· елей
· вино
· вареная пища
· невареная пища (при сухоедении (не горячая еда)). Некоторые думают, что при сухоедении нельзя пить воду, — это неверно.
· хлеб, вода.
· ничего нельзя есть.
Наконец, есть такие дни в году, когда по Уставу вообще ничего есть, не положено. Это как раз те дни, когда нет литургии.
В эти дни аскетический пост превращается в эсхатологический.
Литургия не совершается 6 раз в году:
· в сырную среду и пятницу (т.к. в среду и пятницу на Масленицу);
· в Понедельник, Вторник, Четверг на 1-й седмице Великого Поста;
· В Великую Пятницу.
В прочие будние дни Великого Поста совершается Литургия Преждеосвященная: в среду и пятницу — обязательно. В будние дни, если случится праздник полиелейного святого или настоятель изволит.
Итак, литургия не может совершаться в названные 6 дней. Например, если на Четверг 1-й седмицы Великого Поста попадет память Иоанна Предтечи, то она переносится на субботу.
Однако, если в Великую Пятницу случится Благовещение, будет совершаться Литургия Иоанна Златоуста.
Точно также, если в среду или пятницу Сырной седмицы случится Сретение Господне, то также будет совершаться литургия Иоанна Златоуста.
Оказывается, наиболее постными днями в году являются:
· Понедельник, Вторник, Четверг 1-й седмицы Великого Поста, в эти дни никакой праздник случиться не может, и литургия не служится никогда.
Далее (по постности) следуют: Среда и Пятницы Сырной седмицы и Великая Пятница, на них могут иногда (очень редко) попадать двунадесятые праздники.
Далее — дни будние Великого Поста.
Система постов (в аскетическом смысле).
В Православной Церкви существуют 4 многодневных поста и несколько однодневных.
Древнейшими постами являются:
· Среда и Пятница
· Великий Пост.
Среда и Пятница восходят еще к дохристианскому — иудейскому — обычаю поститься (во Вторник и Четверг) (или в Понедельник и четверг — я не помню точно). Это фарисейский обычай.
Многие христиане первые, перешедшие из иудейства, не хотели упразднить этот благочестивый обычай, но и с фарисеями они не хотели вместе поститься.
И тогда пост был перенесен на среду и пятницу, как дни, когда Христа предали и распяли.
Пост Среды и Пятницы отмечается уже в стол раннем христианском памятнике — “Дидахи” (конец I века). Уже в “Дидахи” присутствует указание об обязательности поста в среду и пятницу.
Великий Пост.
Древнейшим христианским установлением является Пост перед Крещением. Оно упоминается в “Дидахи”: перед крещением необходимо попоститься самому человеку, которые хочет креститься, а также крестным и крещающему.
Со временем крестить стали на Пасху, и Пост перед Крещением превратился в Великий Пост, тем более, что перед Пасхой вспоминаются Страсти Христовы, и очень уместно в эти дни тоже попоститься.
И уже к IV веку мы имеем Великий Пост практически в его современном виде: в виде его Страстной седмицы и еще 40-я дней перед ней: 40 дней Поста и Страстная седмица.
Следующим постом, по времени установления, является Апостольский Пост. Он встречается впервые в Апостольских постановлениях (в 380 году). Там отмечается, что после Пятидесятницы одна неделя — сплошная бывает, а следующая за ней неделя (седмица) — постная.
Этот пост после Пятидесятницы с течением времени превратился в Пост перед праздником Петра и Павла — в наш апостольский пост.
В начале V-го века уже существует Пост перед Рождеством Христовым: сначала в течение 5 дней, затем он увеличился почти до размеров Великого Поста.
Но и до сих пор Рождественский Пост — нестрогий, кроме последних пяти дней: последние 5 дней Рождественского Поста — строгие — это более древняя его часть. Остальные 40 дней — нестрогие.
Наиболее поздние посты, по времени их появления, — это Успенский Пост и Пост на Усекновение Главы Иоанна Предтечи.
Есть еще 1 однодневный пост, кроме Усекновения Главы Иоанна Предтечи, — это пост на Воздвижение Креста Господня. Но время его установления неизвестно: этот вопрос не исследован. Итак, существуют многодневные посты и однодневные. Однодневные — это:
· Среда, Пятница весь год,
· Усекновение Главы Иоанна Предтечи,
· Воздвижение Креста.
Многодневные:
· Великий,
· Апостольский,
· Успенский
· Рождественский.
Домашнее задание: читайте 8-ю главу Типикона о том, когда начинать литургию, в зависимости от праздника: например, в воскресенье положено начинать литургию в 7 часов утра, а в будний день — около 9 часов. У нас сейчас ровно кверху ногами: в воскресенье — к 9 (позже приходят, чтобы отоспаться), а в будние дни — наоборот.
Читайте также 32, 33, 34, 35, 36 главы Типикона: о Постах и продуктах.
Мы возвращаемся к теме:
Тема: литургическое время (продолжение).
Итак, у нас есть: суточный круг богослужения и несколько кругов праздников.
Что такое суточный круг богослужения?
По Уставу существуют такие службы, как:
· вечерня
· утреня
· часы и др.
Т.е. службы разных времен дня.
Постоянное чередование этих служб называется Суточным кругом богослужения: вечером — вечерня и т.д.; на следующий день вечером опять Вечерня — и так круг замыкается. Итак,
Суточный круг богослужения.
С другой стороны, круги праздников.
С одной стороны, круг праздников седмичных — седмичный круг: каждые 7 дней носят имена Воскресения Спасителя. Поэтому мы говорим: 7 лица (неделя — это Воскресение).
Седмичный круг.
С другой стороны, 2 годовых круга: для подвижных праздников, связанных с Пасхой.
Поскольку Воскресение связано с Пасхой, то между ними есть некоторая связь.
И годовой круг неподвижных праздников — праздников, которые имеют четкую фиксированную дату, например, Рождество Христово 25 декабря (ст. ст.).
Вот у нас 4 богослужебных круга.
Рисунок.
Идеологию всех этих кругов — попытку придать им какое-то богословское осмысление — можно найти в книге Шмемана “Введение в литургическое богослужение”. Это единственная книга такого плана на русском языке.
Получается 4 круга (лектор обозначил круги в греческой систему нумерации).
Тема: Корпус богослужебных книг Православной Церкви.
Мы выяснили 4 компонента, из которых складывается богослужебная система того или иного обряда.
Обряды могут отличаться одним из этих 4-х компонентов. Если все 4 компонента совпадают, то речь идет не о разных обрядах, а о вариациях внутри одного обряда.
4 основных компонента богослужебной системы христианской:
1) формуляр Евхология, т.е. порядок литургии и Таинств и других священнодействий в Требниках и Служебниках.
Например, мы пользуемся Литургией Иоанна Златоуста, а в древнем Александрийском обряде встречаемся с Литургией апостола Марка.