О Богородичных каноне и молебном пении

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

Предлагая благосклонному вниманию русского читате­ля перевод святогорского устава, считаем небесполезным предварить его некоторыми замечаниями.

1. Настоящая книга не является литургическим иссле­дованием. Она представяет собой описание ныне сущест­вующей святогорской богослужебной практики и почти не содержит богословских, исторических, научных и прочих выводов, сравнений и анализа. Практический характер книги определял во многом работу над переводом текста и составлением примечаний и приложений к нему.

2. Как сказано во введении, эта книга является скорее «прикосновением» к святогорскому уставу, то есть она не раскрывает всех афонских богослужебных особенностей, а только основные. Изначально книга предназначалась для греческого читателя, и поэтому часто текст фиксирует те особенности святогорского богослужения, которые неха­рактерны для современной греческой богослужебной прак­тики вне Святой Афонской Горы.

3. Многие аспекты современного греческого и русского богослужения имеют отличия, иногда значительные. По­этому при работе над русским переводом возникла необхо­димость пояснений и комментариев к некоторым местам, могущим вызвать затруднение у русского читателя, незна­комого с греческой богослужебной практикой. Эти поясне­ния и комментарии предлагаются в настоящем издании в

виде подстрочных примечаний. Кроме этого, в подстроч­ные примечания внесены объяснения некоторых богослу­жебных особенностей, отсутствующие в тексте, но являю­щиеся, на наш взгляд, важными, особенно для русского читателя. Характер этих пояснений и комментариев со­ответствует общему содержанию книги, то есть является практическим с учетом русской богослужебной традиции.

4. Помимо подстрочных примечаний, в конце настоя­щего перевода имеется Приложение, в котором кратко опи­сываются различные стороны жизни в современных обще­жительных монастырях Святой Афонской Горы, то есть «фон» или основание, на котором развивается ее богослу­жебная жизнь. Схемы (за исключением первой) и рисунки, помещенные в Приложении, взяты из греческого издания и принадлежат составителям «Устава».

5. Основным источником для составления подстрочных примечаний и приложений послужила богослужебная прак­тика святой афонской обители преподобного Павла. Пе­реводчик выражает сердечную благодарность игумену мо­настыря, его высокопреподобию старцу архимандриту Парфению, благословившему настоящий труд, их препо­добиям уставщикам монастыря святого Павла монахам Ге­расиму, Никодиму и Феодосию и его преподобию монаху Паисию Капсалиотису, без помощи которых перевод не смог бы осуществиться, и просит у читателя благосклон­ности и снисхождения к недостаткам своей работы.

Святая Гора Афон.

12/25 февраля 2000г. Иеромонах Доримедонт

О Богородичных каноне и молебном пении - student2.ru

О Богородичных каноне и молебном пении - student2.ru

ВВЕДЕНИЕ

В стремлении свободно, без ограничений неистовых римских императоров, поклоняться Богу многие из первых христиан по одиночке и группами удалялись в глубокие пустыни. В последующие века эти единицы и группы стали сплачиваться и организовываться, образуя первые мона­шеские общежития. Не угасал, конечно, и другой образ мо­нашеского жития — отшельничество. Общежительное мо­нашество было утверждено преподобным Пахомием Ве­ликим в Египте и преподобным Саввой Освященным в Палестине. А канонически оно было упорядочено прави­лами святителя Василия Великого на Востоке и святого Венедикта Нурсийского на Западе.

Древнейший монастырь святого Саввы (V век) выра­ботал особый тип литургической жизни, постепенно обо­гащавшийся новыми элементами, такими как каноны и Октоих савваитского монаха преподобного Иоанна Дамас­кина.

В Константинополе, столице Византии, тоже появи­лись значительные монашеские центры, знаменитые пре­красной уставной традицией, например монастыри Пандократор, Одигон, Студийский (где была введена Триодь) и, конечно, «великий монастырь» — Святая София. Выраба­тывается также и другой вид устава, так называемый пес­ненный (Άσματικόν). Великая Христова Церковь (Констан­тинопольская Патриархия) и провинциальные приходы использовали его до тех пор, пока византийские епархии не были захвачены мусульманами. Впоследствии христи­анское население захваченных территорий обратилось для духовного укрепления к монастырям. Таким образом мо­настырский устав стал преобладать, а песненный отступил на второй план и в конце концов исчез.

В средневизантийскую эпоху число крупных монашес­ких центров пополняют Олимп Вифинский, Латрос и Га-

лисион на Малоазиатском побережье и другие обители. В X веке, с основанием Великой Лавры преподобного Афа­насия, официальный статус «места жительства монахов» получает Афон. Император Никифор Фока предоставляет средства для постройки Великой Лавры и дает ей ктитор­ский устав. В последующие века устраиваются остальные монастыри и скиты Святой Горы, как стали называть Афонский полуостров.

Гонимые арабами египетские и палестинские подвиж­ники, нашедшие убежище на Святой Горе, приносят сюда уставы из своих областей. После падения Константинопо­ля на Святую Гору удаляются многие монахи из Студий­ского монастыря и других обителей со своими особыми ус­тавами. Таким образом, в сложившемся и действующем сегодня святогорском уставе соединяются савваитский и студийский уставы с особыми местными элементами, вос­принятыми от святых ктиторов афонских монастырей или появившимися в силу местных условий жизни. Поэтому и каждый отдельный монастырь, по сравнению с прочими, имеет отличительные особенности в совершении службы, не уклоняясь, конечно, в целом от общего типа и правила.

Очевидно, что описание всех сформировавшихся в каждой обители уставных особенностей потребовало бы огромного количества бумаги и, может быть, труда всей жизни авторов.

Настоящая книга представляет собою «конспект», «прикосновение» к святогорским уставам. Она не имеет тщеславной цели стать «каноном», но может служить по­мощницей, содействием для монастырей, находящихся на Святой Горе и вне ее, для священнослужителей и всех лю­бознательных братии. Она пытается представить скромное изображение огромного богатства монастырского свято­горского богослужения.

Чтобы получить общие понятия об афонском уставе, пытливому читателю вначале надо будет потрудиться про­честь первую часть книги, где говорится о вседневном, суб­ботнем, воскресном и полиелейном богослужении, все­нощном бдении и, наконец, о престольном празднике монастыря.

Поскольку в первой части происходит знакомство чи­тателя со святогорской терминологией, примечания и ком­ментарии к ней расширены.

Во второй части книги описываются чины некоторых частных богослужебных последований и подчеркивается своеобразие их совершения в святогорских монастырях. В конце этой главы предлагается статья о панкиниях, то есть совместных работах в киновиях, и о том, как они соверша­ются с точки зрения литургической жизни.

Третья часть посвящена годичному кругу неподвижных и подвижных праздников. Достойны внимания примеча­ния к чинопоследованиям Страстной седмицы, которые совершаются по особым и древнейшим уставам (что весьма заметно на фоне современной приходской практики), и описание крестного хода с иконой хранительницы нашего святого места Владычицы Богородицы «Достойно Есть» во второй день Пасхи в окрестностях Кариес.

В приложении к книге находятся изображения церков­ной утвари, имеющей богослужебное употребление, и при­водятся подробные планы святогорского храма с указани­ем его основных частей, а также наиболее важных деталей храмового убранства.

В данной книге говорится не столько о тропарях, сти­хирах и прочем, что поется и читается на службах, сколько о действиях участвующих в богослужении. Однако упоми­наемому порядку пения и используемым здесь певческим книгам, в помощь поющей братии святых обителей и при­ходских храмов, уделяется должное внимание.

Святая Гора, будучи живой реальностью, более тысячи лет хранит живой устав и литургическое предание. Гармо­нию и глубокую радость святогорского богослужения мы и хотим передать.

При составлении настоящей книги приложены все воз­можные старания, чтобы читатель мог с чувством любви представить способ и место, посредством которых святогор­ский монах, несмотря на то, что носит еще этот телесный хи­тон, «радуяся вкупе и трепеща», причащается божественного и непостижимого Огня в вечную радость и веселие в бесчис­ленном лике преподобных своих отцов и братии во Христе и ангельских чинов своего Небесного Отца.

ЧАСТЬ І
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь...

(Пс. 91, 3)

О Богородичных каноне и молебном пении - student2.ru



О Богородичных каноне и молебном пении - student2.ru

ГЛАВА 1
СЛУЖБА ВСЕДНЕВНАЯ

Полунощница


О Богородичных каноне и молебном пении - student2.ru

а час до начала полунощницы1 пономарь под­нимается в игуменскую, берет благословение игумена и получает у него ключи от собора [I]2. Затем он звонит в будильный колокол [2] и сту­чит в двери келлий отцов, произнося: «Молитвами...» [3]. В 7.303 пономарь первый раз знаменает в било4 [4], обходя вокруг соборного храма, и возжигает в храме лам­пады, люцерны [5], фанарии [6] и светильники [7].

В 7.45 он знаменает в било во второй раз, в 8.00 — в третий раз, и сразу же священник снимает куколь5, наде-
---------

1 См. в Приложении статью «О келейной молитве», с. 194.

2 Здесь и далее цифра в квадратных скобках указывает номер приме­чания в конце соответствующей главы.

3 В святогорских монастырях живут по византийскому времени: но­вые сутки начинаются с заходом солнца, которому соответствует полночь (24.00). Таким образом, разница между византийским и европейским временем составляет от 6 ч. 40 мин. (конец декабря по юлианскому ка­лендарю) до 3 ч. 10 мин. (середина июня по юлианскому календарю, с учетом так называемого летнего европейского времени). В большинстве святогорских обителей часы переводят 1 раз в неделю (обычно в субботу или воскресенье вечером). Здесь и далее время указано византийское.

4 Имеется в виду ручное било.

5 Куколем в Греции называется наметка, надеваемая сверху скуфьи, которая может свободно сниматься с нее. Поэтому здесь и далее выраже­ние «снимает куколь» значит снимает наметку и остается в скуфье (ками­лавке), а выражение «в куколе» значит — в камилавке и куколе.

вает епитрахиль1, висящую в Господском проскинитарии2 в притворе, и возглашает «Благословен Бог наш...» перед задернутой завесой царских дверей притвора [8], поскольку полунощница читается в притворе [9].

Молитва «Царю Небесный...»3 читается игуменом. В начале Непорочных пономарь творит поклон игумену и знаменает в будничное било [10] и железное било [11].

Молитва святого Мардария «Владыко Боже...» чита­ется игуменом [12], а молитвы «Господи Вседержите­лю...», «Тя благословим...» и «Помяни, Господи...» — чтецом полунощницы, а не священником, как указывает Часослов4 [13].

На третьем умилительном тропаре «Милосердия две­ри...» пономарь творит поклон игумену и отверзает заве­су царских дверей [14]. Затем пономарь разжигает свя­щенническую кацию [15] для двупсалмия.

Священник произносит «Помилуй нас, Боже...»5 ли­цом к востоку. На отпусте он поворачивается к находя-
----------

1 Все богослужения суточного круга, кроме божественной литургии, совершаются священником, облаченным в епитрахиль или в фелонь и епитрахиль. Поручи надеваются только при служении божественной ли­тургии.

2 Проскинитарии (προσκυνητάριον) — особо устроенные места для икон Господа, Пресвятой Богородицы и святых, распологающиеся в средней части храма и справа и слева от царских дверей притвора. Возле одного из проскинитариев, находящихся в средней части храма, обычно ставится аналой для иконы храма и дня. См. схемы нас. 219, 220.

3 На Святой Горе Афон и вообще в Элладской Церкви молитвы «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...» после священ­нического возгласа «Благословен Бог наш...» читаются священником или старцем обители, но не чтецом. Чтец после «Царю Небесный...» произно­сит «Аминь», «Трисвятое» и т. д.

4 Согласно греческому Великому Часослову, молитву «Тя благосло­вим, вышний Боже и Господи милости...» читает священник, воздевши руки вверх. На Святой Горе этот обычай не распространен (см.: Ωρολόγιο» το Меуа, Αθήναι Ι994· σ· Ι9)·

5 То есть первое прошение ектений «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей...» (хор поет «Господи, помилуй» трижды) и литийное прошение «Еще молимся о святей обители сей...» вместе с возгласом «Услыши ны, Боже...» (во время произнесения второго прошения чтец полунощницы и игумен антифонно поют «Господи, помилуй» 3—10—10— 10-10-3 раза).

щимся в притворе и на «Помолимся...»1 — снова на вос­ток. Произнеся «Молитвами святых отец наших...»2 и сняв епитрахиль, священник вешает ее на прежнее мес­то, надевает куколь и, войдя в среднюю часть храма, тво­рит поклон игумену3, уже занявшему место в своей стасидии.

Утреня. 1-й час4

Священник снимает куколь, открывает завесу Цар­ских врат и надевает епитрахиль, висящую возле иконы Христа справа от Царских врат. Затем он возглашает «Благословен Бог наш...» вне алтаря, перед Царскими вратами. Чтец медленно читает двупсалмие [16], а свя­щенник кадит храм, рассчитывая каждение так, чтобы возглас «Яко Твое есть царство...» был произнесен под большим паникадилом. Покадив, он входит в алтарь, ве-
----------

1 См.: Ώρολόγιον τό Μέγα, Άθήναι 1994. σ. 21·

2 Священнический возглас «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас» произносится сразу после от­пуста каждой службы суточного круга и любого другого отдельного чино­последования, начинающегося с возгласа «Благословен Бог наш...». Если же, например, к вечерне присоединяется молебный канон Божией Мате­ри, то сразу после отпуста вечерни, без возгласов «Молитвами святых отец...» и «Благословен Бог наш...», читается псалом 142 «Господи, услы­ши молитву мою...». После отпуста молебного канона — возглас «Молит­вами святых отец наших...».

3 В греческих обителях Святой Горы Афон иеромонахи берут благо­словение у игумена, как у архиерея, целуя его руку. После седмичного к игумену под благословение подходят по старшинству иеромонахи, иеро­диаконы, прочие братия и паломники. Этот же чин соблюдается перед вечерней.

4 Следует заметить, что обычно в греческих святогорских монасты­рях диакон служит только в воскресные дни, в праздники, когда совер­шается бдение или полиелей, а также в некоторых других, исключитель­ных, случаях (например, в первые семь дней после диаконской хирото­нии, при служении литургии в главном алтаре соборного храма в будни и т. п.). При этом обычно мирную ектению на утрене произносит священ­ник. На простых службах, а также в дни памяти святых, имеющих славо­словие и звон (см. сноску 1 на с. 123), все богослужения суточного круга и божественная литургия совершаются одним седмичным священником.

шает кадило и перед святым престолом произносит пер­вое прошение ектений «Помилуй нас, Боже...» и сразу же возглас «Яко милостив...», без прошения за архиерея (кроме тех случаев, когда на богослужении присутствует архиерей)1.

Шестопсалмие читается игуменом. Священник до «Славы» шестопсалмия тайно читает утренние молитвы перед святым престолом, затем выходит через северную дверь и продолжает их читать перед местной иконой Спасителя. Перед этим пономарь в начале 62-го псалма «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю...» возжигает свечу шестопсалмия [17].

Священник, прочитав молитвы, сам тушит свечу и после окончания шестопсалмия произносит мирную ек­тению вне алтаря, лицом к востоку, перед Царскими вратами (все прочие ектений на утрене произносятся с этого же места).

---------

1 Если на службах суточного круга присутствует архиерей, то он чита­ет все «старческие» псалмы и молитвы (читаемые обычно игуменом или старцем), стоя в своей стасидии, произносит «Мир всем» и благословляет народ, а также благословляет малый вход на вечерне. Служащий священ­ник в этом случае после всех отпустов произносит «Молитвами святаго владыки нашего...», и архиерей сразу — «Молитвами святых отец на­ших...». Имя присутствующего на богослужении архиерея поминается на ектениях вместо имени Святейшего Вселенского Патриарха. Во время поминовения имени присутствующего архиерея хор поет «Ис полла эти, дэспота». Если архиерей присутствует на божественной литургии (не слу­жа), то, находясь в своей стасидии, он: 1) благословляет малый вход;

2) произносит «Мир ти» и «Мир всем», благословляя при этом народ;

3) в ответ на слова священника «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем» произносит: «Священство твое да помянет Гос­подь Бог во Царствии Своем»; 4) произносит слова «... буди со всеми ва­ми» на священническом возгласе «Благодать Господа нашего Иисуса Христа...» и слова «... со всеми вами» на священническом возгласе «И да будут милости...», благословляя при этом народ; 5) читает Символ веры и «Отче наш...»; 6) в конце литургии произносит возглас «Благослове­ние Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием...»; 7) раздает антидор.

Пономарь с началом мирной ектений возжигает мас­ленки [18] перед местными иконами Спасителя и Пре­святой Богородицы. В начале первой кафизмы они ту­шатся. Во время чтения кафизм пономарь поправляет лампады.

Зимой [19] после второй кафизмы полагается чтение1 [20]. 50-й псалом читается игуменом. Пономарь возжи­гает все масленки и тушит их после седальна по 3-й пес­ни канона [21].

По окончании 6-й песни читается синаксарий [22]. На словах «В сей месяц...» [23] пономарь творит поклон игумену [24] и ударяет в будничное железное било [25]. Возвратясь, он разжигает священническую кацию для каждения на 9-й песни [26].

В конце 8-й песни пономарь снова возжигает мас­ленки. С началом «Честнейшую...» все снимают куколи2 и выходят из своих стасидий.

«Честнейшую...», 9-я песнь с катавасией или ирмо­сом по ней и эксапостиларий поются всегда игуменом на правом клиросе и старейшим монахом на левом, то есть эти песнопения являются «старческими» (γεροντικά).

Стихиры на «Хвалитех» читаются «читком» (χύμα). «Тебе слава подобает...» и «Благо есть...» («старческие» молитвы) читает игумен. На «Благо есть...» пономарь ту­шит масленки, а на «Исполним...» проверяет лампады.

После тропарей священник произносит ектению «Помилуй нас, Боже...», творит отпуст и без возгласа
---------

1Чтение одного зачала из творений святых отцов продолжитель­ностью 10—15 минут. В обители святого Павла на утрене в зимний период обычно читаются творения преп. Ефрема Сирина, преп. аввы Дорофея, «Подвижнические наставления» св. Василия Великого и «Лавсаик», Ве­ликим постом — «Лествица».

2 Послушники, не имеющие куколей, снимают в этом и подобных случаях скуфьи. Следует заметить, что святогорские послушники во вре­мя богослужения и трапезы одевают рясу. Появление в храме и на трапезе послушника (а тем более монаха или клирика) без рясы, в одном подряс­нике, считается неприличным.

«Молитвами святых отец наших...» начинается (в сред­ней части храма) 1-й час [27].

На «Славе» 1-го часа пономарь звонит в будильный колокол и знаменает в било, обходя вокруг соборного храма, на три статии1.

Молитва 1-го часа «Христе, Свете истинный...» — «старческая». После этой молитвы, по обычаю, читком произносится «Взбранной Воеводе...» и совершается ко­нечный отпуст.

Часы 3-й и 6-й [28]

Священник в приделе, где должна совершаться бо­жественная литургия, возглашает «Благословен Бог наш...», и начинаются часы. Молитвы «Царю Небес­ный...» и «Владыко Боже...» в конце 3-го часа — «стар­ческие». На «Славе» 6-го часа пономарь творит поклон игумену и знаменает в большое будничное било и желез­ное било (к божественной литургии).

Когда священник звонит в колокольчик жертвенни­ка, братия поминают имена живых и усопших [29]. Затем священник покрывает святое предложение на жертвен­нике и кадит алтарь и храм из Царских врат. Молитва 6-го часа «Боже и Господи...» — «старческая». После этой молитвы, по обычаю, читком произносится «До­стойно есть...» и совершается отпуст.

Перед божественной литургией пономарь возжигает драконтии [30] иконостаса. Все выходят из стасидий и на возгласе «Благословено царство...» снимают с головы ку­коли и скуфьи.

----------

1 Одна статия звона в било — одно обхождение вокруг собора с ударе­нием в ручное било. Одна статия звона колоколов — один временной промежуток звона (обычно трезвона).

Божественная литургия в приделе соборного храма [31]

После «Благословено царство...» все поднимаются в свои стасидии и надевают скуфьи и куколи. Пономарь закрывает Царские врата [32]. Поются антифоны изоб­разительны и блаженны или вседневные антифоны («Молитвами Богородицы...» и «Молитвами святых Тво­их .») [33].

На «И ныне» блаженн совершается малый вход сле­дующим образом.

Пономарь подносит возжженную выносную свечу к северной алтарной двери, открывает Царские врата [34] и, возвратясь к северной двери1, творит великий поклон до земли. Затем он открывает дверь и выходит с непо­крытой головой перед священником, несущим Еванге­лие, держа в левой руке выносную свечу [35], проходит под большим паникадилом (придела) и встает перед ме­стной Господской иконой. Когда священник возглашает «Премудрость, прости», пономарь поднимает свечу. Пос­ле входа священника в алтарь пономарь возвращает вы­носную свечу на ее прежнее место, тушит ее и закрывает Царские врата.

Апостол читается чтецом нараспев и никогда поско­ру (читком). В начале чтения Апостола отцы, сняв ку­коли, складывают их и накидывают себе на плечи.

Чтение Апостола совершается в следующем порядке.

Чтец: «Прокимен Апостола».

Священник, открыв Царские врата: «Вонмем».

Чтец произносит прокимен со стихом, например: «Во всю землю изыде вещание их...», «Небеса поведают сла­ву Божию...» или «Величит душа Моя Господа...», «Яко призре на смирение Рабы Своея...».

Священник: «Премудрость».

-------

1 Обычно в приделах устраивается только одна (северная) диакон-
ская дверь.

Чтец: «Ко... Послания Павлова чтение».

Священник: «Вонмем».

Чтец: «Братие...»

Во время чтения Апостола священник кадит храм из Царских врат. Пономарь, если темно, возжигает свечу Царских врат [36]. После чтения Апостола и возгласа «Мир ти, чтущему» пономарь ставит возжженную вы­носную свечу перед Царскими вратами и возвращается в свою стасидию.

Евангелие, так же как и Апостол, читается всегда на­распев [37]. По окончании Евангелия пономарь тушит свечу Царских врат и выносную свечу и ставит послед­нюю на обычное место.

Далее следуют ектений об оглашенных и прочие и Херувимская песнь, которая поется на глас недели.

С началом каждения священника на Херувимской пономарь открывает Царские врата. Когда священник творит «схиму»1 [38] из Царских врат, пономарь возжи­гает выносную свечу и подносит ее к северной двери ради великого входа.

На словах «...Царя всех подымем...» [39] совершается великий вход [40]. На будничной божественной литургии священник не поминает на великом входе архиерея и прочих, но, возгласив: «Всех вас да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки ве­ков», входит в алтарь, говоря: «И священство наше да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков» [41].

Пономарь закрывает Царские врата, задергивает за­весу, тушит выносную свечу и возвращает ее на обычное место. Евхаристический канон произносится чтецом на­распев (почти читком) [42].

----------

1 Слово «схима» в подразумеваемом здесь значении передается по-славянски как «образ поклона».

На «Достойно есть...» [43] священник благословляет антидор1. Пономарь подогревает теплоту, доводя ее до полного кипения, и ставит блюдо с благословленным ан­тидором на левый аналой, где для причастников уже при­готовлены сосуд с теплотой и несколько ковшиков [44].

После «Вонмем» чтец возглашает: «В помощь всем благочестивым и православным христианом»2 — и сразу за этим священник: «Святая святым». Чтец продолжает: «Един свят, един Господь...», и певчий поет причастен ДНЯ3. Пономарь тушит драконтии, возжигает выносную свечу и ставит ее перед Царскими вратами.

Отцы прикладываются к иконам [45]. Священник, подготовив все, звонит в колокольчик жертвенника. По­номарь открывает завесу, отверзает Царские врата и, стоя перед местной иконой Пресвятой Богородицы, дер-
----------

1 Литургисающий священник по прочтении тайных молитв «О святем Иоан­не..» и «Помяни, Господи...» блюдом с антидором изображает знамение креста перед Святыми Дарами, произнося: «Велико имя Святыя Троицы», и затем благословляет антидор рукой, произнося: «Благо­словен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». Если есть необ­ходимость, То, кроме остатков аг­ничной просфоры, как антидор могут благословляться любые порезанные просфоры.

2 Это возглашение произносится не во всех обителях.

3 После «Един свят...» может читаться Богородичный канон (с «Дос­тойно есть...» в конце) (см. сноску 1 на с. 27). В этом случае после отпуста божественной литургии читаются псалмы 33 и 144 полностью. После 144 псалма — «Молитвами святых отец наших...».

Если после «Един свят...» нет Богородичного канона, то при простой и славословной службе вместо него без возгласа священника чтец читает изобразительны в следующем порядке: «Помяни нас, Господи, егда при-идеши...», «Помяни нас, Владыко...», «Помяни нас, Святый...», «Лик не­бесный...», «Приступите к Нему...», «Лик небесный...», «Слава», «Лик свя­тых ангел и архангел...», «И ныне», (без «Верую...») «Ослаби, остави, прости, Боже...», «На горе преобразился еси...», тропарь дня, «Слава», «Со святыми упокой...», «И ныне», «Предстательство христиан непостыд­ное...» (в субботу: кондак Преображения, «Со святыми упокой...», «Слава», «Яко начатки естества...», «И ныне», «Предстательство христиан непостыдное...»), «Господи, помилуй» (12 раз), «Всесвятая Троице, еди­носущная державо...», «Слава, и ныне», псалмы 33 и 144. После 144 псалма — причастный стих.

Если после «Един свят...» нет Богородичного канона при службе со зво­ном, то вместо него читаются псалмы 33 и 144. См.: Ώρολόγιον τό Μέγα, Άθήναι 1994. σ.103-106. 21

жит выносную свечу близ священника, освещая амвон, потому что в это время в храме, кроме тусклых лампад, нет другого освещения [46]. Когда священник возгласит «Всегда, ныне и присно...», пономарь уходит с этого мес­та и ставит зажженную свечу перед местной Господской иконой [47]. После заамвонной молитвы пономарь уби­рает и тушит выносную свечу.

В то время как священник творит отпуст, пономарь закрывает Царские врата и завесу и, взяв блюдо с анти-дором, становится по правую руку от священника1.

Пономарь всегда принимает антидор последним. Во время произнесения отпуста отцы стоят вне стасидий. После раздачи антидора священник входит в алтарь че­рез северную дверь.

После вкушения антидора отцы пьют святую воду [48].

Незадолго перед отпустом святой литургии трапез­ник звонит в будильный колокол, и после литургии все исходят в трапезную [49]. Этот порядок соблюдается всегда, за исключением дней Святой четыредесятницы и постных дней (понедельника, среды и пятницы) в тече­ние всего года, когда бывает одна трапеза в день — после вечерни.

Й час. Вечерня

В 8.30 вечера пономарь поднимается в игуменскую, творит поклон игумену и затем знаменает (в мантии) в будильный колокол и в ручное било в первый раз. Вой­дя в храм, пономарь возжигает лампады и все остальные светильники, как и утром [50]. В 8.45 он знаменает в би­ло во второй раз и в 9.00 — в третий раз.

Священник возглашает «Благословен Бог наш...», как и утром, в притворе, перед задернутой завесой.

Чтец начинает 9-й час в притворе.

----------

1 Произнеся отпуст, священник дает каждому в руку кусочек антидо­ра со словами: «Благословение Господне и милость Его прииде на тя».

На «Славе» 9-го часа пономарь творит поклон игуме­ну, открывает завесу, исходит из храма и знаменает в будничное било и в железное било. Затем, возвратив­шись в храм, пономарь разжигает священническую кацию для каждения на «Господи, воззвах...».

Молитва 9-го часа «Владыко Боже...» – «старчес­кая». Пос­ле молитвы – отпуст. Священник вешает епи­трахиль возле Господской иконы притвора, надевает куколь и творит поклон игумену, уже занявшему место в своей стасидии в средней части храма.

Затем священник снимает куколь, открывает завесу Царских врат, берет епитрахиль, висящую возле местной Господской иконы, надевает ее и перед Царскими врата­ми возглашает «Благословен Бог наш...».

Предначинательный псалом — «старческий».

На второй «Славе» кафизмы пономарь возжигает все масленки.

«Господи, воззвах...» поется по-обиходному1 [51]. Три стихиры Октоиха (две из первых трех и одна из вто­рых трех) и три Минеи, «Слава, и ныне» — Минеи [52].

-----------

1 Музыкальные (певческие) термины греческого текста переведены сле­ду­ющим образом: σύντομον, συντόμως здесь и далее переведено как «оби­ходное», «по-обиходному» или «поскору». По-обиходному поются, на­пример, стихиры, тропари, каноны и пр. на будничных службах. Термин άργοσύντομον (дословно «медленноскоро») оставлен без перевода. «Арго­синтомо» (т. е. музыкальнее и медленнее, чем обиход, но не так музы­кально, как медленные нотные песнопе­ния) могут петься, например, песнопения в воскресные дни и полиелейные праздники. Термин άργόν переведен как «медленное», «медленно», термины μουσικόν, μουσικά и μετά μέλου — как «музыкальное», «музыкально». «Мед­лен­но» и «музыкально» в настоящем тексте во всех случаях означает медленное нотное пение, на­пример песнопения всенощных бдений. Слово χύμα обычно переводится «читком» или «поскору», а слово έμμελώς — «нараспев». Этими определе­ниями в настоящем тексте характеризуются различные манеры чте­ния и пения, например, нараспев произносятся в будни песнопения евхаристи­ческого канона, нараспев же читается Апостол и пр. При переводе более спе­циальных музыкальных терминов мы ограничивались их дословным пере­водом на русский язык или оставляли их без перевода, например «Положи, Господи...» – τρίσημα и др. Названия певческих книг даны в греческом написании (см. перечень музыкальных сборников византий­ских песнопений в Приложении 3), а имена сочинителей песнопений — в русском написании.

На будничной вечерне после «Свете тихий» священ­ник не произносит слова «Вечерний прокимен», но про­кимен поется сразу же после окончания «Свете тихий».

«Сподоби, Господи...» и «Ныне отпущаеши...» — «старческие».

На «Ныне отпущаеши...» пономарь тушит масленки. «Утверди, Господи Боже...» — «старческое». На нем все выходят из своих стасидий ради отпуста.

Перед «Молитвами святых отец наших...» певчий на правом клиросе читком произносит: «Приими, Господи Иисусе Христе, моление нас, грешных, и помилуй нас».

Певчий на левом клиросе произносит: «Буди, Госпо­ди, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя».

Певчий на правом клиросе: «Вечная ваша память, достоблаженнии и приснопамятнии ктитори».

Чтец: «Вечная их память».

И сразу священник: «Молитвами святых отец на­ших...» [53].

Трапезник же незадолго перед отпустом ударяет в бу­дильный колокол, и после «Молитвами святых отец на­ших...» все исходят в трапезную [54].

Повечерие

В 11.45 ночи пономарь возжигает в притворе лампа­ды, светильник и фанарии и задергивает завесу царских дверей притвора. В 12.00 ночи он творит поклон игумену и знаменает в будничное железное било.

Священник возглашает «Благословен Бог наш...» так же, как и на полунощнице.

Малое повечерие читается в притворе.

После Символа веры пономарь возжигает масленку перед иконой Пресвятой Богородицы, находящейся в притворе, и один из монахов (назначенный уставщи­ком), став с непокрытой головой перед этой иконой, на­чинает читать акафист Божией Матери. Пономарь раз-

жигает будничную кацию [55]. После окончания ака­фиста он подносит ее находящемуся в левой стасидии (см. схему в Приложении, с. 220) священнику для благо­словения каждения и на «Достойно есть...» (поемого по­скору) начинает кадить святые иконы и отцов в притво­ре, а затем в нартексе [56].

Монах, чтец акафиста, гасит масленку. После анти­фонно читаемых «Нескверная, неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упова­ние мое Отец...», «Все упование мое...» читается «О Тебе радуется...», «Святый Ангеле...», затем трижды «Богоро­дице Дево, радуйся...» и творится отпуст, как и на полу­нощнице.

Во время отпуста отцы прикладываются к иконам, и после «Молитвами святых отец наших...» все, испраши­вая друг у друга прощение, творят земной поклон на том месте, где каждый находится.

Исходя, все берут благословение игумена, стоящего справа от дверей притвора [57].

Пономарь гасит все свечи и лампады, кроме неугаси­мых [58], закрывает храм, передает ключи игумену и уходит [59].

О Богородичных каноне и молебном пении

В святогорских монастырях на вечерне (кроме вечер­ни со входом) после «Ныне отпущаеши...» поется Бо­городичный канон гласа текущей недели из сборника канонов в честь Божией Матери под названием «Феото­карион», составленного преподобным Никодимом Свя­тогорцем1. В честь Пресвятой Богородицы все отцы сто­ят без куколей [60].

--------

1 Богородичный канон на повечерии поется без ирмосов на 4. При­певы к тропарям: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Слава», «И ны­не». В конце — «Достойно есть...».

Пономарь разжигает будничную кацию и возжигает масленку на большом подсвечнике перед иконой Пре­святой Богородицы. Певчие поют 1-ю и 3-ю песни, а по­следующие песни поют отцы, назначаемые уставщиком. На 7-й песни пономарь кадит кацией с ручным платом [61].

По завершении Богородичного канона масленка пе­ред Богородичной иконой гасится. Окончание вечерни обычное — «Трисвятое», тропари и прочее.

На молебном пении (при пении молебного канона) Божией Матери следуют этому же чину: куколи снима­ются, перед Богородичной иконой возжигается маслен­ка, на 7-й песни разжигается кация [62].

Священник читает Евангелие из Царских врат1. Действия пономаря такие же, как и при чтении Еванге­лия за литургией.

Нечетные песни канона поются на правом клиросе, четные — на левом. Окончания четных песен2 допевают­ся на правом клиросе.

«Достойно есть...» и Богородичны по «Достойно...»3 всегда поются хором. После «Трисвятого» — умилитель­ные тропари «Помилуй нас, Господи, помилуй нас...» и прочее.

Молебное пение может совершаться на вечерне вместо Богородичного канона гласа недели, а также пе­ред литургией (после 6-го часа) и на литургии.

Наши рекомендации