Примечания к 7-й главе

1. В настоящем тексте говорится о службе, возглавля­емой архиереем.

2. Стих «Послеши Духа Твоего...» повторяется для то­го, чтобы нечетные аниксантарии приходились на пра­вый клирос, а четные — на левый.

3. На престольный праздник в Великой Лавре свято­го Афанасия Афонского, по древней традиции, поют не­сколько первых «великих аниксантариев» святого Иоан­на Кукузеля и затем аниксантарии Хурмузия.

Так или иначе, последние слова тропаря на «Вся пре­мудростию...» обычно поются на три тона выше обычно­го.

4. Ризничий (βηματάρης — дословно «алтарник») — священник или диакон, ответственный за утварь в алта­ре, облачения в ризнице и вообще за все, что имеет отно­шение к святому алтарю. В обязанности ризничего вхо­дит также вынос паломникам святых мощей каждый день после вечернего богослужения.

В некоторых монастырях ризничий ежедневно несет послушание в алтаре, (разжигает кадило, готовит тепло­ту и т.д), чтобы освободить пономаря от обязанностей, выполняемых в алтаре. В других обителях есть долж­ность помощника ризничего (на которую назначаются обычно простые монахи), который несет послушание в алтаре в будни. В таком случае ризничий отвечает за бо­лее важные предметы (например, за облачения). Ризни­чий и их помощники имеют особые стасидии в храме.

5. В некоторых монастырях поют медленное «Свете тихий», называемое «древним».

6. Паримии никогда не читаются архиереем1.

---------------

1 На практике иногда читаются.

7. Пономари стараются кадить кациями в такт песно­пениям.

8. Священники облачаются без входных молитв. Входные молитвы совершает только архиерей после 6-го часа.

9. Если в монастыре нет большой водосвятной чаши, то освящение воды совершается на большом столе во дворе перед собором или, в зимний период, в притворе.

10. В некоторых монастырях возглас «Благословен Бог наш...» произносится внутри храма, а исхождение из храма совершается при чтении чтецом 142-го псалма «Господи, услыши молитву мою...».

11. Во многих монастырях левый хор, прерывая пе­ние правого, поет поскору «Ис полла эти, дэспота», что не совсем правильно, поскольку эти слова содержатся в медленном «Тон дэспотин ке архиэрэа», которое поется правым хором.

12. Если архиерей преклонного возраста, то ему при­носят праздничное седалище.

13. Если время ограничено, то во время пения канона на утрене кто-то из священников совершает чин водо­святия один. Архиерей совершает входные молитвы на «Хвалитех» после стиха «Хвалите Его, вси ангели Его...» при пении «Тон дэспотин ке архиэрэа...». На великом славословии — колокола. Затем «Свыше пророцы» и сразу божественная литургия1. Ради сокращения време­ни возможно облачение архиерея в алтаре.

14. В Великой Лавре на престольный праздник на вход исходят четыре пономаря с четырьмя серебряными выносными свечами.

15. Евангелие несут два диакона, поскольку на пре­стольные праздники используются очень большие Еван-

--------------

1 Сразу же после великого славословия — «Благословено царство...». Этот сокращенный чин приводится в современных греческих служебни­ках в главе «Священническое соборное служение» (см.: «’Ιερατικόν;. Αί Θείαι Λειτουργίαι», ‘Αθήναι 1981, σ. 174, 175).

гелия, хранящиеся в монастырских ризницах — древние или более поздние русской работы.

16. Если архиерею приносили седалище, то его уби­рают.

17. Издревле заведено, что диаконы веют над Святы­ми Дарами рипидами (‘ριπίδια или όθόνια), «да не случится власти малым от насекомых внутрь святыя чаши». В на­ше время используются малые рипиды, на дисках кото­рых изображаются шестокрылые серафимы. В древнос­ти полотнища рипид были из тонкой ткани или пав­линьих перьев.

18. Если диаконов много, то во время каждения в ал­таре они не выстраиваются все с противоположной ка­дящему архиерею или священнику стороны святого пре­стола, а распределяются также с двух оставшихся сто­рон, и перемещаются вокруг престола вместе с кадящим, так что вместе, стоя с четырех сторон престола, они составляют образ креста.

19. Апостол читается диаконами только в том случае, если их больше двух. В противном случае Апостол чита­ется чтецом.

20. В киновиях коливо предлагается на трапезе, в келлиях же — на угощении в соборной зале.

21. Поскольку на престольные праздники обычно стекается множество народу, часть Богородичной прос­форы после ее возношения разделяется на две полови­ны, которые разносятся двумя трапезниками, за каждым из которых следует пономарь, кадящий кацией.

22. Если праздничную службу возглавляет не архие­рей, а игумен, то чин остается тем же, со следующими отличиями:

а) при вхождении игумена в храм не поется «Ис полла эти, дэспота»;

б) на «Господи, воззвах...» и на «Хвалитех» чтец воз­глашает «Повели, отче святый. Глас (такой-то)»;

в) оставляются «Свыше пророцы...» и «Тон дэспотин ке архиэрэа...»;

г) игумен облачается в алтаре, после совершения входных молитв вместе с сослужащими;

д) не используются дикирий с трикирием;

е) на литургии в алтаре поется «Святый Боже...» без «Господи, Господи, призри...». Не бывает диаконских возглашений «Господи, спаси благочествыя...».

примечания к 7-й главе - student2.ru


примечания к 7-й главе - student2.ru

ГЛАВА 8
ЧИН КТИТОРСКИХ ПАНИХИДЫ И ЛИТУРГИИ

Ктиторская вечерня и панихида1


примечания к 7-й главе - student2.ru

емного позднее обычного времени, «труда ради бденного», знаменают в праздничное било, в железное било и в большие колокола на три ста­тии. Архиерей (или игумен) поднимается на ар­хиерейское место. Кафизма на вечерне оставляется.

С началом предначинательного псалма пономари воз­жигают масленки (свечи) четырех подвесных крестов, ос­тальные масленки и свечи, гентекии, весь хорос и четыре малые паникадила. После мирной ектений чтец возгла­шает «Повели, владыко святый. Глас (такой-то)», а поно­мари раскачивают паникадила и хорос. Кадят два диакона с праздничными кадилами, воздухами и сионами.

Если нет попразднства, то на «Господи, воззвах...» поются три хвалитные стихиры, которые берутся из по­следования утрени праздника (т. е. предыдущего дня), а затем три стихиры на «Господи, воззвах...» данного дня. Славник на «Господи, воззвах...» из последования празд­ничной вечерни (предыдущего дня). На «Славе» устав­щик творит «схиму». Вход совершается с участием всех присутствующих в храме священников и диаконов. Пос-

----------

1 Если обитель имеет не один, а несколько панигиров, то настоящий чин совершается только после главного панигира.

ле входа пономари тушат хорос, гентекии и малые пани­кадила.

На стихирах на стиховне один пономарь возжигает большое паникадило (полностью), а другой (непремен­но в мантии) раздает свечи архиерею (или игумену), сто­ящему на архиерейском месте, священникам, монахам и всем находящимся в храме.

После пения тропарей певчие выходят из своих ста­сидий. Уставщик (или ризничий) раздает священникам епитрахили и облачает архиерея в малый праздничный омофор и епитрахиль. Диаконы обычно облачаются в стихари с орарями. Священники и диаконы занимают стасидии на двух клиросах.

Во время отпуста пономарь ставит под большим па­никадилом столик с ктиторским коливом [1], а за ним (со стороны алтаря) выносную свечу с заранее приготов­ленным ладаном [2] и двумя подвешенными к ней кади­лами.

Первый диакон возглашает «Благослови, владыко», и архиерей с архиерейского места произносит возглас «Благословен Бог наш...». Диакон кадит коливо и храм по чину каждения перед благословением хлебов на все­нощном бдении. Чтец у правого аналоя читает 50-й пса­лом [3] и возглашает «Аллилуйя». Архиерей трижды поет «Аллилуйя», затем первый по чину священник на левом клиросе (тоже трижды) и снова архиерей. Чтец произно­сит положенные стихи из Псалтири.

Затем архиерей и первый священник антифонно по­ют тропари «Глубиною мудрости...» и остальные, по обычаю. Чтец в необходимый момент произносит «Сла­ва», а затем «И ныне».

Чтец (или кто-то из братии) читает Непорочны на две статии [4]. Последние стихи первой и второй статии по­ются трижды архиереем и первым священником, стоя­щим на левом клиросе. Первая статия оканчивается сло­вами «Во век не забуду оправданий Твоих...», которые

поются на 8-й глас Ирмология. Диакон с кадилом произ­носит ектению, архиерей спускается со своего места и, став перед столиком с коливом, читает молитву1.

Подобным же образом оканчивается вторая статия, словами «Жива будет душа моя...» (петь их начинает пер­вый священник, стоящий на левом клиросе, на 5-й глас Ирмология). Затем следуют заупокойные тропари по Не­порочнах, поемые антифонно. Чтец канонаршит тропа­ри, переходя поочередно от правого к левому клиросу. Первый тропарь и «Слава» поются архиереем.

Далее — ектения (всегда с каждением) [5], которую произносит следующий по старшинству диакон, и воз­гласы игумена (или следующего за ним по чину священ­ника) и еще нескольких священников [6]. Седальны по Непорочнах поскору произносит чтец. Архиерей читает 50-й псалом. Чтец возглашает первые слова ирмоса 1-й песни канона «Яко по суху пешешествовав...»2. Архиерей поет первый тропарь, священник, стоящий справа от ар­хиерея — второй тропарь, второй за ним — третий, тре­тий — четвертый3. Если есть другие священники и диа­коны, то они продолжают 3-ю песнь, если же нет, то начинает снова архиерей и так далее, а чтец всегда воз­глашает первые слова ирмоса каждой песни и канонар­шит тропари песней канона.

Ирмос по 3-й песни поет все духовенство, стоящее на правом клиросе.

-----------

1 По 1-й статии Непорочных и на литии в конце панихиды — заупо­койная ектения «Помилуй нас, Боже...» и молитва «Боже духов...» с воз­гласом «Яко Ты еси воскресение...». После тропарей по Непорочнах, по 3-й и 6-й песнях канона — заупокойная ектения «Паки и паки...» и (без молитвы «Боже духов...») возглас «Яко Ты еси воскресение...».

2 Заупокойный канон на панихиде всегда поется без ирмосов. Ката­васия — ирмосы по 3, 6 и 9-й песнях.

3 Припевы к тропарям: к первому — «Предстательством, Господи, мученик Твоих покой души раб Твоих», ко второму — «Души их во благих водворятся», к третьему — «Слава», к четвертому — «И ныне». Припевы и тропари поются священнослужителями на 6-й глас.

Затем следует малая ектения и возгласы еще несколь­ких священников, по старшинству.

Седальны по 3-й песни читаются поскору. 4-я песнь поется левым клиросом [7] (первый тропарь — первым священником, второй — вторым и т. д.). 5-я песнь — пра­вым клиросом и 6-я с ирмосом по ней — левым.

По 6-й песни — ектения и возглашения остальных священников. Затем чтец возглашает «Со святыми», и правый клирос поет «Со святыми упокой...» на 8-й глас. Чтец читает икос и снова возглашает то же, и «Со свя­тыми упокой...» поет левый клирос.

7-я песнь поется правым клиросом, 8-я — левым (ир­мос по 8-й песни не поется) и 9-я — правым. На 9-й пес­ни архидиакон кадит коливо и клиросы, как в начале бо­гослужения. Ирмос по 9-й песни поется духовенством, стоящим на правом клиросе.

Чтец произносит «Трисвятое» [8]. По «Отче наш...» архиерей, стоящий перед столиком с коливом, и свя­щенники (по обеим сторонам от него) поют «Со духи праведных...» и пр. Затем — обычная молитва, возглаше­ния и разрешительная молитва (из Большого Требника), которую читает архиерей. Отпуст. Перед «Молитвами святых отец наших...» духовенство поет «Вечная память» трижды, причем в последний раз — «Вечная им память». Во время этого пения — заупокойный звон в самый большой колокол монастыря. Пономарь слегка раскачи­вает паникадило. В конце ктиторской панихиды возглас «Молитвами святых отец наших...» и одна статия вели­ких колоколов.

Затем следует угощение [9]. Когда все приготовят для трапезы, звонят в большие колокола на одну статию. Ар­хиерей исходит в трапезную в праздничной мантии, его сопровождают два пономаря с выносными свечами. Бо­городичное возношение не совершается. В свое время в притворе служится повечерие, как обычно [10].

Наши рекомендации