Примечания к 7-й главе
1. В настоящем тексте говорится о службе, возглавляемой архиереем.
2. Стих «Послеши Духа Твоего...» повторяется для того, чтобы нечетные аниксантарии приходились на правый клирос, а четные — на левый.
3. На престольный праздник в Великой Лавре святого Афанасия Афонского, по древней традиции, поют несколько первых «великих аниксантариев» святого Иоанна Кукузеля и затем аниксантарии Хурмузия.
Так или иначе, последние слова тропаря на «Вся премудростию...» обычно поются на три тона выше обычного.
4. Ризничий (βηματάρης — дословно «алтарник») — священник или диакон, ответственный за утварь в алтаре, облачения в ризнице и вообще за все, что имеет отношение к святому алтарю. В обязанности ризничего входит также вынос паломникам святых мощей каждый день после вечернего богослужения.
В некоторых монастырях ризничий ежедневно несет послушание в алтаре, (разжигает кадило, готовит теплоту и т.д), чтобы освободить пономаря от обязанностей, выполняемых в алтаре. В других обителях есть должность помощника ризничего (на которую назначаются обычно простые монахи), который несет послушание в алтаре в будни. В таком случае ризничий отвечает за более важные предметы (например, за облачения). Ризничий и их помощники имеют особые стасидии в храме.
5. В некоторых монастырях поют медленное «Свете тихий», называемое «древним».
6. Паримии никогда не читаются архиереем1.
---------------
1 На практике иногда читаются.
7. Пономари стараются кадить кациями в такт песнопениям.
8. Священники облачаются без входных молитв. Входные молитвы совершает только архиерей после 6-го часа.
9. Если в монастыре нет большой водосвятной чаши, то освящение воды совершается на большом столе во дворе перед собором или, в зимний период, в притворе.
10. В некоторых монастырях возглас «Благословен Бог наш...» произносится внутри храма, а исхождение из храма совершается при чтении чтецом 142-го псалма «Господи, услыши молитву мою...».
11. Во многих монастырях левый хор, прерывая пение правого, поет поскору «Ис полла эти, дэспота», что не совсем правильно, поскольку эти слова содержатся в медленном «Тон дэспотин ке архиэрэа», которое поется правым хором.
12. Если архиерей преклонного возраста, то ему приносят праздничное седалище.
13. Если время ограничено, то во время пения канона на утрене кто-то из священников совершает чин водосвятия один. Архиерей совершает входные молитвы на «Хвалитех» после стиха «Хвалите Его, вси ангели Его...» при пении «Тон дэспотин ке архиэрэа...». На великом славословии — колокола. Затем «Свыше пророцы» и сразу божественная литургия1. Ради сокращения времени возможно облачение архиерея в алтаре.
14. В Великой Лавре на престольный праздник на вход исходят четыре пономаря с четырьмя серебряными выносными свечами.
15. Евангелие несут два диакона, поскольку на престольные праздники используются очень большие Еван-
--------------
1 Сразу же после великого славословия — «Благословено царство...». Этот сокращенный чин приводится в современных греческих служебниках в главе «Священническое соборное служение» (см.: «’Ιερατικόν;. Αί Θείαι Λειτουργίαι», ‘Αθήναι 1981, σ. 174, 175).
гелия, хранящиеся в монастырских ризницах — древние или более поздние русской работы.
16. Если архиерею приносили седалище, то его убирают.
17. Издревле заведено, что диаконы веют над Святыми Дарами рипидами (‘ριπίδια или όθόνια), «да не случится власти малым от насекомых внутрь святыя чаши». В наше время используются малые рипиды, на дисках которых изображаются шестокрылые серафимы. В древности полотнища рипид были из тонкой ткани или павлиньих перьев.
18. Если диаконов много, то во время каждения в алтаре они не выстраиваются все с противоположной кадящему архиерею или священнику стороны святого престола, а распределяются также с двух оставшихся сторон, и перемещаются вокруг престола вместе с кадящим, так что вместе, стоя с четырех сторон престола, они составляют образ креста.
19. Апостол читается диаконами только в том случае, если их больше двух. В противном случае Апостол читается чтецом.
20. В киновиях коливо предлагается на трапезе, в келлиях же — на угощении в соборной зале.
21. Поскольку на престольные праздники обычно стекается множество народу, часть Богородичной просфоры после ее возношения разделяется на две половины, которые разносятся двумя трапезниками, за каждым из которых следует пономарь, кадящий кацией.
22. Если праздничную службу возглавляет не архиерей, а игумен, то чин остается тем же, со следующими отличиями:
а) при вхождении игумена в храм не поется «Ис полла эти, дэспота»;
б) на «Господи, воззвах...» и на «Хвалитех» чтец возглашает «Повели, отче святый. Глас (такой-то)»;
в) оставляются «Свыше пророцы...» и «Тон дэспотин ке архиэрэа...»;
г) игумен облачается в алтаре, после совершения входных молитв вместе с сослужащими;
д) не используются дикирий с трикирием;
е) на литургии в алтаре поется «Святый Боже...» без «Господи, Господи, призри...». Не бывает диаконских возглашений «Господи, спаси благочествыя...».
ГЛАВА 8
ЧИН КТИТОРСКИХ ПАНИХИДЫ И ЛИТУРГИИ
Ктиторская вечерня и панихида1
емного позднее обычного времени, «труда ради бденного», знаменают в праздничное било, в железное било и в большие колокола на три статии. Архиерей (или игумен) поднимается на архиерейское место. Кафизма на вечерне оставляется.
С началом предначинательного псалма пономари возжигают масленки (свечи) четырех подвесных крестов, остальные масленки и свечи, гентекии, весь хорос и четыре малые паникадила. После мирной ектений чтец возглашает «Повели, владыко святый. Глас (такой-то)», а пономари раскачивают паникадила и хорос. Кадят два диакона с праздничными кадилами, воздухами и сионами.
Если нет попразднства, то на «Господи, воззвах...» поются три хвалитные стихиры, которые берутся из последования утрени праздника (т. е. предыдущего дня), а затем три стихиры на «Господи, воззвах...» данного дня. Славник на «Господи, воззвах...» из последования праздничной вечерни (предыдущего дня). На «Славе» уставщик творит «схиму». Вход совершается с участием всех присутствующих в храме священников и диаконов. Пос-
----------
1 Если обитель имеет не один, а несколько панигиров, то настоящий чин совершается только после главного панигира.
ле входа пономари тушат хорос, гентекии и малые паникадила.
На стихирах на стиховне один пономарь возжигает большое паникадило (полностью), а другой (непременно в мантии) раздает свечи архиерею (или игумену), стоящему на архиерейском месте, священникам, монахам и всем находящимся в храме.
После пения тропарей певчие выходят из своих стасидий. Уставщик (или ризничий) раздает священникам епитрахили и облачает архиерея в малый праздничный омофор и епитрахиль. Диаконы обычно облачаются в стихари с орарями. Священники и диаконы занимают стасидии на двух клиросах.
Во время отпуста пономарь ставит под большим паникадилом столик с ктиторским коливом [1], а за ним (со стороны алтаря) выносную свечу с заранее приготовленным ладаном [2] и двумя подвешенными к ней кадилами.
Первый диакон возглашает «Благослови, владыко», и архиерей с архиерейского места произносит возглас «Благословен Бог наш...». Диакон кадит коливо и храм по чину каждения перед благословением хлебов на всенощном бдении. Чтец у правого аналоя читает 50-й псалом [3] и возглашает «Аллилуйя». Архиерей трижды поет «Аллилуйя», затем первый по чину священник на левом клиросе (тоже трижды) и снова архиерей. Чтец произносит положенные стихи из Псалтири.
Затем архиерей и первый священник антифонно поют тропари «Глубиною мудрости...» и остальные, по обычаю. Чтец в необходимый момент произносит «Слава», а затем «И ныне».
Чтец (или кто-то из братии) читает Непорочны на две статии [4]. Последние стихи первой и второй статии поются трижды архиереем и первым священником, стоящим на левом клиросе. Первая статия оканчивается словами «Во век не забуду оправданий Твоих...», которые
поются на 8-й глас Ирмология. Диакон с кадилом произносит ектению, архиерей спускается со своего места и, став перед столиком с коливом, читает молитву1.
Подобным же образом оканчивается вторая статия, словами «Жива будет душа моя...» (петь их начинает первый священник, стоящий на левом клиросе, на 5-й глас Ирмология). Затем следуют заупокойные тропари по Непорочнах, поемые антифонно. Чтец канонаршит тропари, переходя поочередно от правого к левому клиросу. Первый тропарь и «Слава» поются архиереем.
Далее — ектения (всегда с каждением) [5], которую произносит следующий по старшинству диакон, и возгласы игумена (или следующего за ним по чину священника) и еще нескольких священников [6]. Седальны по Непорочнах поскору произносит чтец. Архиерей читает 50-й псалом. Чтец возглашает первые слова ирмоса 1-й песни канона «Яко по суху пешешествовав...»2. Архиерей поет первый тропарь, священник, стоящий справа от архиерея — второй тропарь, второй за ним — третий, третий — четвертый3. Если есть другие священники и диаконы, то они продолжают 3-ю песнь, если же нет, то начинает снова архиерей и так далее, а чтец всегда возглашает первые слова ирмоса каждой песни и канонаршит тропари песней канона.
Ирмос по 3-й песни поет все духовенство, стоящее на правом клиросе.
-----------
1 По 1-й статии Непорочных и на литии в конце панихиды — заупокойная ектения «Помилуй нас, Боже...» и молитва «Боже духов...» с возгласом «Яко Ты еси воскресение...». После тропарей по Непорочнах, по 3-й и 6-й песнях канона — заупокойная ектения «Паки и паки...» и (без молитвы «Боже духов...») возглас «Яко Ты еси воскресение...».
2 Заупокойный канон на панихиде всегда поется без ирмосов. Катавасия — ирмосы по 3, 6 и 9-й песнях.
3 Припевы к тропарям: к первому — «Предстательством, Господи, мученик Твоих покой души раб Твоих», ко второму — «Души их во благих водворятся», к третьему — «Слава», к четвертому — «И ныне». Припевы и тропари поются священнослужителями на 6-й глас.
Затем следует малая ектения и возгласы еще нескольких священников, по старшинству.
Седальны по 3-й песни читаются поскору. 4-я песнь поется левым клиросом [7] (первый тропарь — первым священником, второй — вторым и т. д.). 5-я песнь — правым клиросом и 6-я с ирмосом по ней — левым.
По 6-й песни — ектения и возглашения остальных священников. Затем чтец возглашает «Со святыми», и правый клирос поет «Со святыми упокой...» на 8-й глас. Чтец читает икос и снова возглашает то же, и «Со святыми упокой...» поет левый клирос.
7-я песнь поется правым клиросом, 8-я — левым (ирмос по 8-й песни не поется) и 9-я — правым. На 9-й песни архидиакон кадит коливо и клиросы, как в начале богослужения. Ирмос по 9-й песни поется духовенством, стоящим на правом клиросе.
Чтец произносит «Трисвятое» [8]. По «Отче наш...» архиерей, стоящий перед столиком с коливом, и священники (по обеим сторонам от него) поют «Со духи праведных...» и пр. Затем — обычная молитва, возглашения и разрешительная молитва (из Большого Требника), которую читает архиерей. Отпуст. Перед «Молитвами святых отец наших...» духовенство поет «Вечная память» трижды, причем в последний раз — «Вечная им память». Во время этого пения — заупокойный звон в самый большой колокол монастыря. Пономарь слегка раскачивает паникадило. В конце ктиторской панихиды возглас «Молитвами святых отец наших...» и одна статия великих колоколов.
Затем следует угощение [9]. Когда все приготовят для трапезы, звонят в большие колокола на одну статию. Архиерей исходит в трапезную в праздничной мантии, его сопровождают два пономаря с выносными свечами. Богородичное возношение не совершается. В свое время в притворе служится повечерие, как обычно [10].