Какая полная Литургия совершается во время Великого поста ?
В древности в Константинополе основной Литургией была Литургия Василия Великого. Ее совершали по воскресениям и праздникам, в то время как Литургия Иоанна Златоустого в Константинополе в древности 1000 лет назад использовалась для будних дней. Это была Литургия будних дней, менее торжественная, чем Иоанна Златоустого. Затем положение изменилось и Литургию Иоанна Златоустого стали служить весь год. Но в два периода года, наиболее важных и поэтому более консервативных, сохранилась все же Литургия Василия Великого на праздники. К этим периодам относится:
- Период празднования Рождества Христова, когда мы совершаем 3 Литургии Василия Великого (накануне Рождества и накануне Богоявления, на Обрезание);
- В Великий пост, когда мы совершаем еще 7 Литургий Василия Великого — все воскресения (кроме Вербного), в Великий Четверг (установление евхаристии) и в Великую Субботу (наиболее важные воскресенья).
В остальные дни, когда положена полная Литургия, совершается Литургия Иоанна Златоустого: все субботы, Вербное воскресенье и Благовещение. Если Благовещение попадет на тот день, когда указывается Литургия Василия Великого, например, на Великую субботу, то совершается Литургия Василия Великого как более торжественная.
Итак, мы выяснили, что есть дни, когда Литургия не положена, дни, когда совершается Преждеосвященная (неполная) Литургия. Такие дни существуют из-за того, что есть правило: во дни ВП не совершать Литургию. И дни, когда мы совершаем полную Литургию: субботы и воскресенья по другому правилу Трулльского собора, которое говорит, что в субботу и в воскресение нет поста (кроме Великой субботы). Не бывает поста — значит служим Литургию. Великая Суббота – единственная постная суббота, когда Литургия совершается вечером (10-й час дня – это 4-5 часов по-нашему).
Почему в некоторые дни совершается Литургия Василия Великого? Это не более постная, а более торжественная Литургия, более традиционная для Константинополя. Во время Великого поста особенности сохраняются дольше, время более консервативное. Когда-то это была нормальная воскресная Литургия в Константинополе.
Перейдем к собственно постной Литургии или Литургии Преждеосвященных Даров.
На греческом языке известно две ЛПД: одна Литургия – та, которой мы сейчас пользуемся, вторая литургия носит имя Преждеосвященная Литургия апостола Иакова (она сохранилась в рукописях, на практике не употребляется). Она носит имя апостола Иакова потому, что совершалась в Палестине, т.е. в той области православного мира, где господствовали иерусалимские традиции.
Кому принадлежит наша Преждеосвященная Литургия? Вопрос очень сложный.
В рукописях старше XIV века она никогда не носит имени Григория Двоеслова. Она называется: или просто Постная служба, или Преждеосвященная Литургия Василия Великого или имя святителя Германа Константинопольского или имя Епифания Кипрского, но никогда Григория Двоеслова.
Откуда взялось мнение, что эта Литургия принадлежит Григорию Двоеслову? Вопрос тоже достаточно не изученный. Известно лишь, что это мнение распространилась на Афоне к концу XIV века и отсюда это ошибочное афонское мнение попадает в рукописи. Известны рукописи славянские, например, одна из новгородских рукописей Софийского собрания, хранящаяся в Публичной библиотеке в С-Петербурге, содержит Преждеосвященную Литургию. В ней написано: Литургия Преждеосвященных Даров Василия Великого, а затем слова «Василий Великий» зачеркнуты и сверху приписано «а на Афоне монахи думают, что это Григория Двоеслова». Т.е. отражается ясно процесс изменения этой точки зрения.
Папа Григорий Двоеслов, известный западный литургист своего времени, составил в частности сакраментарий (аналог Евхология на латинском языке). Сакраментарий папы Григория содержит на Великую Пятницу чин причащения Преждеосвященными Дарами. Вот и вся связь ЛПД с именем святителя Григория Двоеслова При этом ни порядок этого чина, ни молитвы этого чина ничего общего с нашей Преждеосвященной не имеют. Возможно мнение о том, что он является автором нашей Преждеосвященной Литургии связано с тем, что Григорий придумал латинский чин Великой пятницы, который до сих пор существует на западе.
Когда появляется ЛПД?
Первое свидетельство о ней относится к VI веку. А именно, в Пасхальной хронике говорится, что в VI веке на ЛПД было введено песнопение «ныне силы небесные..» Отсюда следует, что Григорий Двоеслов никак не мог быть автором Литургии, если она в VI веке уже существовала.
Где появилась эта Литургия?
Вопрос достаточно сложный, но существует мнение и оно наиболее общепринято, что эта Литургия появляется в монофизитской среде. Также как антиминс появился сначала у монофизитов, которых гнали византийские императоры. Они не могли совершать Литургию в храмах и поэтому изобрели деревянный антиминс. Затем православные у них переняли. Во время иконоборческих гонений православные тоже стали совершать Литургию по домам на антиминсе из ткани. Так возник антиминс. Затем, когда иконопочитатели победили, оно свой антиминс, к которому они привыкли за годы гонений, ввели в практику. С тех пор по окончании иконоборческих гонений у нас принято пользоваться антиминсами. Думают, что точно так же Преждеосвященная Литургия возникает в монофизитской среде в связи с невозможностью вообще совершить иногда Литургию. В условиях гонений возникает такой обычай, о котором упоминает Севир Антиохийский, освящать Чашу, освящать вино через погружение в нее частицы освященного уже Хлеба — Тела Христова. Мысль заключается в том, чтобы освятить Чашу через погружение освященного Хлеба. Они считали что тем самым Чаша освящается. Такой обычай освящать через соприкосновение был весьма распространен в древней церкви. Скажем, ранние Ordenus Romani, римские богослужебные указания говорят, что если много причастников, то нужно освятить Чашу, а затем влить от нее в другие Чаши и причащать – освящается через перемешивание, через соприкосновение. Даже у нас до сих пор принято так освящать воду – лить в неосвященную воду некоторое количество Святой воды. Хотя по отношению к Святым Дарам русский Богослужебник сейчас категорически запрещает такие действия – в конце есть Учительное известие, напечатанное мелким шрифтом. Там запрещено так делать и в России так не делают, но, например в Иерусалиме так делают, когда много причастников. Т.е. иногда так поступают даже со Святыми Дарами, что уж говорить о Святой воде. Именно так понимали Преждеосвященную Литургию и православные авторы XI-XII веков – смысл этой службы в освящении Чаши через погружение в нее освященного Тела Христова. Свидетельства византийских авторов по этому вопросу собрал в свое время Иван Карабинов в книге «Святая Чаша на Литургии Преждеосвященных Даров», Петроград, 1915 год. Все эти свидетельства затем перепечатал в своей статье Николай Дмитриевич Успенский «Богословские труды», 13 сборник. Статья называется «Коллизия двух богословий». И эти же свидетельства вы можете найти в статье нашего преподавателя Сергея Александровича Ванюкова в нашем богословском сборнике в VIII номере. При этом эти авторы пишут, что для освящения Чаши достаточно погрузить в нее частицу освященного хлеба, даже не омоченного святой Кровью. Позже возникает практика для Преждеосвященной Литургии приготовленный Хлеб предварительно омакивать в святой Крови Христовой, чтобы все в Чаше перемешалось.
Но в XVII веке происходят очень серьезные изменения. На Западе классическое богословие таинств подразумевает, что таинство не может совершиться, если не соблюдены надлежащие материя и форма таинств, т.е. не произнесена соответствующая тайносовершительная формула. Тридентское богословие таинств говорит, что необходимо намерение священника (интенция), правильная материя (в Евхаристии материей, например, являются хлеб и вино, а в Покаянии — грехи кающегося) и правильная форма.
В чем ложность учения о тайносовершительной формуле? Согласно средневековому католическому богословию (в современном католическом богословии возможны разные точки зрения) таинства совершает Бог. Тут мы не спорим, но они учат, что в момент совершения таинства сам священник является Христом, в этот именно момент. Церковь вообще не участвует в совершении таинства, она им не нужна. Священник произносит формулу, в этот момент он Христос, он своей властью совершает таинства. И отсюда эти практики тайного совершения мессы (священник один каждый день служит мессу) и т.д. Наша точка зрения иная. Мы считаем, что священник возглавляет молитву Церкви (ему дана такая благодать), Церковь молится Богу устами священника и Бог невидимо совершает таинство. Здесь нет такого момента, что священник является Христом в какой-то момент. А учение о тайносовершительной формуле основано как раз на этом учении. Они говорят, что этим моментом как раз и является тайносовершительная формула. Из-за этого тайносовершительные католические формулы всегда в первом лице. Тайносовершительная формула Евхаристии: «Приимите, ядите..» – слова Самого Христа, тайносовершительная формула Крещения: «Я тебя крещаю..», Покаяния – «Я отпускаю тебе грехи», и т.д. Это учение для православной Церкви неприемлемо. Однако оно проникло под влиянием иезуитских польских и украинских школ в украинскую богословскую мысль XVII века, в частности в Требник Петра Могилы 1646 года. Он переполнен цитатами из римского Требника, изданного в 20-е годы в Риме. Тогда получается, что при совершении Преждеосвященной Литургии тайносовершительная формула не произносится, значит таинство совершиться не может с точки зрения средневекового католического учения, т.е. ничего за этой Литургией не меняется. Так и пишет Петр Могила. У него есть особая глава в Требнике о Преждеосвященной Литургии. Он там так и пишет, что «на Преждеосвященной Литургии Чаша никак не изменяется и используется только для помывания уст». Однако, такое мнение резко противоречит с многовековой православной практикой и поэтому хотя реформа осуществлялась во второй половине XVII века на Руси в основном на основе украинских книг, эта формулировка Петра Могилы была изменена, так что в нашем Служебнике есть специальная главка «Изъявления об исправлениях в служении Преждеосвященной Литургии» Между главами «Чин Преждеосвященной Литургии» и «Божественная служба Преждеосвященных» есть небольшая главка «Изъявление». Заметьте. Что даже в печатном Служебнике Литургия не носит имени Григория Двоеслова. Просто называется «Божественная Литургия Преждеосвященных». Главка «Изъявление» была составлена в Москве во второй половине XVII века Ефимием Чудовским, известным справщиком, но он здесь эту достаточно грубую формулировку Петра Могилы про «помывание уст» изменил. Так что в конце этой главки говорится…(он все-таки говорит, что вино освящается вложением частиц, в отличие от Петра Могилы, но тем не менее не прелагается в Кровь Христову. Итак, мы видим, что такая двойственная позиция, что вино все-таки освящается, но как непонятно — освящается все-таки вложением частиц, но не прелагается. Вот такая двойственная ситуация и сохраняется с тех пор в нашей русской традиции, в то время как греки до сих пор полагают, что на Преждеосвященной Литургии вино освящается в Кровь Христову со всеми вытекающими из этого следствиями. Какие это последствия? Например, в России не причащают за Преждеосвященной Литургией младенцев, потому что считают, что вино не является Кровью Христовой – зачем их причащать? В то время как греки причащают и т.д. Вот с этим изменением точки зрения связано появление этой главы. В то время как другие Литургии имеют две главы чина Литургии: первая глава – чин подготовительных действий, например, проскомидии, и чин самой Литургии, то в Преждеосвященной Литургии 3 главы: чин Божественной службы Преждеосвященных, Изъявление о неких исправлениях, связанных как раз с изменением точки зрения на смысл самой службы и затем сама Литургия Преждеосвященных.
Как же на самом деле думать, освящается ли Чаша или нет? Этот вопрос до сих пор остается открытым. Все-таки 300-летняя традиция русской Церкви чего-то да значит, если мы уже 300 лет так служим и считаем, что вино не становится Кровью Христовой. С другой стороны, греки служат так и эта традиция считает, что все-таки становится вино Кровью Христовой. Она насчитывает уже более 1000 лет. Вопрос требует дальнейших богословских изысканий. Я не призываю никоем образом как-то менять практику, призываю лишь тех, кто заинтересовался этим вопросом, предпринять богословское изыскание.