Я часть Следованной Псалтири
Четвертая часть Следованной Псалтири называется Канонником. Эта часть предназначена для готовящихся к причащению Св. Тайн и получила свое название от того, что основным содержанием ее являются каноны. В нее входят каноны и акафист Иисусу Сладчайшему - припев к тропарям канона: "Иисусе Сладчайший, спаси мя".
Вторым по порядку содержится канон с акафистом Божией Матери. Этот канон принято называть "Похвала Богородице", так как он содержит прославление Божией Матери. Далее положен второй канон Божией Матери (без акафиста), который называется "Параклисис", т.е. утешительный. Припевом ко всем канонам Божией Матери являются слова молитвенного воззвания: "Пресвятая Богородице, спаси нас".
Четвертый канон Ангелу Хранителю; припев: "Святый Ангеле, хранителю мой, моли Бога о мне", или же "Ангеле Божий, хранителю мой, от всякого зла сохрани мя".
Пятый канон - ко причащению Святых Тайн. К первому тропарю канона добавляется припев: "Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей"; ко второму - "Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене". За этим каноном следуют молитвы ко Св. Причащению и молитвы благодарственные по Причащении.
В Следованных Псалтирях большого формата Канонник кончается поучением св. Кирилла Александрийского "О исходе души и о втором пришествии Господа".
Я часть: Семиднев
Пятую часть Следованной Псалтири составляет Семиднев. Он представляет собой собрание полных служб на семь дней недели, начиная с воскресения.
В каждой службе имеются стихиры, канон, прокимен с дневным Апостолом, Евангелие и причастный стих. Они помещены здесь на тот случай, если бы потребовалось в данный день отправлять службу в храме, где других богослужебных книг не имеется.
На воскресный день положена воскресная служба 6-го гласа.
В понедельник - служба Бесплотным Силам - 1-го гласа.
Во вторник - Предтече - 2-го гласа.
В среду - Божией Матери - 3-го гласа.
В четверг - св. Апостолам и св. Николаю - 4-го гласа.
В пятницу - Животворящему Кресту - 5-го гласа.
В субботу - Всем святым - 8-го гласа.
За этими службами приложен канон Бесплотным Силам и Всем святым для домашнего чтения и канон по исходе души (читается над умершим сразу после его кончины). За ним следует помянник для молитвенного поминовения живых и умерших (последние две главы входят и в Малую Псалтирь).
Рассмотрев подробно составные части Следованной Псалтири, мы видим, что она является своего рода СБОРНИКОМ, которым в крайних случаях можно заменить полный круг богослужебных книг, относящихся к отправлению общественного богослужения.
О седмичном богослужении
Православная Церковь, по примеру христиан апостольских времен (Деян. 2, 45), все дни седмицы освящает совершением церковных служб. При этом она усваивает каждому дню седмицы особые священные воспоминания, наряду с памятью святых того или иного дня годичного круга. Сообразно с таким порядком ежедневно совершаемые церковные службы, оставаясь неизменными в общих своих чертах, содержат некоторые частные изменения, т.е. состоят из неизменяемых и изменяемых молитвословий. Неизменяемые молитвословия суточного круга, служащие приготовлением к главному Богослужению - Божественной Литургии, содержатся в книге Часослов. Неизменяемые молитвословия Божественной Литургии содержатся в книге Служебник. Изменяемые молитвословия седмичного круга содержатся в богослужебной книге Октоих.
Воскресные дни Святая Церковь посвящает воспоминанию и прославлению события воскресения Христова.
В понедельник Церковь призывает бесплотные Силы, так как они созданы прежде человека и являются ближайшими слугами Божиими.
Во вторник Церковь воспоминает ветхозаветных пророков, как провозвестников и древнейших слуг Царства Христова на земле. Между ними Церковь особенно чтит св. Иоанна Крестителя.
Среду и пятницу Святая Церковь посвящает воспоминанию о предании Иисуса Христа Иудой, а также о страданиях и смерти Господа, и воздает в эти дни поклонение Животворящему Кресту Христову.
В четверток Церковь прославляет первых провозвестников Евангелия об искуплении человека - Апостолов, а среди преемников их служения особенно воспоминает святителя и чудотворца Николая Мирликийского.
Субботою закончилось дело мироздания; в субботу же почил Господь от дела создания мира. По таким воспоминаниям суббота преимущественно указывает на вечный блаженный покой в единении с Богом. Поэтому-то Церковь субботу посвящает прославлению святых (особенно мучеников) и поминовению братий, усопших в вере.
Матерь Божия прославляется во все дни седмицы, особенно же в неделю (воскресение); среду и пяток.
Октоих
Именем Октоиха, или Осьмогласника, обозначается богослужебная книга, содержащая в себе последование с изменяемыми молитвословиями для каждого дня седмичного круга. Она разделена на 8 глав. Отсюда и сама книга получила свое наименование. В течение одной седмицы, т.е. начиная с воскресенья и кончая субботой, все песнопения поются на 1-й глас, в следующую седмицу - на 2-й, затем - на 3-й и т.д. Когда пропоют все 8 гласов, начинают снова с 1-го гласа. Такой порядок соблюдается в течение всего года. Каждый глас Октоиха отличается своим особым характером пения. Первому гласу свойственна особая простота, вместе с тем он важен и величествен, способен настраивать душу к возвышенным чувствованиям; 2-й глас - нежный, трогательный, сладостный, располагающий уже к умилению и состраданию, 3-й глас - плавный, тихий, спокойный, твердый, способный укрощать страсти, 4-й глас - быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий к радости и веселию, 5-й глас - томный, унылый, но вместе с тем торжественно растворенный радостными надеждами. 6-й глас - печальный, способный расположить душу к покаянию, привести к духовному покою, 7-й глас - мужественный, вносящий бодрость, мужество, упование, 8-й глас - печальный и в некоторых местах плачевный, выражающий глубокую скорбь души.
Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели (воскресенья) Всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. В неделю же (воскресение) пение Октоиха начинается с воскресного дня, следующего за Неделей Всех святых, и продолжается по 5-ю неделю Великого поста (включительно). В седмичные дни Октоих не поется:
1. в дни предпразднеств и попразднеств;
2. в праздники, начиная с праздников со знаком +;
3. в седмичный дни Великого поста (кроме Троичных песен, седальнов и светильнов)
4. во время пения Цветной Триоди, т.е. с первого дня Пасхи до отдания Пятидесятницы.
Первым составителем Октоиха считается св. Иоанн Дамаскин, но ему принадлежат только воскресные службы. Впоследствии же воскресные службы были дополнены произведеньями разных песнотворцев, как например: Анатолия, патриарха Константинопольского; Митрофана, еп. Смирнского; императоров Льва Мудрого и Константина Порфирородного; Иосифа Песнописца Феофана Начертанного и др.
В Греческой Церкви древний Октоих содержал только службы воскресные, а все прочие песнопения, которые входят в состав нашего Октоиха, составляли у греков особую книгу, известную у них под именем Параклитика. Греческий Октоих был переведен на славянский язык свв. равноапостольными Кириллом и Мефодием и первоначально употреблялся в Русской Церкви.