В) Праздничная Минея (Анфологион)
Книга Праздничная Минея называется Анфологион (греч. слово "цветослов"). Она содержит избранные из Месячной Минеи последования на праздники Господни, Богородичны и Святых, особо чтимых Православной Церковью, главным образом, те, которые в месяцеслове Типикона отмечены знаками, отличающими праздники - великие, средние и малые.
Анфологион назначен для употребления в тех храмах, где есть Общая Минея, но нет Месячной, а потому Общая Минея составляет как бы вторую часть Анфологиона. В конце Праздничной Минеи находятся паремии: святителю, святителям и святым отцам.
Г) Дополнительная Минея
Дополнительная Минея содержит службы святым, канонизированным в XIX - начале XX века и потому не включенным в Месячные Минеи. В эту абсолютно необходимую книгу входят следующие службы:
1. Св. Феодосию Черниговскому - сент. 9.
2. Преп. Сергию и Герману Валаамским - сент. 11 и июня 23.
3. Св. Димитрию Ростовскому - сент. 21.
4. Служба иконе Божией Матери "Иверской" - окт. 13, февр. 12.
5. Служба иконе Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" окт. 24.
6. Преп. Иову Почаевскому - окт. 28, мая 6, авг. 28.
7. Св. Митрофану Воронсжскэму - ноября 23.
8. Св. Иннокентию Иркутскому - ноября 26.
9. Преп. Серафиму Саровскому - янв. 2, июля 14.
10. Равноапостольной Нине, просветительнице Грузии - янв. 14.
11. Преп. Феодосию Тотемскому - янв. 28.
12. Преп. Тихону Калужскому - 16 июня.
13. Равноап. Мефодию и Кириллу, учителям словенским - мая 11.
14. Св. Иоанну Воину - июля 30.
15. Св. Тихону Воронежскому - августа 13.
16. Иконе Божией Матери "Почаевской" - июля 23.
В Дополнительной Минее, как и в Месячной, имеются 4 приложения.
Дополнительная Минея была издана в первой четверти XX века. За это время литургическая сокровищница Русской Церкви пополнилась многими службами, которые были опубликованы отдельными изданиями или же помещены в "Журнале Московской Патриархии". Такова, прежде всего, служба Всем святым, в земле Российской просиявшим (празднование в 1-ю неделю Петр. поста), служба свт. Моск. Ермогену, служба св. равноап Николаю, архиеп. Японскому и др.
ТРИОДЬ
Именем Триоди обозначаются две богослужебные книги, в которых излагаются последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения подвижных дней круга годичного, в которых иногда поются неполные каноны, состоящие из двух, четырех, но преимущественно трех песней. От этого преобладающего содержания получила свое название и самая книга.
Трипеснцы, четверопеснцы, двупеснцы назначено петь только в дни седмичные, но не воскресные. В продолжение шести седмичных дней поются все 9 (8) песней канона. Двупеснец состоит из 8-й пзи 9-й песни. Он положен в Триоди только в Великий Вторник на утрени, 8-я и 9-я песни находятся в каждом трипеснце и четверопеснце. Перед этими песнями в понедельник находится 1-я песнь, во вторник 2-я песнь, в среду 3-я, в четверг - 4-я, и пятницу - 5-я, в субботу - 6-я и 7-я песни. Итак, в седмичные дни Великого поста, кроме субботы, поются трипеснцы, а в субботу - четверопеснцы. Но так как трипеснцы и другие молитвословия обеих Триодей совершенно различны по содержанию и времени употребления, то и самые Триоди, составляя как бы две части одной книги, получили разные наименования - Триоди Постной и Триоди Цветной.
Постная Триодь
Триодь Постная начинаются с подготовительных дней к Великому посту. Так называются следующие дни: Неделя (воскресение) о мытаре и фарисее; Неделя о блудном сыне, субботы и Неделя мясопустная, вся седмица (семь дней) сырной недели. Затем следуют богослужения Великого поста и Страстной седмицы. В седмичные дни Великого поста богослужение совершается только по Триоди и Минее (некоторые песнопения Октоиха, употребляемые в эти дни, включены в приложения Триоди). В воскресные дни Великого поста богослужение совершается только по Октоиху и Триоди.
Воскресные песнопения (т.е. Октоих) не отменяются в Великом посту во все воскресные дни, кроме Недели Ваий - двунадесятого праздника, в которых они заменяются песнопениями праздника (по Триоди Постной). Во время пения Триоди Постной есть дни, в которые не поется Минея:
1) все недели (воскресенья) Триоди Постной, начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели Ваий включительно.
2) Среда и пяток 4-й седмицы, четверток 5-й седмицы Великого канона.
3) Субботы: мясопустная, сыропустная, 1-й и 5-й седмицы Великого поста, суббота Лазарева.
4) Дни Страстной седмицы.
В будние же дни прочих седмиц, даже если нет памяти великого святого, поются песнопения месячной Минеи.
1-я стиховная стихира вечерни и утрени обозначается в Триоди Постной "самогласен дне". Поэтому в Типиконе в указаниях на дни пения Триоди Постной (в гл. 49) под словам "самогласен дне" нужно понимать молитвословия не Октоиха (дне), а Триоди. Молитвословия Октоиха для этих дней обозначаются в Типиконе или именем книги Октоиха, или содержанием песнопений, или словом: "глас". Так, в Типиконе читаем: "седальны Октоиха", "седальны апостольские", "Троичны гласа" и т.д. В состав Триоди Постной входят песнопения разных песнописцев, наиболее замечательные из которых принадлежат VIII и IX вв., каковы: св. Андрей, архиеп. Критский, преп. Косма Маиумский, св. Иоанн Дамаскин, Иосиф и Феодор Студиты.
Эти песнопения были собраны в одну книгу, по свидетельству первого синаксария Триоди Постной, Феодором и Иосифом Студитами. Однако и после них она была умножаема в своем составе например, для Недели Православия, недель 2-й, 4-й, 5-й синаксарии и службы были составлены в XIV веке Никифором Каллистом.
Триодь Цветная
Цветная Триодь содержит последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые нaчинaютcя днем Пасхи и кончаются Неделею Всех святых. Цветной триодь называется или потому, что в некоторых ранних редакциях она излагала последования Страстной седмицы и Недели Ваий, а эта неделя называется Цветоносною или потому, что начало употребления ее совпадает с началом весны, времени цветов, которые притом могут служить прекрасным символом для обозначения духовной красоты, духовной радости и изящества самих песнопений Триоди Цветной.
Цветная Триодь поется вместе с Октоихом не только в воскресные, но и в седмичные дни.
Молитвословия Октоиха включены в Цветную Триодь по порядку гласов. Во время пения Цветной Триоди неделям и дням седмиц указываются одни и те же главы для всех дней годового круга. Гласы для пения, равно как и самые молитвословия Oктоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас. В первый день Пасхи положены песнопения перваго гласа, в Светлый понедельник полагаются в Триоди песнопения Октоиха 2-го глас в Светлый вторник - 3-го гласа, в Светлую среду - 4-го гласа в Светлый четверг - 5-го, в Светлую пятницу - 6-го, в Cвeтлую субботу - 8-го гласа.
В Неделю ап. Фомы - 1 гласа,
в Неделю свв. жен мироносиц - 2 -"-
в Неделю о расслабленном - 3 -"-
в Неделю о самаряныне - 4 -"-
в Неделю о слепом - 5 -"-
в Недели свв. Отцев - 6 -"-
в Неделю Пятидесятницы - 7 -"-
в Неделю Всех святых - 8 -"-
В седмичные дни Цветная Триодь соединяется с песнопениями Минеи. Некоторые последования Цветной Триоди, как и Постной, печатаются отдельными изданиями.
Песнопения Цветной Триоди так же, как и Постной Триоди, суть произведения различных песнотворцев, имена многих из них остались неизвестными, а имена известных принадлежат V-ХIV вв. Знаменитейшие, из песнопений Цветной Триоди принадлежат св. Иоанну Дамаскину. Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили Постную Триодь.