Опять мы видим символику Света в вечерней службе

Свет оказывается весьма важным символическим элементом — это связано с Библейской традицией. Библия также большую роль уделяет символике света:

· как правило, со Светом сопоставляется повеление Божие — заповеди;

· человек, который знает заповеди, знает закон, будет ходить во Свете — это по Ветхому Завету так; — а по Новому Завету:… все время человек, который всегда молится, он, согласно святым отцам, видит помыслы и умеет их отсекать, т.е. тема Света очень характерна для библейской христианской мистики, получает свое окончательное — совершенное выражение в мистике исихазма (XIV век): Григорий Палама и все остальные.

Вот мы здесь на Вечверне опять встречаемся с этим символом Света. Дальше поется Прокимен

Прокимен дня:

Мы уже говорили о Прокимне о том, что он лежит сам перед собой, т.е. перед своим стихом. Поэтому, если вас будут убеждать, что после Прокина обязательно читается чтение, — это совершенно не так: Прокимен сам по себе.

· это некий вечерний псалом и перед ним — Прокимен; от псалма остался только 1 стих

· Прокимнов, соответственно числу дней седмицы — 7

· т.е. 1 из 7 Прокимнов — соответственно дню седмицы: в Часослове, Служебнике они обозначаются словами: “в такой-то день вечером”. Например, сегодня нужно было петь на Вечерне: “Прокимен Понедельник вечер”.

· в некоторые очень большие праздники поются другие Прокимны, но это бывает редко — мы об этом сейчас не говорим.

· как правило, на Вечерне поется 1 из этих семи прокимнов. После того, как спет Прокимен, предстоятель или чтец (уже здесь Типикон допускает как предстоятелю, так и чтецу читать) читает Сподоби, Господи.

Сподоби, Господи.

· в греческой современной практике и в Афонских монастырях — тоже всегда читает или игумен, или какой-то очень старший монах: т.е. это тоже очень важный текст

· в русской практике на будничной службе тоже читается.

После молитвы “Сподоби, Господи” говорится ектения.

Просительная ектения:

· “Исполним вечернюю молитву нашу” (“исполним” по-греч. “плеросамом” — от глагола (греческий) “плеро” — “дополнять”, “заканчивать”, “завершать”; (указывает на то, что когда-то эта ектения была последней в службе: “исполним” — т.е. все, что мы не сказали, мы сейчас скажем и на этом закончим — вот что значит слово ”исполним” в данном случае; придадим нашей молитве полноту

· называется Просительной (греки называют ее “клеротика” — от слова “клеросом” — “исполнить”).

· в ней содержатся, в основном, прошения духовного характера: о кончине, о добром ответе на Страшном Суде;

· в частности, там есть прошение об “ангеле мирном” (“Ангела мирна, хранителя, наставника душ и телес наших Господа просим”). Оказывается, что эта молитва об ангеле мирном также является древним элементом, причем еще дохристианской традиции — еще даже Ветхозаветной традиции: уходя из храма, молящийся просил у Бога ангела, который бы его охранял.

В храме человек находится под покровом Божиим — ему ничего не страшно. Уходя из храма, он молится об ангеле, который бы его охранял, — такое заключительное прошение.

В христианской традиции также это распространено: заканчивать службу прошением об ангеле-хранителе, причем, согласно святым отцам, некоторые понимали под ангелом именно ангела-хранителя, а некоторые — даже Самого Господа Иисуса Христа: Господь как Ангел человека.

Сейчас, конечно, такое толкование не применимо к нашей ектении; здесь, конечно, речь идет об Ангеле-хранителе, но и сейчас есть такое толкование: чтобы Христос всегда был с человеком, всегда был в сердце христианина.

После этой ектении говорится: “Мир всем” и читается главопреклонная молитва. Когда-то, в Песенном последовании службы оканчивались главопреклонными молитвами.

Главопреклонная молитва. Почему она главопреклонная? Совсем в глубокой древности — в III-IV веках — в конце службы, которую возглавлял епископ, все верующие подходили к нему, и он возлагал им на голову руку, благословляя их.

Затем, когда число верующих умножилось, возлагать на каждого руку стало невозможно, и возложение руки заменили преклонением головы и чтением молитвы, в которой священник просит Бога невидимо возложить руку на каждого молящегося — невидимо благословить каждого. Вот почему важно преклонить голову во время этой молитвы. В этот момент Господь невидимо всех благословляет.

Вечерня на этом не заканчивается, она продолжается далее, и эта некоторая прибавка тоже сделана в незапамятные времена. Эта прибавка к Вечерне начинается с пения стиховных стихир.

Стихиры на стиховне.

· в отличие от стихир на Господи воззвах, где стихи всегда одни и теже: берутся из псалмов “Господи, воззвах”

· стихиры на стиховне зависят от содержания стихир.

Таким образом, если это будут стихиры Октоиха, то будут стихи из Октоиха; если будет попразднство, будут стихи, соответствующие празднику: например, в попразднство Богоявления стихиры на стиховне будут “Море видения побежи, а Адам возвратися в тальмут”.

То есть стихи и стихиры на стиховне, в отличие от стихир на Господи воззвах, зависят от содержания стихир; их надо смотреть вместе со стихирами: со стихирами на стиховне всегда печатаются их собственные стихи.

На будничной Вечерне поются стихиры на стиховне из Октоиха (все 3 стихиры).

Однако, если святой славословный — имеет великое славословие -, то стихиры на стиховне поются уже не из Октоиха, а из Минеи: хотя Вечерня будничная, но славословный святой начинает доказывать свою праздничность — уже на стиховне появлюятся стихиры святого вместо стихир Октоиха.

И, естественно, в попразднства и предпразднства, как и всегда, вместо стихир Октоиха поют стихиры попразнства или предпразднства.

На Славу: на стиховне поется славник святому, если он его имеет (он у него может быть, а может и не быть);

на И ныне: — Богородичен из Приложения.

Далее читается:

Ныне отпущаеши -

песнь Симеона Богоприимца из Евангелия от Луки.

Вся Вечерня символически изображает Ветхий Завет:

· начинается она с псалма о сотворении мира,

· потом идет стояние Адама перед вратами рая,

· образы из кафизм соответствуют Ветхозаветным образам,

· псалом 140, который напоминает о Ветхозаветной жертве вечерней

· заканчивается Вечерня текстом “Ныне отпущаеши”, тем самым как бы закрывая Ветхозаветную тематика: “Ныне отпущаеши” — говорит Симеон, так и мы говорим в конце Вечерни: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…”.

Опять, как и 103 псалом, “ныне отпущаеши” читает игумен по Уставу. В практике Русской Церкви на будничной службе “Ныне отпущаеши” читается (чтецом)?.

После “Ныне отпущаеши” сразу говорится: Трисвятое, Пресвятая Троице, Отче наш. Это уже читает чтец.

После “Отче наш” поется отпустительный тропарь святого.

Отпустительный — потому что он поется перед Отпустом.

Если святых 2, то:

· тропарь святого,

· слава

· тропарь 2-го святого

· И ныне: Богородичен — опять из Приложения.

И после тропаря произносится. наконец, сугубая ектения.

Сугубая ектения:

· только эту ектению греки называют словом “ектения”: “ектениус” — означает “протяженный”, “усердный” — то, что переводится на славянский словом “сугубый”;

словосочетание “сугубая ектения” является немного тавтологией: оказывается, что “сугубый” — это перевод слова “ектения”.

“ектениус” (по греч.) — “сугубый”.

· греки называют этот текст “ектенией — просто “ектения” (по-русски мы бы сказали: “сугубая”).

· здесь в ответ на прошения диакона хор поет не 1 раз “Господи, помилуй”, а несколько раз — 3 раза.

С чем это связано? В Константинополе сугубые ектении, то есть собственно “ектении” — протяжные прошения — в отличие от мирной или просительной, где нет протяжного ответа: там ответ короткий — такие ектении пелись во время процессий по городу, когда совершались крестные ходы, всякие летания.

В частности, такие летания в Константинополе бывали во время стихийных бедствий. И вот народ ходил по городу (потому что дома все равно нельзя оставаться: землетрясение — обрушится крыша); они ходили по городу, по открытому пространству, чтобы их не завалило; в Константинополе не было уж очень высоких зданий. Они ходили по улицам и распевали: “Господи, помилуй”. Вот так появилась сугубая ектения.

На ходу не очень удобно петь; проще что-то одно простое петь протяженным напевом, чем говорить много прошений и петь всякие разные тексты. Т.е. сугубая ектения, по своему происхождению, имеет процессиональный характер.

И в конец Вечерни она оказалась не случайно.

Мы выяснили, что собственно Вечерня — ее древнее ядро — заканчивается Просительной ектенией, а это, как бы, прибавка такая: как бы уже даже исторически вне храма. Поэтому Сугубая ектения — в конце; обозначает как бы процессию.

В отличие от Просительной ектении, здесь прошения больше не духовного, а как раз земного характера:

· о разных людях, нам близких

· … и многое другое.

Сугубая ектения на будничной Вечерни. Начинается словами: “Помилуй нас, Боже”.

Слово “Помилуй” — 1-ое слово — усиливает просительно-покаянный характер этой ектении.

Теперь отвлечемся немного от Вечерни и поговорим еще раз про ектении.

Ектении.

Порядок ектении на будничной службе:

· сначала Великая (№ 6 в табл.)

· потом Малая (№ 7 в табл.)

Просительная (№ 12)

· и, наконец, Сугубая (№ 17).

Порядок такой:

· Великая

· Малая

· Просительная

· Сугубая.

Почему я обращаю на это ваше внимание? Когда мы будем говорить о праздничной службе, выяснится, что там порядок ектении несколько иной.

На будничной (Вечерне) службе сугубая ектения — последняя. Запомните это правило!

Вернемся к Вечерне.

Затем диакон или священник говорит: “Премудрость”.

Потом: “Благослови”.

И священник говорит возглас: “Сый благословен!”.

Здесь он называет Бога священным Ветхозаветным именем “Яхве” — “Сый” — “Сущий” — Тот, кто существует, — по-гречески, Оон”. На иконах Христа на нимбе пишут 3 буквы “Оон”, т.е. “Сый”, “Существующий” — это Ветхозаветное имя Божие.

Когда на иконе Христа рисуют эти 3 буквы, тем самым говорят, что это и есть Бог.

Этим священным именем священник называет Бога в конце службы: “Сый благословен!”.

Видите, как велико дерзновение в христианской религии: в Ветхом Завете первосвященник только это слово произносил раз в году, а в Новом Завете каждый батюшка смиренный в конце службы произносит это возглашение: “Сый благословен!”.

Оказывается, это возглашение бывает только на 2-х службах — на Вечерне и на Утрени — в самом конце. Это такое важное торжественное благословение в конце Вечерни и Утрени.

Хор поет: “Благослови”.

У нас слова “благослови” часто ассоциируется с просьбой к священнику: “Батюшка, благословите!”. И батюшка благословляет.

На самом деле, если мы посмотрим святоотеческие толкования и саму Библию, то основное значение слова “благословлять” является “благословлять Бога”. И хор поет: “Благослови!”, а священник говорит: “Сый благословен Господь”, — благословляет Господа.

И здесь соблюдается эта древняя традиция: не нас благослови, поет здесь хор, а “благослови” имеется в виду “Бога”.

И священник благословляет: “Сый благословен Христос Бог наш”, тем самым исповедуя Христа Богом.

Далее идет отпуст.

Отпусты имеют разные формы. Мы не будем вдаваться сейчас в подробности, иначе это вас утомит — и излишне загрузит.

На Вечерне во время отпуста сначала прославляется Божия Матерь, затем Христос. Потом священник произносит саму собственно формулу отпуста, где поминает всех святых этого дня.

После отпуста хор поет Многолетие.

И хор поет Многолетие:

· Великому Господину, Патриарху Алексию.

· епархиальному архиерею,

· настоятелю храма,

· прихожанам и

· всем православным христианам.

На этом служба заканчивается.

[Царские врата на будничной Вечерне не открываются ни разу!]

[В следующий раз приносите схемы — Утреню будем проходить].

Лекция № 8.

Тема: Будничная Утреня.

[Достаньте схемы, чтобы следить по ним].

В состав Будничной Утрени входит Двупсалмие, это отдельная служба, на самом деле, но она не отделяется от Утрени. Т.е. Двупсалмие включено в состав Утрени, хотя это отдельная служба.

Хотя эта служба идет под заголовком Утрени, но по своему содержанию эта служба отдельная (от Утрени).

Она содержит:

· 2 псалма (почему и называется Двупсалмием).

· Трисвятое

· тропари

· краткую Сугубую ектению.

Содержание псалмов, тропарей и ектении — молитва о царе.

С чем связано появление этой службы? Вкратце обсудим тему:

Тема: Будничная Повечерие и Будничная Полунощница.

Вечером, после Вечерни, после ужина, совершается, по Уставу, Повечерие.

“Вечеря” — “ужин”.

“Повечерие” — служба “после ужина” и одновременно это молитва перед сном.

В греческой практике, и вообще в древне-церковной, Повечерие является Правилом “На сон грядущий”.

Повечерие бывает двух видов:

· Великое и

· Малое.

Великое Повечерие совершается:

· Великим Постом при службе с Аллилуйя, а также

· в некоторые самые большие праздники.

Малое Повечерие является сокращением Великого.

На Малом Повечерии есть одна изменяемая часть — это канон; на Малом Повечерии поется канон из октоиха: на каждый день седмицы в Октоихе есть канон для пения на Повечерии.

Итак, на Повечерии в октоихе 56 канонов (семь дней в неделе и 8 гласов).

Все каноны на Повечерии (все 56 штук) посвящены Божией Матери.

Есть даже такая книга “Богородичник”, — содержит 56 канонов Божией Матери, взятые из Повечерий. Кроме того (кроме канона Божией Матери из октоиха) на Повечерии могут петься службы святым, которые были не спеты при совпадении нескольких праздников. Например, совпадет 3 святых: 3 службы святым не соединяются: можно соединить две, а 3-ю — спеть на Повечерии — так бывает довольно часто.

Кроме того, на Повечерии в определенные дни года — важнейшие могут петься еще какие-то особые каноны: например, в предпразднство Рождества будут петься каноны предпразднства Рождества.

Это что касается Повечерия.

Теперь Полунощница.

Полунощницы, в отличие от Повечерия, 3 вида (мы уже говорили об этом):

· Вседневная

· Субботняя

· Воскресная.

Вседневная Полунощница состоит из 2-х частей:

I-я часть — собственно, Полунощница или, иначе говоря, древнее Утреннее Правило (Полунощница в древности использовалась как Утреннее правило).

II-я часть — краткая заупокойная служба.

Теперь мы непосредственно подходим к Двупсалмию — к причине его возникновения.

Поскольку Полунощница и Утреня совершаются подряд, получается такая последовательность:

· Полунощница (т.е. I-я ее часть, т.е. сама Полунощница как таковая)

· краткая Заупокойная служба

· краткая служба о здравии царя

· Утреня.

таким образом, между Полунощницей и Утреней оказываются 2 краткие службы:

· За упокой (в конце Полунощницы)

· За здравие (в самом начале Утрени), иначе называемое Двупсалмие.

Появление этих двух кратких служб между Полунощницей и Утреней связывалось основанием Византийским неким императором монастыря Пантократора возле Константинополя (не нужно смешивать его с монастырем Пантократора на Афоне).

В этом Пантократорском монастыре император, основавший его, повелел петь заупокойную службу — своим предкам, а себе — заздравную.

Так появились II-я часть Полунощницы и I-я часть Утрени или Двупсалмие.

Двупсалмие.

Во время Двупсалмия совершается каждение всего храма. На практике, как правило, Двупсалмие опускается и читается только Великим Постом. Можно отметить, что такая практика вполне оправдана по той причине, что царя сейчас все равно нет, и моления за здравие царя сейчас немного не уместны. Итак, Утреня начинается с возгласа “Благословен Бог наш…” и Двупсалмия.

Далее, собственно Утреня начинается с возглашения: “Слава Святей, Единосущной и Животворящей, Нераздельной Троице!”.

Это особенный возглас. Из будничных служб его имеет только Утреня: только Утреня начинается с такого возгласа.

Мы видим:

· Вечерня начинается с обычного возгласа: “Благословен Бог наш”. С такого же возгласа начинается:

· Повечерие

· Полунощница и

· Двупсалмие.

А Утреня начинается с возгласа: “Слава Святей…”, чем подчеркивается преимущество Утрени перед всеми остальными службами Суточного кругу (Я не имею в виду Литургию, потому что она не входит в состав служб Суточного круга). Итак, Утреня — главная из служб Суточного круга и начинается с особого возгласа: “Слава Святей…”.

Во время произнесения этого возгласа священник “начертавает крест перед Святой трапезой” — перед святым престолом — и дает кадило.

Вслед за тем читается Шестопсалмие. Из таблицы мы видим, что по Уставу Шестопсалмие читает настоятель, т.е. игумен монастыря.

Разумеется, в миру, на приходе это невозможно, чтобы настоятель читал Шестопсалмие. У прихода нет игумена. Настоятель в приходе — это просто старший священник. А настоятель в монастыре — это духовный отец всех братий. Поэтому там такое возможно. На приходе — совсем необязательно, чтобы настоятель был духовником всех прихожан.

Итак, Шестопсалмие.

Во время Шестопсалмия Устав запрещает делать какие-либо движения, чтобы не создавать шороха и шума: Шестопсалмие должно читаться в полной тишине.

С этим связано запрещение Устава совершать крестное знамение во время Шестопсалмия, чего многие не знают и крестятся.

Во время Шестопсалмия, пока оно не закончится, креститься Устав возбраняет — даже в середине, когда говорят: “Слава: и ныне”, “Слава”. “Аллилуйя. Слава Тебе, Боже” — “в этом месте Устав тоже возбраняет совершать крестное знамение: специально отмечено в Часослове: “Аллилуйя. Аллилуйя (без поклонов)”. Т.е. не совершаются поклоны и, соответственно, крестное знамение.

Во время Шестопсалмия все неподвижно стоят в церкви. Типикон говорит в 49 главе: “Не имет никто власти не шепты творити или плюнути” и т.д., ни кашлять — ничего нельзя во время Шестопсалмия (И сидеть тоже нельзя!), т.е. это такой особенный момент службы.

Однако, надо сказать, что на Афоне (монахи говорят) Шестопсалмие слушают сидя. Так что, видимо, в современной традиции сидеть во время Шестопсалмия уже можно, раз монахи сидят на Афоне.

На Афоне делают так. У них в храме стоят стасидии — сидения такие. Они (монахи) в них сидят. Надо сказать, что сидеть в них неудобно: все время можно упасть оттуда. А выходят их них только в определенный момент службы — самый торжественный. Выходят — и стоят, т.е. намеренно выходят из стасидий. А на Шестопсалмии из стасидий не выходят.

С чем связано возникновение шести псалмов в начале Утрени? Мы уже говорили о том, что Утреня сама по себе, без Двупсалмия, состоит из 2-х служб — древних. Когда мы записывали последовательность служб суточного круга, мы рисовали такую схему.

Рисунок.

Мы выясняли, что была служба древняя на закате солнца и служба в начале ночи:

· Вечерня и

· Повечерие.

А также были службы на восходе солнца — на рассвете — и служба в конце ночи. Эта две службы объединились в одну, которая называется Утреня. Но в ней можно выделить явно две части.

Возникновение этих 2-х служб [лектор показывает] связано с монашеской традицией, а двух этих служб — с приходской, кафедральной.

Вечером это получились две разные службы:

· Вечерня кафедральная и

· монашеское Повечерие.

А утром они объединились в одну Утреню, но в ней можно явственно выделить две части:

· монашескую и

· кафедральную.

часть начинается заканчивается
Монашеская Шестопсалмием Каноном
Кафедральная Хвалитными псалмами  

Монашеская часть включает в себя:

· Шестопсалмие

· кафизмы и

· канон.

На Великом Повечерии тоже есть Шестопсалмие.

Напомню: малое Повечерие — это сокращенное Великое Повечерие. Но изначально было только Велико Повечерие.

Итак, на Великом Повечерии тоже есть 6 псалмов.

Получается: 6 псалмов в начале ночи и 6 псалмов в конце ночи.

В сумме они образуют 12 псалмов — по числу ночных часов.

Это древнейшая Египетская традиция — петь службу 12-ти псалмов.

Служба 12 псалмов дня печатается до сих пор в Канонниках под названием “Чин как пети 12 псалмов”. Это 12 псалмов дневных. До сих пор в Канонниках печатаются.

А 12 псалмов ночных дали нам 6 псалмов на Повечерии Великом и 6 псалмов на Утрени. Вот как исторически возникло Шестопсалмие.

Во время чтения 2-й половины Шестопсалмия священник с непокрытой головой выходит перед Царские врата и читает Утренние молитвы — разумеется, не те утренние молитвы, которые в молитвослове напечатаны, а священнические утренние молитвы, напечатанные в Служебнике, — 12 утренних молитв.

Они читаются также, как и на Вечерне Светильничные молитвы, — все подряд, в связи с тем, что это молитвы из другой традиции — традиции Великой Церкви (см. лекцию № 7): в Великой Церкви, Вечерня и Утреня имели другой порядок, из-за этого молитвы Вечерни и Утрени стали читаться все подряд. Т.к. молитвы остались, а порядок сильно изменился. Их стали читать все подряд в начале службы, кроме одной — последней, Главопреклонной — которая читается в конце.

После Шестопсалмия читается Мирная ектения. (о ней мы тоже говорили в лекции № 7).

Затем начинается Бог Господь.

Бог Господь — торжественное песнопение, по форме напоминает Прокимен.

Надо сказать, что псалом, из которого взяты эти слова “Бог Господь…”, еще в Ветхом Завете был псалмом праздничным: входил в состав большого…., который пелся на Пасху, например.

Т.е. “Бог Господь…” — это праздничный псалом еще со времен Ветхого Завета.

Возникает знакомая вам оппозиция:

служба с Аллилуйя — Постовая служба

служба с Бог Господь — Праздничная служба.

Главное отличие службы с Аллилуйя от службы с Бог Господь:

· отсутствие Литургии при службе с Аллилуйя

· наличие поклонов земных при службе с Аллилуйя (которые при службе с Бог Господь отменяются).

Различаются эти службы своим названием, в котором заключен очень характерный признак этих служб: в этом месте на Утрени поется Аллилуйя или Бог Господь.

У нас в схеме — Бог Господь, поэтому мы рассматриваем службу с Бог Господь.

Далее поются Тропари на Бог Господь. Тропари на Бог Господь имеют такую особенность: 1-й тропарь поется дважды.

Обычно отпустительные тропари поются так:

· тропарь

· слава: и ныне:

· Богородичен.

Если 2 разных тропаря:

· тропарь

· слава:

· 2-й тропарь

· и ныне:

· Богородичен.

На Бог Господь 1-й тропарь поется дважды. Это указано в схеме:

· тропарь — 2 р. (дважды)

· Слава: И ныне:

· Богородичен.

Далее читаются кафизмы. Как и на Будничной Вечерне, на Будничной Утрени читаются рядовые кафизмы, т.е. по порядку за неделю по очереди прочитываются все кафизмы Псалтири.

И так же, как и на Вечерне, эти кафизмы, очевидно, на приходах вполне можно сократить до 1-го — 3-х псалмов (как все и делают, в основном). Но для Устава важно прочесть всю Псалтирь — если не за неделю, то хотя бы за месяц.

В таком случае, сокращая псалмы, можно читать их тоже по порядку: на одной Утрени — 1-й псалом, на следующей — 2-й псалом — и так по порядку все псалмы.

Число кафизм на Будничной Утрени может быть 2 или 3.

Число кафизм зависит от периода года: в одни периоды года — 2 кафизмы, в другие — 3 (В схеме это указано: 2 или 3 кафизмы).

На Утрени кафизмы стихословятся с заходом.

[Подробно об этом вы можете разобрать на семинарах].

В конце кафизм на Будничной Утрени Малая ектения не произносится. Малая ектения по кафизмам Утрени — это признак некоторой торжественности.

В каком случае на Утрени есть Малые ектении? Малые ектении на Утрени есть в:

· субботу (даже если Утреня — будничная)

· Воскресение (в Воскресение Утреня всегда Праздничная)

· при Утрени, начиная со Славословной (т.е. на Славословной и на Праздничной Утрени)

· в попразднства и предпразднства.

например, в попразднство Рождества у нас случился святой без знака или шестеричный, то Утреня Будничная, но будут Малые ектении, потому что идет попразднство Рождества.

А на Будничной Утрени (в схеме у нас беспопразднстный вариант) ектений нет.

Когда нет ектений, вместо них чтец читает, как бы за диакона, 3 раза “Господи, помилуй” и “Слава: И ныне:”.

Т.е. ектения заменяется на Будничной Утрени словами: “Господи помилуй” (3-жды”, “Слава: и ныне”.

Затем поются, а чаще, читаются, к сожалению, хотя должны петься — седальны из Октоиха: седальны по каждой кафизме.

Вслед за кафизмами и седальнами прозиносится: “Господи помилуй” (3 р.), “Слава: и ныне:” и читается 50-й псалом.

В отличие от кафизм, его сокращать не следует: это древний элемент службы — такой же, как шестопсалмие и Хвалитные псалмы.

Т.е. древнейшими элементами Утрени являются:

· Шестопсалмие

· 50-й псалом

· Хвалитные псалмы и

· Великое Славословие.

Эти 4 элемента в схеме под номерами: №№ 4, 8, 10, 11 — древнейшие элементы Утрени.

После 50-го псалма начинается канон.

Канон вызывает у учащихся больше всего недоумение, что, вообще говоря, странно: особенно сложного в нем ничего нет.

Итак, канон.

Рисунок.

Библейской основой канона, как вы знаете, являются Библейские песни. По Уставу должно быть 8 Библейских песен:

1-я

(2-я пропущена, кроме Великого Поста и некоторых особых дней)

3-я

4-я

5-я

6-я

7-я

8-я

9-я

Вы видите: песни по 3 разделены.

Здесь есть определенный смысл: также, как кафизмы имеют по 3 славы, канон разделяется на такие части — по 3 песни в каждой (аналогично кафизмам).

Здесь есть большое сходство между каноном и кафизмами.

Когда-то, когда не было гимнографических канонов, а были только Библейские песни, тогда к Библейским песням прибавлялись тропари из Октоиха и других книг. Они, как мы видим, ничем не отличаются от кафизм: по сути, как кафизмы, читаются какие-то куски из Библии, разделенные на 3 части.

Затем появились каноны. Есть общее правило: Также, как не соединяется больше 3-х служб, никогда не поется на Утрени больше 4-х канонов, а на Будничной Утрени не может быть даже больше 3-х канонов.

Итак, на Будничной Утрени соединяются 3 канона.

Рисунок.

Т.е. 1 песнь канона из одного места, канон из другой книги и из 3-ей — больше не может быть.

На Будничной Утрени может соединяться 3 канона — и так в каждой песне.

Скажем, у нас 3 книги: одна книга, другая книга, 3-я книга. В ней есть канон. Скажем, 1-я, 3-я, 6-я песни (условно).

Из 3-х мест они соединяются в одну песню.

на Будничной Утрени поется канон Октоиха и Минеи.

Общее число тропарей (припевов) равняется всегда на Будничной Утрени 14-и, за исключением попразднства, когда бывает 12 тропарей.

В схеме приведены 3 варианта служб:

· святой без знака

· шестеричный святой

· 2 малых святых.

Почему 3 варианта? Потому что Будничная Утреня совершается только при этих 3-х знаках.

При славословном святом Утреня будет уже Славословная, а не Будничная.

Вот как поются каноны в каждом варианте служб:

· при святом без знака или четверичном: ему канон поется на 4 (в схеме: канон Минеи — на 4), соответственно, остается 10 тропарей из октоиха (14-4=10); итак, получается: из 1-го канона октоиха — 6, из 2-го канона октоиха — 4, и из Минеи — 4.

· при шестеричном святом: у него тропарей будет 6 (потому он и называется шестеричным); соответственно, тропарей Октоиха остается 8 (14-6=8); в схеме мы видим: 1-й канон октоиха — на 4, 2-й канон Октоиха — на 4,

канон Минеи — на 6.

· при 2-х малых святых: у них 2 разных канона; в схеме мы находим: 1-й канон октоиха — на 6, канон 1-му святому — на 4, канон 2-му святому — на 4.

Есть, конечно, определенные тонкости в этом во всем. Но без книг объяснить их невозможно.

Теперь проблема сокращений. Из чего состоит канон? Сначала поется ирмос того канона, который идет I-м (не канона, а каждой песни канона — одной).

· ирмос

· тропари; к тропарям припеваются, по Уставу, стихи Библейской песни (соответствующей)

В конце:

· Слава: тропарь;

· И ныне: Богородичен.

Итак, каждая песнь канона начинается ирмосом, а заканчивается Богородичным, а припевом служат Библейские стихи.

На практике, конечно, на 14 канон никто не поет, кроме монастырей каких-то отдельных некоторых.

Обычно читают 4 тропаря:

· из одного канона,

· из другого,

· из 3-его

· слава: и ныне: Богородичен.

В общем-то, я считаю, это вполне допустимо на приходе.

В таком случае, когда читают 4 тропаря, тогда и Библейские песни обычно не используют, а вместо них говорят припевы:

· “Святой (такой-то) моли Бога о нас”,

· “Помилуй нас Господи, помилуй нас” и т.д.

Это припевы на уставные, но уже закрепленные многолетней практикой.

Хотя можно, конечно, использовать, наверное, и Библейские стихи — не все, а несколько стихов — петь.

На Афоне делают так: обычно поют 1-ю, 3-ю, 9-ю песни канона, а остальные читают подряд, и даже ирмосы не поют (в середине). Получается, что, с одной стороны, канон поется так красиво, с другой стороны, он не очень длинный выходит, потому что поются не все песни, а только 1-ю, 3-ю и 9-ю. Такая практика на Афоне, современная.

В греческой практике поют по одному-двум тропарям из всех песен, а в конце — все ирмосы, т.е. все в кучу.

Греки каноны не читают, они их поют.

И так — каждая песнь канона. В конце 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни прибавляется — “покрывает” — т. называемый “покрывающий” ирмос.

Т.е. 3-я, 6-я, 8-я и 9-я песни отделяются (друг от друга) “покрывающим” ирмосом (На рисунке это показано паузами).

Что такое “покрывающий ирмос”? Это ирмос, который берется из последнего (из 3-х) канонов. Например:

Октоих Октоих Минея

1-й канон 2-й канон 3-й канон

“Покрывающий” ирмос — это ирмос канона Минеи. В середине песни его не пели, т.к. сначала поются ирмосы из первого из 3-х канонов, но в некоторых песнях мы его поем, как бы “покрываем” песни.

Почему именно из этого (3-го) канона выбирается ирмос? Почему канон “покрывается” именно этим ирмосом?

Здесь надо вспомнить (ответить на вопрос), на какую мелодию поются тропари. Тропари поются на мелодию ирмоса, даже если сам ирмос не поется.

Например, канон в Минее имеет какие-то тропари и ирмос. Этот ирмос мы сократили (не поем?), но все равно этот ирмос нам задавал мелодию для тропарей. Соответственно, чтобы не перестраиваться хору, чтобы (легче) проще было петь хору, выбирается ирмос последнего из канонов, — чтобы мелодия совпадала с тропарями. Т.е. “покрывающий” ирмос берется из последнего канона.

Обратите внимание, что на Будничной Утрени “покрывающий” ирмос поется не после каждой песни; только после этих 4-х песен. Почему?

Потому что после этих 4-х песен наступает некоторое действие. В схеме указано, какое действие бывает после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни канона.

После 3-й песни:

· ирмос канона Минеи (это сам “покрывающий” ирмос)

· Малая ектения и

· Седален.

После 6-й песни:

· опять “покрывающий” ирмос канона Минеи,

· Малая ектения,

· Кондак и

· икос Минеи.

(После 9-й песни:)

Если 2 святых, как нам быть? У каждого святого есть кондак. 2 кондака подряд не поют.

Если 2 святых, то главный кондак поют поле 6-й песни — как будто бы он один -, а кондак 2-го святого поют по (после) 3-й песни, перед Седальном.

Все это берется из Минеи: Седален и кондак.

В 8-й Библейской песни есть особенность: вместо слов “Слава: и ныне:” в конце этой песни поется: “Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, Господа, И ныне:”

В конце всех Библейских песен есть “Слава: И ныне”, которые в каноне читаются, а сами Библейские песни опускаются.

Библейские песни (их стихи) сокращаются, остается от них только конец: “Слава: И ныне:”, — кроме 8-й песни.

В 8-й песни: “Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, Господа”.

Из-за этого на 8-й песни чтец говорит (вместо) не “Слава: И ныне”, а “Благословим Отца и Сына…”.

Кроме того, в конце 8-й песни прибавлен дополнительный стих: “Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви”, — это последние слова 3-х отроков в Вавилонской пещи.

“Хвалим, благословим”: во время этого стиха положен делать поклон:

на Постовой службе — земной,

на будничной службе — поясной.

Мало кто об этом знает, хотя в Типиконе об этом написано: когда звучит слово “поклоняемся”, то положено делать поклон, в любом случае, и в данном случае тоже.

Вы, наверное, замечали, что по 8-й песни перед “покрывающим” ирмосом прибавляется: “Хвалим, благословим”. Это отмечено и в схеме: по 8-й песни:

· “Хвалим, благословим”

· ирмос канона Минеи.

9-я Библейская песнь состоит из 2-х разных песен:

· Песнь Божией Матери и

· Песнь Захарии, отца Иоанна Предтечи.

В то время, когда Песнь Захарии обычно сокращена и не звучит на службе, хотя должна — как и все другие. Библейские песни, Песнь Богородицы не сокращается.

К песни Богородицы, ввиду ее исключительности, припевается всегда один и тот же припев — не разные припевы, не разные тропари как ко всем другим Библейским песням, т.е. не каноны (по-нашему говоря), а всегда один и тот же ирмос 9-й песни трипеснца Великой Пятницы: “Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим…”

Это ирмос Великой Пятницы, авторство Косьмы Маюмского. Получается, что между 8-й и 9-й песнями поется “Честнейшая”, и в это время совершается каждение.

Многим кажется, что это отдельное песнопение. На самом деле, это одна из Библейских песен, которая не подверглась, в отличие от остальных, сокращению. У нее фиксированный припев: “Честнейшую Херувим…”.

В схеме мы видим, что по 8-й песни:

· “Хвалим, благословим…”

· ирмос канона Минеи,

· “Честнейшую…”.

После 9-й песни канона поется — покрывающий ирмос, а затем еще раз повторяется “Честнейшую…”, с которой эта 9-я песнь началась.

По сути, 9-я песнь началась с “Честнейшую…” — Песни Богородицы — и поэтому в конце 9-й песни опять повторяется “Честнейшую…”, но не просто повторяется, а с прибавлением припева Божией Матери “Достойно есть…”. Этот припев — “Достойно есть…” — открыл ангел некоему афонскому подвижнику. Есть даже такая икона “Достойно есть”.

Перед этой иконой молился афонский подвижник, пел “Честнейшую Херувим…”, а явился ему ангел и сказал, чтобы он не просто пел “Честнейшую Херувим…”, но добавлял припев “Достойно есть, яко воистину”. Так появилась песнь “Достойно есть”.

· припев ангельский “Достойно есть…” и

· ирмос “Честнейшую Херувим…”.

Вот это “Достойно есть…” прибавляется в конце канона (см. схему):

По 9-й песни:

· ирмос канона Минеи

· “Достойно есть…”.

Т.е. как будто мы опять возвращаемся к началу 9- песни — Песни Богородицы. Получается, что Песнь Богородицы обрамляет 9-ю песнь канона. Затем:

· Малая ектения (также, как по 3-й и 6-й песни) и

· эксапостиларий.

На этом заканчивается монашеская часть Утрени.

Легко виден монашеский характер Утрени, достаточно “тягучий”: длинные тексты, лишенные разнообразия:

· сначала длинное шестопсалмие,

· потом еще более длинные кафизмы

· и, наконец, совсем длинный канон.

Если все это выполнять по Уставу, то это все очень продолжительно.

Эта монашеская часть службы должна по Уставу совершаться еще ночью, до того, как взойдет солнце.

Наши рекомендации