Богослужения Великой Пятницы

Утреня Великой Пятницы даже отделена в Триоди специальным заголовком «Последование Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Т.е. это не просто рядовая Утреня и в Триоди есть специальный заголовок «последование святых Страстей». В Чин Утрени здесь включено особое последование воспоминания Страстей Господних. Откуда оно взялось? Вы все уже прекрасно знаете, что наше богослужение в своей основе константинопольское. Константинопольские Литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, константинопольский порядок Крещения и др. Таинств, константинопольский набор праздников. Но наше богослужение испытало и сильное влияние Палестинской традиции, порядок служб (Утреня, Вечерня, Часы) у нас палестинский, а не константинопольский. Бывает, что палестинские гимнографы звучат за богослужением, самый яркий пример Косьма Маюмский, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, т.е. наш Устав носит смешанный характер – он константинопольский, но имеет палестинское влияние. В некоторых службах это палестинское влияние ощущается сильнее других. К таким службам, в частности, принадлежит Утреня 12 Евангелий, Утреня Великой пятницы. Уже в Типиконе Великой Церкви IX века, в памятнике, который еще не носит на себе никакого палестинского влияния, отражает чисто константинопольскую кафедральную традицию, для Великой пятницы указывается обычная кафедральная Вечерня и Утреня, обычные кафедральные Часы с соответствующими тропарями, но не имеющих никаких отклонений в своем порядке (как Вечерня и Утреня других дней). Но в качестве примечания там говорится, что на пани хис (это особая служба) желающие поют Иерусалимское последование 12 Евангелий. То есть уже в такое раннее время эта иерусалимская служба завоевала себе популярность и использовалась в Константинополе, причем не на Утрене, а на другой службе. Истоки этой службы нужно искать в Иерусалиме. По сообщениям уже конца IV века «Паломничество Егерии» в эту ночь с четверга на пятницу все жители Иерусалима во главе с епископом ходили с места на место, вспоминая различные моменты Страстей Христовых. Ходили на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад, в то место, где была Претория, и там читали соответствующие Евангелия, посвященные Страстям. А во время шествия с места на место пели специальные антифоны. Вот таким образом сформировалось это последование. Оно состоит из нескольких Евангелий, перемежаемых пением антифонов. Сейчас уже никакого шествия не происходит, все это происходит в храме, поскольку только в Иерусалиме такое шествие было бы актуально. В Иерусалиме и до сих пор подобное шествие устраивается. Тем не менее служба состоит из нескольких (а не из 12 Евангелий), а между ними поются антифоны и другие песнопения.

Разберем ее порядок.

Хотя это Утреня, Устав говорит: «во святыя великия четверток вечера». Это странно. Утреня начинается вечером. Это единственная Утреня, которая по Уставу начинается вечером. Все Утрени по Уставу начинаются ночью, а эта Утреня начинается вечером. На самом деле это не Утреня, а Всенощная. Что за служба, которая вечером начинается, а Утром заканчивается? Это Всенощная. «Во второй час нощи», т.е. около 8 вечера. В приходской практике всю ночь не поют эту службу, а поют ее вечером в четверг. После возгласа, двупсалмия и шестопсалмия и Мирной ектиньи поется Аллилуйя и тропарь великого четверга. Хотя это Утреня Великой пятницы, но начинается она вечером в четверг, поэтому поется тропарь Великого четверга «Егда славние ученицы…» трижды. Затем Малая ектинья, все зажигают свечи и читается первое Евангелие от Иоанна «Прощальная беседа Господа с учениками», т.е. крайне продолжительное Евангелие. По старому Уставу его должен читать епископ. Всего лишь 4 раза в году по древнему Уставу читал епископ Евангелие: это, первое из 12, Евангелие на Литургии на Пасху, Евангелие на пасхальной Вечерни и Евангелие на 1-ое сентября, на Новый год. Современный устав таких указаний не содержит, но в древнем были, т.е. очень важное Евангелие. Читается Евангелие по Уставу в Алтаре как воскресное Евангелие. Для удобства молящихся у нас его читают в храме. После «Слава тебе, Господи, слава Тебе» поется по окончании Евангелия «Слава долготерпению Твоему, Господи». И после первого Евангелия 3 антифона. Затем Малая ектинья, седален (первый и последний раз целиком, а в середине – только конец). Читается второе Евангелие от Иоанна о беседе Христа с учениками по дороге в Гефсиманский сад и о взятии Христа под стражу. И затем эта последовательность: антифоны, Малая ектинья, седален и Евангелие повторяется еще 4 раза (получается всего 5 раз). Во время седальна совершается каждение. Поскольку Евангелие в Алтаре, то Алтаря по Уставу, на практике – каждение храма малое. Поэтому Устав на этих седальнах запрещает сидеть (оказываются не седальнами). Третье Евангелие от Матфея о том как Христа повели к Каиафе. 4-е евангелие от Иоанна как Христа повели от Каиафы в преторию, 5-е Евангелие от Матфея – о самоубийстве Иуды и о том, как Христа повели на распятие. И, наконец, еще 3 антифона, Малая ектинья, седелен, он же тропарь Великой пятницы «искупил ны от клятвы закона…» и 6-е Евангелие от марка о распятии Христа. Можно отметить, что у греков принято на Страстной седмице в первые дни полагать на аналое в Храме икону «Христос в терновом венце». Во время 15-го антифона перед Евангелием о распятии эта икона заменяется иконой распятия (поскольку Евангелие о распятии).

После 6-го Евангелия поются Блаженны с тропарями. Устав знает только две Утрени с Блаженными. Обычно Блаженны – принадлежность Изобразительных или Литургии, но никак не Утрени. Все же есть две Утрени с Блаженными: Утреня в четверг 5-ой седмицы (Стояние Марии Египетской) и Утреня Великой пятницы. Обе эти службы – палестинские по определению. Во время Стояния Марии Египетской поется канон Андрея Критского (палестинского автора), читается житие палестинской святой – Марии, в Великую пятницу служба тесно связана с Иерусалимом. Так что, вероятно, каким-то образом появление Блаженных на Утрени связано с палестинским влиянием (видимо это было нормально для палестинской Утрени).

После Блаженных с тропарями прокимен «Разделивши ризы Моя…», 7-е евангелие от Матфея о крестной смерти Спасителя. Затем 50-й псалом, 8-е евангелие от Луки о разбойниках, которых распяли со Христом. Затем поется Трипеснец Косьмы Маюмского. После первой его песни, которая одновременно 5-я Малая ектинья, кондак и икос. И Синаксарь, где составитель его пытается примирить повествования разных евангелистов. 8-я песнь (Честнейшая не поется), обращаю ваше внимание на 9-ю песнь трипеснца, которая звучит так: Честнейшую херувим…Тя величаем. Вам должны быть эти слова знакомы. Это оказывается ирмос и автор его Косьма Маюмский. Согласно церковному преданию к этим словам позже (Косьма Маюмский жил одновременно с Иоанном Дамаскиным в VIII веке) уже в X-XI веке на Афоне один монах пел этот ирмос («Честнейшую херувим») у иконы Божией Матери, ему явился ангел и перстом на камне написал припев «Достойно есть». Можно отметить здесь, что этот припев «Достойно есть…Матерь Бога нашего» является древнейшим величанием Божией матери, так что на праздник многих икон, например, Казанской, он указывается в качестве величания, а певчие по неразумию своему поют все равно6 «Величаем Тя, Пресвятая Дево», хотя нужно петь «Достойно есть…». (текст в Часослове или Ирмологии – последовательность Литургии).

После 9-ой песни канона — Малая ектинья и эксапостиларий «Разбойника благоразумного …и спаси мя». Поется он, как и другие эксапостиларии, трижды: один раз – певец посреди храма, а 2 раза – по хорам, правый и левый. И читается 9-е евангелие от Иоанна о словах, которые сказал Господь Иоанну Богослову и Пречистой Своей Матери, о смерти Спасителя на Кресте и о прободении Его Пречистого ребра. Далее поется «Всякое дыхание», что необычно. Великого славословия в этот день нет и вроде бы Хвалитные псалмы должны начинаться со слов «Хвалите Господа с небес». Но они начинаются со слов «Всякое дыхание», чем подчеркивается торжественность момента. Здесь же отмечу, что в этих т.н. «Последованиях Страстной седмицы» (книжечках) неправильно указано «Хвалите Господа с небес», хотя здесь четко написано «Всякое дыхание». Надо это поправить. И стихиры на Хвалитех. Далее 10-е Евангелие от Марка о том, как Иосиф испросил у Пилата Тело Иисусово и о погребении Христа. Читается Вседневное славословие, Просительная ектинья. Затем 11-е Евангелие от Иоанна, снова о том. как Иосиф испросил Тело Христово и о погребении. Затем Стиховные стихиры. И 12-е Евангелие от Матфея о том, как на другой день иудеи утвердили камень с печатью со стражей (запечатали гроб и стражу поставили). Читается Благо есть, Трисвятое по Отче наш и тропарь Великой пятницы (служба начиналась с тропаря Великого четверга и заканчивается тропарем Великой пятницы): «искупил ны от клятвы закона…». Сугубая ектинья и отпуст. Первый час к Утрени не присоединяется.

Следующая служба должна совершаться (если Утреня заканчивается на рассвете) через непродолжительное время утром в пятницу. Это Царские или Великие часы. В то время как царь обычно приходил к Литургии во время Малого входа (Малый вход – вход царя и патриарха в храм), т.е. на Часах он отсутствовал, то здесь он приходил к Часам. На этих Часах читаются специальные псалмы, где говорится о Страстях Христовых, читаются особые стихиры, читаются паремии, Апостол и Евангелие. Отметим, что здесь мы читаем на каждом из Часов повествование о Страстях по одному из евангелистов (на Первом – от Матфея, на 3-м – от Марка и т.д.). Выходит, что мы на Утрени Великой пятницы читали из разных евангелистов, а здесь мы читаем все эти повествования на каждом Часе целиком по каждому евангелисту. И заканчивается это Изобразительными

Наши рекомендации