Основные Уставы Константинополя и Иерусалима
· в книгах из списка литературы под № 3 и № 4 и Арранц “Око Церковное” — ПСТБИ, 1999.
Как, по аналогии с формированием обрядов, богослужение крупного церковного центра становилось образцом для богослужения остальных епархий, также точно и в этих городах: богослужение важнейших храмов определяло богослужение в остальных церквах.
Во-первых, богослужение кафедральных соборов Константинополя и Иерусалима.
Кафедральные Собор:
· Константинопольская София — в Константинополе (особенно со времен Юстиниана, с середины VI века) — и до этого была София, но Юстиниан построил огромный Собор — храм святой Софии (София — это Премудрость, т.е. Христос).
· Церковь Воскресения Христа Бога нашего — в Иерусалиме (Храм Гроба Господня — это латинское название, которое дали этому храму крестоносцы).
В IV-V веках о каком-то самостоятельном богослужении в Софии Константинопольской говорить не приходится:
1) у нас совершенно нет данных
2) кафедральным Собором была не София (до Юстиниана).
И только в VI веке можно говорить о существовании особого типа богослужения кафедрального.
Типикон Святой Софии или, чаще, Типикон Великой Церкви (ТВЦ) (церковь Святой Софии называли Великой, т.е. очень большой( или по-другому, Песенное Последование (т.к. по словам очевидцев, ничего не читалось, все пелось нараспев).
В Храме Воскресения все началось раньше:
уже в IV веке — когда его построили — там сформировалась мощная самостоятельная традиция, не похожая на другие храмы в мире; она отражена во многих памятниках IV-VI вв.:
· Паломничество (Сильвии Аквитанки). Егерия.
100 лет назад думали, что автором является некая Сильва. и это отражено в названии.
[Типикон Великой Церкви можно прочесть по изданию Матэуса. Исследования по ТВЦ на рус. яз. — Арранц. Как молились Богу древние византийцы].
Это произошло потому, что этот фрагмент латинского текста сохранился в одной единственной рукописи, без начала — поэтому не знали имени автора.
· Сохранились богослужебные книги этого храма, но не на греческом языке, а в переводах — на грузинском и армянском языках.
Это богослужение просуществовало до 614 (?) г., когда персидский царь Хацрой взял Иерусалим штурмом, разрушил немного церковь; взял в плен Животворящее древо Креста Господня.
И через несколько лет победоносный император Ираклий отвоевывает Иерусалим у персов, возвращает Животворящее древо Креста Господня и окончательно побеждает персов.
[персы были врагами греков еще со времен античности].
Но через 10 лет пришли арабы и уже разгромили Византию.
После отвоевания Иерусалима у персов там был назначен патриархом св. Софроний Иерусалимский, в прошлом монах Лавры святого Саввы.
И Софроний вводит в Иерусалим не старый кафедральный Устав, а новый, заимствованный частично из Лавры св. Саввы.
Т.е. возникает новый Устав — полукафедральный полумонастырский. Этот Устав называется Святогорским.
Монастыри.
В VI в. в окрестностях Иерусалима возникает монастырь — Лавра св. Саввы.
“Лавра” — “улица”.
Чем отличается Лавра от общежительного монастыря?
В Общежительном монастыре:
· монахи живут вместе в одной ограде;
· ходят вместе на трапезу;
· имеют общее послушание
· каждый день ходят вместе в церковь на общую службу.
Ввел общежительный тип монашества Пахомий Великий.
Лавра — это не общежительный монастырь.
У нас в России Лавры крупнейшие — это Троице-Сергиева, Киево-Печерская, Почаевская, Псково-Печерская — это, по сути, общежительные монастыри. Лаврами они называются как наиболее значительные из них.
На самом деле, Лавра — это не общежительный монастырь.
Лавра — это монастырь, где есть общая церковь, но монахи живут сами по себе: сами себе готовят еду…
Лавра святого Саввы представляла собою такую организацию:
был некий центральный монастырь — общежительный; он существует до сих пор; — с общей трапезой (Самое главное отличие Лавры от монастыря — в трапезе: общая они или нет); и множество маленьких монастырей, даже келий, вокруг на расстоянии даже до 20 км (они не сохранились до наших дней).
Монахи Лавры св. Саввы, которые жили не в центральном монастыре, приходили на службу 1 раз в неделю — в субботу.
И раз они пришли, а ночевать им негде, то они так и молились всю ночь — отсюда появилась традиция петь всенощную — с Субботы на воскресенье.
В воскресенье утром причащались, брали с собою Святые Дары на всю неделю и уходили обратно в свои кельи.
Молились они в келье (каждый день вечерню и утреню пели в келье).
Т.к. многие монахи были неграмотными, — по книгам они петь не могли. (книги тогда стоили очень дорого; рукописи были очень дорогими).
Итак, книг у монахов не было, т.к. многие были неграмотными, а другие не могли приобрести богослужебные книги из-за их дороговизны.
И св. Савва ввел такое правило в своем монастыре: каждый монах должен был выучить наизусть Часослов, и тогда его постригали в монахи.
Для монаха главным испытание было знание наизусть Часослова. И дальше он уже наизусть пел Утреню, Вечерню, Часы у себя в келье.
После полудня монах пел службы Изобразительных, во время которых причащал себя взятыми с собой Святыми Дарами.
· дошел до наших дней практически без изменений
· это Древний Палестинский Савваитский Часослов (в монастыре святого Саввы был Палестинский Часослов).
Общего Устава как такового не было: т.к. других книг богослужебных не было у монахов, то они пели службы по этому Часослову. (Никаких канонов, стихир не пели; это могли себе позволить только монахи центрального монастыря).
Преп. Софроний сделал некоторый синтез из Савваитской традиции. Традиция называется палео-Савваисской, т.е. древне Савваисской
· Древне-Савваисский устав.
Мы видим, что древняя кафедральная традиция умерла и возникла новая традиция; со временем эти традиции слились в Палео-Савваисский или Святогорский Устав;
· они очень близки друг другу.
Рукописи — источники, которые сообщают.
Что происходит дальше с Иерусалимским?
В 1009 г. Иерусалим был опять разорен
Арабы Иерусалим почти не тронули; они сильно ограничили христиан: запретили колокольный звон, крестные ходы и т.д., но церкви рушить не стали.
Мечети арабы построили не там, где были церкви.
Когда халиф Амар — 3-й праведный халиф после Магомета, взял Иерусалим при патриархе Софронии (всего через несколько лет после победы над персами), Софроний пригласи Амара пройти в Церковь Воскресения.
Но Амар не пошел, т.к. в противном случае Церковь автоматически стала бы мечетью.
Он пошел на место, где раньше был храм, построил там мечеть Аль-акса — до сих пор она там стоит.
Для евреев большая проблема: они хотят храм снова построить, а там мечеть стоит — одна из 3-х священных мечетей.
У арабов есть 3 священные мечети — самые главные в мире.
Во всяком случае арабы Христа не очень тронули.
А в 1009 году тронули очень серьезно.
В 1009 году Святогорский Устав, также как и Древний кафедральный Устав Воскресения прекратил свое существование, и Палео-Савваитский устав тоже.
Вернемся к Константинополю.
В Константинополе было несколько важных 27 монастырей.
Константинопольские монастыри, судя по всему, до эпохи иконоборчества пользовались Уставом акинитов.
“кинисис” по-греч. — “успение”, “сон”.
Акиниты — это то, кто не спят.
Об этом уставе мы говорить не будем.
Один из Константинопольских монастырей — монастырь Студия — Студийский монастырь. Его основал сенатор Студий. Этот монастырь также пользовался Уставом акинитов.
В эпоху иконоборчества, когда все монастыри оказались под угрозой закрытия в монастырь Студия, переселяется некто Феодор, который до этого был монахом в горах Олимпии.
· преп. Феодор (кон. VIII — нач. IX в.).
В 799 г. он переселился с Олимпийских гор в Константинополь, в монастырь Студия, и устроил там богослужение такое же, какое было в Олимпийских горах.
Основные компоненты богослужения (вообще).
Вся сложная богослужебная система (то, что мы называем обрядом Византийским и Римским) складывается из 4-х основных компонентов:
1) порядок совершения Таинств, т.е. формуляр литургии Таинств.
Напр. в Александрийской традиции основным формуляром литургии является формуляр литургии Марка
(“формуляр” — это набор текстов).
или, иначе, тексты Евхология
“Евхологий” (по-греч.) — молитвослов, но это не то, что мы понимаем под молитвословом.
У нас молитвослов — это книга молитв для домашнего использования.
Евхология — это книга молитв литургии и Таинств, в первую очередь:
порядок литургии и Таинств.
В Византийском обряде — свой Евхологий, в Александрии был когда-то свой Евхологий.
2) порядок совершения суточного круга — Часослов — Орологий (по греч.): порядок Вечерни, Утрени и Часов.
3) система праздников
в каждом обряде — своя система праздников: напр. у католиков
· отделены друг от друга праздники Пятидесятницы и Троицы (у нас это один праздник)
· есть Рождество и Поклонение волхвов (у нас вообще нет такого праздника “Поклонение волхвов”).
Обряды часто отличаются только системой праздников.
[Мы и католики празднуем Рождество 25 декабря, только они — по старому стилю, а мы — по новому].
4) лекциональная система:
“лекция” — чтение
Как распределено чтение Евангелия, Ветхого Завета и Апостола в течение года.
Напр., в Византийском обряде принято на Литургии 1-го дня Пасхи читать 1-е Евангелие от Иоанна.
А в Иерусалиме в древности читали последнее зачало Марка на этой литургии, напр.
Теперь вернемся к истории.
Феодор Студит переехал жить в Константинополь (из Олимпийских гор) с большим количеством монахов.
Феодор Студит имел огромный авторитет. Что он сделал?
В Олимпийских горах жили монахи-беженцы из Палестины (это время арабских гонений); с собою они принесли свои порядки — Палестинский Часослов.
[Часослов относится ко 2-му пункту Основных компонентов богослужения].
Феодор Студит привык с самого начала своей монашеской жизни молиться по Савваисскому Часослову.
Приехав в Константинополь с этим Часословом, Феодор Студит все остальные компоненты богослужения, кроме Часослова, он взял Константинопольские, т.е. из устава Великой Церкви.
В Студийском монастыре произошел синтез — очень важный для истории Православного богослужения (не для истории литургии, а для истории Устава) — Студийский синтез. В Новом Студийском Уставе (Студийский синтез):
· Евхологий, система праздников, лекционарная система — Константинопольские
· Часослов — Палестинский.
Авторитет Студийского монастыря был настолько велик, а Устав Студийский (Студийский синтез) настолько всем понравился, что он стал распространяться по всей Малой Азии? (Евразии)
Со временем (в 1204 г.) Константинополь взяли крестоносцы и с этого времени перестал существовать Соборный Константинопольский Типикон — Типикон Великой Церкви (т.к. этот Типикон написан специально под храм Софию Константинопольскую и без нее не могут существовать).
Когда Константинополь восстановили (после ухода крестоносцев) везде стали служить по Студийскому Уставу.
Студийский Устав был со временем принят и в Палестине. Здесь он был немного отредактирован и превратился в так называемый Иерусалимский Устав. Их сейчас противопоставляют: Иерусалимский и Студийский Уставы. На самом деле, иерусалимский Устав — это редакция Студийского Устава: не той, древней традиции Иерусалимской (самостоятельной), а по редакции Студийского Устава. Она имеет в себе нечто Иерусалимское, а именно Часослов, но не непосредственно, а через посредство Студийского Устава.
Иерусалимский иначе называют Нео-(Ново)-Савваисский Устав.
[В XI-XII вв. — после 1009 года (восстановления)].
В 1009 г. был погром.
Через несколько лет после погрома, когда он забылся, началось восстановление Иерусалима — реставрация.
Эта реставрация осуществлялась в XI в.
Устав называют Нео-Савваисским, чтобы не путать его с древним Уставом Саввы, лаврским
? или Лаврский Устав — Нео-Савваисский)
[Мы указываем только годы окончания. Устав складывался постепенно, с годами].
В XIV в. на Нео-Савваисский Устав переходит Афон. И с этого времени основным уставом Православной Церкви становится Иерусалимский — это Устав, которым мы пользуемся и сейчас.
[Иерусалимский Устав основан, как мы видим, на Студийском Уставе].
Это была тема: Грекоязычное богослужение на Православном Востоке.
Тема: история нашего Типикона.
Студийский и Иерусалимский Уставы в Византии и на Руси.
Литература:
1) Арранц
2) Пентковский ЖМП № 4, 2001.
3) Пентковский ЖМП № 5, 2001.
Редакции Студийского Устава.
1-я редакция (IX, X, XI вв.)
Итак, с IX в. Студийский Устав — это самостоятельный Устав в Студийском монастыре, а со временем и в большинстве других монастырей Византийской Империи.
Редакция IX, X, XI веков — достаточно стабильная.
В древних памятниках — это I-я редакция Студийского Устава (древнейшая):
1) Ипостиписис пред. Феодора
“Ипостиписис” — очертания
Типикон — (от слова типос — образец) — главная книга, регулирующая Устав в нашей церкви.
Ипотиписис имеет тот же корень “тип”
· очертания
· описание порядка совершения богослужения
· написан одним из учеников преп. Феодора Студита (IX в.)