Последование трапезы (чин о Панагии)
Священник на проскомидии вынимает большую треугольную частицу из особой просфоры, на которой изображается только монограмма Пресвятой Богородицы. Эта частица кладется в панагиар3 [24].
Во время звона в будильный колокол на обед пономарь приносит в трапезную кацию, панагиар с частицей, один воздух [25] и немного ладана.
После благодарственных молитв по святом причащении игумен, в черной мантии [26], с наперсным крестом
-------
1 В большинстве святогорских обителей в воскресные дни в течение целого года на божественной литургии читаются два евангельских зачала: первое — недели и второе — Пресвятой Богородице. Если празднуется память святого, которому предписывается служба со звоном и выше, вместо Богородичного зачала читается зачало празднуемому святому.
2 Поминаются архиерей, вся во Христе братия, отечество со властями и воинством, живые и усопшие и т. д.
3 В обители св. Павла и некоторых других предстоятель вырезает частицу из большой просфоры и полагает ее в панагиар во время трапезы (сразу после начала). Остатки просфоры, из которой вынута частица в честь Пресвятой Богородицы, сразу же дробятся и разносятся трапезником как благословение для обедающей братии.
и жезлом [27], исходит в трапезную. Перед ним идут пономарь с выносной свечой и певчие, поющие воскресный тропарь.
Пономарь заранее ставит перед центральным столом в трапезе восьмиугольный столик с выносной Богородичной иконой, кацией и панагиаром. Рядом с ним он ставит выносную свечу.
После окончания трапезы трапезник снимает куколь и крестообразно возносит Панагию (частицу просфоры), произнося попеременно с чтецом слова молитвы.
Трапезник: «Велико имя».
Чтец: «Святыя Троицы».
Трапезник: «Пресвятая Богородице, помогай нам».
Чтец: «Тоя святыми молитвами, Боже, помилуй нас. Аминь».
Возношение совершается трижды [28]. Пономарь снимает куколь, полагает на плечо воздух и подносит кацию игумену для благословения каждения. Певчие поют «Достойно есть...». Трапезник подносит каждому Богородичную частицу, за трапезником идет пономарь, кадящий кацией. Отцы двумя пальцами берут по маленькому кусочку от частицы, изображают им знамение креста над кацией и съедают его.
После отпуста исходят из трапезной: первым чтец, произносящий «Молитвами святых отец наших...», затем певчие, поющие воскресный тропарь, пономарь с выносной свечой и кацией, игумен, седмичный и прочие братия.
Игумен встает справа от входа в трапезную и благословляет всех выходящих. Пономарь стоит рядом с ним и кадит кацией. Слева стоят поющие певчие, чтец и трапезник с поваром. Трапезник и повар стоят приклонившись, прося прощения за возможные погрешности в приготовлении пищи и служении на трапезе.
В том же порядке, в котором входили в трапезную, все входят в притвор, где и совершается конечный отпуст.
Чин о Панагии совершается только во время обеда и никогда не совершается на вечерней трапезе.
Час 9-й. Вечерня понедельника («в неделю вечера»)1
Совершается обычный чин вседневной вечерни. Поскольку кафизма отсутствует, пономарь разжигает священническую кацию раньше обычного.
------
1 В большинстве обителей перед вечерней в воскресенье вечером совершается чин смены седмичных иеромонахов. Старый седмичный, совершив отпуст 9-го часа в притворе, входит в мантии и куколе в среднюю часть храма и творит под большим паникадилом четыре малых поклона с крестным знамением — на восток, запад, север и юг. Затем старый и новый седмичные подходят к игуменской стасидии, старый седмичный первым творит поклон игумену (в отсутствие игумена чин смены совершается у архиерейского места), берет его благословение, снимает мантию и с поясным поклоном передает ее новому седмичному, желая ему «доброй седмицы». Новый седмичный отвечает старому поясным поклоном, кланяется игумену, берет его благословение, надевает мантию и идет в алтарь или к Царским вратам для произнесения возгласа «Благословен Бог наш...».