Из истории усадеб Лукинской волости
В Лукинской волости в 1911 году значилось 8 усадеб. Все они располагались достаточно чётким «усадебным пятном» - по берегам оз. Пашозеро и в его ближайших окрестностях (не далее 11 километров).
Я приглашаю вас мысленно погулять по времени и пространству.
Итак, 1911 год. Мы идём к озеру с юга, со стороны Тихвина по Тихвинскому почтовому тракту. Доходим до деревеньки в три двора – Кузьминка или Ямка, стоящей на ручье Кузрека. Сворачиваем с тракта туда, где Кузрека впадает в озеро Пашозеро. Рядом стоят несколько деревенек по десятку дворов в каждой: ещё одна Кузьминка, Лазарево, Калинтьево (Усадище). С последней смежна одноимённая усадьба Калинтьево, принадлежащая Н. и Д. Качаловым. В усадьбе два жилых строения. Живут 9 человек (4 женщины и 5 мужчин). Здесь занимаются земледелием и пчеловодством. В этой волости пчёл держат в семи местах – во всех трёх погостах, в трёх усадьбах – кроме Калинтьево пчелы есть в усадьбе Ф. Фокеева Чоге (Мишуково), это при впадении в Пашозеро реки Чоги, в усадьбе А. И П. Ивановых Петровщина и на выселке Весёлый Хутор (Устье) М.И. Слепнева.
Мы возвращаемся на тракт, перебираемся через озеро. Проходим мимо усадьбы Ф. Фокеева. В усадьбе два жилые строения. Жителей – 4 человека (один мужчина и три женщины). Кроме пчеловодства, как и жители усадьбы Калинтьево, они занимаются земледелием. Справа от нас - 4 усадьбы, выселок и Пашозерский погост.
Мы проходим деревню Кончик (Лямтьево) и идём по дальше по Тихвинскому почтовому тракту. Не доходя километров трёх до Коптяево (Веретенниково) в 1911 году мы увидим часовенку во имя иконы Тихвинской Богоматери. В 2003-м году здесь на старой иве висит маленький иконостас, рядом - столик со скамейкой. Кроме того, в этом месте есть заросли спиреи - декоративного кустарника, традиционно используемого для живых изгородей в озеленении, в том числе усадеб. В Тихвине вы тоже можете видеть разные виды спиреи. На берегу Пашозера разрослась спирея дубравколистная, с гроздьями мелких розовых цветочков. Заросли спиреи можно часто видеть на развалинах старых усадеб. Лишенная ухода, спирея чувствует себя вполне комфортно, только перестаёт цвести, если оказывается в тени. И, конечно, теряет декоративность – без подстригания образуются «свободные» заросли. В этом же месте растут несколько лип, что тоже достаточно веско указывает на то, что здесь раньше была усадьба. Хотя липы не столь убедительны, как спирея. Она не может появиться в наших краях сама, может быть только посажена человеком. Это уже дальше она может расти и без его участия. В земских изданиях конца XIX – начала ХХ века ни о какой усадьбе в этом месте не упоминается. Но по воспоминаниям старожилов здесь была усадьба «Антьево», фамилия хозяев – Губерт. Поле между полосой прибрежных кустов и дорогой до сих пор называется Барским, на нём можно найти осколки фарфоровой и фаянсовой посуды, кирпичей. При усадьбе существовала часовня во имя иконы Тихвинской Богоматери. Усадебный дом в 1930-х годах был перевезён в Пашозеро Семёном Антоновичем Хрусталёвым. Дом стоит в Пашозеро и ныне. А часовню разобрали в 1950-е годы. Местные жители сделали «иконостасик» на березе, росшей рядом с часовней. Почти засохший ствол этой берёзы стоит и сейчас. А «иконостасик» перенесён на соседнюю иву. Около дерева сделаны столик и скамеечка. 9 июля жители окрестных деревень, и местные, и дачники, приходят на это место, молятся, поминают родных, купаются «для здоровья» в озере. Своеобразной старостой этого почитаемого места является Антонова Анна Ивановна (д. Кончик), Деньги, которые люди оставляют на «иконостасике», собирают и отдают ей. Она привозит из Тихвина свечи, новые иконы. Летом 2003 г. в нескольких метрах от «иконостасика» были сделаны бетонные столбики для строительства новой часовни.
Однако давайте, наконец, отправимся дальше. Километрах в 11 от озера Пашозеро перед деревней Стрелково слева от дороги есть озеро Барское. Вероятно, именно здесь находилась усадьба Большой Двор, принадлежавшая в 1911 году наследникам Я.И. Борошнева. Одно жилое строение. Жителей - 5 человек (двое мужчины и три женщины). Главное и единственное занятие – торговля лесом. На территории усадьбы или около неё была часовня.
Мы возвращаемся в 1911 год. Нам нужно подумать, как попасть в следующую усадьбу – Кулыгино. Тихвинский почтовый тракт нам больше не помощник. Вскоре, в деревне Костюшино (Дмитриевой Горе), стоящей на реке Учея или Учия, тракт повернёт на юго-восток и, пройдя по деревням Пялозеро и Сяргозеро, закончится в деревне Остров на озере Шигола, у границы Лукинской и Борисовщинской волостей. Можно, конечно, дойти до Пялозера, а оттуда дойти до Лукино уже не по тракту. Но ближе вернуться к Пашозеру и пройти по его северному берегу. Да и в Пялозеро, где по рассказам селились беглые с каторги, из тюрем, поскольку «Дальше всё, пустой край», не очень тянет. Хотя вполне возможно, что среди беглых есть вполне интеллигентные люди.
Мы проходим вдоль озера мимо
Митрофановщины – усадьбы А.П. Унковской – 1 двор, 1 чел. (ж.);
Петровщины – усадьба А. и П. Ивановых – 8 дворов, 2 жил. стр. 7 чел. (2 м., 5 ж.);
Пашозерского погоста – 55 чел. 5 дворов, 5 жилых строений, церковь, приходская школа, земская конная станция, фельдшерский пункт;
Усадища-Городища – усадьбы кр. Н. Харитонова – 4 двора;
Григорово, выселка – 1 двор, 1 жил. стр., 10 чел.;
Григорово - усадьбы К.А. Унковского – 4 жил. стр., 1 чел. (м.). Земская станция, хлебозапасной магазин, волостное правление.
В Митрофановщине и Усадище-Городище занимаются только земледелием. Жители Петровщины и погоста, как мы уже говорили, ещё и пчеловодством. И в одном Григорово и в другом, судя по земским данным, не занимаются ничем. Живут.
Мы проходим озеро и идём по долине реки Урья. В лесу вдоль дороги всё больше широколиственных деревьев – вязов и клёнов (в подлеске).
Перед нами слева - часовня, справа – усадьба с садом (яблони, орехи, ели – по краю дороги; яблони – понизу). Это усадьба Кулыгино. В 1911 году хозяином усадьбы был А.М. Кузнецов. Жило в усадьбе 11 человек (5 женщин и 6 мужчин). Занятия – земледелие и торговля лесом. Одно жилое строение - длинный, одноэтажный, обшитый дом. В начале 1930-х годов в нём разместится школа. В 1937 году этот дом сгорит. Фруктовый сад позже тоже погибнет. Жительницад. Лукино. Иванова Александра Дмитриевна (в дев. Чистякова, 1920 г.р., род. в д. Кулыгино) мне рассказала, что поле перед деревней называлось Барское. «Хозяевами были Кузнецовы - «дедка-мазила», Андрюшкой называли, сын – Егор. Андрей мельником был. Водяная мельница стояла на месте нынешнего рыбозавода. В начале 30-х годов умерли оба с женой. Ручей называли Мазилкин». (Правый, если стоять лицом к водопаду). [Поясню, что д. Лукино исторически состоит из трёх деревень, слившихся ныне в одно целое – собственно Лукино, Екимово и Кулыгино (Отово). Усадьба тоже называлась Кулыгино.]
В начале XIX века усадьба принадлежала Александру Абрамовичу Крылову, поэту пушкинского круга, другу А.П. Римского-Корсакова. В 1820 или 1821 году Крылов увольняется “по прошению” из училища глухонемых и уезжает из Петербурга в свое имение Кулыгино (вероятно, в связи с женитьбой).
Как узник в радости, покинув мрак темницы,
Встречает солнца луч златой,
Так я, освободясь из скучных стен столицы,
Любуюсь юною весной!
Светлей горит зоря на облаке румяном
Перед весенним, ясным днём,
И диких скал верхи, обвитые туманом,
Сияют радужным огнём!...
<1821>
В 1820 - 22 годах поэтическая деятельность А.А. Крылова наиболее интенсивна. Особенно в 1821 году. Возможно, что многие стихи поэта написаны в Кулыгино, может быть именно там родилась его лучшая элегия «Недоверчивость»:
Не спрашивай, зачем я так уныл!
Ты знать должна вину моей печали:
Мой взор тебе давно ее открыл,
Когда об ней уста мои молчали...
В эти годы Александр Абрамович много читает, изучает итальянский язык, готовясь переводить итальянских поэтов, усиленно интересуется Вальтером Скоттом, работает над планом исторического романа с изображением нравов, обычаев и поверий провинциальной Руси ХУП века.
Зимой 1828 - 1829 года Крылов тяжело заболевает; результатом болезни были психическое расстройство и слепота. 14 июля 1829 года Крылов скончался в своем имении и похоронен в Пашозере. На могильном камне была эпитафия:
Путник, узнай!
Здесь лежит аонид
вдохновенный питомец.
Грудь младого певца
огонь вдохновения сжег.
Могила А.А. Крылова не сохранилась.
У него было трое детей: Константин, Александра и Надежда. Кто именно наследовал усадьбу, я пока не знаю. Известно только, что в 1873 году усадьба принадлежала Крыловой (Дистунис).
Ничего связанного с поэтом А.А. Крыловым здесь не осталось, кроме самих мест. Но его творчество тесно связано с этим краем.
В помещении Лукинской сельской библиотеки мы предполагаем создать сначала литературный уголок, а впоследствии может быть и небольшую экспозицию, посвящённую А.А. Крылову[17].
Асянина Виктория, учащаяся 9 кл., член молодёжного пресс-клуба МУ «Молодёжно-спортивный центр».
Судьба тихвинского духовенства в годы репрессий: история поиска
Я занимаюсь разработкой этой темы с 8 класса, и она интересна для меня по нескольким причинам. Во-первых, всегда более интересно исследовать судьбы людей, а особенно тех, кто несмотря на все жизненные невзгоды, сумел сохранить свой внутренний стержень, человеческий облик, свои убеждения, не потерял достоинства и потому может являться для нас образцом мужества и внутренней духовной силы.
Во-вторых, интересно самой искать факты, узнавать неизвестное, анализировать и сопоставлять всё это с реальными жизненными условиями. Меня не привлекает просто бездумное переписывание уже известных сведений из чужих трудов – ведь так ты не сможешь внести ничего нового в историю вообще и своего края прежде всего.
Религия в период сталинского режима как раз и является, на мой взгляд, такой малоразработанной темой. Но в то же время эта тема и очень сложна. В этом я смогла убедиться, работая над ней второй год. И могу сказать, что мой поиск ещё не окончен, но уже есть определённые результаты, о которых и хотелось бы сегодня рассказать. В процессе работы по сбору материалов мне посчастливилось познакомиться со многими интересными, а порой и необычными людьми, каждый из которых мне очень помог. Я думаю, что если не состоялись встречи и знакомства с ними, то, пожалуй, ничего бы и не получилось.
Свою исследовательскую работу я начала именно с этого читального зала. В газете «Трудовая слава» я нашла статью «Русская Голгофа ХХ в.» (август 1996 г. ), в которой приводился список новых мучеников российских православных клириков. Тогда я решила написать реферат, посвящённый не одному главному герою, а нескольким. Однако затем я столкнулась с другой проблемой – информации по избранной мною теме было катастрофически мало, а ФСБ и Главное Управление внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на все мои запросы отвечали, что не имеют никаких сведений по этим людям, тем более, что я не прихожусь никому из них родственницей.
Следующим моим шагом, по совету А.А. Титовой, было знакомство с Николаем Николаевичем Зверевым, почетным гражданином г. Тихвина и человеком, который был свидетелем трагических событий, произошедших с семьями священников Войк и Василевскими, репрессированных в 1926 г.
Затем я обратилась в читальный зал Спасо-Преображенского собора г. Тихвина. Здесь мне предоставили «Синодик Санкт-Петербургской епархии ХХ столетия», где я нашла не только имена людей, не упоминавшихся ранее, но и их краткие биографии, что дало мне возможность для дальнейших поисков их потомков, с целью получения от них более подробных сведений и воспоминаний.
Вскоре состоялось моё знакомство с известным тихвинским краеведом Александром Леонидовичем Богдановым, который помог мне своими советами, рекомендациями и некоторыми материалами.
В то же время я послала запрос в паспортный стол г. Воскресенска, где, как мне стало известно, проживал сын расстрелянного Василия Войка, Константин. Это мне ничего не дало – Константин умер в 1980-х годах, его жены и сына также уже нет в живых.
Одновременно я обратилась в архив ТИМАХМ и в Большой Успенский монастырь, надеясь, что их служители смогут оказать мне какую-либо помощь. К сожалению, надежды мои вновь не оправдались, т.к. сведений по такой узкой и когда-то опасной теме не оказалось.
Затем мне посоветовали обратиться к Н.Г. Никонову, который уже много лет занимается краеведением и наверняка сможет мне помочь.
Николай Григорьевич действительно очень хорошо знает историю родного города, а главное – любит её. Из бесед с ним я узнала много интересного, и не только о судьбах священников и церквей в годы советской власти, но и обо многом другом. Например о весьма неприятных страницах нашей истории: как разоряли соборы, как жестоко обращались с людьми, в которых горел огонёк веры… Эта встреча дала мне многое.
И далее судьба не отвернулась от меня: совершенно случайно я узнала, что в семье моей бывшей учительницы музыки Ольги Юрьевны Покровской был священник, которого расстреляли в 1937 г. И, кроме того, у неё имеются документы по нему, полученные из архива ФСБ. Я впервые держала в руках оригиналы, и мне не верилось, что эти пожелтевшие от времени листки когда-то решили судьбу человека. Потом выяснилось, что пресвитер Николай (Покровский) был не только реабилитирован в 1962 г., но и канонизирован. Тогда же я решила, что постараюсь уделить больше внимания судьбе именно этого человека.
Вскоре мне посоветовали обратиться к директору ТИМАХМ Лесе Анатольевне Колесниковой. Она подтвердила мои опасения – материала по этой теме почти нет. …Однако кое-что всё-таки есть. Она дала мне материалы из «Церковного Вестника», ежемесячного издания Санкт-Петербургской епархии, основанного ещё в июне 1875 г. В них были статьи иеромонаха Нестора (Кумыша) о новомучениках российских. Была там статья и об отце Николае. Иеромонах Нестор – член Комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии. Я планирую написать ему и надеюсь встретиться с ним лично, чтобы побеседовать с ним о возможности канонизации других, не менее достойных тихвинских священников.
Моя работа ещё не окончена, хотя и собран уже интересный материал, в т.ч. и ксерокопии подлинных документов. В этой работе я всегда чувствовала помощь и поддержку со стороны моей мамы Елены Васильевны Асяниной и моего научного руководителя Галины Геннадьевны Смеловой.
В дальнейшем я планирую совершить ещё несколько поездок: в деревню Тихвинского района Печневу, где проживает единственный оставшийся в живых сын отца Николая Покровского; посетить село Никольское, где жил сам пресвитер Николай.
Однако, имея хотя и небольшой пока опыт, надеюсь, что в процессе встреч с этими людьми, мне удастся найти новые данные не только об уже упомянутых мною лицах, и что информационная база по исследуемой мною теме станет значительно шире и объёмнее. И я буду искренне рада, если результаты этой работы смогут хотя бы приподнять завесу неизвестности над столь непростой страницей нашей истории и вернуть память о необоснованно репрессированных и забытых священнослужителях земли тихвинской.
На чтениях также выступали Громов Алексей Фёдорович, краевед, с сообщением о Н.П.Фёдорове, Смелова Галина Геннадьевна директор музейного комплекса ЗАО «Тихвинский завод транспортного машиностроения» с сообщением «Бои за Тихвин по материалам ЦАМО РФ», Кузнецов Александр Павлович, краевед, с сообщением «Тайная» железная дорога (магистраль Веймарн – Лодейное Поле), Вильховецкая Вера Михайловна, зав. Новоандреевской сельской библиотекой, с сообщением «Творчество В.А.Пулькина на страницах газеты «Трудовая слава», Черненко Галина Александровна, зав. Шугозерской библиотекой семейного чтения, с сообщением «Проблемы работы с краеведческой тематикой в библиотеке». Крутицкий Юрий Евгеньевич поделился воспоминаниями о Тихвине 1930-х годов.
ВТОРЫЕ МОРДВИНОВСКИЕ