Симфония n 4 фа минор, соч. 36
История создания
Четвертая симфония составила целую эпоху в творчестве П. Чайковского, она стала на его пути тем произведением, в котором совершенно воплотились его эстетические принципы и новаторские искания в области симфонической музыки. Композитор работал над симфонией в течение нескольких месяцев 1877 года. Это был крайне тяжелый период в его жизни. Его драматичность была следствием крайне неудачного брака композитора, в результате которого, после нескольких недель супружеской жизни, Чайковский, ощутивший этот брак как пытку, буквально бежал от жены в Петербург. Он не знал как жить дальше и что делать. И тут неожиданно пришла помощь, позволившая ему бросить преподавание, которое он не любил, и жить там, где он хотел. Собственно, помощь пришла сразу с двух сторон: Министерство двора выделило ему ежегодную пенсию в три тысячи рублей, и в это же время произошло его заочное знакомство с известной меценаткой страстной почитательницей творчестве композитора Надеждой Филаретовной фон Мекк. Композитор и его покровительница никогда не встречались лично (это было их обоюдное согласие, вернее даже условие), хотя Чайковский не раз жил в имении фон Мекк, когда хозяйка надолго уезжала за границу. Сохранилась их огромная переписка, продолжавшаяся много лет. (История взаимоотношений Чайковского и Н.Ф. фон Мекк и неожиданный разрыв, причины которого до сих пор в точности не известны, отдельная интересная тема.) Эта переписка, в которой Н. фон Мекк предстает чрезвычайно яркой, незаурядной личностью, касается едва ли не всех произведений Чайковского, над которыми он впоследствии работал, и Четвертой симфонии, в частности. Из нее мы знаем программу симфонии. Чайковский изложил ее через год после создания симфонии. Основная мысль композитора: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ». В борьбе человека против грозных фатальных сил, препятствующих его счастью, выходом может стать отречение от личного, участие в жизни народа. Позже Чайковский писал тому же адресату: «Я жестоко хандрил прошлой зимой, когда писалась эта симфония, и она служит верным отголоском того, что тогда испытывал». Но трагедия в личной жизни это была, быть может, главная, но не единственная причина «хандры». Вторая причина – общее состояние общественной жизни в период создания Четвертой симфонии. Это было время глубокого общественного кризиса: Русско-турецкая война. Для Чайковского война — это рок, фатум.
Черновые наброски всех частей симфонии были готовы, по-видимому, в мае 1877 года. Это непосредственно предшествует началу работы над оперой «Евгений Онегин». Инструментовку симфонии композитор делал параллельно с инструментовкой «Онегина». Тяжелое нервное потрясение прервало его работу над обоими этими произведениями. Работа над оркестровкой симфонии возобновилась в декабре 1877 года. Эти он занимался, живя в тот период в Венеции. Именно эта работа, и осознание самим композитором ценности создаваемой симфонии, способствовали его выздоровлению. Об этом он неоднократно писал Н. фон Мекк. Законченная партитура сразу же была отправлена в Москву Н.Г. Рубинштейну, первому исполнителю всех предыдущих симфоний Чайковсого. Премьера состоялась в Москве 10 февраля 1878 года. Дирижировал все тот же Н. Рубинштейн. Как ни странно, но новое произведение Чайковского в тот раз прошло почти незамеченным. Успех концерта был средний, а в прессе появилась только одна небольшая сочувственная статья (С. Флерова). Однако в Петербурге премьера симфонии (под управлением Э. Направника) прошла с грандиозным успехом. За рубежом симфония впервые прозвучала в Париже 25 (13) января 1880 года и имела большой успех.
Музыкальное содержание
Первая часть.Andante Sostenuto – Moderato con anima. Первая часть написана в так называемой сонатной форме со вступлением и кодой. Симфония открывается интродукцией. Характер ее грозный, в ней чувствуется что-то повелительно-властное. Мы располагаем программой симфонии, изложенной самим композитором. Он подробно говорит, о том, что он стремился выразить музыкой симфонии. И, вероятно, нет лучшего способа рассказать о симфонии, чем привести слова автора: «Интродукция есть зерно всей симфонии, безусловно, главная мысль. Это фатум, это та роковая сила, которая мешает порыву к счастью дойти до цели, которая ревниво стережет, чтобы благополучие и покой не были полны и безоблачны, которая, как Дамоклов меч, висит над головой и неуклонно постоянно отравляет душу. Она непобедима и ее никогда не осилишь. Остается смириться и бесплодно тосковать». Тема главной партии зарождается еще внутри вступления. Она – мятущаяся, полная чувства, она несет в себе огромную потенциальную силу, воплощая идею борьбы с судьбой, сопротивления силам, мешающим счастью. «Безотрадное чувство делается все сильнее и более жгуче, - продолжает композитор. – Не лучше ли отвернуться от действительности и погрузиться в грезы». Именно это настроение выражает побочная партия: «О радость! По крайней мере, сладкая и нежная грёза явилась, - восклицает композитор. Какой-то благодатный, светлый человеческий образ пронесся и манит куда-то». В певучем тембре кларнета она носит пасторальный оттенок. Ее сменяет вторая побочная тема – ласковые, словно убаюкивающие «покачивания» скрипок. «Как хорошо! Как далеко уже теперь звучит неотвязная тема аллегро. Но грёзы мало по малу охватили душу вполне. Все мрачное, безотрадное позабыто. Вот оно, вот оно счастье!.. Нет! Это были грёзы, и фатум пробуждает от них». Безжалостно прерваны эти грёзы неумолимыми фанфарами рока. Начинается разработка, в которой неистовой энергии достигает главная, страстно протестующая тема. «Итак, вся жизнь есть непрерывное чередование тяжелой действительности со скоропроходящими сновидениями и грёзами о счастье… Пристани нет… Плыви по этому морю, пока оно не охватит и не погрузит тебя в глубину свою». Ни реприза, ни кода не приносят разрешения трагического конфликта.
Вторая часть . Andantino in modo di canzona. Вторая часть – следующий этап развития драмы. Во многом контрастная первой части, вторая часть симфонии сохраняет лирическую настроенность, проникнутость большим чувством. Задумчива и прозрачна мелодия гобоя, с которой эта часть начинается. Музыковеды находили сходство этой темы с некоторыми русскими и украинскими народными песнями. Дополняющая этот образ тема у струнных звучит тоже наподобие припева задушевной хоровой песни. Andantino написано в так называемой сложной трехчастной форме. Основной контраст заключен в своеобразном недраматическом противопоставлении средней части крайним. По комментарию самого Чайковского, лирическое содержание второй части обращено к прошлому, оно отражает воспоминания молодости в сочетании с грустно-меланхолическим раздумьем.
Третья часть. Scherzo: Pizzicato ostinato. Третья часть развивает идеи второй, но уже не в лирических, а в скерцозных образах. К этой части Чайковский написал тонкий и в чем-то забавный комментарий: «Это капризные аребески, неуловимые образы, которые проносятся в воображении, когда выпьешь немного вина и испытаешь первый фазис опьянения. На душе не весело, но и не грустно. Ни о чем не думаешь; даешь волю воображению, и оно почему-то пустилось рисовать странные рисунки. Среди них вдруг вспомнилась картина подкутивших мужичков и уличная песенка. Потом где-то вдали прошла военная процессия. Это те совершенно несвязанные образы, которые проносятся в голове, когда засыпаешь. Они не имеют ничего общего с действительностью; они странны, дики и несвязны». Что называется «игра воображения» отражена в крайних разделах трехчастной формы скерцо; в среднем (трио) появляются те самые жанровые образы, о которых говорит композитор: уличная песенка, военный марш.
Четвертая часть. Allegro con fuoco. Финал – картина праздничного веселья, увлекательная, полная ярких красок. Он написан в форме рондо. Тема, которая и является рефреном – это активный образ, полный силы и мощи, ассоциируется с народом. Вторая тема – народная плясовая «Во поле береза стояла». Она имеет не меньшее значение, чем первая, претерпевает значительные изменения. Эта песня была знакома и, по-видимому, мила сердцу Чайковского с раннего детства. Она была записана и напечатана в знаменитом сборнике русских песен еще вXVIII веке (сборник Львова-….). Чайковский из нескольких ее известных вариантов взял более простой, несколько отличающийся от того, который был помещен в этом сборнике, и кстати, от другой ее публикации в сборнике «100 русских народных песен» Н. А. Римского-Корсакова, составлявшемуся почти в то же самое время, когда Чайковский писал свою симфонию. (Сборник был издан в 1877 году.) На протяжении симфонии тема эта изменяется, становится грустной, даже мрачной. Тревогой, предчувствием катастрофы наполняется музыка. И катастрофа наступает. Неумолимо грозно звучит тема рока. Все застывает. Но кода симфонии все же снимает это драматическое противоречие. После скорбного инструментального речитатива и долгой паузы как бы издалека звучит веселый плясовой мотив из темы-рефрена, он ширится и растет, могучая волна народной жизни сметает впечатление грозной непобедимости «Дамоклова меча» и утверждает победу светлого начала. Возвращается праздник. Народное ликование заполняет звучащее пространство.
«Евгений Онегин» - трагедия в трёх действиях. Композитор – Петр Ильич Чайковский, либретто автора в сотрудничестве с Константином Шиловским. Премьера состоялась 17 марта 1879 года в Малом театре в Москве.
Сценарий оперы основан на одноимённом романе Александра Сергеевича Пушкина.
Сюжет. Однажды летним вечером в саду в усадьбе Лариных две сестры – Татьяна и Ольга - поют романс. Приезжает жених Ольги – Владимир Ленский в сопровождении друга. Татьяна влюбляется в Евгения Онегина с первого взгляда и в тот же вечер пишет ему любовное послание. Молодой дворянин был тронут искренностью девушки, но отвечает на ее любовь отказом. Вскоре Ларины устраивают бал в честь именин Татьяны. Ради забавы Онегин начинает ухаживать за невестой Ленского. Тот вызывает «друга» на дуэль, где погибает от смертельной раны. И вот однажды, когда страсти поутихли, Евгений Онегин вновь встречает Татьяну. Но теперь она - княгиня Гремина. Охваченный внезапной любовью к девушке, дворянин раскаивается в былом отказе. В сердце Татьяны все еще теплится нежная любовь, но прошлого уж не вернуть. Собравшись с духом, Татьяна просит Онегина оставить ее в покое и тот остается один.
История создания.
Для сюжета своей оперы Петр Ильич Чайковский искал историю о сильной личной драме, чтобы трагедия смогла задеть его за живое. Весной 1877 года певица Елизавета Андреевна Лавровская предложила ему написать оперу по сюжету романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Стоит отметить, что той же весной Чайковский сам оказывается в ситуации, чем-то схожей с сюжетом пьесы. Ему приходят страстные любовные письма от студентки консерватории, которую Петр Ильич едва припоминал. Пишет ему Антонина Милюкова. Композитор отвечает девушке холодным отказом. Однако юная особа оказывается настойчивой и вскоре Чайковский знакомится с ней ближе. Через пару месяцев (а именно 6 июля 1877 года) Петр Ильич женится на Антонине Милюковой, а уже спустя три недели спасается от брака бегством…
,,,Композитор был большим почитателем творчества великого русского поэта. Он так увлекся интересной историей, что написал сценарий для будущей оперы всего за одну ночь. Работа над произведением длилась около года: Чайковский начал сочинять музыку в мае 1877 года и завершил в феврале 1878 года. Он очень переживал за судьбу своего необычного творения. В опере не было традиционных на то время сценических эффектов, а исполнение партий требовало от актеров максимальной искренности и простоты. Вот почему на премьере оперы «Евгений Онегин» играла молодежь - учащиеся Московской консерватории. Первые постановки не произвели на ценителей оперного искусства должного впечатления. Тем не менее, вскоре опера пришлась по вкусу широкой публике.
Опера «Евгений Онегин» по праву считается одной из лучших опер композитора, настоящим шедевром русской классики. Либретто хорошо сочетается с оркестровой партией. Пылкие речи главных героев отражаются в музыке, наполненной изящными порывами, мелодическими взлетами и музыкальными паузами. Чайковский сумел передать все тонкости сюжетной линии: тоску одиночества, безудержную грусть, роскошь и праздность светской жизни… Мастерство композитора представляет зрителю живописные картины народной и аристократической среды.
Краткое содержание
Опера состоит из семи картин. Действие происходит в деревне и в Петербурге в 20-х годах XIX столетия.
Картина первая. Летний вечер, сад в усадьбе Лариных. Татьяна и Ольга поют романс. Их мать — Ларина иняня Филиппьевна вспоминают о временах своей молодости. Появляются крестьяне. Их песни занимаютдевушек — задумчивую, мечтательную Татьяну и беззаботную, шаловливую Ольгу. Приезжает женихОльги — помещик-сосед Владимир Ленский в сопровождении Онегина, недавно прибывшего из Петербургамолодого дворянина. Татьяна глубоко взволнована встречей с Онегиным.
Адам Дидур в роли Гремина впостановке «МетрополитенОпера»
Картина вторая. Комната Татьяны, поздний вечер. Девушка во власти тревожных дум. Она не может уснутьи просит няню рассказать о своей молодости. Татьяна едва слушает: её мысли поглощены Онегиным.Охваченная новым неведомым ей чувством, она пишет Онегину письмо, признаваясь в любви. В нём онавидит своего избранника… Светает. Няня по просьбе Татьяны посылает внука с письмом к Онегину.
Картина третья. В саду Лариных девушки с песнями собирают ягоды. В смятении вбегает Татьяна: приехалОнегин, сейчас он будет здесь. Что он ответит на её письмо? Онегин учтив и сдержан. Он тронутискренностью Татьяны, но ответить на её любовь не может. Потрясенная девушка с горечью выслушиваетнравоучения.
Картина четвёртая. Бал в доме Лариных. На именины Татьяны съехалось множество гостей. Гости танцуют,играют в карты и в зале очень душно. Провинциальный бал с пересудами и сплетнями наводят на Онегинажестокую скуку. Чтобы отомстить Ленскому, который привез его сюда, он начинает ухаживать за Ольгой.Ленский возмущен поведением друга и легкомыслием невесты. Он вызывает Онегина на дуэль. Гости ихозяева безуспешно пытаются примирить друзей.
Картина пятая. Раннее зимнее утро. Ленский и его секундант Зарецкий ожидают Онегина у места дуэли.Мысли молодого поэта обращены к Ольге и собственной судьбе. Появляется запоздавший Онегин.Противники колеблются, вспоминают былую дружбу. Но все пути к отступлению отрезаны. Дуэлянтыстановятся к барьеру. Раздается выстрел, и Ленский падает, сраженный насмерть.
Картина шестая. В богатом особняке собралась петербургская знать. Среди гостей Онегин, недавновозвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его тоски.Появляются князь Гремин с супругой, в которой Онегин с удивлением узнает Татьяну. Князь Гремин говорит,что жена составила счастье его жизни. Охваченный внезапной любовью к Татьяне, Онегин решает добитьсясвидания.
Картина седьмая. У себя в гостиной Татьяна в волнении читает письмо Онегина. Она до сих пор любит его.Неожиданно входит Онегин. В его словах признание и раскаяние. Татьяна вспоминает их первую встречу,когда счастье было ещё возможно. Но прошедшего не восстановить. Взывая к чести и гордости Онегина,Татьяна просит оставить её. Она непоколебима в сознании долга и супружеской верности. Онегин остаетсяодин.
Музыкальные номера
1. Вступление
2. «Слыхали ль вы за рощей глас ночной… Они поют…» — Татьяна, Ольга, Ларина, няня.
3. «Болят мои ноженьки… Уж как по мосту-мосточку… » — хор крестьян, Ларина.
4. Ария Ольги «Как я люблю под звуки песен этих… Уж как по мосту-мосточку…» — Татьяна, Ольга.
5. «Ну ты, моя вострушка…» — Ларина, няня, Татьяна, Ольга, хор.
6. «Mesdames! Я на себя взял смелость привесть приятеля…» — Ленский, Онегин, Ларина, Татьяна, Ольга.
7. Ариозо Ленского «Как счастлив, как счастлив я!.. Я люблю Вас!..» — Ленский, Ольга, Онегин, Татьяна.
8. «А, вот и вы!…Мой дядя самых честных правил…Моя голубка!..» — Ларина, няня, Ленский, Онегин.
9. «Ну, заболталась я!..Не спится, няня…» — няня, Татьяна.
10. Ариетта Татьяны «Пускай погибну я, но прежде…» — Татьяна («Сцена письма»).
11. «Ах, ночь минула…» — Татьяна, няня.
12. «Девицы-красавицы…» — хор крестьян.
13. «Здесь он, здесь он, Евгений!.. Вы мне писали…» — Татьяна, Онегин.
14. «Вот так сюрприз!..» — хор гостей, ротный, Онегин, Ленский.
15. «Ужель я заслужил от вас насмешку эту?..» — Ленский, Ольга, Онегин, хор, Трике.
16. «Messieurs, mesdames, места занять извольте!.. Ты не танцуешь, Ленский?..» — ротный, Онегин,Ленский, хор, Ларина.
17. «В вашем доме! В вашем доме!..» — Ленский, Онегин, Татьяна, хор, Ларина, Ольга.
18. Ария Ленского «Ну что же?.. Куда, куда, куда вы удалились…» — Зарецкий, Ленский.
19. «А, вот они!..» — Зарецкий, Онегин, Ленский.
20. «Враги!.. Давно ли друг от друга…» — Онегин, Ленский («Дуэт-канон»).
21. Полонез
22. Ария Онегина «И здесь мне скучно!.. Княгина Гремина! Смотрите!..» — Онегин, хор, Татьяна, Гремин.
23. Ария Гремина «Любви все возрасты покорны…» — Гремин.
24. Ариозо Онегина «Итак, пойдём… Ужель та самая Татьяна?..» — Гремин, Татьяна, Онегин.
25. «О! как мне тяжело!.. Онегин! Я тогда моложе…» — Татьяна, Онегин.
26. «Позор… тоска… О, жалкий жребий мой!» — финал
Источники текста
· Помимо самого текста романа, либреттист привлек другие стихотворения Пушкина: «Певец» (№ 1)
· Народные песни: "Болят мои ноженьки… Уж как по мосту-мосточку… " (№ 2