Распределение песнопений в Октоихе в седмичные дни

Октоих состоит из 2-х частей: 1-я содержит 1-4 гласы, 2-я содержит 5-8 гласы. Каждая часть Октоиха начинается с глав: чин малой вечерни; чин великой вечерни; о святом иму­щем бдение, аще прилучится в неделю; о святом имущем поли­елей, аще прилучится в неделю; о святом, поемом на шесть, аще будет в неделю. Все эти главы находятся также в Типиконе.

В 1-й части перед субботней службой 1-го гласа и 2-й части 5-го гласа печатаются главы о службе субботней, а также песнопения панихиды.

В воскресной службе, которой открывается каждый глас, молитвословия малой и великой вечерни, а также повечерия имеют надписание "в субботу вечера". Все последующие (седмичные) дни открываются песнопениями утрени ("на утрени седальны..."), хотя песнопения вечерни предшествующего дня по содержанию составляют единое целое с песнопениями утрени последующего дня; например, песнопения "во вторник вечера" прославляют Крест Христов, как и песнопения в среду на утрени.

Таким образом, в седмичные дни песнопения располагают в Октоихе, соответственно службам суточного круга, в следующем порядке:

Утреня

Начинается с седальнов; по 1-м стихословии, по 2-м стихословии, по 3-м стихословии. Эти седальны читаются после кафизм. На утрени обычно читаются две кафизмы, но есть такие периоды года, когда по Уставу положено читать три кафизмы (см. Устав о Псалтири), поэтому в Октоихе находятся седалы после трех кафизм.

Каноны Октоиха в седмичные дни. На вседневной утрени находятся два канона.

Дни Каноны Припевы к тропарям канона
Понедельник 1-й умилительный 2-й бесплотным "Помилуй мя Боже, помилуй мя” " "Святии архангели и ангели, молите Бога о нас".
Вторник 1-й покаянный 2-й св. Иоанну Предтече "Помилуй мя Боже, помилуй мя” " "Святый великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас".
Среда 1-й Кресту 2-й Богородице "Слава Господи, Кресту Тво­ему честному". "Пресвятая Богородице, спаси нас".
Четверг 1-й свв. апостолам 2-й свт. Николаю "Святии апостоли молите Бога о нас" "Святителю отче Николае моли Бога о нас".
Пятница 1-й Кресту 2-й Богородице см. Среда
Суббота 1-й всем святым 2-й мертвенный "Вси святии молите Бога о нас" к 1-му тр.: "Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев". ко 2-му тр.: "Упокой Гос­поди души усопших раб Твоих".

Вторые каноны в Октоихе называются словом "ин", т.е. другой.

Стихиры на стиховне на утрени

1-я стихира без стиха

2-я стихира со стихом: "Исполнихомся заутра..."

3-я стихира со стихом: "И буди светлость..."

"Слава, и ныне" - Богородичен.

II. Литургия

Печатаются тропари на "блаженны". Они поются или чита­ются со стихами из 3-го антифона "Во Царствии Твоем..."

III. Вечерня

Для этой службы в Октоихе находятся стихиры на "Гос­поди воззвах" - 6.

Неделя: первые стихиры покаянны - 3 ст; вторые стихиры бесплотным - 3 ст; "Слава, и ныне" - Богородичен.
Понедельник: покаянны (умилительны) - 3 ст; св. Иоанну Предтече - 3 ст. "Слава, и ныне" - Богородичен.
Вторник: 3 стихиры св. Кресту, 3 стихиры Богородице, "Слава, и ныне" - Крестобогородичен
Среда: 3 стихиры святым апостолам, 3 стихиры святителю Николаю, "Слава, и ныне" - Богородичен.
Четверг: 3 стихиры св. Кресту, 3 стихиры Богородице, "Слава, и ныне" – Крестобогородичен.
Пятница: 3 стихиры всем святым (муч., свят., преп.), 3 стихиры мученичны, "Слава, и ныне" - догматик данного гласа (Стихира па "и ныне", какая была прежде на воскресном всенощном бдении).

Вторые стихиры Октоиха (они называются в этой книге "ины", т.е. другие стихиры), поются в том случае, если нет Минеи. Но в богослужебной практике всегда поются стихиры святому из Минеп, поэтому вторые стихиры Октоиха опускаются.

IV. Повечерие.

Служба повечерия совершается по Часослову. В Октоихе помещается канон Пресвятой Богородице, который положено петь на малом повечерии после "Верую..."

Распределение песнопений Октоиха в воскресные дни

Каждый глас Октоиха начинается с воскресной службы. В эти дни совершается всенощное бдение. При наличии всенощ­ного бдения по Уставу положено петь малую вечерню, последование которой совершается по главе "чин малой вечерни".

Малая вечерня

1. стихиры на "Господи воззвах" - 3

"Слава, и ныне" - Богородичен;

2. стихиры на стиховне.

Великая вечерня

1. стихиры на "Господи воззвах" - три воскресных, четыре "анатолиевы", три Пресвятой Богородице, составленные св. Павлом Аморрейским, поемые идеже несть Минеи".

"Слава, и ныне" - догматик начинаю­щегося гласа;

2. стихиры на стиховне,

3. воскресный тропарь с Богородичном.

Повечерие

Канон Пресвятой Богородице.

Полуношница

Канон Святой Живоначальной Троице.

Утреня

1. Седальны после 1-й и 2-й кафизмы,

2. ипакои,

3. степенны антифоны,

4. воскресный прокимен на утрени,

5. в 1-м и 5-м гласе: "Воскресение Христово...''

"Слава" - "Молитвами апостолов..."

"И ныне" - "Молитвами Богородицы."

"Помилуй мя Боже..."

"Воскрес Иисус от гроба..."

6. Каноны на воскресной утрени:

Название канонов Припевы к тропарям канона
1-й Воскресный "Слава Господи, святому воскресению Твоему"
2-й Крестовоскресный "Слава Господи Кресту Твоему честному и воскресению"
3-й Богородице "Пресвятая Богородице, спаси нас"

После шестой песни канона находятся воскресный кондак и икос.

7. Стихиры на "хвалитех". Они поются со стихами из хвалитных псалмов (148, 149, 150).

8. Тропари после великого славословия: в 1-м гласе "Днесь спасение миру бысть...",

поемый по нечетным (1,3,5,7-м гласам), во 2-м гласе "Воскрес из гроба", поомый по

четным гласам (2,4,6,8-м).

Литургия

Тропари на "блаженных" и воскресный прокимен на Литургии.

Приложение Октоиха

1. Евангельские столпы. В них указываются гласы и воскресные утренние евангелия. Таких евангельских столпов в году шесть, и все они начинаются в определенное время года.

2. Воскресные эксапостиларии, утренние стихиры и Бого­родичны. На воскресной утрени после "Свят Господь Бог наш" читается эксапостиларий, а на стихирах "хвалитных" на "Славу поется утренняя стихира. В некоторые периоды года (когда имеется особая стихира на "Славу") воскресная утренняя сти­хира поется перед 1-м Часом. Как эксапостиларий, так и евангельская стихира соответствует одному из 11-ти евангельских утренних чтений, а не гласу.

3. Воскресные утренние евангелия. Их 11.

4. Троичны дневные на 8 гласов; поются на вседневной утрени Великого поста.

5. Светильны дневные на всю седмицу. Читаются на все дневные утрени Великого поста.

6. Эксапостиларии всея седмицы. Читаются на вседневной утрени.

7. Троичны св. Григория Синаита. Поются на воскресной полунощнице.

8. Воскресные непорочны, поемые на воскресной утрени.

9. Апостол и Евангелие с прокимном и аллилуарием на каждый день седмицы.

10. Указ о службе всея седмицы. Дается указание, как петь стихиры, тропари, каноны.

11. О светильнах. В этой статье дается Устав чтения светильнов.

12. Указание о субботней службе, т.е. последование субботней вечерни и утрени, имеющих существенные уставные особенности.

13. Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый на полиелейной утрени перед каноном святому в том случае, если нет канона Богородице в Минее и не положено читать Богоро­дичный канон, содержащийся в Часослове.

МИНЕЯ

А) Месячная Минея

Месячная Минея содержит службы с изменяемыми молитвословиями для неподвижных богослужений годичного крута, т.е. на все дни 12 месяцев.

С каждым днем месяца и года Церковь соединяет какое-либо особое воспоминание: то она празднует событие из исто­рии Церкви Христовой и утверждения правой веры, то творит память какому-либо святому, а часто в один день - двум и трем. Для всех этих поминовений Церковь назначила особые последования, которые и находятся в Месячной Минее. Минея разделяется на 12 частей, по числу месяцев, имея под каждым числом одно или несколько последований. От этого деления по месяцам и произошло название Минея (греч. слово от m”n -месяц).

Молитвословия Минеи обозначаются в богослужебных книгах большей частью словами: "святаго", "праздника" (в попразднство), например: "стихиры святаго", "стихиры праздника". Таким образом, в месяцеслове Типикона подобные выражения указывают на праздники, имеющие молитвословия в Минее, а не в других богослужебных книгах. Последования праздника воскресения, содержащиеся в Октоихе, называются в Месяцеслове Типикона иными словами, например, дневными (дне).

В те дни, когда нет никакого знака, т.е. служба свя­тому положена простая, в Минее имеются три стихиры на "Гос­поди воззвах" и на "И ныне" - Крестобогородичен; далее следует тропарь, если же нет тропаря, то поется общий тропарь, содержащийся в Часослове. Канон на утрени на четыре.

Каноны Минеи

Чин святого (святых) Примеры припевов к тропарям канона
Пророк Святый пророче Божий Исаие[11], моли Бога о нас. Святый пророче Божий Ионо, моли Бога о нас.
Апостол   Св. Апостоле Андрее, моли Бога о нас. Св. Апостоле Фомо, моли Бога о нас. Св. Апостоле и Евангелисте Иоанне Богослове, моли Бога о нас.
Апостолы Свв. Апостоли, молите Бога о нас.
Святитель Святителю отче Николае, моли Бога о нас
Святители Святителие Христовы, молите Бога о нас.
Преподобный Преп. отче Серафиме, моли Бога о нас. Преп. отче наш Сергие[12], моли Бога о нас.
Преподобные Преподобнии отцы, молите Бога о нас.
Мученик (вмч.)   Свят. мучениче Иоанне Воине, моли Бога о нас. Свят. мучениче Агафониче, моли Бога о нас. Свят. великомучениче Никито, моли Бога о нас.
Мученики Св. мученицы, молите Бога о нас.
Священномученик Священномучениче Киприане, моли Бога о нас.
Священномученики Священномученицы...
Преподобномученик Преподобномучениче..
Преподобномученики Преподобномученицы...
Мученица Святая мученице Татиано...
Преподобномученица Преподобномученице Евгение...
Мученицы Святии мученицы...
Преподобная жена Преподобная мати Марие...
Преподобные жены Преподобнии жены...
Исповедник Святьй исповедниче...
Бессеребренники Святии безсеребреннницы и чудотворцы Космо и Дамиане...
Христа ради юродивый Святый блаженный Андрее... Святый блаженный Василие...
Князь Святый равноапостольный великий княже Владимире... Святый благоверный княже Михаиле...
Праведный Святый праведный Филарете Милостиве...

По 3-й песни канона - седален, а по 6-й кондак (иногда с икосом). Некоторым святым положен особый светилен, нахо­дящийся в Минее после 9-й песни канона.

Все последования Минеи имеют не одинаковое число молитвословий; последования Минеи могут быть разделены на шесть разрядов, о которых мы уже говорили в главе, посвященной праздникам: праздники двунадесятые, великие, средние - двух разрядов, малые - двух разрядов и дни, которые не имеют никакого знака.

Малые праздники второго разряда обозначаются (чер­ный). В эти праздники положено на "Господи воззвах" стихиры на шесть и на утрени канон на шесть.

В конце службы указывается для Литургии прокимен для Апостола, зачало Апостола и Евангелия и причастен.

Малые праздники первого разряда (красный). В эти дни добавляется, положено праздничное окончание утрени: хвалитные стихиры и великое славословие.

Праздники средние 2-го разряда + (полиелей). На вечерне положено "Блажен муж", шесть стихир на "Господи воззвах", чтение трех паремий и стихиры на стиховне. На утрени седальны по кафизмам и седален по полиелее, указание евангельского зачала, стихира после Евангелия. Затем канон на 8, кроме того, здесь иногда полагается канон Богородице, стихиры на хвалитех перед славословием великим. Для Литургии прокимен, зачала Апостола и Евангелие и причастен.

В некоторых Минеях в конце службы помещены Марковы гла­вы (содержащиеся в Типиконе), которые указывают, как совершать положенную службу при различном совпадении дней годового седмичного круга, а также различных дней Великого поста и Пятидесятницы.

Праздники средние первого разряда. В эти дни положено совершать бдение. Здесь имеется малая вечерня, на которой положены стихиры на "Господи воззвах", стихиры на стиховне и тропарь празднику. На великой вечерне, помимо стихир на "Господи воззвах" и стихир на стиховне, имеются паремии и стихиры на литии.

Великие праздники имеют знак (+) Служба совершается только празднику (т.е. только по Минее). Особенности её: на утрени на 9-й песни изложены особые праздничные припевы вместо "Честнейшую", а в конце службы имеются антифоны праздничные для Литургии - только для Господских праздников.

В конце каждой книги Месячной Минеи печатаются Богоро­дичны, которые поются за молитвословиями (кроме дней предпразднства и попразднства), именно:

1) После стихир:

I приложение: а) Богородичны воскресные (догматики), поемые после стихир на "Господи воззвах" в праздники святых, имеющих славословие, полиелей, бдение; б) Богородичны воскресные, которые поются после стихир на стиховне в праздники святых, имеющих полиелей, бдение.
II Приложение: (также после стихир): Богородичны осми (восьми) гласов, поемые "егда есть "Слава" святому в Минее на "и ныне" по гласу "Славы". Они поют­ся в те дни, когда нет святого со славословием, полиелеем, бдением.

2) После тропарей:

III приложение: а) Отпустительны Богородичны воскресные осми гласов, которые поются в праздники святых, имущих славословие, полиелей, бдение.
IV приложение: б) Богородичны отпустительны после тропарей святых, поемые во все лето на вечерни и на утрени на "Бог Господь", и в конец ут­рени - в те дни, когда нет праздника свя­тому со славословием, полиелеем, бдением.

б) Общая Минея, её содержание и порядок

В Общей Минее содержатся последования для всех подвиж­ных и неподвижных дней годичного круга с такими измеряемыми молитвословиями, которые Св. Церковь назначила всем вообще святым одного лика или чина.

В Общей Минее для святых каждого лика есть два последования: одно последование на тот день, когда Церковь празднует память одному святому, другое - когда Церковь празд­нует память двум святым или многим святым того же лика. Общая Минея содержит следующие службы:

1. Общие последования праздника с предпразднством и попразднством Господа нашего Иисуса Христа.

2. Общие последования праздникам Богородичным.

3. Общее последование Честному и Животворящему Кресту.

4. Святым Ангелам.

5. Святому пророку Иоанну Предтече.

6. Святым Отцам.

7. Пророку.

8. Апостолу и Апостолам.

9. Святителю и Святителям.

10. Преподобному и Преподобным.

11. Мученику и Мученикам.

12. Священномученику и Священномученикам.

13. Мученице и Мученицам.

14. Преподобной жене и преподобным женам.

15. Преподобномученице.

16. Священноисповеднику и преподобноисповеднику.

17. Безмездникам и чудотворцам.

18. Христа ради юродивым.

19. Служба воскресная 6-го гласа.

20. Служба общая во вся дни.

21. Богородичны на "Господи воззвах" и на стиховне (воскресны на 8 гласов).

22. Отпустительны и кондаки постной Триоди и Пятидесятницы, начиная от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых.

23. Отпустительны воскресны семи гласов, Богородичны, ипакои и кондаки.

24. Тропари и воскресны, поемые по непорочных в неделях всего лета.

25. Тропари, поемые по непорочных в субботу.

26. Богородичны отпустительные, поемые во все лето, на вечерне же и на "Бог Господь", и в конце утрени (4-е приложения).

27. Отпустительны всея седмицы (дневные тропари).

28. О знамениях Владычних и Богородичных праздников и святых.

29. Месяцеслов всего года.

30. Паремии общие святому.

31. Прокимны, апостолы, аллилуарии, евангелия и причастны, общие святым.

32. Апостолы и евангелия общие святым.

У нас в церквах общая Минея необходима, ибо нередко приходится отправлять службы таким святым, которым или сов­сем нет последований в Месячной Минее, или хотя оно и есть, но поется служба простая, а требуется совершить сё со все­нощным бдением, например - Храмовому святому.

Наши рекомендации