Воспитательная работа в местах лишения свободы. Формы воспитательной работы.
Воспитательная работа согласно ст. 9 УИК РФ признается одним из основных средств исправления осужденных. В Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, утвержденной 20 апреля 2000 г., воспитательная работа– это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. В соответствии с ч. 1 ст. 109 УИК РФ задачамивоспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.
Основными направлениями воспитательной работы (рис. 9) выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (ч. 1 ст. 110 УИК РФ).
Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого общества, формирование на этой основе всей личности осужденного, его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений.
Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направлено на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта правопослушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.
Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой процесс формирования трудовых навыков и умений у осужденных, развития у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни – единственно правильный и приемлемый для них дальнейший путь.
Физическое воспитание осужденных включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направлено не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания лишения свободы.
Воспитательная работа проводится в трех основных формах: 1) индивидуальной; 2) групповой; 3) массовой. При этом широко применяются психолого-педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы.
Массовые формы (лекции, вечера вопросов и ответов, концерты художественной самодеятельности, тематические вечера и др.) используются при проведении воспитательных мероприятий, требующих охвата всех или значительной части осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Они необходимы при подведении итогов и постановке задач на определенный период времени, для решения вопросов, требующих массового внимания и усилий.
Более распространенными являются групповые воспитательные мероприятия (беседы, занятия по социально-правовым и экономическим вопросам, собрания отряда осужденных и др.). Основной группой здесь является отряд осужденных. Кроме того, воспитательные мероприятия могут проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами осужденных, подготавливаемых к освобождению, группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа, и т.д.
Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными. В содержание индивидуальной работы входят: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; разработка типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящимися к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестация осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной; погашение исков и выплата алиментов; подготовка осужденных к освобождению и т.д.
В настоящее время значительное место в организации индивидуальной работы с осужденными отводится психологической службе уголовно-исполнительной системы.
25 Образование и профессиональная подготовка в исправительных учреждениях. Особенности получения основного общего образования несовершеннолетними.
Образование лиц, осужденных к наказанию в виде ареста, не осуществляется.
Лица, осужденные к лишению свободы и не достигшие возраста тридцати лет, получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Лица, осужденные к лишению свободы и достигшие возраста тридцати лет, а также лица, осужденные к лишению свободы и являющиеся инвалидами I или II группы, получают основное общее или среднее общее образование по их желанию.
Лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, создаются условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.
Для лиц, осужденных к лишению свободы и не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и (или) после освобождения из него, в учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих.
Лицам, осужденным к лишению свободы, разрешается получение среднего профессионального и высшего образования в заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
Несовершеннолетним лицам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, администрацией мест содержания под стражей обеспечиваются условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, а также оказывается помощь в получении начального общего, основного общего и среднего общего образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Особое внимание комментируемая статья Закона уделяет обучению несовершеннолетних лиц. В отличие от контингента, упомянутого в ч. 1 ст. 80, они имеют право также на получение и начального образования. Очевидно, что возраст наступления уголовной ответственности в нашей стране (14 лет) значительно превышает возраст получения обучаемыми начального образования. Однако его отсутствие у осуждённых может объясняться предшествующим периодом беспризорности или безнадзорности.
документы об образовании, получаемые в школах учреждений исправительной системы, ничем не отличаются от остальных, никаких пометок о том, что человек учился за колючей проволокой в них нет. И это правильно, так как при наличии такой информации в аттестате нарушался бы принцип равенства, закрепленный в ст. 19 Конституции РФ. Выпускникам аттестаты об образовании вручают в торжественной обстановке.
Добавим, что если осуждённый не имеет основного общего образования, то учиться он обязан, независимо от возраста. В места лишения свободы нередко попадают люди, которые даже читать не умеют и этот пробел пытаются восполнить педагоги и администрация исправительных учреждений.
Пока ученики обычных школ занимаются с репетиторами и штудируют интернет в поисках тестовых заданий, осужденные воспитательной колонии тоже усиленно готовятся к сдаче экзаменов. Вместо интернета – учебники из местной библиотеки, вместо репетиторов – учителя-наставники. Кстати, учиться в колонии обязаны все без отрыва от производства. Причем программа обучения здесь ничем не отличается от обычной школы и совмещать работу с учебой в местах лишения свободы непросто.
В отличие от выпускников «обычных» школ, статус вечерней школы при исправительной колонии позволяет осужденным самостоятельно определяться с формой сдачи экзамена. У выпускников-осужденных есть выбор: они могут сдать обычные экзамены по обязательным предметам, чтобы получить аттестат зрелости, либо ЕГЭ. Сдача ЕГЭ позволит выпускникам поступить в вузы, поэтому некоторые соглашаются на этот, более сложный вариант экзамена. Экзамены проходят, как и в обычных образовательных учреждениях – под прицелом видеокамер и в присутствии специальной комиссии.
В пресс-службе управления ФСИН отмечают, что аттестаты выпускников будут храниться в личных делах осужденных. На руки документ об окончании школы каждый из них получит в день выхода на свободу. Однако, некоторые выпускники, из числа сдавших ЕГЭ, смогут, не выходя из-за колонии, поступить в вуз – дистанционно. Именно так высшее образование в колониях получают осужденные [1].
Если же осужденных отчисляют из школы за непосещение уроков, то их переводят в разряд второгодников, и им придется сесть за парты в следующем учебном году.
21 мая для осужденных выпускников, как и для обычных старшеклассников, состоится линейка в честь окончания учебного года. В исправительных учреждениях на традиционную линейку собираются представители администрации, учителя и учащиеся школы. Силами осужденных, сотрудников воспитательного отдела и преподавательского состава организуются праздничные программы, концерты, творческие номера. По итогам года лучшим учащимся торжественно вручат Почетные грамоты.
В заключении, отметим, что получение образования несовершеннолетними в местах лишения свободы является одним из главных условий их перевоспитания в духеуважения к праву, в связи с чем необходимо совершенствовать данный институт и проводить его дальнейшую научную разработку и гуманистическое развитие сферыобразования, а также совершенствовать законодательство в данной сфере [3]. Действия в этих направлениях позволят результативно осуществлять защиту права наобразование несовершеннолетних, создавать благоприятные условия для развития подрастающего поколения, формировать для детей благоприятное социальноепространство.