Влияние налогов на принятие предпринимательских решений хозяйствующего субъекта.

Современная западная экономическая теория выделяет множество подходов к целям фирмы, которые можно подразделить на технологическую концепцию, являющуюся основой классической и неоклассической теорий; институциональную теорию и теорию игр. Например, такой представитель неоклассической теории, как Й. Шумпетер, считает целью предпринимательской фирмы не максимизацию прибыли, а поиск стратегического преимущества на основе продуктовых, технологических или организационных инноваций. У. Баумоль в качестве такой цели предполагает максимизацию совокупной выручки, а Р. Маррис — максимизацию темпов роста производства. Наиболее известный представитель институциональной теории Р. Коуз выдвигает предположение, что главное для фирмы — минимизация транснациональных издержек. В теории игр целью фирмы признается выживание в условиях постоянно меняющейся окружающей среды. Б. Коласс группирует цели фирмы следующим образом: выживание предприятия; получение прибыли; экономический рост.

В идеале налоги не должны занимать доминирующую позицию в принятии предпринимательских и управленческих решений хозяйствующими субъектами, не должны существенно менять философию бизнеса. Однако на практике налоги, являясь мощнейшим инструментом экономического регулирования, подчиняясь принципам корпоративных финансов, оказывают существенное влияние на принятие стратегических и тактических решений.

Предпринимательские решения должны приниматься только на основе действующих налогов, возможностей их оптимизации с учетом прогнозируемых изменений налогового законодательства. Поэтому одной из целей налогового планирования является сокращение влияния налоговой системы на разработку стратегии и тактики организации и использованиевозможностей, ею предоставляемых, с выгодой для бизнеса. Побеждает не тот, кто просто минимизирует налоги, а тот, кто сокращает их негативное влияние на процесс принятия и изменения стратегических и тактических предпринимательских решений.

Анализ воздействующих факторов позволил выявить исторические этапы развития категории управления налогообложением на корпоративном уровне.

Этап 1. 1990—1999 гг.: налоговое планирование в виде уклонения от уплаты налогов.

Этап 2. 2000—2003 гг.: налоговое планирование как возможность законной минимизации платежей.

Этап 3. 2004—2005 гг.: налоговое планирование как совокупность методов оптимизации налоговых потоков.

Этап 4. 2006—2009 гг.: налоговый менеджмент и «налоговая выгода».

Этап 5. 2010 — по настоящее время: налоговый менеджмент как поиск компромисса между интересами хозяйствующего субъекта и государства.

Влияние налогов на принятие предпринимательских решений на различных стадиях налогового планирования:

На первой стадии происходит принятие решений о наиболее выгодном, с точки зрения налогового планирования, территориальном расположении самого предприятия, его руководящих органов, филиалов, дочерних и зависимых обществ. Налоги оптимизируются исходя из целей деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран.

На второй стадии осуществляется выбор организационно-правовой формы юридического лица, его размера и внутренней структуры с учетом характера и целей деятельности и соответствия режима налогообложения юридического лица с его гражданско-правовой ответственностью по обязательствам.

Третья стадия заключается в текущем налоговом планировании, которое состоит из следующих основных элементов:

• использование налоговых освобождений и льгот по основным налогам с учетом изменения налогового законодательства с целью оперативного реагирования на эти изменения;

• использование оптимальных форм договоров при прогнозировании и определении налогооблагаемого дохода и показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, планирование сделок, опосредствующих предпринимательскую деятельность организации;

• разработка учетной политики для целей оптимизации налогообложения;

• осуществление вариантных расчетов по различным элементам конкретных налогов;

• использование возможностей изменения сроков уплаты налогов и сборов, в том числе отсрочки и инвестиционного налогового кредита.

Все перечисленные факторы учитываются при моделировании налогового бремени хозяйствующего субъекта на оптимальном для него уровне. При этом многое зависит от этапа развития предприятия и целей, стоящих перед ним.

2. Учетная политика для целей налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика

Менять учетную политику по общему правилу можно только с начала следующего налогового периода (года). Изменения вносятся либо в связи с изменением законодательства, либо в связи с изменением применяемых методов учета. При этом в отличие от бухгалтерской учетной политики организация, решившая изменить какой-то метод налогового учета, никак не должна обосновывать это решение. То есть если вас по какой-то причине перестал устраивать применяемый в текущем году способ учета, то вы можете без каких-либо дополнительных обоснований со следующего года поменять его на другой.

При этом нужно учитывать, что по некоторым вопросам в отдельных статьях НК РФ установлены специальные правила, ограничивающие возможность изменения учетной политики. Эти ограничения приведены в представленной ниже табл. 2.

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.

Можно разрабатывать учетную политику для каждого налога отдельно (отдельно для НДС, отдельно для налога на прибыль и т.д.), утверждая каждую из них отдельным приказом руководителя. А можно оформить единый документ, в котором будут закреплены правила для всех налогов, уплачиваемых организацией.

Налоговая инспекция имеет право потребовать вашу учетную политику для целей налогообложения лишь при проведении налоговой проверки (выездной или камеральной).

Таблица 2 – Ограничения на изменение учетной политики

Способ учета, закрепляемый в учетной политике Порядок изменения учетной политики Норма НК РФ
Метод начисления амортизации по объектам амортизируемого имущества Налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет п. 1 ст. 259 НК РФ
Порядок распределения расходов, связанных с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении, в целях исчисления налога на прибыль Указанный порядок устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее пяти налоговых периодов п. 4 ст. 299.4 НК РФ
Порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) Порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП), закрепленный в учетной политике, подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов п.1 ст. 319 НК РФ
Порядок формирования стоимости приобретения товаров Порядок формирования стоимости приобретения товаров, закрепленный в учетной политике, применяется в течение не менее двух налоговых периодов ст. 320 НК РФ
Порядок определения стоимости углеводородного сырья, добытого на новом морском месторождении, для целей исчисления НДПИ 1. В соответствии с п. 1 ст. 340.1 НК РФ. 2. Как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со ст. 339 НК РФ, и минимальной предельной стоимости единицы добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии со ст. 340.1 НК РФ. Выбранный порядок подлежит применению в течение не менее пяти лет п. 5 ст. 340.1 НК РФ
Порядок признания расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля Указанные расходы могут либо приниматься к вычету при определении суммы НДПИ, либо включаться в расходы в целях исчисления налога на прибыль. Порядок признания расходов должен быть отражен в учетной политике для целей налогообложения. Изменение указанного порядка допускается не чаще одного раза в пять лет п. 1 ст. 343.1 НК РФ

Моменты, которые должны найти свое отражение в приказе об учетной политике для целей налогообложения:

1. В учетной политике необходимо закрепить организационные вопросы ведения налогового учета. Эти вопросы актуальны для крупных организаций, особенно имеющих обособленные подразделения. Здесь нужно определить сроки передачи данных из подразделений в головную организацию, порядок ведения книг покупок и книг продаж и т.п.

2. По многим вопросам Налоговый кодекс содержит вариантные способы учета, предлагая налогоплательщикам выбрать и закрепить в учетной политике один способ из нескольких возможных. В табл. 3,4, приведена информация обо всех вариантных способах учета, предусмотренных гл. 21 и гл. 25 НК РФ (НДС и налог на прибыль).

3. Есть вопросы, которые НК либо вообще не урегулированы, либо в НК РФ прямо указывается, что способ учета должен быть разработан налогоплательщиком самостоятельно.

Таблица 3 – Вопросы учетной политики, для которых предусмотрены вариантные способы учета налога на добавленную стоимость

Элемент учетной политики Варианты, допускаемые законодательством
Порядок ведения раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС операций 1. Если доля совокупных расходов на приобретение, производство и реализацию товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов, то организация весь "входной" НДС ставит к вычету. 2. Организация ведет раздельный учет НДС независимо от доли расходов на не облагаемые НДС операции в общей сумме расходов
Порядок расчета пропорции в целях ведения раздельного учета НДС по основным средствам (нематериальным активам), приобретенным в первом или во втором месяце квартала 1. Расчет пропорции осуществляется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), не облагаемых (облагаемых) НДС, в общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) за тот месяц, в котором были приобретены ОС (НМА). 2. Расчет пропорции осуществляется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), не облагаемых (облагаемых) НДС, в общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) за тот квартал, в котором были приобретены ОС (НМА)

При формировании учетной политики для целей налогообложения нужно исходить из того, что грамотно сформированная учетная политика может помочь в решении нескольких задач:

1) оптимизации налогообложения. Очевидно, что использование разных способов учета дает разный результат. Искусство формирования учетной политики заключается в выборе оптимальных для данной организации способов учета, позволяющих на законном основании снизить налоговую нагрузку;

2) оптимизации трудозатрат. Ведение налогового учета по правилам, аналогичным правилам бухгалтерского учета, конечно же, упрощает работу бухгалтерии;

3) снижения риска спора с налоговым органом. Чем подробнее в учетной политике определены правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.

Таблица 4 – Вопросы учетной политики, для которых предусмотрены вариантные способы учета налога на прибыль организаций

Элемент учетной политики Варианты, допускаемые законодательством
Признание доходов от сдачи имущества в аренду, от предоставления в пользование результатов интеллектуальной деятельности 1. В составе внереализационных доходов. 2. В составе доходов от реализации
Признание расходов в виде стоимости малоценного имущества стоимостью не более 100 000 руб. 1. В полной сумме по мере ввода в эксплуатацию. 2. В течение более одного отчетного периода в порядке, установленном налогоплательщиком самостоятельно. При выборе этого варианта в учетной политике надо установить порядок признания расходов в виде стоимости такого имущества
Метод оценки сырья и материалов при списании 1. По стоимости единицы запасов. 2. По средней стоимости. 3. По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО)
Применение амортизационной премии 1. Организация применяет амортизационную премию. В этом случае в учетной политике необходимо закрепить размер амортизационной премии и критерии ее применения. 2. Организация не применяет амортизационную премию
Метод начисления амортизации 1. Линейный метод. 2. Нелинейный метод
Применение к основной норме амортизации повышающих коэффициентов 1. В учетной политике отражается решение о применении повышающих коэффициентов и отражается их размер. 2. Повышающие коэффициенты не применяются
Применение пониженных норм амортизации 1. Пониженные нормы амортизации применяются. Устанавливаются перечень объектов и пониженные нормы. 2. Пониженные нормы амортизации не применяются
Создание резервов под предстоящие ремонты основных средств 1. Резервы создаются. В учетной политике закрепляются нормативы отчислений в резервы. 2. Резервы не создаются. Расходы на ремонт признаются прочими расходами того периода, в котором они были осуществлены, в сумме фактических затрат
Порядок учета расходов на НИОКР, которые привели к получению организацией исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности 1. Полученные права признаются нематериальными активами, которые подлежат амортизации в общем порядке. 2. Произведенные расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет
Создание резерва по сомнительным долгам, по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию 1. Резерв создается. 2. Резерв не создается
Резервы предстоящих расходов на НИОКР 1. Резерв создается под конкретную программу проведения НИОКР на срок, запланированный для проведения работ, но не более двух лет. Избранный срок создания резерва отражается в учетной политике. 2. Резервы не создаются
Порядок признания доходов и расходов 1. Метод начисления. 2. Кассовый метод
Порядок учета убытка от уступки продавцом права требования долга третьему лицу до наступления предусмотренного договором срока платежа 1. Размер убытка не может превышать сумму процентов, которую налогоплательщик уплатил бы исходя из максимальной ставки процента, установленной для соответствующего вида валюты п. 1.2 ст. 269 НК РФ, по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренного договором на реализацию товаров (работ, услуг). 2. Размер убытка не может превышать сумму процентов, которую налогоплательщик уплатил бы исходя из ставки процента, подтвержденной в соответствии с методами, установленными разд. V.1 НК РФ, по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренного договором
Методы списания ценных бумаг при их реализации и ином выбытии 1. По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО). 2. По стоимости единицы
Порядок исчисления ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль 1. Исчисление и уплата ежемесячных авансовых платежей производятся исходя из фактически полученной прибыли. 2. Исчисление и уплата ежемесячных авансовых платежей производятся в размере одной трети фактически уплаченного авансового платежа за предыдущий квартал
Показатель, используемый в целях исчисления доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения 1. Сумма расходов на оплату труда. 2. Среднесписочная численность работников. 3. Показатель удельного веса расходов на оплату труда. Этот вариант может применяться организациями с сезонным циклом работы по согласованию с налоговым органом
Порядок уплаты налога в бюджет субъекта РФ при наличии нескольких обособленных подразделений на территории этого субъекта РФ 1. Прибыль распределяется по всем подразделениям, которые и уплачивают налог самостоятельно. 2. Определяется доля прибыли, приходящаяся на все обособленные подразделения, и налог уплачивается через одно (ответственное) подразделение
Учет прямых расходов при оказании услуг 1. Прямые расходы распределяются на остатки НЗП. 2. Прямые расходы отчетного (налогового периода) относятся в полном объеме на уменьшение доходов данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки НЗП
Порядок формирования стоимости приобретения товаров 1. Стоимость приобретения товаров определяется по цене, установленной договором. 2. Стоимость приобретения товаров определяется с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Выбранный порядок применяется организацией в течение не менее двух налоговых периодов
Создание резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год 1. Резерв создается. Определяется предельная сумма отчислений и ежемесячный процент отчислений в резерв. 2. Резерв не создается

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные цели деятельности хозяйствующего субъекта в современных условиях?

2. Какое влияние на принятие предпринимательских решений оказывает налоговое планирование на различных стадиях?

3. Как можно оценивать влияние налогов на принятие предпринимательских решений с точки зрения структуры решаемых вопросов?

Задание для выполнения письменной контрольной работы:

1. Сформируйте список информационных источников с указанием вида информации, необходимой для осуществления процесса управления налогообложением.

2. Сформируйте налоговое поле для ООО, если оно осуществляет розничную торговлю одеждой в магазине с площадью торгового зала 140 кв.м.

3. Сформулируйте критерии налогового резидентства для юридических лиц в РФ, США, Великобритании, Германии.

Задача 1. Иностранная организация, не состоящая на учете в налоговом органе РФ и не имеющая постоянного представительства в РФ, оказывает услуги российской организации по разработке проектной документации. Выступает ли в рассматриваемой ситуации российская организация налоговым агентом при налогообложении НДС услуг иностранной организации?

Задача 2. Налогоплательщик направил в налоговый орган заявление о предоставлении отсрочки по уплате регионального налога в связи с угрозой возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога. Налоговый орган в течение месяца не вынес решения по указанному заявлению, в связи с чем налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании бездействия налогового органа, выразившегося в непринятии в указанный срок решения по заявлению налогоплательщика, незаконным. Решением суда требования налогоплательщика удовлетворены, и налоговым органом во исполнение решения суда принято решение предоставить налогоплательщику отсрочку по уплате налога. С какого момента в указанном случае подлежат начислению проценты за предоставленную отсрочку по уплате налога?

Задача 3. Учетной политикой организации на 2017 г. предусмотрено создание резерва на ремонт основных средств. Сметная стоимость ремонта на 2017 г. (определяется на основании внутренних документов организации, смет, расчетов и т.п.) - 400 000 руб.

Сумма фактических затрат на ремонт основных средств за 2014 - 2014 гг. - 900 000 руб.

Совокупная стоимость амортизируемых основных средств по состоянию на 1 января 2017 г. - 3 000 000 руб.

Определите норматив отчислений в резерв. Что в приказе об учетной политике организации для целей налогообложения на 2017 г. должно быть записано.

Тестовые задания:

1.Надо ли закрепить право на применение амортизационной премии в налоговой учетной политике?

А. Да, если вы хотите применять премию не в максимально возможном размере.

Б. Такой необходимости нет.

В. Да, если не хотите споров с проверяющими.

2.Организация приобрела ОС, относящееся к 4-й амортизационной группе. Вправе ли она применить амортизационную премию в размере 5% первоначальной стоимости такого ОС?

А. Да, если такой размер амортизационной премии определен учетной политикой.

Б. Нет, амортизационная премия по ОС из 4-й амортизационной группы составляет 30% их первоначальной стоимости.

В. Нет, в отношении ОС 4-й амортизационной группы можно списывать от 10 до 30% первоначальной стоимости.

3.Когда можно признать в расходах сумму амортизационной премии по новому ОС?

А. В месяце ввода его в эксплуатацию.

Б. В следующем месяце после ввода ОС в эксплуатацию.

4.Для формирования отпускного налогового резерва на следующий год надо рассчитать предельную сумму отчислений в резерв и ежемесячный процент отчислений в резерв. В случае приема в течение года новых работников нужно ли учитывать выплаты им при расчете суммы ежемесячных отчислений в резерв?

А. Нет.

Б. Да.

5.Организация создавала налоговый резерв в 2016 г., но планирует отказаться от него в 2017 г. Можно ли остаток неиспользованного резерва включить во внереализационные доходы января 2017 г.?

А. Нет, нельзя. Неиспользованный остаток нужно включить в доходы декабря 2016 г.

Б. Да, можно, ведь в конце 2016 г. вы еще имеете право на создание резерва.

6.Обязательно ли создавать резерв на оплату отпусков в налоговом учете?

А. Нет, не обязательно — этот вопрос решает сама организация.

Б. Да, обязательно.

В. Его нужно создавать, только если такой резерв создается в бухучете.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях оптимизация налогообложения становится важной частью развития финансово-хозяйственной деятельности. Но сегодня, она должна быть ориентирована не столько на минимизацию, сколько на увеличение эффективности финансово-хозяйственной деятельности, посредством работы всех подразделений предприятия, что дает положительный эффект в дальнейшем развитии.

Поэтому в условиях развития инновационной экономики назрела необходимость изучение налогового планирования, определения его места в системе корпоративного налогового менеджмента, систематизации накопленных знаний и прикладных разработок в целях обеспечения устойчивого роста благосостояния экономического субъекта и повышения налоговой дисциплины.

Налоговое планирование осуществляется на различных стадиях, на которых принимаются предпринимательские решения. И налоговый фактор играет огромную роль, начиная от принятия решения: где и какую компанию создать, и заканчивая инвестиционными решениями с учетом дисконтирования. Решение инвестиционных и финансовых задач об уменьшении налогового бремени сегодня создает предпосылки не только для улучшения показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций, но и для увеличения поступлений в бюджет завтра.

Таким образом, стимулирование деловой активности и пополнение казны являются взаимосвязанными направлениями осуществляемой налоговой реформы.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) / СПС «КонсультантПлюс»http://www.consultant.ru

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая). - М.: Издательская группа ИНФРА-М - НОРМА, 2012. - 560 с.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации – Ч. I, 2. Фед. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (с изм и доп.)) / СПС «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/popular/nalog1/ .

4. Брызгалин А.В., Гринемаер Е.А. Договор и налоговый контроль: методы и приемы налоговых органов по проверке условий договора, проверке договора для целей налогообложения // Налоги и финан­совое право. 2010 г. №5. С. 27–66.

5. Вылкова, Е. С. Налоговое планирование: учебник для магистров / Е. С. Вылкова. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 639 с.

6. Гартвич Андрей Витальевич. Налоги, сборы и страховые взносы. Правила исчисления. — Санкт-Петербург: Питер 2014 г.— 288 с.

7. Гришин А.В. Сборник практических и ситуационных заданий. Для студентов всех форм обучения по специальности 080107.65 «Налоги и налогообложение», специализация «Налоговое консультирование» — М.: Финансовый университет, кафедра «Налоги и налогообложение», 2011. — 38 с.

8. Карпов А. Самые популярные законные способы снижения налога на прибыль [Электронный ресурс]: URL: www.glavbuh.net (дата обращения: 15.11.2016).

9. Налоги и налоговая система Российской Федерации [Электронный ресурс]: учеб. / В. Г. Пансков. - Москва: Финансы и статистика, 2014. - 494 с.

10. Налоговое производство: исчисление, уплата, возврат [Электронный ресурс] / Г. Г. Нестеров. - Москва: Финансы и статистика, 2014. - 240 с.

11. Путеводитель по налогам. Практическое пособие по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов. Режим доступа. - http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PPN;n=41

12. Слесаренко В. Методика оптимизации налогообложения [Электронный ресурс] URL: www.public-optimiz.ru (дата обращения: 10.11.2016).

13. Теория налогообложения. Продвинутый курс [Текст] : учебник для магистратуры / И. А. Майбуров, А. М. Соколовская. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 591 с.

14. Яковлева E.H. Оптимизация налога на прибыль // Консультант предпринимателя. 2009. №2. С. 22–26.

15.

Содержание

Введение 3

Тема 1. Организация налогового планирования на предприятии

1. Сущность и содержание налоговой политики 4

2.Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. 5

3. Понятие налогового планирования на уровне государства (макроуровень) и хозяйствующего субъекта (микроуровень). 8

4. Классификация и этапы налогового планирования. 9

5. Формы, методы и способы налогового планирования. 11

6. Оценка эффективности налогового планирования 14

7. Пределы налогового планирования. 16

8. Риск назначения налоговой выездной проверки 18

Наши рекомендации