Понятие арбитражного процесса
Предметом изучения науки гражданского процессуального права является гражданское процессуальное право в неразрывной связи с практикой его применения.
По мнению одних ученых, под гражданским процессуальным правом следует понимать процессуальное право, как регулирующее деятельность общих судов, так и определяющее деятельность арбитражных судов. Арбитражное процессуальное право рассматривается как составная часть гражданского процессуального права.
Другие же специалисты признают арбитражное процессуальное право самостоятельной отраслью права. Таким образом, в настоящее время мнения по этому вопросу разделились.
Указывая на самостоятельность арбитражного процессуального права, исследователи ссылаются обычно на то, что данная отрасль призвана обслуживать систему арбитражных судов, имеющих большое значение для развития экономики, а также на существование отдельных источников арбитражного процессуального права. При этом не оспаривается сходство с гражданским процессуальным правом: оба регулируют правоотношения, возникающие в процессе осуществления правосудия, только разными судами.
Оппоненты, сравнивая порядок разрешения споров судами общей юрисдикции и арбитражными судами, обычно отмечают: и судами общей юрисдикции, и арбитражными судами применяется одно и то же материальное право; суды выполняют общую задачу - защиту прав заинтересованных лиц, используя при этом одни и те же способы защиты гражданских прав; суды общей юрисдикции и арбитражные суды разрешают схожие вопросы процессуального характера, связанные с движением дел и выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Отличия усматривают лишь в субъектном составе лиц, участвующих в деле, а также в более широкой сфере деятельности судов общей юрисдикции. В наличии отдельной процессуальной формы деятельности арбитражных судов некоторые авторы усматривают нарушение принципа равенства перед законом и судом, закрепленного ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, считая недопустимыми различия, имеющиеся в процессуальных кодексах.
Учитывая, что Конституцией РФ арбитражное судопроизводство не предусмотрено в качестве отдельного вида, следует согласиться с тем, что производство в арбитражном суде может быть отнесено к гражданскому судопроизводству. Вместе с тем было бы необоснованно узким толкование понятия гражданского судопроизводства исключительно как рассмотрения дел в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
Статья 18 Конституции РФ устанавливает, что правосудие — это условие, обеспечивающее непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, главной задачей всего судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов определенных субъектов.
При этом арбитражное судопроизводство защищает права и законные интересы лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также России, субъектов Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти России, субъектов Федерации и местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в этой сфере.
В АПК 2002 г. перечень задач существенно расширен. Введение новых по существу задач продиктовано международными обязательствами России, акцент на которые стал делаться после вступления нашей страны в Совет Европы.
Это подтверждается и тем, что п. 2 ст. 2 АПК дублирует нормы некоторых международных соглашений. В частности, ст. 6 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод гарантирует каждому человеку право на справедливое судебное разбирательство независимым, беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Аналогичные положения по своему смыслу и содержанию можно найти в ст. 8, 10 Всеобщей декларации прав и свобод человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
На необходимость использования норм международных соглашений указывает и Высший Арбитражный Суд РФ, отмечая, что в результате присоединения к юрисдикции Европейского суда российский механизм судебного контроля над соблюдением имущественных прав участников экономического оборота в России получил поддержку в виде международного судебного контроля.
Это означает, что компетенция арбитражных судов по рассмотрению имущественных споров и компетенция Европейского суда по рассмотрению жалоб на нарушение имущественных прав взаимосвязаны. Связь базируется на необходимости решения единой задачи международного и внутригосударственного судопроизводства — защите имущественных прав частных лиц при надлежащей охране общественного порядка, что вытекает из ст. 6 Европейской конвенции.
Приведенные международные нормы занимают особое место в системе норм о правах и свободах человека, поскольку в них гарантируется самый надежный и эффективный механизм защиты предоставленных прав и свобод — механизм судебной защиты.
Объявить о наличии у граждан прав и свобод нетрудно, необходимо обеспечить их реальное осуществление. Обеспечение доступа к правосудию, отвечающему требованиям справедливости, способно дать больше любых деклараций при том непременном условии, что решения судов выполняются.
Право доступа к правосудию обеспечивает право каждого субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности на обращение в суд по поводу споров в этих сферах деятельности. Одним из аспектов доступности правосудия является право на доступ к различным судебным инстанциям.
Справедливое судебное разбирательство включает в себя многие аспекты надлежащего отправления правосудия, а именно права на доступ к правосудию, на судебное разбирательство в присутствии участников арбитражного процесса, равенство сторон, состязательный характер судебного разбирательства и обоснованное судебное решение. Суд должен обеспечить, чтобы разбирательство было справедливым в отношении всех сторон, участвующих в споре.
Публичность судебного разбирательства заключается в сочетании интересов государства и прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Публичность разбирательства характеризует не только тем, что арбитражный процесс ведется независимо от воли и желания участников процесса, от их воли, желания зависят многие действия суда, сколько в том, что судебные органы не могут отказаться от производства действий, необходимых для правильного рассмотрения дела лишь на том основании, что заинтересованные лица не просят об этом.
Осуществление судебного разбирательства в установленный законом срок имеет целью обеспечить защиту всех сторон в арбитражном разбирательстве от чрезмерного затягивания судебной процедуры. Эта гарантия подчеркивает важность того, чтобы правосудие осуществлялось без задержек, могущих подорвать его эффективность и доверие к нему.
Таким образом, значение критерия срочности состоит в том, чтобы гарантировать вынесение судебного решения в течение разумного срока, устанавливая тем самым предел состоянию неопределенности, в котором находится то или иное лицо в связи с его процессуальным положением.
Отсчет времени прекращается, как только завершается разбирательство в суде самой высшей инстанции, т.е. когда выносится окончательное решение. При оценке того, отвечает ли продолжительность времени судебного разбирательства интересам сторон, учитываются сложность дела, поведение заявителя, поведение судебных и государственных властей и степень риска для заявителя.
Беспристрастность судебного разбирательства обычно означает отсутствие предубеждения или пристрастия. Можно провести различие между субъективным подходом, отражающим личные убеждения данного судьи по конкретному делу, и объективным подходом, который определяет, имелись ли достаточные гарантии, чтобы исключить какие-либо сомнения по этому поводу.
В отношении субъективной беспристрастности суду требуются доказательства фактического наличия предубеждения. Личная беспристрастность официально назначенного судьи не подвергается сомнению, если только не появляются свидетельства, указывающие на обратное.
АПК в гл. 1 закрепляет важнейшие и определяющие правовые положения, на которых построен арбитражный процесс и которые характеризуют его как действенное средство разрешения споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, т.е. устанавливает принципы арбитражного судопроизводства.
Принципы арбитражного процесса имеют огромное значение для всей системы процессуальных форм и институтов и определяют наиболее существенные черты и свойство арбитражного процесса.
Принципы арбитражного судопроизводства — это арбитражнопроцессуальные нормы руководящего характера в отношении других арбитражно-процессуальных норм.
Принципы получают конкретизацию и детализацию в более частных процессуальных нормах, относящихся к конкретным институтам арбитражного процесса.
Значение принципов арбитражного процесса:
• они образуют своего рода правовой каркас, выражая наиболее существенные черты арбитражного судопроизводства;
• выступают гарантиями достижения задач, стоящих перед арбитражным процессом:
• образуют систему арбитражно-процессуальных гарантий защиты прав и интересов участников арбитражного судопроизводства.
Принципы арбитражного процесса в совокупности образуют стройную систему, в которой каждый принцип неразрывно связан с остальными. Система принципов — это совокупность согласованных начал, находящихся во взаимосвязи, при которой нарушение одного принципа влечет нарушение ряда других принципов.
Только в системе принципы арбитражного судопроизводства приобретают истинную правовую ценность. Однако условием их системности является не только их взаимосвязь, но и качественная определенность каждого принципа. Принципы не должны противоречить друг другу и не должны быть сводимы один к другому.
Существуют различные классификации принципов арбитражного судопроизводства. В частности, по пределам действия выделяют следующие принципы:
• общеправовые, или конституционные, — законность, осуществление правосудия судом, равенство граждан перед законом;
• межотраслевые — состязательность, гласность;
• отраслевые — диспозитивность.
По назначению процессуальных норм различают принципы:
• судоустройственные — осуществление правосудия судом, независимость судей, гласность;
• судопроизводственные — законность, диспозитивность, состязательность, непосредственность, устность.
Конституция РФ предусматривает единственный способ осуществления правосудия в России. В соответствии со ст. 118 правосудие осуществляется только судом. Арбитражные суды составляют единую систему. Правовую основу системы составляют Закон о судебной системе и Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Субъектами осуществления правосудия являются судьи арбитражных судов, наделенные полномочиями в соответствии с Законами о судебной системе и о статусе судей.
Систему арбитражных судов составляют:
• Высший Арбитражный Суд РФ;
• федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
• арбитражные апелляционные суды;
• арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (ст. 3 Закона об арбитражных судах).
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Компетенция Высшего Арбитражного Суда РФ в области осуществления правосудия (по рассмотрению дел в первой инстанции, по пересмотру дел в порядке надзора по протесту на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов) закреплена ст. 10 Закона об арбитражных судах и ст. 34 АПК. Помимо полномочий по осуществлению правосудия, Высший Арбитражный Суд РФ обладает организационными полномочиями; обобщает судебную практику; доводит до сведения судов свои выводы; принимает постановления по отдельным вопросам судебной практики.
Деятельность Высшего Арбитражного Суда РФ по обобщению судебной практики, толкованию законодательства имеет большое значение, так как воздействует на осуществление правосудия нижестоящими судами путем издания актов официального толкования, обязательных для применения судами нижестоящих инстанций. Такая деятельность способствует единообразию в правоприменительной практики России.
Вторым звеном системы арбитражных судов являются федеральные арбитражные суды округов (ст. 24 Закона об арбитражных судах). В настоящее время действуют десять федеральных арбитражный окружных судов.
Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации и арбитражными апелляционными судами; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.
Следующее звено системы арбитражных судов — арбитражные апелляционные суды, создание которых предусмотрено Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Арбитражные апелляционные суды в силу ст. 33' Закона об арбитражных судах являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Федерации, принятых ими в первой инстанции. Предусмотрено создание 20 арбитражных апелляционных судов — по два в каждом округе. Образование арбитражных апелляционных судов должно окончиться не позднее 1 января 2006 г. в последовательности, установленной Федеральным конституционным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Предусмотрено создание прежде всего арбитражных судов, осуществляющих проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Москвы (девятый арбитражный апелляционный суд), Московской области (десятый арбитражный апелляционный суд), а также Калининградской области. Республики Карелии, Мурманской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области (13-й арбитражный апелляционный суд).
В субъектах Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов — замыкающее звено системы арбитражных судов в России. Компетенция арбитражных судов субъектов Федерации закреплена в ст. 36 Закона об арбитражных судах и ст. 27—33 АПК.
Арбитражными судами рассматриваются только споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК).
Под иной экономической деятельностью принято понимать деятельность участников гражданского оборота в публично-правовых отношениях, так или иначе связанных с предпринимательством, например взаимоотношения с регистрационными, налоговыми, таможенными, антимонопольными и иными государственными органами, наделенными властными полномочиями по регулированию в соответствующей сфере экономической деятельности.
Судопроизводство в арбитражных судах ведется в гражданском и административном порядке. Правила судопроизводства установлены АПК, который является основным федеральным законом, устанавливающим общий процессуальный регламент разрешения дел, отнесенных к компетенции арбитражных судов.
Критерием подразделения дел на виды является характер правоотношений и особенности взаимного положения субъектов спорных материальных правоотношений. Отсюда имеются определенные отличия в правилах рассмотрения различных категорий дел, хотя такие отличия не обязательно связаны с видом судопроизводства, а также с иными критериями, например статусом субъекта спора, характером дела.
Термин компетенция следует понимать прежде всего как совокупность юридически установленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному государственному органу (органу местного самоуправления) или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций.
АПК определяет компетенцию, т.е. полномочия, арбитражных судов России по рассмотрению споров с участием иностранных и международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, — с участием России, субъектов Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан России, а также иностранных и международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором России.
В ст. 33 АПК установлена специальная компетенция арбитражных судов, в силу которой им подведомственны дела;
• о несостоятельности (банкротстве);
• по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
• по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
• по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
• о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
• другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции:
• дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
• дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
• экономические споры между Россией и субъектами Федерации, между субъектами Федерации.
Статья 36 АПК устанавливает следующие правила определения подсудности по выбору истца:
• иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика;
• иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в России;
• иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов Федерации, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков;
• иск к ответчику, находящемуся или проживающему на территории иностранного государства, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения на территории России имущества ответчика;
• иск, вытекающий из договора, в котором указано место его исполнения, может быть предъявлен также в арбитражный суд по месту исполнения договора;
• иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства;
• иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться в арбитражный суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна ответчика либо по месту причинения убытков.
Статья 38 АПК устанавливает правила исключительной подсудности:
• иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества;
• иски о правах на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты предъявляются в арбитражный суд по месту их государственной регистрации;
• иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика;
• заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника;
• заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества;
• заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя;
• заявления по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства, подаются в арбитражный суд по месту государственной регистрации на территории России организации-ответчика;
• заявления по спорам между российскими организациями, осуществляющими деятельность или имеющими имущество на территории иностранного государства и не имеющими государственной регистрации на территории России, подаются в Арбитражный суд Московской области;
• заявления об оспаривании решения третейского суда и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подаются в арбитражный суд субъекта Федерации, на территории которого принято решение третейского суда;
• заявление о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений подается стороной, в пользу которой состоялось решение иностранного суда, в арбитражный суд субъекта Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника;
• встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в арбитражный суд по месту рассмотрения первоначального иска.