Понятие иностранного лица, его права и обязанности
В ГПК содержится разд. V «Производство по делам с участием иностранных лиц». Согласно ст. 398, отражающей в целом принцип так называемого национального режима, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации имеют право обращаться в суды в России для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Это означает, что такие лица наделены процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями. В общей форме этот принцип закреплен в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
Федеральным законом от 19 апреля 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» расшифровываются понятия «иностранные лица» и «лица без гражданства». Иностранные граждане — лица, не являющиеся гражданами России и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства. Лица без гражданства — лица, не являющиеся гражданами России и не имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства (ст. 3)'. Статус иностранных организаций определяется по законодательству государств, где они учреждены.
В ст. 399 и 400 ГПК содержится понятие «личный закон», который определяет гражданскую процессуальную право- и дееспособность иностранных лиц. Нормы этих статей согласованы со ст. 1195-1197, 1202, 1203 ГК.
Личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданином которой он является. При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. Личным законом иностранца, проживающего в России, лица с двойным гражданством, одно из которых — гражданство России, будет российской право.
Личный закон лица без гражданства — это право страны, в которой он имеет место жительства (ч. 4 ст. 399 ГПК). В соответствии с п. 6 ст. 1195 ГК личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище.
Для определения процессуальной право- и дееспособности иностранных лиц имеет значение и ч. 5 ст. 399 ГПК: лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории России признано процессуально дееспособным, если оно в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью. В этом случае необходимо руководствоваться общими нормами о процессуальной дееспособности (ст. 37).
В ст. 400 ГПК определен личный закон иностранной и международной организаций. Личным законом иностранной организации считается право страны, в которой организация учреждена, соответственно ее процессуальная правоспособность им и будет регламентирована. Однако организация, не обладающая по личному закону процессуальной правоспособностью, может быть на территории России признана правоспособной в соответствии с российским правом, т.е. по общим правилам ст. 36 ГПК.
Процессуальная правоспособность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом России. В каждом конкретном случае следует руководствоваться положениями этих документов.
Таким образом, на иностранных лиц распространяются как общие правила ГПК, так и специальные, предусмотренные законами и международными договорами. Так, иностранные граждане могут быть освобождены от уплаты судебных расходов; они вправе вести дело в суде лично или через представителей.
Особенностью является то, что иностранные граждане могут быть представлены в судах консулами соответствующих государств, причем согласно консульским конвенциям консул может представлять граждан своей страны без специальных полномочий (без доверенности).
Распространение на иностранных субъектов национального режима означает, что они могут выступать в судебных процессах не только как истцы и ответчики, но и быть третьими лицами, заявляющими и не заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, участвовать в делах, возникающих из публичных правоотношений, и особого производства, пользоваться услугами представителей и выступать в качестве представителя.
В большинстве случаев производство по делам с участием иностранных лиц и лиц без гражданства развивается по правилам ГПК.
Общими положениями рассмотрения судами России дел с иностранными элементами посвящена гл. 43 ГПК.
Все документы, оставленные на иностранном языке, которые представляются в суд, должны быть переведены на русский язык и надлежащим образом заверены. Если документы выданы, составлены или удостоверены по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов России по нормам иностранного права, они принимаются судом при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором России или федеральным законом (ст. 408 ГПК).
Легализация — это установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах и соответствия их законам государства пребывания дипломата (консула) (см. Консульский устав СССР).
Документы, выданные в России и предназначенные для представления в официальные органы иностранных государств, удостоверяются в особом, упрощенном порядке: уполномоченные органы России проставляют специальный штамп в виде квадратного клише (апостиль), который не требует дальнейшего заверения или легализации и признается официальными учреждениями всех стран — участниц Гаагской конференции 1961 г. (отменяющей требование легализации иностранных официальных документов.
Легализованный документ оценивается судом наравне с другими доказательствами. Легализация необходима для допуска документа в качестве доказательства при рассмотрении дела в суде и не исключает его исследования и оценку судом с целью установить правильность информации по существу, т.е. удостоверение российского консула не добавляет документу дополнительной юридической силы.
Право иностранных граждан обращаться в суды России и пользоваться одинаковыми процессуальными правами с гражданами России закрепляется также в международных актах. Россия является участником более 30 дву- и многосторонних межгосударственных конвенций, договоров, соглашений о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, коммерческим, семейным делам.
Для стран Содружества Независимых Государств большое значение имеет Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., заключенная всеми странами СНГ. Иностранные граждане равны перед российским законом и судом, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Использование иностранными лицами и лицами без гражданства прав и свобод не должно причинять вреда интересам общества, государства, граждан и организаций.
Не исключены ситуации, когда в каком-либо государстве или союзе государств будут введены дискриминационные ограничения прав российских граждан или организаций в судебных процессах. Тогда Правительство РФ может устанавливать ответные ограничения (реторсии) по отношению к субъектам соответствующего государства или государств (ч. 4 ст. 398 ГПК).
На иностранных лиц при рассмотрении гражданских дел в российских судах нельзя возлагать обязанность доказывания отсутствия в их странах какой-либо судебной дискриминации российских тяжущихся.