Порядок рассмотрения дела в надзорной инстанции
В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда РФ, надзорная жалоба или представление прокурора рассматриваются не более чем один месяц, а в Верховном Суде РФ — не более чем два месяца.
По результатам рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит определение об:
• истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления;
• отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможности отмены судебного постановления.
В определении суда об отказе в истребовании дела излагаются мотивы, и оно направляется лицу, подавшему надзорную жалобу, или прокурору, принесшему представление.
В определении суда должны быть указаны:
• фамилия и инициалы судьи, вынесшего его;
• время и место его вынесения;
• дело, по которому оно вынесено;
• наименование лица, подавшего жалобу или представление;
• основание для отказа в истребовании дела.
В случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве.
В случае отказа в истребовании дела жалоба или представление прокурора, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции.
Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, судов города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела. В этом случае председатель соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда РФ выносит свое определение об истребовании дела.
Истребованное дело рассматривается судьей, кроме судьи Верховного Суда РФ, не более чем два месяца, судьей Верховного Суда РФ — не более чем четыре месяца. Такой срок может быть продлен председателем суда, его заместителем соответственно до четырех и шести месяцев.
По результатам рассмотрения дела, истребованного в суд надзорной инстанции, судья выносит определение:
• об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции;
• о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции.
Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, судов города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции. В этом случае председатель соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда РФ выносит свое определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.
Дело, переданное для рассмотрения в суд надзорной инстанции, рассматривается в;
• президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, судов города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда не более чем два месяца;
• Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ не более чем три месяца;
• Президиуме Верховного Суда РФ не более чем четыре месяца.
Определение суда о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции должно содержать;
• дату и место его вынесения;
• фамилию и инициалы судьи, вынесшего его;
• наименование суда надзорной инстанции, в который передается дело для рассмотрения по существу;
• наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора;
• указание на судебные постановления, которые обжалуются;
• изложение содержания дела, по которому приняты судебные постановления;
• мотивированное изложение оснований для передачи дела в целях рассмотрения по существу;
• предложения судьи, вынесшего определение.
Судья вместе с вынесенным им определением и материалами дела направляет надзорную жалобу или представление прокурора в суд надзорной инстанции.
Суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии определения суда о передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции и копии надзорной жалобы или представления прокурора.
Время рассмотрения дела суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению.
Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем один месяц, а в Верховном Суде РФ — не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения. Дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда.
В Судебной коллегии по гражданским делам, Военной коллегии Верховного Суда РФ дело докладывается одним из судей коллегии.
В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.
В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимают участие:
• прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель — в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, судов города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда;
• Генеральный прокурор РФ или его заместитель — в Президиуме Верховного Суда РФ;
• должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ — в Судебной коллегии по гражданским делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ.
Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения суда о возбуждении надзорного производства. Судьи могут задать вопросы докладчику.
Лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора.
По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции выносит определение. При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными. О вынесенном судом надзорной инстанции определении сообщается лицам, участвующим в деле.
Основания к отмене судебных постановлений в надзорном порядке. Определения судов, рассматривающих дело в надзорной инстанции
В соответствии со ст. 390 ГПК суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:
• оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;
• отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;
• отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
• оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
• отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.
Суд надзорной инстанции оставляет решение, определение или постановление без изменения, а протест без удовлетворения, если придет к выводу о том, что вынесенное решение, определение или постановление соответствует закону, а доводы протеста несущественны. В этом случае в постановлении суд надзорной инстанции должен указать мотивы, по которым доводы протеста признаны неправильными или не являющимися основанием к отмене решения.
Решение, определение или постановление подлежат отмене, если суд неправильно применил или истолковал нормы материального права либо допустил существенное нарушение норм процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения, определения, постановления. Отменяя решение, определение, суд надзорной инстанции может направить дело на новое рассмотрение в суд первой или кассационной инстанции.
На новое рассмотрение в суд кассационной инстанции дело может быть передано, если суд второй инстанции допустил существенные процессуальные нарушения, которые не дали возможности надлежащим образом проверить законность и обоснованность решения и доводов жалобы или протеста (неизвешение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела; рассмотрение дела в ненадлежащем составе и т.п.).
Прекращение производства по делу и оставление заявления без рассмотрения могут иметь место лишь по основаниям, перечисленным в ст. 220, 222 ГПК, и если обстоятельства, влекущие принятие такого решения, не требуют проверки в суде первой инстанции.
Полномочия суда надзорной инстанции несколько шире, чем суда кассационной инстанции. При рассмотрении дела в надзорной инстанции суд вправе оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу решений, если оно не противоречит закону и соответствует обстоятельствам дела.
Воспользоваться полномочием отменить, изменить судебное постановление суда первой, кассационной или надзорной инстанции суд надзорной инстанции может только в том случае, когда эти суды не применили закон, подлежащий применению, применили закон, не подлежащий применению, либо неправильно истолковали нормы материального права.
Если суд, рассматривающий дело в порядке надзора, отменив полностью или в части решение, определение или постановление, приходит к выводу о наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 215, 216 ГПК, то он может передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции с указанием в мотивировочной части определения (постановления) на необходимость обсудить вопрос о приостановлении производства по делу.
Применительно к ст. 200, 202, 203 ГПК суд, рассматривающий дело в порядке надзора, вправе исходя из фактических обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции, исправить арифметическую ошибку, допущенную в вынесенном этой надзорной инстанцией определении (постановлении) об изменении решения либо о вынесении нового решения, а также разъяснить это определение (постановление) в случае его неясности либо разрешить вопрос об отсрочке, рассрочке исполнения измененного или вынесенного им нового решения, об изменении способа и порядка его исполнения.
Основаниями к отмене решения, определения, постановления являются неправильное применение или толкование норм материального права. Нормы материального права считаются неправильно примененными, если суд не применил закон, подлежащий применению, либо применил закон, не подлежащий применению.
Неприменение закона, подлежащего применению, имеет место в тех случаях, когда суд не только не указывает в решении подлежащую применению норму материального права, но и разрешает дело вопреки нормам законодательства. С этим нарушением надзорная инстанция сталкивается и тогда, когда суд, разрешая дело, применил отмененный закон либо нормы подзаконного акта, противоречащие закону или принятые с нарушением установленного порядка.
Применение закона, не подлежащего применению, имеет место в тех случаях, когда при разрешении дела суд руководствуется не той нормой материального права, которая регулирует спорное правоотношение. Подобное нарушение объясняется, как правило, неправильной квалификацией отношений сторон.
При неправильном истолковании закона суд применяет ту норму, которая подлежит применению в данном случае, но содержание и смысл ее понимает неверно, вследствие чего в решении суд делает неправильный вывод о правах и обязанностях сторон.
Неправильное применение норм материального права не всегда приводит к отмене решения суда. В соответствии с п. 5 ст. 390 ГПК суд, рассмотрев дело в порядке надзора, своим определением вправе изменить решение суда первой, кассационной или надзорной инстанции, не передавая дела на новое рассмотрение, если допущенная им ошибка в применении или толковании норм материального права дает основания для изменения решения. Судебное решение не может быть отменено по формальным соображениям.
Все нарушения норм процессуального права в законе разделены на две группы. К первой можно отнести такие нарушения, которые во всех случаях влекут отмену решения, независимо от доводов протеста. Их принято называть безусловными основаниями к отмене решения. Все они перечислены в ст. 364 ГПК.
Во вторую группу входят процессуальные нарушения, которые повлекли вынесение незаконного решения. Эти нарушения называются существенными нарушениями норм процессуального права. Перечня таких нарушений в законе нет. В каждом конкретном случае суд должен сам определить, является ли данное процессуальное нарушение существенным и повлекло ли оно вынесение незаконного решения.
В ст. 390 ГПК не указывается на необоснованность решений как на самостоятельное основание к их отмене. Однако требование обоснованности решений закреплено в ст. 195. Невыполнение судом этих требований следует отнести к существенным нарушениям норм процессуального права, которые должны влечь отмену решения суда. К таким нарушениям, в частности, можно отнести неправильное определение судом предмета доказывания, обоснование решения недопустимыми доказательствами, вовлечение в процесс и исследование доказательств с нарушением установленных правил.
По результатам рассмотрения дела в порядке надзора суд надзорной инстанции выносит мотивированное определение, в котором должны быть указаны:
• наименование и состав суда, вынесшего его;
• дата и место его вынесения;
• дело, по которому оно вынесено;
• наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора;
• фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу;
• содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов;
• закон, на основании которого вынесено определение по результатам рассмотрения дела по существу.
При отклонении протеста суд надзорной инстанции обязан указать мотивы, по которым доводы протеста признаны неправильными или не являющимися основанием к отмене решения суда. При отмене решения и передаче дела на новое рассмотрение суд обязан в своем определении (постановлении) указать, какие обстоятельства дела необходимо выяснить, какие доказательства следует истребовать, а также какие другие действия должен совершить суд, вновь рассматривающий дело.
Определение президиума соответствующего суда подписывается его председателем, определение судебной коллегии — судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.
Определение (постановление) суда надзорной инстанции обжалованию не подлежит и вступает в законную силу с момента его вынесения.
Суд, рассматривающий дело в надзорном порядке, вправе в случаях, предусмотренных ст. 224 ГПК, вынести частное определение.