Участие государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих нарушенные или оспариваемые права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц
В гражданском процессе выделяется значительная группа субъектов, защищающих чужие интересы. В качестве таковых ГПК выделяет органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждан. ГПК ограничивает право на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц только случаями, предусмотренными законом, и при наличии их просьбы, а также для защиты прав и свобод неограниченного круга лиц.
Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя. Именно на этих основаниях участвуют в процессе органы опеки и попечительства, органы социальной защиты населения, комитеты по защите прав потребителей.
Субъект, защищающий чужие интересы (ст. 46 ГПК), при возбуждении гражданского дела связан волей материально заинтересованного лица. Эти органы следует признавать в процессе заявителями иска, лиц же, чьи интересы защищаются, — истцами.
Закон предоставляет этим субъектам значительный объем прав.
Органам государственной власти, местного самоуправления, организациям и гражданам, обращающимся в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, предоставлены практические все процессуальные права и обязанности стороны, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по оплате судебных расходов. Закон разрешает этим субъектам без согласования с лицами, чьи права и свободы защищаются, изменять основания и предмет иска, объем исковых требований, отказываться от иска, обжаловать судебное решение.
У стороны при несогласии с действиями субъектов, защищающих ее интересы, остается один процессуальный рычаг — отказ от иска, однако это действие пресекает повторную подачу иска.
По мнению ученых-процессуалистов, если материально заинтересованное лицо свободно в принятии решения - прибегать к процессу для защиты своего права или нет, оно должно быть также свободно и в осуществлении процессуальных прав после возбуждения гражданского дела.
Аналогично нормам, регламентирующим участие прокурора в гражданском процессе, отказ от иска субъектов, защищающих в процессе права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц, не влечет прекращения дела, если эти лица сами продолжают поддерживать исковые требования. И наоборот, отказ истца от иска обязателен для субъектов, защищающих его интересы.
Еще одна форма участия в процессе государственных органов и органов местного самоуправления — дача заключения по делу.
Привлечение в процесс органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и граждан, обращающихся в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, может быть обязательным или факультативным. Так, при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей (ст. 78 СК), усыновлением (ст. 125 СК, ст. 271 ГПК), признанием гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным (ст. 284 ГПК), эмансипацией (ст. 288 ГПК), а также иных споров, затрагивающих интересы несовершеннолетних, в обязательном порядке требуется заключение органа опеки и попечительства. Заключение органов государственной власти и местного самоуправления может потребоваться и в иных случаях.
Инициатором привлечения в процесс этих субъектов могут выступить они сами, лица, участвующие в деле, или суд. Вступление их в процесс возможно на любой стадии судебного разбирательства до принятия решения судом первой инстанции.
Целью вступления в процесс государственных органов России, субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления является дача заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов России, субъектов Федерации, муниципальных образований.
В письменном заключении органы государственной власти и местного самоуправления формулируют свое мнение по делу. Окончательное заключение формулируется в судебных прениях.
Заключение органа государственной власти, местного самоуправления для суда не является обязательным. Если же суд не согласился с заключением, он обязан привести обоснование такого несогласия.