Характеристика закона о прокуратуре в российской федерации
ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 №2202-I (ред. от 13.07.2015).
В соответствии с Законом о прокуратуре, Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование.
Органы прокуратуры составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Они осуществляют полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.
Установлен запрет на воздействие в какой бы то ни было форме на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Закон устанавливает порядок осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами власти, юридическими лицами; органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
ФЗ имеет в своей структуре 7 разделов и 54 статьи.
Раздел 1включает в себя общее положение закона: определение прокуратуры РФ, правовые основы деятельности и принципы работы прокуратуры РФ, положения о недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора и об обязанности исполнения прокурорских требований.
Раздел 2 определяет организацию и систему прокуратуры РФ, в том числе, порядок назначения на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, а также прокуроров городов и районов. Отдельно постатейно регламентируется деятельность прокурорских структур, и устанавливаются полномочия прокуроров.
Раздел 3 –основные направления прокурорского надзора: «Надзор за исполнением законов», «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина», «Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие», «Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера…». Статьи определяют предмет надзора, полномочия прокурора, форму протеста, представления, постановления и предостережения прокурора.
Раздел 4 регламентирует участие прокурора в рассмотрении дел судами.
Раздел 5 содержит информацию о службе в органах и учреждениях прокуратуры: основные требования к сотрудникам, испытания при приеме на работу, аттестация прокурорских работников, служебные удостоверения и иное.
Раздел 6 фиксирует особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры (структура, полномочия, кадры, обеспечение работников)
Раздел 7регламентируетиные вопросы организации и обеспечения деятельности органов прокуратуры: статистическая отчетность, финансовое и материально-техническое обеспечение прокуратуры, печать прокуратуры.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРОРА
Правовой статус прокурора – это совокупность прав, обязанностей, гарантированных государством, а также ответственность по прокурорской деятельности. Статус прокурора соответствует статусу гражданина, но имеются некоторые ограничения.
Прокурор имеет право:
· на служебное удостоверение установленного образца, которое выдается Генеральным прокурором РФ;
· обеспечение форменным обмундированием в порядке и по нормам, которые устанавливаются Правительством РФ;
· право на ежегодный оплачиваемый отпуск;
· на поощрения за продолжительную и безупречную службу;
· на профессиональную подготовку и повышение квалификации;
· на материальное социальное обеспечение;
· на меры правовой защиты и социальной поддержки.
Прокурор обязан (ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»):
· осуществлять надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, органами исполнительной, представительной (законодательной) власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, руководителями организаций, надзор за соблюдением этими организациями прав и свобод человека и гражданина;
· осуществлять надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, судебными приставами;
· осуществлять надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
· осуществлять уголовное преследование;
· координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокуроры за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей и совершение проступков могут привлекаться к дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, строгий выговор, понижение в классном чине, лишение нагрудного знака, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение из органов прокуратуры) (ст. 41.7 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
При проверке сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнуты при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры. На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления (ст. 42 ФЗ «О прокуратуре РФ»).