Федеральный конституционный закон «об арбитражных судах»
Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ (ред. от 22.12.2014) "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
Устанавливается система арбитражных судов в Российской Федерации и порядок судопроизводства. Определяются основные задачи, принципы деятельности и порядок назначения на должность судей арбитражных судов.
1 глава – общие положения
2 глава – утратила силу (о ВАС РФ)
В 3 главе отражены основные положения о федеральных арбитражных судах округов - состав, полномочия, президиум, полномочия президиума, порядок работы президиума, судебные коллегии, судебные составы, председатель, заместители председателя.
4 глава - Арбитражные суды субъектов федерации
5 глава – заключительные положения (аппарат, финансирование, численность, местопребывание и др.)
Глава 6. Переходные положения
Глава 7. Вступление в силу настоящего федерального конституционного закона
Федеральный конституционный закон вступает в силу с 1 июля 1995 года.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА РФ «О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 25.12.2012) "О статусе судей в Российской Федерации"
Закон определяет правовое положение судей в РФ, устанавливая требования, предъявляемые к судьям, порядок наделения судей полномочиями и прекращения их полномочий, организационные и дисциплинарные основы их деятельности.
Определено, что судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы, подчиняются только закону и никому не подотчетны.
Закреплены гарантии независимости судьи. В частности установлено, что независимость судьи обеспечивается запретом чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия, а также предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Закон вводится в действие с момента его опубликования, за исключением положений о сроке полномочий судей, вводящихся в действие в особом порядке.
ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ
Судьи - носители судебной власти. На них возложена Конституцией функция осуществления правосудия. Правосудие, как подчеркивает Конституция (ч. I ст. 118), осуществляется только судом. Судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст 118). Суды осуществляют правосудие в составах: а) судьи и представителей народа (народных, присяжных или арбитражных заседателей); б) нескольких профессиональных судей (в первой и второй инстанциях - трех, в надзорной - не менее трех); в) судьей единолично. При любом варианте состава судов важнейшая роль в рассмотрении и разрешении дел принадлежит профессиональным судьям, причем во всех звеньях судебной системы.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» исходит из важности каждого звена судебной системы, когда подчеркивает, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей (ч. 1 ст. 1) Это важнейшее положение основополагающего закона о судах усиливается провозглашением принципа единства правового статуса всех судей независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют (ст. 12 Закона о судебной системе, ст. 2 Закона о статусе судей, ст. 5 Закона о военных судах, ст. 2 Закона о мировых судьях). Законом о судебной системе установлено, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.
Единство статуса судей РФ обеспечивается:
· Едиными требованиями к кандидатам на должность судьи;
· Порядком наделения судей полномочиями (конкурсная основа, рекомендация квалифицированной коллегии судей (ККС), согласование с представительными органами субъектов РФ);
· Совокупность прав и обязанностей судей;
· Независимостью, самостоятельностью судей и недопустимостью вмешательства в их деятельность;
· Несменяемостью судей;
· Неприкосновенностью судей;
· Мерами правовой и социальной защиты;
· Средствами материального обеспечения;
· Недопустимостью занимать иные оплачиваемые должности ( места работы), за исключением случаев, предусмотренных законом;
· Деполитизацией судей.
Приведенные положения Закона о судебной системе свидетельствуют о том, что установление единого правового статуса судей Российской Федерации, однако, не исключает, а, напротив, предполагает возможность некоторых различий в правовом положении судей разных судов (например, судей военных и арбитражных судов).
В отношении же особенностей правового положения судей Конституционного Суда ст. 2 Закона о статусе судей отсылает к федеральному конституционному закону, специально посвященному этому суду. Таким образом, можно сделать вывод, что наличие единого статуса судей различных видов и звеньев судов судебной системы России отнюдь не означает полного совпадения в правовом положении всех судей, отсутствия различий по всем параметрам, образующим в совокупности правовое положение конкретного судьи конкретного суда. Поэтому представляются вполне оправданными положения ст. 12 Закона о судебной системе, которыми установлено, что особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации. Но правовое положение судьи - это не только совокупность его общих (установленных судоустройственными законами) и специальных (предусмотренных процессуальными законами) прав и обязанностей Компонентами, из которых складывается комплексное представление о правовом положении судьи, являются нормативные требования, которым он должен отвечать, а также процедуры отбора кандидатов в судьи того или иного суда, порядок введения кандидата в судейскую должность (выборы или назначение) и наделения его соответствующими полномочиями.