Понятие и способы предупреждения конфликтов
Предупреждение конфликтов представляет собой многоплановую деятельность по созданию и укреплению таких условий жизнедеятельности, при которых исключается возможность возникновения конфликтов. Таким образом, предупреждением конфликтов могут заниматься как субъекты, желающие обезопасить себя от роли противоборствующих сторон, так и субъекты, желающие оказать помощь другим, предотвращая возникновение конфликта и заранее зная, что им не придется выполнять роль противоборствующей стороны.
Предупреждение конфликта – деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону общественной системы.
Однако эффективность предупреждения конфликтов не столь значительна, как хотелось бы многим, что обусловлено рядом причин объективного и субъективного характера. Субъективные препятствия предупреждения конфликтов кроются в особенностях личности человека и его способностях к прогнозированию возможных последствий своих поступков. Например, есть люди, которые имеют привычку избавлять себя от скуки и унылого однообразия жизни за счет провоцирования конфликтов с окружающими.
Объективные препятствия постороннего вмешательства в ситуацию, чреватую возникновением конфликта, характеризуются разнообразием. Так, эти препятствия могут иметь социально-психологический характер. Люди строят свои взаимоотношения самостоятельно, вмешательство посторонних зачастую рассматривается сторонами как нежелательное и воспринимается как навязчивое воздействие. Кроме того, могут существовать нравственные препятствия. Нередко конфликт рассматривается как частное дело сторон, поэтому принуждение сторон к согласию неэтично. И наконец, существуют препятствия правового характера. Так, ущемление права личности на самоопределение, принуждение к выбору определенной модели поведения могут противоречить законодательству.
Технология предупреждения конфликта представляет собой совокупность приемов, методов и средств воздействия на предконфликтную ситуацию и участников взаимодействия. Ее могут применять как сами участники возникающего конфликта, так и третье лицо – приглашенный эксперт, медиатор либо независимый и объективный в нарастающем противоречии человек.
Воздействие на ситуацию, чреватую возникновением конфликта, возможно в следующих направлениях:
1. Переделать реальность под ожидания заинтересованных сторон и убрать предмет возможного конфликта.
Эффективным способом изменения реальности является поддержание сотрудничества. До начала конфликта участники взаимодействия находятся между собой в нейтральных отношениях, возможно, и сотрудничают друг с другом. Важно не разрушить имеющееся сотрудничество, поддержать и усилить конструктивность взаимоотношений. Это возможно посредством применения ряда методов.
Метод согласия – вовлечение потенциальных конфликтующих сторон в общее дело, в ходе осуществления которого у них появятся общие интересы, они лучше узнают друг друга, привыкают к сотрудничеству и совместному разрешению возникающих проблем. Так, например, поступил Президент Российской Федерации в 1993 г. при подготовке нового проекта Конституции Российской Федерации. Созвав Конституционное совещание, он пригласил участвовать в нем не только своих сторонников, но и вероятных противников, в том числе депутатов Верховного Совета РФ и представителей многих политических партий.
Метод практической эмпатии – психологическая настройка на оппонента, «вхождение» в его положение, понимание его трудностей, готовность выражения сочувствия. Этот метод требует исключения из взаимоотношений немотивированной враждебности, агрессивности, невежливости. Например, конфликт между руководителем и подчиненным по поводу низкой зарплаты. Руководитель должен войти в положение работника, выразить ему сочувствие, проявить понимание в нехватке денежных средств, сославшись на кризис.
Метод сохранения репутации–конкурент – не значит враг. При возникновении любых разногласий, чреватых конфликтом, важнейшим методом предупреждения негативного развития событий является признание достоинства партнера, выражение должного уважения к его личности. Признавая это, мы тем самым стимулируем соответствующее отношение партнера к нашему достоинству и авторитету. Например, в любом конфликте не должно быть места личным оскорблениям и ругательствам, оскорбляющим честь и достоинство друг друга.
Метод взаимного дополнения – предполагает опору на такие способности партнера, какими мы сами не располагаем. Например, осуществляя совместный проект, можно верно распределить обязанности, сделав акцент на знаниях, умениях его исполнителей.
Метод недопущения дискриминации – исключение подчеркивания своего превосходства. Ценность именно этого правила подчеркивается старой японской пословицей: «Даже если вы делаете работу лучше других, не ведите себя как победитель». Несколько сотрудников выполняют параллельно одну и ту же работу (готовят проект). Один сделал это быстрее, чем расположил к себе внимание руководителя. Стал «задирать нос» и унижать в медлительности и некомпетентности своих коллег, что неизбежно приведет к возникновению между ними конфликта.
Метод психологического «поглаживания» – поддержание хорошего настроения, положительных эмоций через речевые комплименты, проведение совместных приятных мероприятий (презентации, юбилеи, праздники). Этот метод позволяет снять напряжение, вызвать чувство симпатии и таким образом затруднить возникновение конфликта.
2. Изменить свое отношение к проблеме, лежащей в основе конфликта, повлиять на изменение своего поведения.
Этому способствует соблюдение следующих правил:
· Контроль за динамикой эмоциональных состояний потенциальных конфликтующих сторон с целью отслеживания появления симптомов предконфликтной ситуации. Этими симптомами могут быть:
o изменение модуляции речи (повышение голоса);
o усиление жестикуляции;
o изменение цвета лица (покраснение или бледность);
o мимика лица и т.д.
· Использование юмора. Он позволяет «выпустить пар», разрядить напряженность. Противоречие не исчезает, но острота взаимодействия заметно ослабевает. Бернард Шоу говорил, что иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от желания вас повесить.
· Признание факта того, что в центре мироздания находитесь не вы с вашими интересами. Другие люди также имеют собственные интересы и стараются их реализовывать. Необходимо выработать психологическую готовность к взаимодействию с людьми и решению общих проблем.