Динамика юридических конфликтов
Динамика юридических конфликтов в целом повторяет этапы развития социальных конфликтов. Развиваясь во времени, юридический конфликт проходит несколько стадий – латентную, открытую и завершения конфликта. Рассмотрим их подробнее.
Латентная стадия. Эта стадия имеет скрытый характер, поскольку в ней присутствуют все элементы конфликта (участники, объект, предмет конфликта) за исключением внешних действий. Ее начало связано со складыванием конфликтной ситуации.
Конфликтная ситуация – жизненная ситуация, возникающая объективно или по воле и желанию будущих противоборствующих сторон, которая создает почву для реального противоборства между субъектами.Например, в организации намечается сокращение штатов. Многие сотрудники, особенно пенсионного возраста, могут подпасть под это «мероприятие». Пока конкретно вопрос о ликвидации тех иных должностей не решен и поэтому говорить о возникновении конфликта еще рано, однако, конфликтная ситуация налицо, так как предмет возможных разногласий уже существует.
Другими словами, конфликтная ситуация характеризуется возникновением объекта конфликта. Чтобы стать объектом, ценность должна находиться на пересечении интересов различных социальных субъектов, которые претендуют на нее. Зачастую объект является объективно или субъективно неделимым, что становится причиной напряженности в отношениях между людьми, группами или институтами. Так, если на вакантную должность руководителя претендуют несколько человек, то не исключена конфликтная ситуация, а в дальнейшем – конфликт кандидатур.
В юридической науке жизненные обстоятельства, создающие возможность возникновения правоотношений между субъектами, именуются юридическими фактами, поэтому в праве понятия «конфликтная ситуация» и «юридический факт» могут быть отождествлены.
Вызревание конфликтной ситуации происходит в несколько этапов:
1. Осознание субъектами своих интересов в этой ситуации – интересы могут быть ложно понятыми, искаженными или реальными, но без них дальнейшая борьба не имеет основания.
2. Осознание субъектами обстоятельств, препятствующих удовлетворению интересов. Эти обстоятельства могут быть объективными либо субъективными. К первым можно отнести ситуацию с химзаводом, который нарушает требования по охране природы, загрязняя атмосферу по причине отсутствия технически совершенного оборудования, которое не выпускается еще пока промышленностью. Интерес завода – прекратить нарушение, изменить ситуацию. Ко второго рода препятствиям относятся те, которые непосредственно связаны с конкретной личностью.
На этой стадии развития конфликта возможны различные варианты решения проблемной ситуации:
· переход конфликтной ситуации в открытый конфликт;
· неконфликтное решение противоречия;
· игнорирование ситуации и взаимный отказ от активных действий.
Необходимым условием развития конфликтной ситуации можно назвать инцидент – повод, который использует одна из сторон для начала противостояния. Другими словами, это эпизод взаимодействия сторон по причине противоположных интересов. В юридическом конфликте это может быть, например, факт подачи иска или выдача ордера на арест.
Конфликтная ситуация |
Осознание интересов I |
Осознание интересов II |
Осознание препятствий I |
Осознание препятствий II |
Действия I |
Действия II |
Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент |
Латентная стадия |
Начало конфликта |
Таким образом, для возникновения собственно юридического конфликта в его «идеальном» случае развития необходимы следующие процессы и явления: юридический факт – предпосылка возникновения конфликтной юридической ситуации; конфликтная юридическая ситуация, включающая в себя такие элементы конфликта, как субъекты и объект; конфликтное юридическое отношение, что означает появление субъективной стороны – осознание, восприятие конфликтной ситуации субъектами, осознание своих интересов и осознание другого субъекта как препятствия для удовлетворения своих интересов; инцидент – действия, предпринятые одной из сторон для отстаивания своих интересов, – переходный момент к конфликтной стадии.
Открытая стадия конфликта начинается после того, как один из участников «нажмет спусковой крючок» и стороны перейдут к взаимным действиям.
Для данной стадии характерно следующее:
а) конфликт очевиден для всех участников – действия участников становятся практическими, они приобретают внешнюю форму;
б) о конфликте осведомлены третьи стороны, которые по-разному влияют на его ход. Для юридического конфликта факт огласки является важнейшим условием юридизации (юридической квалификации). Не получивший официальной правовой оценки конфликт не может быть разрешен при помощи правовых средств, а значит, с формальной точки зрения, такой конфликт не является юридическим. Вместе тем следует иметь в виду, что сам факт огласки далеко не всегда означает, что люди, получившие соответствующую информацию, будут в любом случае стремиться воспрепятствовать конфликту.
Конфликтное поведение сторон состоит из противоположно направленных действий участников конфликта ради достижения своих интересов и ограничения интересов противника. В основу классификации действий в конфликте положены:
1) характер действий (наступательные, оборонительные и нейтральные);
2) степень активности в осуществлении действий (активные – пассивные, инициирующие – ответные);
3) направленность действий участников конфликта (направленность на участника, на третьих лиц, на самого себя).
Разнообразие действий участников конфликта можно объединить в несколько общих классов или типовых стратегий поведения в конфликте. Чаще всего различают такие стратегии поведения в конфликтах:
· соперничающая – навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения;
· кооперативная, или проблемно-решающая, – поиск решения, которое удовлетворяло бы обе стороны;
· уступающая – понижение своих стремлений, в результате чего исход конфликта становится менее приемлемым, чем хотелось бы;
· избегающая – уход из ситуации конфликта (физический или психологический);
· бездействие — нахождение в ситуации конфликта, но без всяких действий к его разрешению.
Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, но иногда доминирует одна из них. Часто конфликт начинается с кооперативного поведения, в случае неудачи прибегают к соперничающей стратегии, которая также может оказаться неэффективной. Тогда вновь обращаются к проблемно-решающей стратегии, что способствует успешному разрешению конфликта.
Конфликт может прекратиться очень быстро, но может приобрести и затяжной характер (межнациональные конфликты, семейные конфликты). В последнем случае он будет развиваться волнообразно (то угасать, то вспыхивать с большей силой). В случае обострения и усиления конфликта говорят о его эскалации–прогрессирующем во времени изменении конфликта, при котором последующие разрушительные воздействия сторон на интересы друг друга выше по интенсивности, чем предыдущие. К примеру, криминальный конфликт, связанный с ограблением, первоначально выражается в угрозах, не влекущих непосредственного физического насилия. Столкнувшись с активным сопротивлением жертвы, грабитель может применить оружие, которым он первоначально угрожал.
Все конфликты не похожи друг на друга, поэтому нет единой системы их завершения.
Завершение конфликта – прекращение всех действий противоборствующих сторон. Оно возможно:
1) без вмешательства третьих лиц (самопроизвольно) в случаях:
· примирения сторон;
· выхода из конфликта одной из сторон либо ее уничтожения;
2) при участии третьей стороны.
Основными формами завершения юридического конфликта являются разрешение и урегулирование.
Разрешение конфликта – совместная деятельность его участников либо третьей стороны, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Противоборство между сторонами может быть прекращено мирными средствами либо путем согласования их интересов, либо путем императивного предписания соответствующего органа.
Поскольку конфликт зависит и от внешних обстоятельств, и от самих противоборствующих субъектов, то его благополучное разрешение связано как с устранением объективных факторов, породивших конфликтную ситуацию, так и с возможностями субъектов. Разрешение конфликта всегда приводит к устранению юридического противоречия, лежащего в его основе.
Выделяют три подхода к разрешению конфликтов:
1. Подход с позиции силы состоит в том, что одна сторона подавляется за счет перевеса другой в силе. Это может быть физическая сила, численное превосходство, деньги или деловой статус. Такой подход дает быстрое решение проблемы и обеспечивает достижение результата, но в то же время провоцирует применение негуманных, а порой и нечестных способов борьбы.
2. Подход с позиции праваподразумевает применение нормативных положений, правил в суде, арбитраже или третейском суде. Кроме того, он может включать в себя и оказание давления, если используется процедура исполнительного производства, традиции делового оборота, профессиональные и этические стандарты. Данный подход обеспечивает равенство сторон перед законом и может быть применен, если спорная ситуация явно подпадает под юридические нормы, а другие способы ее разрешения неэффективны.
3. Подход с позиции интересов – для того чтобы разрешить спор стороны стараются определить, что послужило основанием для возникновения спора и удовлетворить те интересы, которые были ущемлены. Данный подход ориентирован на справедливое разрешение спора с точки зрения того, что именно каждая сторона понимает под справедливостью, облегчает разрешение спора между сторонами на основе переговоров с участием нейтрального посредника, обеспечивает достижение сторонами взаимоприемлемого соглашения, помогает сохранить или восстановить отношения. Наиболее распространенные способы разрешения конфликтов с позиции интересов – переговоры и медиация.
Урегулирование юридического конфликта – результат организованного успешного побуждения (или принуждения) одного из субъектов права к тому или иному юридическому действию, выгодному другому субъекту противоборства или третьей стороне. Достигнутый таким образом «мир» не всегда прочен, поскольку исходная причина соперничества не устранена, постконфликтные отношения противников чреваты новой вспышкой борьбы.
Таким образом, динамическими показателями юридического конфликта являются: во-первых, конфликтная ситуация; во-вторых, конфликтное взаимодействие; в-третьих, завершение конфликта.
Виды юридических конфликтов
Как разновидность социальных конфликтов юридические конфликты могут подразделяться на типы по различным основаниям. По субъектам отношений они могут быть межличностными, групповыми, институциональными; по методам воздействия – насильственными и ненасильственными и т.д.
Выведение типологии и перечисление соответствующих им видов можно продолжить, но для нас важна такая типология, которая свойственна лишь юридическим конфликтам, а следовательно, указывает на их специфику. В основании такой типологии должны находиться те или иные юридические характеристики. К ним следует отнести отрасль права, к которой может быть отнесен конфликт; структуру нормы, к нему относящейся; разновидность правоприменительного учреждения.
Конфликты по отраслям права возможны практически в любой из отраслей права. Наиболее распространены конфликтные взаимоотношения, связанные с вопросами гражданского права (конфликты в области наследственного права, права собственности и т.д.), трудового права (восстановление на работе), семейного права (расторжение брака, взыскание алиментов), административного права (конфликты в области охраны здоровья населения, на транспорте), уголовного права (они называются криминальными, например, преступления против личности, собственности и др.) и т.д. Могут быть конфликты и смешанного характера, которые подпадают под действие норм различных отраслей права, или трансформируются из социальных в юридические конфликты. В качестве примера смешанного конфликта можно привести конфликт, возникший на почве ревности и закончившийся нанесением тяжких телесных повреждений супругу. Этот конфликт вовлекает в действие уголовное (наказание) и семейное право (развод).
Другой пример. Конфликт между супругами, возникший вследствие несовместимости их характеров, первоначально выступает как социально-психологический. Но неразрешенность противоречий между ними может повлечь за собой развод и раздел имущества, выяснение прав на ребенка и т.п. Следовательно, налицо трансформация социального конфликта в юридический.
По природе соответствующих правовых норм конфликты подразделяются на уполномочивающие, обязывающие и запрещающие. При уполномочивающей норме конфликт может возникнуть между уполномоченным субъектом и частным лицом (физическим или юридическим), чьи интересы нарушены этим уполномоченным субъектом. Например, конфликт между населением и местной администрацией из-за нарушения сроков подачи теплоснабжения в жилые дома.
При нарушении обязывающей нормы возможен конфликт между обязанным лицом и государством (его представителем). В этом случае не только гражданин обязан соблюдать соответствующую норму, но и государственный служащий должен требовать ее выполнения. Например, если милиционер, не желая вступать в конфликт с водителем автомобиля, просто отпустит его, он автоматически вступит в другой конфликт – с государством.
Нарушение запрещающих норм ведет к конфликту государства с физическим или юридическим лицом, допустившим его. Примером может служить конфликт браконьеров с инспекцией рыбоохраны.
По системе государственных правоприменительных или правоохранительных органов, т.е. связанных с работой соответствующих государственных органов, выделяют судебный конфликт, конфликт по поводу работы органов прокуратуры, полиции и т.п. Судебный процесс по своей конструкции содержит значительный элемент состязательности, а следовательно, является по природе своей конфликтогенным. Когда добавляется некомпетентность и взаимное недоверие сторон, то протекание процесса оказывается еще более острым, напряженным.
Большая загруженность сотрудников прокуратуры и органов внутренних дел также не способствует их качественной работе. Если в других видах труда напряженность возникает только в «аварийных ситуациях», то в деятельности сотрудников органов внутренних дел подобная обстановка постоянна. В этом еще один фактор конфликтности. Следует учитывать также, что деятельность характеризуемых институтов связана с пресечением нарушений законов гражданами и юридическими лицами, что, в свою очередь, еще более конфликтогенно.
По длительности во времени юридические конфликты бывают кратковременными и длящимися. К первой группе можно отнести, к примеру, конфликт между сотрудником ГИБДД и водителем, нарушившим правила движения, по поводу применения к последнему мер административной ответственности. Длящийся конфликт растягивается во временных границах, а, следовательно, для такого рода конфликтов чаще всего характерна эскалация. В качестве примера можно привести межгосударственный или межнациональный конфликт.
Как уже было отмечено ранее, рассмотренная классификация юридических конфликтов не является исчерпывающей и может быть продолжена по иным основаниям. В последующих главах будет приведен подробный анализ некоторых юридических конфликтов.
Глава 2
ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ