Тактика установления и развития психологических контактов.
Психологический контакт- это процесс установления и поддержания взаимного тяготения общающихся лиц. Если люди проникаются интересом доверием друг к другу, можно говорить, что между ними установился психологический контакт. Процесс общения, как правило, начинается со знакомства. Если предлог знакомства оказывается естественным и объяснимым, то общение налаживается и разговор идет довольно непринужденно и легко. Если же предлог не понятен или неестественен, не соответствует ситуации, развитие контакта затрудняется, а его перспектива остается довольно не ясной. В практической деятельности существует много самых различных приемов выбора предлога для знакомства. Условно их можно разделить на две группы: первая- активной стороной при знакомстве является субъект осуществляющий ОРД, вторая- активной стороной является объект, который возможно будет привлечен к сотрудничеству. В зависимости от ситуации и личности интересующего лица пригодной оказывается либо первая, либо вторая группа приемов. Однако, во всех случаях требуется творческий подход, находчивость оригинальность и сообразительность. Но нужно всегда помнить, что первое впечатление, как показывают исследования, складываются на основе восприятия: а) внешнего вида; б) экспрессивных реакций (мимики, жестов, походки); в) голоса, речи[2; 21,С.50-68].
Следует отметить, что если мы будем смотреть на людей только как на средство достижения своих целей, то ничто не сможет помочь нам понять этих людей и привлечь их внимание к себе. В практике оперативно- розыскной деятельности дружеское и заботливое отношение к интересующему лицу можно изобразить, используя положения системы К.С.Станиславского смысл которых заключается в осуществлении определенных физических действий. Это могут быть определенные жесты, высказывания и т.д. Очень важен во время сказанный комплемент.
Доверие и доброжелательность со стороны объекта- это самые существенные условия в развитии отношений. Объект, вступивший в процесс общения в фазу доверительности, приобретает уверенность в том, что он, полагаясь на своего партнера, ни чем не рискует. Предпосылкой такого состояния общающихся является взаимное понимание и доброжелательность[37,С.50] .
«Умение вести разговор - это талант», - утверждал французский писатель Стендаль. «Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом»,- считал английский естествоиспытатель и политический деятель Д. Леббок[19,C.37]. Неумение вести необходимую деловую беседу с интересующим лицом у оперативного сотрудника, безусловно, будет являться пробелом его оперативной и профессиональной деятельности.
Общение - сложный и многогранный процесс, который выступает одновременно и как информационный процесс, и как процесс взаимодействия индивидов, и как процесс их сопереживания и взаимопонимания[35;14] . Вне общения немыслимо человеческое общество, в том числе и правоохранительные органы. В структуре общения в классике выделяют три взаимосвязанных стороны:
1. Коммуникативная сторона общения состоит в обычном обмене информацией между общающимися субъектами.
2. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями.
3. Перцептивная сторона общения, как правило, означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе хорошего взаимопонимания [20].
В ходе оперативно- розыскной деятельности оперативный сотрудник и интересующий его человек, встретившись, обменивается между собой различными представлениями, идеями, настроениями, чувствами, установками и т.д. В условиях оперативно- розыскной деятельности информация не только передается, но и формируется, уточняется и даже очень часто развивается и совершенствуется[37,С.57] .
В зависимости от характера оперативно- розыскной деятельности, в процессе выполнения которой и по поводу которой осуществляется общение, а также в зависимости от сферы общественной жизни и от дистанции общения между общающимися может преобладать та или иная сторона общения - коммуникативная, интерактивная, перцептивная[37,С.64].
Отметим, что существуют универсальные приемы общения, эффективные применительно к различным сферам жизнедеятельности человека, в том числе и в оперативно- розыскной деятельности, в частности, тактичность, приветливость, чувство юмора и т.д. Думается, что приемы эффективные для нерегламентированного, свободного общения, очень часто могут оказаться неприемлемыми для служебного или делового общения. Приемы общения обычно развиваются стихийно, в процессе активного взаимодействия с партнерами. Большое влияние на этот процесс оказывают сложившиеся традиции, общий психологический климат социальных групп, в которые включена интересующая личность[37,С.65]. Если интересующий оперативного сотрудника человек относится к какой либо социальной группе, а в субъекте ОРД видит человека другой социальной группы, то это безусловно, не способствует созданию необходимого психологического контакта, атмосферы доверия, в данной ситуации не создается условие, для выполнения главной задачи- получения оперативной информации. В данной ситуации оперативному сотруднику нужно знать основные роли различных субкультур[28], в том числе, которые исполняет интересующий оперативного сотрудника человек в жизни, и направлять это лицо к занятию такой ролевой позиции, которая бы в наибольшей степени способствовала разрешению данной ситуации[6, С.79-81].