Исторический и современный аспект агентурной работы.
Исторический опыт показывает необходимость института сотрудничества отдельных лиц с государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, использование, которого позволило предотвратить многие преступления, в том числе, что особо актуально для современного периода, жестокие террористические акты и другие, тяжкие и особо тяжкие преступления. В связи с этим в общественном сознании, как представляется, формируется более взвешенная и объективная оценка характера сыска и его сердцевины - агентурной работы[3,7]. В настоящее время привычной становится информация о том, что за информацию о лицах, совершивших преступление, назначается вознаграждение[4].
Нужно отметить, что на протяжении истории Российской империи, да и в Советский период в России не было соответствующей нормативно- правовой регламентации проведения оперативно- розыскной деятельности. Лишь в конце ХХ века российские правоохранительные органы получили необходимую законодательную базу, обеспечивающую должную организацию оперативно- розыскной деятельности и создающую условия для приобретения агентурного аппарата субъектами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность. В том числе создании условий гарантирующих правовую и социальную защиту лицам, оказывающим конфиденциальное содействие силовым структурам.
Ранее в законодательных актах СССР и РСФСР содержались лишь указания на возможности проведения оперативно- розыскной деятельности. Так, в ст.29 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик [8], указывалось, что на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно- розыскных мер в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших. Аналогичное положение было закреплено и в ст.118 принятого в 1960 г. Уголовно- процессуального кодекса РСФСР [9]. Думается, понятно, что ранее оперативно- розыскная деятельность не имея собственного «открытого» закона, принимала руководство к действию из указаний, содержащихся как правило, в УПК РСФСР. На законодательном уровне понятие оперативно- розыскных мер не раскрывалось, а сложился в отношении оперативно- розыскной деятельности «культ секретности» [1,С.74]. Не предавалось огласке даже названия основных нормативных документов, регламентирующих проведение оперативно- розыскной деятельности, такие как : « О состоянии и мерах по улучшению практики ведения дел оперативной разработки и оперативной проверки», «Наставление по агентурной работе милиции»( Приказ МВД СССР 1974 г.), «Наставление по агентурно- оперативной работе оперативных аппаратов ИТУ МВД СССР»( Приказ МВД СССР от 27 декабря 1974 г.) и др. [39,С.57-59].
Впервые, сначала с принятием Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» [10] и Закона Российской Федерации От 13 марта 1992 г. «Об оперативно- розыскной деятельности в Российской Федерации»[11] в российской истории было сделано отступление от практики правового регулирования оперативно- розыскной деятельности спецслужб и правоохранительных органов исключительно закрытыми (секретными) ведомственными нормативно правовыми актами, а граждане, оказывающие содействие органам, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность, получили правовые гарантии защиты со стороны государства.
В настоящее время оперативно- розыскная деятельность регулируется целым рядом законов, основным из которых является Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144- ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности»[27] (далее – Закон об ОРД). Руководствуясь данным Федеральным Законом 22 мая 1996 года, на основании приказа № 004 МВД РФ было принято к действию «Наставление об основах организации и тактики ОРД ОВД». Поскольку данный нормативно правовой акт является «закрытым» (секретным), так как содержит сведения, содержащие государственную тайну, будем стараться рассматривать такую деликатную тему как «тактика», минимизировав риски разглашения секретных сведений. « Наставление об основах организации и тактики ОРД ОВД», детализирует вопросы, связанные с привлечением граждан с их согласия к сотрудничеству; выплаты денежных вознаграждений лицам оказывающим содействие органам, осуществляющим ОРД; проведение негласных оперативно- розыскных мероприятий; тактику ввода и вывода в камеру следственного изолятора агента для проведения внутрикамерной разработки [12] (ВКР); денежную компенсацию агентам за износ личной одежды при работе в камерах- изоляторах и др. Можно, сказать, что данный нормативный акт является неким «оперативно- розыскным кодексом», но имеющий гриф «совершенно секретно».
Говоря о тактике вообще в ОРД, следует указать, что, по мнению Г. Шнейкерта, « Тактика является неизбежным адекватным средством в борьбе против хитрых преступников»[38]. Для успешного выполнения тактических целей по приобретению агентурного аппарата целесообразно учитывать не только личные качества субъекта оперативно-розыскной деятельности, но необходимо руководствоваться и морально-этическими нормами взаимоотношений между этим субъектом и лицами, вовлекаемыми в его сферу деятельности. В федеральных законах, подзаконных актах невозможно учесть все нюансы личных взаимоотношений оперативного сотрудника. Невозможно детально регламентировать взаимоотношения с агентами, резидентами, доверенными лицами, содержателями явочных квартир. И практически не поддается всеобъемлющему правовому регулированию весь спектр взаимоотношений с гражданами, вовлекаемыми в сферу деятельности оперативного сотрудника. Все эти и другие проблемы, возможно, разрешить лишь при условии соблюдения оперативными работниками правовой культуры[26, С.25-26].
Системный анализ факторов, лежащий в основе выработки решения о привлечении лиц к негласному сотрудничеству, и последующая работа с ним предъявляют серьезные требования к самим сотрудникам. Это, прежде всего компетентность, высокий профессионализм, правовая культура и правосознание. Среди черт, необходимых для специфической оперативно- розыскной работы, особо следует отметить: честность, добросовестность и объективность, способность внушать людям доверие, общительность, тактичность, готовность брать на себя ответственность, хорошее знание особенностей преступного мира, умение вести доверительные беседы, авторитет и уважение не только среди своих коллег, но и лиц криминального окружения. Очевидно, что для негласной деятельности указанные черты приобретают определенные, прежде всего психологические качества.
К числу основных видов содействия относятся: 1) гласное; 2) негласное(конфиденциальное); 3) анонимное содействие. Содействие может осуществляться бесплатно и на платной основе. В зависимости от продолжительности оперативно- розыскных отношений выделяют однократное, кратковременное и долговременное содействие.
Как видно из закона используются два термина «содействие» и «сотрудничество». В связи с этим необходимо указать на смысл каждого понятия. Под содействием обычно понимается помощь, поддержка в какой либо деятельности, в каком либо деле [23,С.645; 29, С.351]. Сотрудничать- значит работать вместе, принимать участие в общем деле, быть сотрудником. Сотрудничество понимается как совместная деятельность [23,С.653; 29,С.408].
Лица, оказывающие содействие органам, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность, обязаны хранить в тайне сведения, ставшие им известные в ходе подготовки или проведения оперативно- розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам. Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность, как правило, располагают сведениями, содержащими государственную тайну, разглашение которых может нанести непоправимый ущерб как подготовке и проведению оперативно- розыскных мероприятий, так и иным отношениям, охраняемым законом. Сведения составляющие «государственную тайну», указаны в законе «О государственной тайне»[31].
Использование органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, содействия отдельных лиц полностью соответствует принципам, закрепленным в ст.3 Закона об ОРД. Согласно этой статье оперативно- розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации и сочетании гласных и негласных методов и средств.
Оказывающий содействие органам, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность, на контрактной [17] основе должен отвечать ряду специальных требований, которые определяются ведомственными нормативными актами этих органов.
Конфиденциальное сотрудничество может осуществляться и на бесконтрактной основе и выражаться в предоставлении субъектам, осуществляющим ОРД имеющейся у него информации, принадлежащих ему служебных или жилых помещений для решения задач ОРД посредством оперативно- розыскных мероприятий. Более детально, чем в Законе об ОРД вопросы конфиденциального содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность, раскрыт в «Наставлении об основах организации и тактики ОРД ОВД», которое является секретным и содержит сведения, относящиеся к государственной тайне.