Тема 20. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей
Практическое занятие. Время - 2 часа.
Цели: в ходе решения практических задач изучить круг уголовных дел, подсудных суду с участием присяжных заседателей; рассмотреть особенности проведения судебного разбирательства с участием присяжных заседателей.
Учебные вопросы:
Решение практических задач.
Задание на самоподготовку:
1. Изучить тему особенности производства в суде с участием присяжных заседателей.
2. Законспектировать ответы на учебные вопросы в тетрадь для практических занятий.
Список рекомендованных к занятию источников:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»: Версия Проф.
2. О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»: Версия Проф.
3. Актуальные проблемы уголовно-процессуального права [Текст]: учебное пособие / под ред. О.В. Химичевой, О. В. Мичуриной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2014. - 287 с.
4. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской федерации (постатейный) [Текст] / Б.Т. Безлепкин. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2013. - 752 с.
5. Особенности судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей [Текст] : учебное пособие / А.А. Хайдаров; под ред. В.П. Малкова. - Казань : КЮИ МВД России, 2013. - 35 с.
6. Уголовно-процессуальное право в структурно-логических схемах [Текст]: учеб. пособие / Ф.К. Зиннуров, С.Я. Казанцев, Ф.Р. Хисамутдинов и др.; под. ред. Ф.К. Зиннурова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. - 231 с.
7. Уголовный процесс России [Текст]: учебное пособие (для подготовки к экзаменам) / В.Ю. Белицкий, Д.А. Воронов, С.В. Кравцова и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - [Б. м.] : Барнаульский юридический институт МВД России, 2013. - 303 с.
8. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс) [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»/ В.К. Бобров [и др.].- Электрон. текстовые данные.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 727 c.
9. Уголовный процесс (общая часть) [Текст]: курс лекций / под общ. ред. И. А. Антонова. - М. : ДГСК МВД России, 2015. - 232 с.
Тема 24. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Практическое занятие. Время - 2 часа.
Цели: в ходе решения практических задач изучить особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних; рассмотреть особенности судебного разбирательства уголовных дел в отношении несовершеннолетних.
Учебные вопросы:
Решение практических задач.
Задание на самоподготовку:
1. Изучить тему производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
2. Законспектировать ответы на учебные вопросы в тетрадь для практических занятий.
Список рекомендованных к занятию источников:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»: Версия Проф.
2. Актуальные проблемы уголовно-процессуального права [Текст]: учебное пособие / под ред. О.В. Химичевой, О. В. Мичуриной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2014. - 287 с.
3. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской федерации (постатейный) [Текст] / Б.Т. Безлепкин. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2013. - 752 с.
4. Уголовно-процессуальное право в структурно-логических схемах [Текст]: учеб. пособие / Ф.К. Зиннуров, С.Я. Казанцев, Ф.Р. Хисамутдинов и др.; под. ред. Ф.К. Зиннурова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. - 231 с.
5. Уголовный процесс России [Текст]: учебное пособие (для подготовки к экзаменам) / В.Ю. Белицкий, Д.А. Воронов, С.В. Кравцова и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - [Б. м.] : Барнаульский юридический институт МВД России, 2013. - 303 с.
6. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс) [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»/ В.К. Бобров [и др.].- Электрон. текстовые данные.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 727 c.
7. Уголовный процесс (общая часть) [Текст]: курс лекций / под общ. ред. И. А. Антонова. - М. : ДГСК МВД России, 2015. - 232 с.
Тематика контрольных работ
1. Понятие и назначение уголовного судопроизводства (уголовного процесса).
2. Разумный срок уголовного судопроизводства.
3. Законность как принцип уголовного судопроизводства.
4. Принцип независимость судей.
5. Неприкосновенность личности как принцип уголовного судопроизводства.
6. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.
7. Неприкосновенность жилища как принцип уголовного судопроизводства.
8. Презумпция невиновности в уголовном судопроизводстве.
9. Состязательность сторон как принцип уголовного судопроизводства.
10. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту как принцип уголовного судопроизводства.
11. Уголовное преследование: понятие и виды.
12. Суд как участник уголовного судопроизводства.
13. Прокурор как участник уголовного судопроизводства.
14. Следователь и руководитель следственного органа как участники уголовного судопроизводства.
15. Процессуальный статус и полномочия дознавателя в уголовном судопроизводстве.
16. Органы дознания в уголовно-процессуальном законодательстве.
17. Потерпевший в уголовном судопроизводстве.
18. Подозреваемый как участник уголовного судопроизводства.
19. Обвиняемый как участник уголовного судопроизводства.
20. Защитник как участник уголовного судопроизводства.
21. Представительство в уголовном судопроизводстве.
22. Гражданский истец и гражданский ответчик в уголовном судопроизводстве.
23. Свидетель как участник уголовного судопроизводства.
24. Специалист и эксперт в уголовном судопроизводстве.
25. Доказательства в уголовном судопроизводстве.
26. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу.
27. Доказывание в уголовном судопроизводстве.
28. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности.
29. Задержание подозреваемого.
30. Избрание, изменение и отмена мер пресечения.
31. Система иных мер процессуального принуждения.
32. Обжалование как форма правовой защиты прав участников уголовного судопроизводства.
33. Заявление и разрешение ходатайств в уголовном судопроизводстве.
34. Приостановление предварительного расследования: понятие, основание, условия, порядок и значение.
35. Возобновление предварительного расследования по уголовному делу: порядок, основания, условия. Субъекты, правомочные принимать решение о возобновлении предварительного расследования.
36. Понятие и основания прекращения уголовного дела, его значение в уголовном судопроизводстве.
37. Понятие и основания прекращения уголовного преследования, его значение в уголовном судопроизводстве.
38. Порядок прекращения уголовного дела и уголовного преследования, а также последствия, принятия таких решений.
39. Понятие и значение окончания предварительного расследования.
40. Порядок уведомления участников уголовного судопроизводства об окончании производства следственных действий.
41. Порядок ознакомления с материалами уголовного дела потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, а также обвиняемого и его защитника.
6. Методические рекомендации по написанию контрольных работ
6.1. Цели и задачи контрольной работы, ее место в изучении дисциплины
Рабочим учебным планом по специальности 40.03.01 – Юриспруденция для слушателей заочной формы обучения предусматривается написание контрольной работы по дисциплине «Уголовный процесс». Этот вид письменной работы выполняется по темам, выбранным слушателями самостоятельно.
Контрольная работа – самостоятельный труд слушателя, который способствует углубленному изучению учебного материала.
Контрольная работа является одним из основных видов самостоятельной учебной работы слушателей и служит формой контроля за освоением ими учебного материала по дисциплине, уровнем знаний, умений и навыков.
Выполнение контрольной работы способствует формированию у слушателей навыков самостоятельной работы с первоисточниками, учебной, научной и специальной литературой, позволяет выработать умения выделять в них главное, анализировать прочитанный материал, делать обобщения и выводы, логично излагать изученное.
Работа над контрольным заданием позволяет систематизировать, закрепить и расширить знания по учебной дисциплине, повысить не только теоретическую, но и практическую подготовку слушателей.
Цель выполняемой работы:
-освоить самостоятельно материал дисциплины, который изучается на соответствующем курсе;
- получить специальные знания по выбранной теме;
- получить навыки работы с нормативными правовыми актами, учебной и научной литературой.
Основные задачи выполняемой работы:
1) закрепление теоретических знаний;
2) выработка навыков самостоятельной работы;
3) выяснение подготовленности слушателя к практической работе в ОВД.
Весь процесс написания контрольной работы можно условно разделить на следующие этапы:
а) выбор темы и составление предварительного плана работы;
б) сбор научной информации, изучение литературы;
в) анализ составных частей проблемы, изложение темы;
г) обработка материала в целом.
Тема контрольной работы выбирается слушателем самостоятельно из предложенного списка тем.
Подготовку контрольной работы следует начинать с изучения соответствующего раздела учебника, учебных пособий по данной теме и конспектов лекций прочитанных ранее. Приступать к выполнению работы без изучения основных положений и понятий науки, не следует, так как в этом случае слушатель, как правило, плохо ориентируется в материале, не может отграничить смежные вопросы и сосредоточить внимание на основных, первостепенных проблемах рассматриваемой темы.
После выбора темы необходимо внимательно изучить методические рекомендации по подготовке контрольной работы, составить план работы, который должен включать основные вопросы, охватывающие в целом всю прорабатываемую тему.
6.2. Порядок выбора варианта контрольной работы обучаемым
Перечень тем разрабатывается преподавателем, как правило, ведущим соответствующую дисциплину, обсуждается на заседании кафедры уголовного процесса и утверждается начальником кафедры.
При выборе темы контрольной работы слушателю следует ориентироваться на последний номер своей зачетной книжки. Например, слушатель, номер зачетной книжки которого 1 или 101, может выбрать тему под номером 1 (один), 11 (одиннадцать), 21 (двадцать один) и т.д., а слушатель, имеющий зачетную книжку под номером 54 или 254 - тему номер 4 (четыре), 14 (четырнадцать), 24 (двадцать четыре) и т.д.
Рекомендации по работе с источниками и литературой
На первоначальном этапе работы необходимо, прежде всего, установить круг литературных и официально-документальных источников, относящихся к теме исследования.
На этом этапе у обучаемых формируются практические навыки получения и систематизации необходимой информации, анализа теоретических концепций, законодательных и иных нормативных актов, эмпирических материалов, в той или иной степени соприкасающихся с исследуемой проблематикой.
При подготовке работы следует использовать следующую научную литературу:
– монографии (книги, посвященные изучению наиболее значимых для теоретико-правовой науки проблемных вопросов);
– статьи в научных журналах;
– статьи и сборники научных трудов;
– статьи в сборниках тезисов выступлений на научных конференциях;
– авторефераты и рукописи диссертаций;
– аннотации монографий иностранных авторов в реферативных сборниках.
Для поиска общенаучной и специальной правовой литературы следует использовать:
– предметные и систематические каталоги библиотек;
– библиографические указатели;
– реферативные журналы;
– указатели, опубликованные в журналах статей и материалов (данные указатели, как правило, помещаются в последнем номере журнала за истекший год).
Рекомендуется обратить внимание на следующие научные журналы:
– «Государство и право»;
– «Правоведение»;
– «Российская юстиция»;
– «Российский юридический журнал»;
– «Хозяйство и право»;
– «Гражданин и право»;
– «Социологические исследования» (Социс) и др.
Кроме этого, нужно использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или в помещенных в конце книги (статьи) примечаниях, списках литературы.
Сегодня широко распространены автоматизированные компьютерные правовые системы «Кодекс», «Гарант», «Консультант плюс» и др., которые содержат информацию о действующих нормативных актах и экономят время по их поиску.
Так, в частности, в указанных правовых системах имеются Федеральное законодательство, законодательство Субъектов РФ, нормативные акты исполнительной власти всех уровней, а также различных министерств и ведомств. Кроме того, даются научные комментарии к различным нормативным актам, в ряде журналов имеются статьи по уголовно-процессуальным дисциплинам, а также судебная и следственная практика.
Помимо этого можно использовать ресурсы телекоммуникационной сети INTERNET.
При выполнении контрольной работы необходимо использовать нормативно-правовые, правоприменительные, официальные и научные комментарии, содержащиеся как в открытой печати, так и в источниках различных министерств и ведомств (ведомственные инструкции, письма, протоколы и т. п.).
Изучать нормативно-правовые и иные юридически значимые документы следует по официальным изданиям соответствующих правотворческих и правоприменительных органов.
К числу таких изданий относятся:
– «Собрание законодательства РФ»;
– «Собрание актов Президента и Правительства РФ» (с 1993 г.);
– «Ведомости Федерального Собрания РФ»;
– «Ведомости Верховного Совета РФ» (до 1994 г.);
– «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»;
– «Бюллетень Верховного Суда РФ»;
– «Вестник Высшего Арбитражного суда РФ», а также необходимо следить за публикацией нормативных актов в периодической печати:
– «Российская газета»;
– «Российские Вести»;
– «Экономика и жизнь», и др.
По большинству тем контрольных работ требуется изучение и обобщение практики применения законодательных и иных нормативных актов.
В связи с этим перед автором контрольной работы стоит задача изучить и обобщить правоприменительную практику.
Это позволит установить тенденции и выявить имеющиеся недостатки и пробелы в действующем законодательстве, наметить пути повышения его эффективности, дать соответствующие рекомендации по дальнейшему усовершенствованию правоприменительной практики.
Собранные материалы в виде письменного обзора (справки, проекты договоров, Уставов, Положений, таблицы, графики, схемы и иные документы) могут прилагаться к контрольной работе.
При выполнении контрольной работы не допускается дословное переписывание текста литературы, за исключением цитат, которые должны соответствующим образом оформляться (подстрочные постраничные примечания - ссылки на использованные источники). Обучаемому необходимо творчески осмыслить изученную литературу и изложить содержание контрольной работы самостоятельно. Необходимо ориентироваться на обязательное использование при предварительной проработке вопросов темы конспектов установочных лекций и, при необходимости, привлечение материалов практических подразделений органов внутренних дел.