Тема 20. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей

Практическое занятие. Время - 2 часа.

Цели: в ходе решения практических задач изучить круг уголовных дел, подсудных суду с участием присяжных заседателей; рассмотреть особенности проведения судебного разбирательства с участием присяжных заседателей.

Учебные вопросы:

Решение практических задач.

Задание на самоподготовку:

1. Изучить тему особенности производства в суде с участием присяжных заседателей.

2. Законспектировать ответы на учебные вопросы в тетрадь для практических занятий.

Список рекомендованных к занятию источников:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»: Версия Проф.

2. О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»: Версия Проф.

3. Актуальные проблемы уголовно-процессуального права [Текст]: учебное пособие / под ред. О.В. Химичевой, О. В. Мичуриной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2014. - 287 с.

4. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской федерации (постатейный) [Текст] / Б.Т. Безлепкин. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2013. - 752 с.

5. Особенности судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей [Текст] : учебное пособие / А.А. Хайдаров; под ред. В.П. Малкова. - Казань : КЮИ МВД России, 2013. - 35 с.

6. Уголовно-процессуальное право в структурно-логических схемах [Текст]: учеб. пособие / Ф.К. Зиннуров, С.Я. Казанцев, Ф.Р. Хисамутдинов и др.; под. ред. Ф.К. Зиннурова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. - 231 с.

7. Уголовный процесс России [Текст]: учебное пособие (для подготовки к экзаменам) / В.Ю. Белицкий, Д.А. Воронов, С.В. Кравцова и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - [Б. м.] : Барнаульский юридический институт МВД России, 2013. - 303 с.

8. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс) [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»/ В.К. Бобров [и др.].- Электрон. текстовые данные.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 727 c.

9. Уголовный процесс (общая часть) [Текст]: курс лекций / под общ. ред. И. А. Антонова. - М. : ДГСК МВД России, 2015. - 232 с.

Тема 24. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Практическое занятие. Время - 2 часа.

Цели: в ходе решения практических задач изучить особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних; рассмотреть особенности судебного разбирательства уголовных дел в отношении несовершеннолетних.

Учебные вопросы:

Решение практических задач.

Задание на самоподготовку:

1. Изучить тему производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

2. Законспектировать ответы на учебные вопросы в тетрадь для практических занятий.

Список рекомендованных к занятию источников:

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»: Версия Проф.

2. Актуальные проблемы уголовно-процессуального права [Текст]: учебное пособие / под ред. О.В. Химичевой, О. В. Мичуриной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2014. - 287 с.

3. Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской федерации (постатейный) [Текст] / Б.Т. Безлепкин. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2013. - 752 с.

4. Уголовно-процессуальное право в структурно-логических схемах [Текст]: учеб. пособие / Ф.К. Зиннуров, С.Я. Казанцев, Ф.Р. Хисамутдинов и др.; под. ред. Ф.К. Зиннурова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. - 231 с.

5. Уголовный процесс России [Текст]: учебное пособие (для подготовки к экзаменам) / В.Ю. Белицкий, Д.А. Воронов, С.В. Кравцова и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - [Б. м.] : Барнаульский юридический институт МВД России, 2013. - 303 с.

6. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс) [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»/ В.К. Бобров [и др.].- Электрон. текстовые данные.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.- 727 c.

7. Уголовный процесс (общая часть) [Текст]: курс лекций / под общ. ред. И. А. Антонова. - М. : ДГСК МВД России, 2015. - 232 с.

Тематика контрольных работ

1. Понятие и назначение уголовного судопроизводства (уголовного процесса).

2. Разумный срок уголовного судопроизводства.

3. Законность как принцип уголовного судопроизводства.

4. Принцип независимость судей.

5. Неприкосновенность личности как принцип уголовного судопроизводства.

6. Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

7. Неприкосновенность жилища как принцип уголовного судопроизводства.

8. Презумпция невиновности в уголовном судопроизводстве.

9. Состязательность сторон как принцип уголовного судопроизводства.

10. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту как принцип уголовного судопроизводства.

11. Уголовное преследование: понятие и виды.

12. Суд как участник уголовного судопроизводства.

13. Прокурор как участник уголовного судопроизводства.

14. Следователь и руководитель следственного органа как участники уголовного судопроизводства.

15. Процессуальный статус и полномочия дознавателя в уголовном судопроизводстве.

16. Органы дознания в уголовно-процессуальном законодательстве.

17. Потерпевший в уголовном судопроизводстве.

18. Подозреваемый как участник уголовного судопроизводства.

19. Обвиняемый как участник уголовного судопроизводства.

20. Защитник как участник уголовного судопроизводства.

21. Представительство в уголовном судопроизводстве.

22. Гражданский истец и гражданский ответчик в уголовном судопроизводстве.

23. Свидетель как участник уголовного судопроизводства.

24. Специалист и эксперт в уголовном судопроизводстве.

25. Доказательства в уголовном судопроизводстве.

26. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу.

27. Доказывание в уголовном судопроизводстве.

28. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности.

29. Задержание подозреваемого.

30. Избрание, изменение и отмена мер пресечения.

31. Система иных мер процессуального принуждения.

32. Обжалование как форма правовой защиты прав участников уголовного судопроизводства.

33. Заявление и разрешение ходатайств в уголовном судопроизводстве.

34. Приостановление предварительного расследования: понятие, основание, условия, порядок и значение.

35. Возобновление предварительного расследования по уголовному делу: порядок, основания, условия. Субъекты, правомочные принимать решение о возобновлении предварительного расследования.

36. Понятие и основания прекращения уголовного дела, его значение в уголовном судопроизводстве.

37. Понятие и основания прекращения уголовного преследования, его значение в уголовном судопроизводстве.

38. Порядок прекращения уголовного дела и уголовного преследования, а также последствия, принятия таких решений.

39. Понятие и значение окончания предварительного расследования.

40. Порядок уведомления участников уголовного судопроизводства об окончании производства следственных действий.

41. Порядок ознакомления с материалами уголовного дела потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, а также обвиняемого и его защитника.

6. Методические рекомендации по написанию контрольных работ

6.1. Цели и задачи контрольной работы, ее место в изучении дисциплины

Рабочим учебным планом по специальности 40.03.01 – Юриспруденция для слушателей заочной формы обучения предусматривается написание контрольной работы по дисциплине «Уголовный процесс». Этот вид письменной работы выполняется по темам, выбранным слушателями самостоятельно.

Контрольная работа – самостоятельный труд слушателя, который способствует углубленному изучению учебного материала.

Контрольная работа является одним из основных видов самостоятельной учебной работы слушателей и служит формой контроля за освоением ими учебного материала по дисциплине, уровнем знаний, умений и навыков.

Выполнение контрольной работы способствует формированию у слушателей навыков самостоятельной работы с первоисточниками, учебной, научной и специальной литературой, позволяет выработать умения выделять в них главное, анализировать прочитанный материал, делать обобщения и выводы, логично излагать изученное.

Работа над контрольным заданием позволяет систематизировать, закрепить и расширить знания по учебной дисциплине, повысить не только теоретическую, но и практическую подготовку слушателей.

Цель выполняемой работы:

-освоить самостоятельно материал дисциплины, который изучается на соответствующем курсе;

- получить специальные знания по выбранной теме;

- получить навыки работы с нормативными правовыми актами, учебной и научной литературой.

Основные задачи выполняемой работы:

1) закрепление теоретических знаний;

2) выработка навыков самостоятельной работы;

3) выяснение подготовленности слушателя к практической работе в ОВД.

Весь процесс написания контрольной работы можно условно разделить на следующие этапы:

а) выбор темы и составление предварительного плана работы;

б) сбор научной информации, изучение литературы;

в) анализ составных частей проблемы, изложение темы;

г) обработка материала в целом.

Тема контрольной работы выбирается слушателем самостоятельно из предложенного списка тем.

Подготовку контрольной работы следует начинать с изучения соответствующего раздела учебника, учебных пособий по данной теме и конспектов лекций прочитанных ранее. Приступать к выполнению работы без изучения основных положений и понятий науки, не следует, так как в этом случае слушатель, как правило, плохо ориентируется в материале, не может отграничить смежные вопросы и сосредоточить внимание на основных, первостепенных проблемах рассматриваемой темы.

После выбора темы необходимо внимательно изучить методические рекомендации по подготовке контрольной работы, составить план работы, который должен включать основные вопросы, охватывающие в целом всю прорабатываемую тему.

6.2. Порядок выбора варианта контрольной работы обучаемым

Перечень тем разрабатывается преподавателем, как правило, ведущим соответствующую дисциплину, обсуждается на заседании кафедры уголовного процесса и утверждается начальником кафедры.

При выборе темы контрольной работы слушателю следует ориентироваться на последний номер своей зачетной книжки. Например, слушатель, номер зачетной книжки которого 1 или 101, может выбрать тему под номером 1 (один), 11 (одиннадцать), 21 (двадцать один) и т.д., а слушатель, имеющий зачетную книжку под номером 54 или 254 - тему номер 4 (четыре), 14 (четырнадцать), 24 (двадцать четыре) и т.д.

Рекомендации по работе с источниками и литературой

На первоначальном этапе работы необходимо, прежде всего, установить круг литературных и официально-документальных источников, относящихся к теме исследования.

На этом этапе у обучаемых формируются практические навыки получения и систематизации необходимой информации, анализа теоретических концепций, законодательных и иных нормативных актов, эмпирических материалов, в той или иной степени соприкасающихся с исследуемой проблематикой.

При подготовке работы следует использовать следующую научную литературу:

– монографии (книги, посвященные изучению наиболее значимых для теоретико-правовой науки проблемных вопросов);

– статьи в научных журналах;

– статьи и сборники научных трудов;

– статьи в сборниках тезисов выступлений на научных конференциях;

– авторефераты и рукописи диссертаций;

– аннотации монографий иностранных авторов в реферативных сборниках.

Для поиска общенаучной и специальной правовой литературы следует использовать:

– предметные и систематические каталоги библиотек;

– библиографические указатели;

– реферативные журналы;

– указатели, опубликованные в журналах статей и материалов (данные указатели, как правило, помещаются в последнем номере журнала за истекший год).

Рекомендуется обратить внимание на следующие научные журналы:

– «Государство и право»;

– «Правоведение»;

– «Российская юстиция»;

– «Российский юридический журнал»;

– «Хозяйство и право»;

– «Гражданин и право»;

– «Социологические исследования» (Социс) и др.

Кроме этого, нужно использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или в помещенных в конце книги (статьи) примечаниях, списках литературы.

Сегодня широко распространены автоматизированные компьютерные правовые системы «Кодекс», «Гарант», «Консультант плюс» и др., которые содержат информацию о действующих нормативных актах и экономят время по их поиску.

Так, в частности, в указанных правовых системах имеются Федеральное законодательство, законодательство Субъектов РФ, нормативные акты исполнительной власти всех уровней, а также различных министерств и ведомств. Кроме того, даются научные комментарии к различным нормативным актам, в ряде журналов имеются статьи по уголовно-процессуальным дисциплинам, а также судебная и следственная практика.

Помимо этого можно использовать ресурсы телекоммуникационной сети INTERNET.

При выполнении контрольной работы необходимо использовать нормативно-правовые, правоприменительные, официальные и научные комментарии, содержащиеся как в открытой печати, так и в источниках различных министерств и ведомств (ведомственные инструкции, письма, протоколы и т. п.).

Изучать нормативно-правовые и иные юридически значимые документы следует по официальным изданиям соответствующих правотворческих и правоприменительных органов.

К числу таких изданий относятся:

– «Собрание законодательства РФ»;

– «Собрание актов Президента и Правительства РФ» (с 1993 г.);

– «Ведомости Федерального Собрания РФ»;

– «Ведомости Верховного Совета РФ» (до 1994 г.);

– «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»;

– «Бюллетень Верховного Суда РФ»;

– «Вестник Высшего Арбитражного суда РФ», а также необходимо следить за публикацией нормативных актов в периодической печати:

– «Российская газета»;

– «Российские Вести»;

– «Экономика и жизнь», и др.

По большинству тем контрольных работ требуется изучение и обобщение практики применения законодательных и иных нормативных актов.

В связи с этим перед автором контрольной работы стоит задача изучить и обобщить правоприменительную практику.

Это позволит установить тенденции и выявить имеющиеся недостатки и пробелы в действующем законодательстве, наметить пути повышения его эффективности, дать соответствующие рекомендации по дальнейшему усовершенствованию правоприменительной практики.

Собранные материалы в виде письменного обзора (справки, проекты договоров, Уставов, Положений, таблицы, графики, схемы и иные документы) могут прилагаться к контрольной работе.

При выполнении контрольной работы не допускается дословное переписывание текста литературы, за исключением цитат, которые должны соответствующим образом оформляться (подстрочные постраничные примечания - ссылки на использованные источники). Обучаемому необходимо творчески осмыслить изученную литературу и изложить содержание контрольной работы самостоятельно. Необходимо ориентироваться на обязательное использование при предварительной проработке вопросов темы конспектов установочных лекций и, при необходимости, привлечение материалов практических подразделений органов внутренних дел.

Наши рекомендации