Криминологическая характеристика особенностей личности несовершеннолетних преступников

Преступность несовершеннолетних в первую очередь определяет­ся особенностями личности преступника. Главное при ее рассмотре­нии, как было отмечено выше, - возраст. С ним связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структу­ре личности. Возрастом обусловлен определенный уровень развития сил, интеллекта, влечений и даже «физическая» возможность совер­шения определенных преступлений. Процесс социализации человека начинается с раннего возраста, когда он начинает усваивать роли, ко­торые формируют его личностные качества. Именно в детстве чело­век складывается как общественное существо, у него развиваются ин­теллект, умение анализировать и обобщать окружающие явления, способность предвидеть возможные последствия своих поступков; вырабатываются такие волевые качества, как настойчивость, целеус­тремленность, самоконтроль, активность, инициатива; формируются самосознание, чувство собственного достоинства, стремление к само­стоятельности. Все это тесно связано с последующим поведением лич­ности несовершеннолетнего.

Возраст несовершеннолетних определяет целый ряд особеннос­тей психики, ее неустойчивость, обусловленную процессом станов­ления личности, физического и духовного развития организма, по­лового созревания. Эти особенности психики несовершеннолетних во многом способствуют их антиобщественным действиям в ре­зультате:

- искаженного представления о подлинной сущности и значении таких важнейших нравственных понятий, как смелость, трусость, верность, предательство, дружба, измена, героизм, мужество, скром­ность;

- ошибок в оценках отдельных лиц. явлений, событий, неумения оценить человека в совокупности всех его свойств и качеств;

- предпочтения внешним проявлениям человека без учета его под­линных мотивов и целей;

- эмоциональной неуравновешенности, неустойчивости, повышен­ной возбудимости, резкой смены настроений;

- обостренного отношения к окружающему, ко всему новому; не­знакомому при отсутствии необходимых знаний и опыта;

- повышенной физической активности, инициативности, избытка сил и энергии, обусловленных подъемом жизнедеятельности;

- стремления к самостоятельности, к самовыражению и самоут­верждению «любой ценой»;

- неприятия «чужих советов», педагогических сентенций старших и иных форм воспитательного воздействия;

- желания показать и доказать свою «зрелость», стремления к ли­дерству;

- внушаемости, излишней доверчивости, склонности к подража­тельству.

Из-за неустойчивости психики несовершеннолетние легко под­даются влиянию со стороны взрослых преступников, склонны ро­мантизировать преступный мир. Они, с одной стороны, болезненно реагируют на любые формы проявления по отношению к себе не­справедливости, а с другой - не терпят излишней опеки. Для них ха­рактерно стремление казаться взрослыми. При этом неадекватным выражением такого стремления может явиться совершение проти­воправного поступка.

Рассмотренные выше личностные особенности несовершеннолет­них, совершивших преступления, выражаются главным образом в мотивации их преступного поведения, которая сводится в основном к следующему:

- преобладание «детских» мотивов - совершение преступления из озорства, любопытства, желания утвердить себя в глазах сверстни­ков, стремления обладать модными вещами и т.п.;

- ситуативность мотивов;

- деформация какого-то одного элемента сферы потребностей, ин­тересов, взглядов. Например, гипертрофированное понимание това­рищества, стремление поднять свой престиж.

Преступность несовершеннолетних: причины и условия,

Предупреждение

Причины преступности несовершеннолетних - можно разделить на две большие группы:

а) связанные с личностными особенностями несовершеннолетних;

б) отражающие недостатки общественного устройства.

Первая группа причин определяется подростковым нигилизмом, когда в душе внешне беспристрастных людей нередко кипят страсти, а за грубостью у юношей скрывается робость; катастрофическим сни­жением интеллектуального потенциала (до 6% учащихся не в состоя­нии усвоить школьную программу, 30% испытывают при этом затруд­нения, 70% школьников имеют дефектный генотип). Кроме того, следует особо подчеркнуть, что, по подсчетам специалистов, акценту­ированных личностей среди граждан - около 40%, а среди несовер­шеннолетних этот процент еще выше. В результате у несовершенно­летних проявляется рост корыстной и сексуальной агрессивности, хулиганства.

Вторая группа причин охватывает противоречия социального и экономического состояния общества.

В криминологической литературе в последние годы сложилось ус­тойчивое мнение о том, что главной причиной преступности несовер­шеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Конечно, все это влияет и на взрослую преступность, однако стреми­тельное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подро­стках, ибо во все времена несовершеннолетние были и остаются наи­более уязвимой частью общества. Уязвимость заключается в том, что отличающие несовершеннолетних особенности (неустоявшаяся пси­хика, не сформированная до конца система ценностей) делают их бо­лее подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди про­тивостоят гораздо успешнее.

Одно из негативных проявлений экономического кризиса - сокра­щение рабочих мест, приводящее к безработице подростков, в част­ности, отбывших наказание в воспитательных учреждениях.

Специфической причиной преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества является катастрофическое по­ложение с организацией досуга детей и подростков по месту жи­тельства.

Обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последст­виям.

В современных условиях основными направлениями совершенст­вования профилактики безнадзорности и правонарушений несовер­шеннолетних являются:

- гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения;

- профессионализация в воспитательно-профилактической и за­щитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующих­ся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и обществен­ного воспитания;

- усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабили­тации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;

- признание семьи в качестве ведущего института социализации детей и подростков, осуществление социальных мер социально-пра­вовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;

- строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, пра­воохранительными органами, общественными объединениями при их -тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации госу­дарственной молодежной политики.

Наши рекомендации