Прокурор как субъект оперативно-розыскных правоотношений

Прокурорский надзор за исполнением Федерального Закона об ОРД осуществляют:

1) Генеральный прокурор Российской Федерации;
2) уполномоченные им прокуроры (ст. 21 Федерального Закона об ОРД).

Согласно ст. 129 Конституции Российской Федерации прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Следовательно, Генеральный прокурор Российской Федерации - высшее должностное лицо прокуратуры России. Он возлагает данную систему прокурорских органов. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации (ч. 2 ст. 129 Конституции Российской Федерации)

Уполномоченными прокурорами являются должностные лица прокуратуры России, наделенные законодателем государственно-властными полномочиями по надзору за исполнением законов государственными органами и непосредственно уполномоченные решением Генерального прокурора Российской Федерации надзирать за исполнением Федерального Закона об ОРД.

Приказом генерального прокурора от 09 августа 1996 года № 48 “Об оперативно-розыскной деятельности” предписано проводить такой надзор за оперативно-розыскными органами прокурорам субъектов Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, других территориальным, военным и иным специализированным прокурорам субъектов Федерации, а в Генеральной прокуратуре Российской Федерации – заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, Главного военного прокурора и его заместителям, начальникам управлений и отделов и их заместителям (старшим помощникам и помощникам), старшим прокурорам и прокурорам в соответствии с их функциональными обязанностями.

Прокуроры республик, краев, областей, автономной области, автономных округов городов Москвы и Санкт-Петербурга своими приказами устанавливают, кто из подчиненных им прокуроров, кроме прокуроров городов и районов, полномочен надзирать за оперативно-розыскной деятельностью.

В городских, районных и приравненных к ним прокуратурах надзор за исполнением Федерального Закона об ОРД осуществляет, как правило, непосредственно сам прокурор.

Полномочия прокуроров по надзору за исполнением Федерального Закона об ОРД составляют круг их предмета ведения и соответствующих взаимосвязанных обязанностей и прав.

Согласно ст. 29 Закона о прокуратуре предметом надзораза исполнением законов оперативно-розыскными органами является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а в соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального Закона об ОРД – исполнение предписаний этого Федерального закона. В частности, к ним относится:

  • рассмотрение жалоб на оперативно-розыскные органы (ч. 3 ст. 5 Федерального Закона об ОРД);
  • законность и обоснованность решений, принимаемых должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и в том числе при производстве дел оперативного учета (ст. 10 Федерального Закона об ОРД).

Следует знать, что в ч.3 ст. 5 Федерального Закона об ОРД предусмотрено исключение из общего правила предоставления прокурору соответствующих сведений, т.е. изложен круг данных, которые не входят в предмет прокурорского надзора. Это предписание Федерального Закона об ОРД детализирует и наполняет конкретным содержанием принцип конспирации оперативно-розыскной деятельности. Так, в целях соблюдения принципа конспирации законодатель предусмотрел специальное дополнительное условие возможного разглашения оперативно-розыскным органом сведений о конфидентах. Информация о них представляется соответствующим прокурорам только с письменного согласия этих лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. В письменном материале (заявление и т.п.) должно быть недвусмысленно отражено явно выраженное добровольное согласие конкретного конфидента на ознакомление прокурора с имеющимися о нем в оперативно-розыскном органе оперативно-служебными документами.

Обязанности возложены на прокуроров, прежде всего Законом о прокуратуре (ст. 30) и УПК РФ, а также Федерального Закона об ОРД. Так, согласно Федерального Закона об ОРД прокурор обязан:

  • рассматривать жалобы (ч. 3 ст. 5 Федерального Закона об ОРД);
  • принимать меры по восстановлению прав лиц (ч. 9 ст. 5 Федерального Закона об ОРД);
  • проверять порядок оперативно-розыскных мероприятий и законность решений оперативно-розыскного органа (ч. 2 ст. 21 Федерального Закона об ОРД);
  • обеспечивать защиту сведений, содержащихся в представляемых прокурору документах и материалах (ч. 4 ст. 21 Федерального Закона об ОРД).

Необходимость защиты сведений вызвана их особым содержанием. Как правило, эти данные составляют государственную тайну. Обязанность обеспечения защиты сведений возлагается исключительно на прокуроров, указанных в ч. 1 ст. 21 Федерального Закона об ОРД, т.е. на Генерального прокурора Российской Федерации и уполномоченных им прокуроров. Порядок обеспечения защиты сведений изложен в нормативных правовых актах органов прокуратуры.

Прокурор обязан также не реже одного раза в месяц проверять исполнение требований о приеме, регистрации и реализации заявлений и сообщений о преступлениях, а также об исчезновении лиц, без вести пропавших.

Права предоставлены прокурору теми же законодательными актами, что и обязанности. Особо отметим, что полномочия прокурора носят исключительный характер, установленный законодателем (ст. 30 Закона о прокуратуре), и не могут дополняться каким-либо должностным лицом, включая Генерального прокурора Российской Федерации (например, в его приказах).

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор вправе требовать объяснения от соответствующих должностных лиц по поводу нарушения ими закона, а также от иных лиц, которым известны обстоятельства нарушения. Такое объяснение получают как в устной, так и в письменной форме (письменное подписывается лицом, которое дало его, а содержание устного отражается в справке, которую составляет прокурор).

В соответствии с Федеральным Законом об ОРД прокурор вправе давать указания оперативно-розыскному органу:

  • по уголовному делу, находящемуся в его производстве (п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального Закона о б ОРД);
  • в письменной форме – о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу, принятому им к производству (п. 2 ст. 14 Федерального Закона об ОРД);
  • требовать необходимые оперативно-служебные документы, учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 21 Федерального Закона об ОРД).

Кроме того, прокурор может:

  • опротестовывать противоречащие Федеральному Закону об ОРД решения руководителей оперативно-розыскных органов;
  • выносить мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном нарушении (при наличии достаточных оснований);
  • требовать привлечения лица, нарушившего Федеральный Закон об ОРД, к иному виду юридической ответственности.

Вместе с тем следует учитывать, что приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 09 августа 1996 года № 48 уполномоченным прокурорам предписано при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и проведении проверок по другим основаниям использовать определенные законом методы прокурорского надзора:

а) знакомиться с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий;

б) давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам оперативно-розыскных мероприятий, расширении их комплекса либо требовать их прекращения;

в) требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и допустивших нарушения закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

г) опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

д) вносить представления по поводу выявленных нарушений закона должностными лицами этих органов и требовать от руководителей отстранения их от дальнейшего ведения оперативных разработок.

Особо отметим, что прокурор не вправе не только участвовать в подготовке или проведении какого-либо оперативно-розыскного мероприятия или лично его проводить, но и давать указания о необходимости осуществления (неосуществления) какого-либо конкретного оперативно-розыскного мероприятия.

Различаются два вида прокурорского надзора:

1) в связи с поступившей в прокуратуру информацией (заявление, обращение гражданина и др.) о нарушении закона оперативно-розыскным органом (его должностным лицом);
2) по инициативе уполномоченного прокурора.

Оба вида законны и требуют соответствующего реагирования со стороны оперативников. В частности, приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 09 августа 1996 года № 48 предписано проверки установленного порядка осуществления оперативно-розыскной деятельности и законности принимаемых при этом решений осуществлять:

  • по мере необходимости по материалам в связи с отсутствием положительных результатов при розыске - обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам, лиц, совершивших преступления, без вести пропавших;
  • по информации о ненадлежащем реагировании – на поручения следователя, органа дознания и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, на указания прокурора;
  • в других случаях с учетом состояния законности в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Важным средством предупреждения правонарушений, связанных с ненадлежащим исполнением норм Федерального Закона об ОРД, является предостережение о недопустимости нарушения закона, которое может быть вынесено соответствующим прокурором в случае и порядке ст. 25 Закона о прокуратуре.

Способы реагирования прокурора на нарушения Федерального Закона об ОРД во многом зависят от содержания проверяемых материалов (документов). Одним из таких способов является представление прокурораоб устранении допущенного нарушения Федерального Закона об ОРД. Прокурор вносит это представление в оперативно-розыскной орган (его должностным лицам), который компетентен устранять нарушение Закона (в течение месяца должны приниматься меры по устранению допущенного нарушения, выявлению и устранению причин и условий, способствовавших ему, а результаты - письменно доводиться до прокурора).

Особо подчеркнем, что согласно воли законодателя прокурорский надзор осуществляется только за “исполнением настоящего Федерального Закона” (ст. 21 Федерального Закона об ОРД). Исполнение законов – одна из форм правореализациию, оно выражается в активных действиях субъектов по осуществлению предписаний законов (в частности, по выполнению возложенных на них обязанностей). Однако в практической оперативно-розыскной деятельности происходит реализация норм законов не только в форме исполнения, но и в других формах – соблюдения и использования. Кроме того, в оперативно-розыскной деятельности распространена практика применения права, т.е. основанных на властных полномочиях соответствующих оперативно-розыскных органов и их должностных лиц действий по претворению правовых норм в жизнь.

Следовательно, законные полномочия российской прокуратуры по надзору за оперативно-розыскной деятельностью юридически оформлены не для всех форм реализации правовых норм, а только для одной из них – исполнения, но не оговорены вообще в области применения правовых норм в оперативно-розыскной деятельности.

Рассмотрим право прокуроров, которое изложено в ч. 2 ст. 21 Федерального Закона об ОРД. Согласно ее предписаний по требованию прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы: дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Заключение

Возникновение оперативно-розыскной деятельности, как и расследования, было обусловлено социальной необходимостью борьбы с преступностью. Однако, помимо положительной роли данной деятельности, существуют и проблемы, возникающие в связи с применением мер принуждения, возможными при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

В первую очередь, необходимо дальнейшее совершенствование законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности. Как свидетельствует оперативно-розыскная практика, действующий Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" не в полной мере отвечает ее потребностям. Весьма слабо в нем выражены правила о совершении оперативно-розыскных действий, взаимодействии специальных служб и правоохранительных органов в оперативно-розыскной работе и разграничении между ними предмета так называемого оперативно-розыскного ведения, нормативно-правовой защиты субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и др . Все это создает определенные затруднения для оперативных сотрудников в деле своевременного обнаружения лиц, совершающих или совершивших преступления.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Конституция Российской Федерации.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации.

5. Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» (с последующими изменениями) от 12 августа 1995 г.

6. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научно-практический комментарий / Под ред. И. Н. Зубова и В. В. Николюка. М., 2009

7. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / Под ред. проф. В. В. Николюка. М., 2009.

8. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / Под ред. проф. П. Г. Пономарёва. М., 2007.

9. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / Отв. ред. А. Ю. Шумилов. М., 2007.

10. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / Авт.-сост. А. Ю. Шумилов. М., 2010.

11. Горяинов К. К., Кваша Ю. Ф., Сурков К. Ф. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Комментарий. М., 2009.

12. Гуценко К. Ф., Ковалев М. Н. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. М., 2010.

Дополнительная литература

13. Воронцов С. А. Спецслужбы России: Учебник. Ростов/н/Д., 2006.

14. Долгова А. И. Преступность, её организованность и криминальное общество. М., 2006.

15. Дубоносов Е. С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. М., 2009

16. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования / Под ред. проф. Т. В. Аверьяновой и проф. Б. С. Белкина. М., 2007.

17. Курс криминалистики: В 3 т. / Под ред. О. Н. Коршуновой и А. А. Степанова. СПб., 2007.

18. Лунеев В. В. Преступность ХХ века: мировые, региональные и российские тенденции. М., 2005.

19. Новый оперативно-розыскной закон России: Учеб.-практич. Пособие / Авт.-сост. А. Ю. Шумилов. М., 2008.

20. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, А. Ю. Шумилова. М., 2006.

21. Оперативно-розыскное законодательство России: Сборник нормативных актов и документов / Сост. А. Ю. Шумилов. М., 2009. Вып. 2.

22. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. С. В. Степашина. СПб., 2009.

23. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. М., 2007.

24. Шумилов А. Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. М., 2004.

25. Шумилов А. Ю. Оперативно-розыскная деятельность в схемах: Учеб. Пособие. М., 2007.

Наши рекомендации