Субъекты, осуществляющие внешний (ведомственный) контроль в области оперативно-розыскной деятельности

Согласно Федерального Закона об ОРД этот контроль за оперативно-розыскной деятельностью в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, и федеральными законами осуществляют:

  • Президент Российской Федерации (ст. 20 Федерального Закона об ОРД).

Он осуществляет контроль за оперативно-розыскной деятельностью в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Согласно ст.ст. 80 – 90 Конституции Российской Федерации Президент наделен широкими полномочиями, но за которые он не вправе выходить. Важнейшей функцией Президента является то, что он выступает гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).

В частности в круг основных полномочий Президента в сфере обеспечения безопасности России входит следующее:

а) он формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом (п. “ж” ст. 83 Конституции РФ);

б) при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, он вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 88 Конституции РФ).

  • Федеральное собрание Российской Федерации (ст. 20 Федерального Закона об ОР Д) также является одним из субъектов осуществляющим контроль за оперативно-розыскной деятельностью.

В соответствии со ст. 94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом России и состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Контроль со стороны законодателя за оперативно-розыскной деятельностью является важным элементом механизма гарантий соблюдения законности при ее осуществлении. Однако с учетом предписаний Конституции Российской Федерации парламентский контроль реален только:

а) в ходе законотворческой работы, когда парламентарии в праве принять (отклонить) законопроекты в области оперативно-розыскной деятельности;

б) за расходованием выделяемых на осуществление оперативно-розыскной деятельности финансовых средств.

Этот контроль так же, как и первый, опосредован, так как:

во-первых, происходит в рамках контроля за исполнением федерального бюджета (ч. 5 ст. 101 Конституции Российской Федерации), отдельные статьи которой предусматривают выделение финансовых средств тем или иным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

во-вторых, через возможности Счетной палаты, образуемой Государственной Думой и Советом Федерации[Остальные виды непосредственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью состороны парламента (в частности, за кадровой политикой в оперативно - розыскных органах) в настоящее время не предусмотрены Конституцией Российской Федерации. Кроме того, Федеральным законом от 05 июля 1999 года №133-ФЗ " О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон " О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "" специально, что вмешательство члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в оперативно-розыскную деятельность органов дознания не допускается.].

  • Правительство Российской Федерации (ст. 20 Федерального Закона об ОРД).

Полномочия Правительства Российской Федерации определены Конституцией Российской Федерации (ст. 114) и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2 – ФЗ “О Правительстве Российской Федерации” (с изм.). Оно наделено широкими полномочиями по общим вопросам руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти (ст. 12 Закона о Правительстве Российской Федерации), а также в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (ст. 19 Закона о Правительстве Российской Федерации) и по обеспечению обороны и государственной безопасности России (ст. 20 Закона о Правительстве Российской Федерации).

Вместе с тем следует учитывать, что согласно ст. 32 Закона о Правительстве Российской Федерации именно Президент Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел и некоторых других, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации. Правительство же только координирует деятельность этих федеральных органов исполнительной власти.

Все вышеперечисленные субъекты осуществляют контроль за оперативно – розыскной деятельностью в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Однако следует знать, что из федеральных конституционных законов, которые согласно Конституции РФ обязательно должны быть приняты (а их более десяти), в России в настоящее время принято и действует семь: Закон “О Правительстве Российской Федерации”, Закон “О Конституционном Суде Российской Федерации”, Закон “О референдуме Российской Федерации”, Закон “Об арбитражных судах Российской Федерации”, Закон “О судебной системе Российской Федерации”, Закон “О военных судах” и Закон “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”. Причем из числа принятых только Закон о Правительстве Российской Федерации имеет первостепенное значение для правового регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности.

Относительно же полномочий, указанных в федеральных законах, необходимо отметить, что в их круг, прежде всего, входят законодательные акты, регламентирующие организацию и деятельность российских оперативно-розыскных органов.

  • Судья, санкционирующий оперативно-розыскные мероприятия, влекущие ограничение конституционных прав граждан (см. соответствующий раздел 4.3. данной главы).
  • Уполномоченные на то прокурора (см. раздел 4.4. данной главы).
  • Субъекты финансового контроля в оперативно-розыскной деятельности.

Данными субъектами выступают:

а) руководитель оперативно-розыскного органа (ч. 3 ст. 19 и ст. 22 Федерального Закона об ОРД);

б) представители Минфина России, уполномоченные на проведение финансового контроля (ч. 3 ст. 19 Федерального Закона об ОРД).

На представителей Минфина России возлагается обязанности и им предоставляются права в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Минфина России (в частности, Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта 1998 г. № 273). Представители Минфина России должны проходить процедуру допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, после чего они становятся полномочными должностными лицами, которым соответствующие документы о финансировании оперативно-розыскной деятельности должны предоставляться в полном объеме.

Наши рекомендации