Отграничение от других отраслей.
Гражданское право
Предмет трудовых отношений - живой труд, а гражданско-правового договора -овеществленный труд или продукт труда. Для гражданского права характерно признание за организациями и гражданами юридического равенства.
Административное право. Общее: элемент управления; предметы трудовой правосубъектности организации определяется нормами трудового и административного права; в трудовых отношения некоторых категорий руководителей.
Различия:
Административное право регулирует отношения по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов.
Трудовое право регулирует организационно-управленческие отношения, основанные на действиях равноправных субъектов, строящиеся на договорных началах.
Право социального обеспечения. Предмет - общественные отношения, складывающиеся в процессе материального обеспечения граждан, когда они утрачивают трудоспособность или достигают пенсионного возраста. Данные отношения возникают в результате реального права на материальное обеспечение.
План занятия № 2
Тема:Источники трудового права
Цели занятия:
1.Цель обучения: в результате урока учащиеся должны сформировать понятие о источниках трудового права
2.Цель воспитания: обеспечить условия для формирования интереса к изучению данной дисциплины, формирования правовой культуры учащихся, привитие чувства ответственности за принятие решений;
3.Цель развития: способности анализировать и выделять главное в процессе изложения учебного материала, аргументировать собственную точку зрения;
Тип занятия:занятие формирования новых знаний
Вид занятия: лекция
Оборудование: опорный конспект, учебное пособие «Трудовое право» под общ. ред. А. А. Греченков Минск: Амалфея, 2012.
Междисциплинарные связи: Гражданское право, Конституционное право, Административное право.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Проверка отсутствующих, заполнение журнала, пояснение порядка и особенностей проведения занятий
2.Мотивация. Сообщение темы. Постановка триединой дидактической цели занятия, организация действий учащихся по ее принятию. Формирование положительной мотивации к изучению темы.
3.Актуализация опорных знаний. Акцентуация отдельных положений, служащих основой изучения новой темы
4.Формирование новых знаний. Сообщение нового материала преподавателем посредством лекционной формы представления материала с использованием диалогового общения, дискуссии. Восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация. Учащиеся поэтапно ведут опорный конспект. Вопросы для рассмотрения:
1. Понятие источников трудового права
2. Понятие виды источников трудового права
3. Понятие генеральные, тарифные и местные соглашения
5.Первичное закрепление новых знаний. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков, конкретизации знаний. Ответы учащихся на следующие вопросы:
1. Раскрывать понятие источников трудового права
2. Характериовать виды источников трудового права
3. Характеризовать генеральные, тарифные и местные соглашения
6.Обобщение и систематизация новых знаний
7.Инструктаж по выполнению домашнего задания: учебное пособие «Трудовое право» под общ. ред. А. А. Греченков Минск: Амалфея, 2012.
Материал для лекции преподавателя
Источники трудового права.
Источник права –способы официального выражения (закрепления) правовых норм.
Источники трудового права – это различные нормативные акты органов власти и управления, регулирующие трудовые и другие тесно связанные с ними отношения.
Нормой ст. 8 Конституции Республики Беларусь признается приоритет общепризнанных принципов международного права, а следовательно, и принципов международного трудового права. В указанной статье предусмотрено, что если международным договором (соглашением, конвенцией), в котором участвует Республика Беларусь, установлены иные правила по сравнению с предусмотренными в ее законодательстве о труде, то применяются правила этого договора (соглашения, конвенции).
Международные акты, регулирующие трудовые правоотношения:
1. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г. (провозглашение права на труд и права на благоприятные и справедливые условия труда);
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (конкретизация права на справедливые и благоприятные условия труда.
3.Конвенции и рекомендации МОТ. Национальное законодательство должно соответствовать им;
4.Двусторонние межгосударственные соглашения по регулированию отношений в сфере труда. Например, Соглашение между Правительством РБ и Правительством РФ о трудовой деятельности и социальной защите граждан РБ, работающих на территории РФ, и граждан РФ, работающих на территории РБ от 17.10.1994 г.