Тема 5. Криминалистическое исследование следов рук и ног.
План лекции
1. Понятие, задачи дактилоскопии. История ее создания и развития за рубежом и в России
2. Свойства и классификация папиллярных узоров.
3. Способ обнаружения, фиксации и изъятия следов рук.
4. Использование дактилоскопической системы «Папилон» в розыскной и следственной практике.
5. Классификация следов ног
6. Способы обнаружения, фиксации и изъятия следов ног
Контрольные вопросы
1. Что понимается под «следом» в криминалистике?
2. Что такое «следы-отображения», по каким основаниям они классифицируются?
3. Этапы работы со следами по месту их нахождения: их характеристика?
4. Какой порядок назначения и проведения трасологических исследований?
5. Как классифицируются в криминалистике папилярные узоры рук человека?
6. Каковы способы обнаружения следов рук?
7. Какие существуют способы фиксации и изъятия следов рук?
8. Какие диагностические и идентификационные задачи можно разрешить с помощью предварительных исследований и дактилоскопических экспертиз?
9. Возможности использования дактилоскопической системы «Папилон».
10. Каковы способы обнаружения следов ног?
11. Какие существуют способы фиксации и изъятия следов ног?
12. Каковы способы обнаружения, фиксации и изъятия следов ног?
13. Каковы элементы дорожки следов ног и их криминалистическое значение?
14. Какие диагностические и идентификационные задачи возможно решить при криминалистическом исследовании следов ног?
Темы докладов
1. Дерматоглифика, ее возможности в моделировании личности преступника.
2. Закон «О дактилоскопической регистрации» в России, его основные положения.
3. Современные способы обнаружения и фиксации дактилоскопических следов.
4. Практика применения современных технико-криминалистических средств и использования кримиминалистически-значимой информации, извлеченной из следов ног, в раскрытии и расследовании преступлений.
5. Особенности методики судебно-экспертного исследования динамических признаков походки человека.
Литература, рекомендуемая для изучения:
1. Шурухнов Н. Г. Криминалистика: Учеб.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: Эксмо, 2012.- 720 с.
2. Волков А.С. и др. Криминалистика. Практикум / А.С. Волков и др.; под ред. Н.А. Марочкина. – М.: Эксмо, 2006.
3. Волынский А. Ф. Всеобщая дактилоскопическая регистрация граждан: за и против, мифы и реальность // Вестник криминалистики. -2012. -№ 2(42). - C. 9-15
4. Курс криминалистики: В 3 т. Т. 1. Общетеоретические вопросы. Криминалистическая техника. криминалистическая тактика / под ред. О.Н. Коршуновой и А.А. Степанова. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004. С. 279-331.
5. Калашникова Е.Е. Дактилоскопическая регистрация: вопросы защиты персональной информации // Право и государство на рубеже тысячелетий: межвузовский аспирантский сборник. 2001. -С.201-206.
6. Корниенко Н.А. Следы человека в криминалистике / Н.А. Корниенко. – СПб.: Питер, 2001.
7. Коршунов В.М. Следы на месте происшествия. Обнаружение, фиксация, изъятие. / В.М. Коршунов. – М.: Экзамен, 2001.
8. Ивашков В.А. Работа со следами рук на месте происшествия. Учебное пособие / В.А. Ивашков. - М.: ЭКЦ МВД РФ, 1992.
9. Моисеева Т.Ф. Комплексное криминалистическое исследование потожировых следов человека / Т.Ф. Моисеева. – М.: ООО «Городец-издат», 2000. –224 с.
10. Часовской Ю. П. Проблемы дактилоскопической регистрации в России // Судебная экспертиза. -2008. -№ 1. - C. 102-105. Булгаков В. Г. Особенности методики судебно-экспертного исследования динамических признаков походки человека // Судебная экспертиза. 2013. № 4 (36). C. С. 23-31.
11. Зуев Е.И. Трасологическая экспертиза следов обуви. М., 2011.
12. Ивашков В.А. Работа со следами ног на месте происшествия. М., 2010. 33с.
13. Кантор И.В. Трасология и трасологическая экспертиза. М.,2002. С.169.
14. Корниенко Н.Э. Следы человека в криминалистике / Корниенко Н.Э- С Пб: Питер, 2001.- 352с.
15. Тараскаев, С. А. Диссертация «Криминалистическое исследование следов босых ног человека». 2011г.
16. Фролов Ю.П. Справочник криминалиста - трасолога / Ю.П. Фролов, Г.Н.Степа.-Волгоград, 2007.- 304с.
1.
Практические занятие
Цель занятия.Выработать умения и навыки использования технико-криминалистических средств для обнаружения, фиксации и исследования следов рук с целью решения диагностических и идентификационных задач установления человека по его следам. Получение практических навыков в дактилоскопировании живых лиц.
В ходе практической работы студенты приобретают и отрабатывают навыки обнаружения, фиксации и изъятия следов папиллярных узоров.
Оборудование: учебные видеофильмы «Дактилоскопия», «Поиск и обнаружение следов рук на месте происшествия», дактилоскопические порошки, магнитные и флейцевые кисти, пустые стеклянные бутылки, дактилоскопическая пленка, образцы заполненных дактокарт, криминалистические лупы, ножницы.
Для выполнения заданий лабораторной работы студенты приносят с собой: справочные материалы, чистые листы бумаги формата А-4 , ножницы, бумажные конверты, влажные салфетки, чистую ветошь, широкий скотч.
Для выполнения заданий лабораторной работы студенты разбиваются на пары.
При выполнении заданий лабораторной работы студентам необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- перед началом работы необходимо внимательно изучить соответствующие разделы учебника, посвященные следам рук;
- строго выполнять инструкции преподавателя при работе с криминалистическим оборудованием;
- задача студента заключается в приобретении навыков работы со следами предполагаемого преступника, поэтому студенты должны изъять на дактопленку (скотч) следы своего напарника.
Задания по выполнению практических работ
Задание 1.На предметах из темного и светлого стекла (бутылки, тарелки, чехлы для СД-дисков и т.п.) обнаружить следы пальцев рук (не менее 4-х), оставленные предполагаемым преступником; выявить их на объекте из светлого стекла с применением темного порошка, а на объекте из темного стекла с применением светлого порошка.
Задание 2.Выявленные следы изъять на светлую и темную дактилоскопические пленки или скотч соответственно, пленки упаковать и подписать, а скотч наклеить на лист бумаги формата А-4 и подписать.
Задание 3. (выполняется самостоятельно).
Составить фрагмент протокола осмотра места происшествия, с описанием объектов на которых обнаружены следы рук, описанием следов, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к протоколам осмотра места происшествия.
Составить схему объекта, на котором обнаружены следы с отражением на ней места обнаружения следов рук.
Задание 4. (выполняется самостоятельно).
С помощью увеличительных приборов исследовать полученные следы рук, определить виды папиллярных узоров и сделать соответствующие записи на листе бумаги с отпечатками пальцев.
Практическое занятие
Цель занятия:Выработать умения использования технико-криминалистических средств для обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов ног с целью решения диагностических и идентификационных задач установления человека по его следам.
В ходе занятия студенты отрабатывают навыки обнаружения, фиксации и изъятия следов ног. Проводят осмотр места обнаружения дорожки следов с фиксированием ее элементов.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебные фильмы: «Трасология», «Следы ног», «Следы транспортных средств», образцы копий следов обуви и транспортных средств.
Для выполнения заданий лабораторной работы студенты приносят с собой: Справочное пособие по следам преступления, УПК, цифровой фотоаппарат.
При выполнении заданий лабораторной работы студентам необходимо учитывать следующие факторы:
- осмотр следов обуви начинается с определения их расположения в пространстве и привязки к двум неподвижным точкам;
- детальная фотосъемка дорожки следов ног проводится методом линейной панорамы с применением масштабной линейки. Фотосъемка должна проводится с расстояния не менее 1 м).
- при осмотре и измерении элементов дорожки следов ног необходимо соблюдать криминалистические рекомендации (измерение каждого элемента производить не менее 2-х раз), внимательно проверять результаты измерений;
- при составлении схемы дорожки следов ног соблюдать правила оформления схем и топографических планов.
Задания по выполнению практических работ № 2 (Практикум № 1)
Задание 1.Работа с дорожкой следов ног:
а) Осмотреть оставленную на полигоне дорожку следов ног, провести ее фотосъемку;
б) провести измерение ее элементов, составить схему дорожки следов, оформить ее как приложение к протоколу осмотра места происшествия;
в) составить фрагмент протокола осмотра с описанием дорожки следов.
Задание 2.Работа со следом обуви.
а) осмотреть объемный след обуви, оставленный на открытой местности (на грунте, на снегу и т.п.), сфотографировать по правилам детальной фотосъемки,
б) провести измерение его элементов, сделать зарисовку следа с отражением его элементов
в) составить фрагмент протокола осмотра с описанием обнаруженного следа.