Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью избрания меры пресечения
Меры пресечения выражаются в ограничениях по отношению к этому лицу. Такие ограничения могут быть связаны с выбором места жительства (домашний арест), свободой передвижения (заключение под стражу), возможностью утраты определенной денежной суммы (залог), возможностью наступления каких-либо неблагоприятных последствий для третьего лица (личное поручительство).
Дознаватель, следователь, прокурор, суд вправе избрать обвиняемому одну из мер пресечения при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый:
1) скроется от предварительного следствия или суда;
2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;
3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Мера пресечения может избираться также для обеспечения приговора. Меры пресечения могут быть применены лишь лицом, специально уполномоченным на то законом. УПК РФ в качестве таких лиц называет прокурора, следователя, дознавателя, судью.
При избрании меры пресечения учитываются многие факторы, такие как тяжесть предъявленного обвинения, данные о
Личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и др.
Меры пресечения применяются только по возбужденному уголовному делу.
Согласно Уголовно-процессуальному кодексу мерами пресечения являются:
1) подписка о невыезде;
2) личное поручительство;
3) наблюдение командования воинской части;
4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;
5) залог;
6) домашний арест;
7) заключение под стражу.
Домашний арест, заключение под стражу возможны только по решению суда, залог — с согласия прокурора. Это необходимо в связи с тем, что такие меры являются довольно жесткими и существенно ограничивают права граждан.
Наличие такого широкого перечня позволяет выбрать наиболее адекватную меру пресечения в зависимости от тяжести содеянного и личности обвиняемого.
Избрание меры пресечения в исключительных случаях возможно не только в отношении обвиняемого, но и в отношении подозреваемого. При этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, то с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.
Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор или судья выносят постановление, а суд — определение, содержащее указание на преступление, в котором обвиняется лицо, и основания для избрания этой меры пресечения. Одновременно лицу, в отношении которого избирается мера пресечения разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения.
Постановление об избрании меры пресечения должно быть мотивированным. Прокурор вправе указать следователю или дознавателю на необходимость применения к лицу определенной меры пресечения. Такое указание прокурор обязан дать в письменной форме. В постановлении следователя или дознавателя об избрании меры пресечения указывается, что она избрана по указанию прокурора.
Копия постановления об избрании меры пресечения в отношении конкретного лица должна быть незамедлительно вручена этому лицу. Вручение постановления об избрании меры пресечения производится под расписку.
Прокурор, осуществляя данный вид надзора, проверяет:
— имелись ли достаточные основания для принятия данной меры наказания;
— проверяет соответствие постановления, порядок и сроки принятия меры пресечения.
Все факты, ставящие под сомнение законность и обоснованность вынесенного решения об избрании меры пресечения, должны быть тщательно проверены прокурором.
31. Прокурорский надзор и процессуальная самостоятельность следователя
Предоставление следователям процессуальной самостоятельности, укрепление правовых гарантий их деятельности являются одними из необходимых условий эффективности их работы.
Процессуальная самостоятельность следователя заключается в предоставлении ему возможности выбора процессуальных средств при расследовании преступлений. Запрещается вмешательство со стороны любых лиц и организаций в деятельность следователя.
Вмешательство в какой-либо форме в деятельность прокурора или следователя в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела является уголовным преступлением.
Федеральный закон «О прокуратуре» устанавливает недопустимость воздействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, средств массовой информации и должностных лиц на прокурора и следователя с целью повлиять на принимаемые ими решения.
Прокурор или следователь не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому-либо для ознакомления, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
Предоставление следователю возможности выбора процессуальных средств при раскрытии и расследовании преступлений, наделение его полнотой полномочий по применению мер процессуального принуждения, избрание конкретной версии, определение пределов обвинения, вида мер пресечения, — все это дает ему возможность успешно выполнять возложенные на него функции. Таким образом, закон предоставляет процессуальные полномочия непосредственно следователю, возлагая в то же время на него всю полноту ответственности за правильность выполняемых им процессуальных действий.
В части третей ст. 38 УПК РФ указано «В случае несогласия с действиями (бездействием) и решениями прокурора следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Их обжалование прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев несогласия со следующими решениями или указаниями прокурора:
1) о привлечении лица в качестве обвиняемого;
2) о квалификации преступления;
3) об объеме обвинения;
4) об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого;
5) об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий, предусмотренных пунктами 2-11 части второй статьи 29 УПК РФ;
6) о направлении уголовного дела в суд или его прекращении;
7) об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия;
8) о передаче уголовного дела другому следователю».
В части четвертой ст. 38 УПК РФ говорится, что «В случаях, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, прокурор отменяет указание нижестоящего прокурора или поручает производство предварительного следствия по данному уголовному делу другому следователю».
Участвуя в осмотре места происшествия, опознания, в проведении следственного эксперимента, присутствуя при допросе следователем обвиняемого, потерпевшего или свидетеля, прокурор не может и не должен подменять следователя или принимать на себя выполнение его функций. Если у него имеются к допрашиваемому лицу вопросы, помимо заданных -следователем, он задает их. Это должно найти отражение в протоколе допроса.
Неправильно действуют прокуроры, которые, присутствуя на осмотре места происшествия или при производстве следственного эксперимента, «командуют» действиями следователя, а следователь лишь процессуально оформляет производство этих процессуальных действий.
Прокурор вправе вмешаться в деятельность следователя лишь тогда, когда он допускает нарушение закона и норм уголовного процесса, процессуальные ошибки, когда оставляет невыясненными существенные обстоятельства, имеющие значение по делу.
Если прокурор принял на себя производство расследования уголовного дела в полном объеме, он и несет ответственность за всесторонность, полноту и объективность предварительного следствия.
Рассматривая жалобы участников процесса на действия следователя, прокурор обязан не только восстановить нарушенные права и законные интересы граждан, предприятий и организаций, он вместе с тем направляет в правильное русло производство расследования. Он может отменить или изменить принятое следователем решение, вправе принять меры к привлечению виновных в нарушении закона к установленной законом ответственности, может, наконец, отстранить следователя от производства расследования и передать дело другому следователю или принять на себя производство по делу. Все это, безусловно, является в определенной мере ограничением полномочий следователя, эти ограничения правомерны, они обусловлены законом и требованиями объективности и полноты расследования уголовного дела.
32. Организация прокурорского надзора в стадии дознания и предварительного следствия
Генеральный прокурор отметил необходимость кардинальных мер по улучшению организации прокурорского надзора в стадии дознания и предварительного следствия.
1. Генеральный прокурор РФ предлагает прокурорам республик в составе РФ, прокурорам краев и областей, городов и районов сосредоточить основное внимание на предупреждении и устранении нарушений закона, в первую очередь связанных с незаконными задержаниями и арестами, обысками и наложением арестов на почтово-телеграфную корреспонденцию, необоснованным привлечением граждан к уголовной ответственности.
2. Обязанность прокурора состоит не только в том, чтобы осуществлять надзор за исполнением законов и требовать от органов дознания и следователей надлежащего исполнения своих обязанностей, но и в том, чтобы оказывать им необходимую помощь в расследовании больших по объему и сложных по доказательствам уголовных дел.
3. Прокуроры и следователи должны шире использовать предоставленные им законом права давать органам дознания поручения и указания о производстве оперативно-розыскных действий, а также отдельных процессуальных действий при производстве расследования по делу.
4. При расследовании хозяйственных преступлений, а также преступлений, связанных с нарушением законов об охране труда и техники безопасности, и других, где требуется применение специальных познаний, прокурорам и следователям рекомендуется шире привлекать специалистов, использовать научно-технические и криминалистические средства.
5. Как на стадии подготовки уголовного дела к слушанию, так и в судебном заседании прокурору необходимо самым тщательным образом проверять всесторонность, полноту и объективность дознания и предварительного следствия, соблюдение требований закона.
Организационное и методическое руководство деятельностью прокуроров по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия осуществляет Главное управление по надзору за следствием и дознанием Генеральной прокуратуры РФ, в составе которого имеется Управление по надзору за следствием и дознанием в органах внутренних дел.
В прокуратурах городов и районов надзор за исполнением законов следователями прокуратуры осуществляет прокурор района, а надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия органов внутренних дел осуществляют заместители или помощники прокурора города или района.
Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокуроры должны организовать свою работу таким образом, чтобы не подменять начальников следственного отдела (управления) органов внутренних дел. Начальник следственного отдела проверяет уголовные дела, дает указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении лица в качестве обвиняемого, юридической оценке преступления, определении объема обвинения, производстве отдельных следственных действий. Указания начальника следственного отдела обязательны к исполнению следователем.
Прокурор следит за тем, чтобы указания начальника следственного отдела давались обязательно в письменном виде, а наиболее существенные из них приобщались к уголовному делу. Между тем на практике это правило не всегда соблюдается. Начальник следственного отдела принимает участие в производстве отдельных следственных действий.
Он вправе также принять на себя полномочия следователя. В необходимых случаях прокурор дает указания по уголовным делам непосредственно начальнику следственного отдела. Эти указания подлежат обязательному исполнению. Обжалование начальником следственного отдела указаний прокурора не приостанавливает их исполнения.