Технология лесозаготовительных и лесоперерабатывающих производств
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям и написанию контрольных работ для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
Агрономия»
Лесное дело»
Технология лесозаготовительных и лесоперерабатывающих производств
Квалификация – бакалавр
Форма обучения - заочная
Вологда
УДК 34 (076)
ББК 67.0
Автор:
кандидат исторических наук, доцент
кафедры философии и истории ВГМХА В.Л.Кукушкин
Рецензенты:
Правововедение:Методические указания для подготовки к семинарским занятиям и написанию контрольных работ для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 35.03.04 «Агрономия», 35.03.01 «Лесное дело», 35.03.02 «Технология лесозаготовительных и лесоперерабатывающих производств» / Сост. В.Л.Кукушкин.– Вологда – Молочное: ИЦ ВГМХА, 2016. – с.44
Методические указания составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом по курсу «Правоведение» направлений подготовки 35.03.04 «Агрономия», 35.03.01 «Лесное дело», 35.03.02 «Технология лесозаготовительных и лесоперерабатывающих производств».
В Методических указаниях рассмотрены основы теории государства и права, основные положения конституционного, гражданского, трудового, уголовного, административного и некоторых других отраслей российского права.
Главное внимание уделено организации самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарским занятиям, зачету, при выполнении контрольных работ.
Предназначено для студентов факультета агрономии и лесного хозяйства заочной формы обучения.
УДК 34 (076)
ББК 67.0
© Кукушкин В.Л., 2016
1 Пояснительная записка
Предлагаемые «Методические указания» по курсу «Правоведение» предназначены для организации самостоятельной подготовки студентов факультета агрономии и лесного хозяйства ВГМХА заочной формы обучения к семинарским занятиям и написанию контрольных работ.
Изучение учебной дисциплины «Правоведение» проводится на пятом курсе и предусматривает по учебному плану лекции, семинарские занятия, самостоятельную работу студентов, написание контрольных работ и зачет.
В результате изучения учебной дисциплины выпускник вуза должен:
- знать основные нормативные правовые акты российского законодательства, юридические понятия, термины;
- уметь взаимодействовать в коллективе, получать, обобщать и анализировать правовую информацию, раскрывать признаки и содержание основных юридических понятий, терминов;
- владеть навыком активного осуществления своих прав и обязанностей, самостоятельного правового решения конкретных жизненных задач.
Список используемых сокращений
РФ – Российская Федерация
СЗ – Собрание Законодательства
ФЗ – Федеральный закон
ФКЗ – Федеральный конституционный закон
Цель изучения правоведения
Цель дисциплины состоит в овладении студентами правовыми знаниями, приобретение навыков толкования норм права и их практического применения в работе выпускника.
Наличие правовых знаний, умений и навыков имеет большое значение в последующей профессиональной и общественной деятельности студента. Знание и правильное применение норм права позволяет в значительной мере обеспечить безопасность трудовой и общественной жизни человека, уменьшить правовые риски, связанные с ней, повысить деловую репутацию, защитить при необходимости права и законные интересы людей. Правовая некомпетентность в действиях или бездействии гражданина может неблагоприятно отразиться на его общественном статусе. В связи с этим, изучение дисциплины «Правоведение» является практически необходимым для студента факультета агрономии и лесного хозяйства.
3 Содержание разделов дисциплины
Теория государства и права
Понятие и признаки государства. Формы правления, государственного устройства, политического режима. Исторические типы государств. Теории происхождения государства. Функции государства. Сущность правового, социального, светского государства. Форма современного Российского государства. Государство и гражданское общество. Государственная символика России.
Понятие и признаки права. Право среди других социальных норм. Функции права и сферы его применения. Право естественное и позитивное. Историческая, теологическая, позитивистская, нормативистская, реалистическая, психологическая школы права. Классовая и социальная сущность права. Формы (источники) права: понятие, виды.
Понятие и структурные элементы системы права. Норма права: понятие, структура, виды. Правовые отрасли и институты. Предмет и метод правового регулирования. Императивный и диспозитивный методы правового регулирования. Публичное и частное право. Система права и система законодательства: сходство и различие. Правовая система и ее отличие от системы права. Виды правовых систем в современном мире. Правовая система России. Правовая культура и правосознание.
Понятие и состав правоотношения. Субъекты (участники) правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъектов правоотношения. Объекты правоотношения: понятие, классификация. Субъективное право и субъективная обязанность. Юридические факты: понятие, виды, значение.
Причины противоправного поведения в обществе. Понятие, признаки и состав правонарушения. Обязательные и факультативные признаки субъекта, объекта, субъективной и объективной стороны правонарушения. Виды правонарушений. Понятие, основные признаки и виды юридической ответственности. Основания возникновения юридической ответственности. Процессуальные гарантии лица, привлеченного к ответственности.
Планы семинарских занятий
Вопросы для самопроверки
1) Дайте определение государства, назовите его признаки и среди них укажите существенные.
2) Определите функции государства.
3) Что такое форма государства? Дайте развернутую классификацию форм государства.
4) Что такое исторический тип государства? Какие существуют классификации исторических типов государств?
5) Назовите теории происхождения государства и их представителей.
6) Что представляет собой правовое государство, социальное государство, светское государство?
7) Какие формы присущи современному Российскому государству? Обоснуйте ответ ссылками на Конституцию РФ.
8) Как определяются в российском законодательстве государственные символы России? Кто и в каких случаях может их использовать?
9) В чем особенности структуры Конституции России?
10) Какими юридическими свойствами обладает Конституция РФ?
11) В каком порядке может быть пересмотрена Конституция РФ? Как в ее текст вносятся поправки?
12) В чем сущность и содержание «Основ конституционного строя Российской Федерации»?
13) Раскройте сущность и проведите классификацию конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.
14) Дайте определение гражданства РФ, раскройте его принципы, основания приобретения и прекращения.
15) Какие требования к Президенту РФ установлены Конституцией РФ?
16) В каком порядке избирается Президент РФ? На каких основаниях он освобождается от должности?
17) Какими полномочиями обладает Президент РФ? Проведите их классификацию.
18) В каком порядке формируются Государственная Дума и Совет Федерации РФ?
19) Что относится к компетенции Государственной Думы, Совета Федерации?
20) Раскройте этапы законодательного процесса.
21) Что такое Правительство РФ, как оно формируется, какие функции выполняет?
22) На каких основаниях Правительство РФ прекращает свои полномочия?
23) Дайте толкование принципам правосудия в РФ.
24) Что представляет собой судебная система РФ? Изобразите ее схематически.
5.1.2 Практические задания
1.Гражданин Н. на своем земельном участке в день свадьбы дочери установил на крыше своего дома государственный флаг РФ. Представитель сельской администрации потребовал прекратить издевательство над государственной символикой и убрать флаг.
Правомерны ли требования представителя сельской администрации? Обосновать ответ ссылками на положения закона.
2.Российское ООО «Перевозчик» по договору с иностранной компанией стало арендатором транспортного судна без экипажа. Капитан арендованного судна распорядился поднять на его мачте государственный флаг РФ.
Правомерны ли действия капитана судна? Обосновать ответ ссылками на положения закона.
3.При исполнении Государственного гимна РФ сопровождавшегося поднятием Государственного флага РФ, М. не повернулась лицом к флагу, не сняла головной убор, а также скрестила руки на груди.
Соответствует ли поведение М. при исполнении государственного гимна РФ положениям российского законодательства? Обосновать ответ ссылками на положения закона.
4.Соответствуют ли положениям статьи 14 Конституции России следующие слова гимна РФ:
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля?
Обосновать свое мнение.
5.Инициативная группа студентов во главе с преподавателем правовых дисциплин разработала проект поправки к Конституции РФ и направила его в Государственную Думу РФ на утверждение.
Будут ли внесены поправки в Конституцию РФ? Обосновать свое мнение ссылками на положения закона.
6.Ф., будучи гражданином РФ, приобрел гражданство иностранного государства.
Является ли он в связи с этим лицом с двойным гражданством? Обосновать свое мнение ссылками на положения закона.
7.Гражданка Германии родила ребенка в самолете, пролетавшем транзитным рейсом над территорией Российской Федерации, и обратилась в уполномоченный орган власти с заявлением о присвоении ее ребенку российского гражданства.
Какое решение примет орган власти? Имеются ли в данном случае основания для приобретения ребенком гражданства Российской Федерации? Обосновать свой ответ ссылками на положения закона.
8.Самолет, на борту которого летел Президент РФ, потерпел аварию и упал в океан. Спасателям после аварии обнаружить тело погибшего Президента РФ не удалось. В соответствии со статьей 45 Гражданского кодекса РФ гражданин может быть объявлен судом умершим только по истечении шести месяцев.
Какие правовые последствия возникают в связи с этим событием? Прекратятся ли полномочия Президента РФ в этом случае в соответствии с Гражданским кодексом? Если Президент объявится, то сохранятся ли за ним его полномочия?
Обосновать ответы ссылками на положения закона.
9.Президент РФ проснулся в болезненном состоянии и плохом настроении. Борясь с плохим настроением и болезнью, Президент подписал указ об отставке Правительства. После принятия решения об отставке Правительства настроение и самочувствие Президента улучшилось.
Соответствует ли закону решение Президента об отставке Правительства РФ? Обосновать свой ответ ссылками на положения нормативного правового акта.
10.Президент РФ дважды предлагал Государственной Думе утвердить В. на должность Председателя Правительства РФ, однако депутаты Государственной Думы в обоих случаях отклоняли его кандидатуру. Президент предложил кандидатуру В. и в третий раз. Тогда депутаты потребовали от Президента предложить им другую кандидатуру на должность Председателя Правительства. Президент отказался.
Кто из них прав? Какие последствия может вызвать отказ Государственной Думы голосовать за одну и ту же кандидатуру Председателя Правительства РФ в третий раз? Обосновать ответы ссылками на положения закона.
11. Пользуясь Федеральным законом от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и справочно-информационной правовой системой, составьте от своего имени обращение в какой-либо орган власти по вашей вымышленной или существующей проблеме.
Вопросы для самопроверки
1) В чем особенности предмета и метода правового регулирования гражданского права РФ?
2) На каких принципах и источниках основывается гражданское право РФ?
3) Что входит в состав гражданского правоотношения?
4) На каких основаниях возникают, изменяются и прекращаются гражданские правоотношения?
5) Что такое сделки? Какие существуют виды и формы сделок?
6) В чем сущность вещного права? Какие существуют виды вещных прав?
7) Что входит в содержание права собственности?
8) Что такое интеллектуальная собственность?
9) Какими правами обладает автор результата интеллектуальной деятельности?
10) Чем является по своей сути обязательство? На каких основаниях оно может возникнуть?
11) Какие классификации обязательств даются в гражданско-правовой науке?
12) Что такое гражданско-правовой договор? Какие существуют виды гражданско-правовых договоров?
13) В чем сущность и принципы наследования?
14) В каком порядке осуществляется наследование по закону?
15) Что такое завещание? Какие требования к нему предъявляются?
5.2.2 Практические задания
1.Областной законодательный орган власти принял закон об установлении возраста полной гражданской дееспособности, составляющего 18 лет. Губернатор области отказался подписать и обнародовать этот закон, мотивируя свой отказ тем, что областной закон противоречит положениям Гражданского кодекса РФ.
Правомерен ли поступок губернатора? Обосновать ответ ссылками на положения гражданского законодательства.
2.Несовершеннолетней М. в память об окончании учебного заведения фотоателье по заказу изготовило несколько художественных фотографий с ее изображением. Через месяц М. случайно обнаружила свою увеличенную в формате фотографию на витрине фотоателье. М. обратилась к владельцу ателье с просьбой снять свое изображение с витрины. Просьба была отклонена. Владелец ателье заявил, что художественная фотография – это его интеллектуальная собственность и пользоваться ей он может по своему усмотрению.
Кто из них прав? Обосновать ответ ссылками на положения закона.
3.Гражданин П. был объявлен судом умершим. Через два года он внезапно объявился и потребовал от своих наследников возврата своего имущества. Наследники отказались, объясняя отказ тем, что имущество П. не сохранилось. Тогда П. стал требовать денежной компенсации взамен утраченного имущества.
Правомерны ли требования П. Обосновать ответ ссылками на положения нормативного правового акта.
4.Ж. поручил Т. получить от Д. причитающуюся Ж. денежную сумму в размере 10 тысяч рублей. Д. передал Т. 11 тысяч рублей, мотивируя это тем, что он хочет вознаградить Ж. за его щедрость и терпение. Ж. принял от Т. 10 тысяч рублей и потребовал, чтобы лишняя 1 тысяча рублей была возвращена Д. Т., посчитав, что не стоит лишний раз беспокоить Д., не стал возвращать полученные деньги.
Законно ли поступил Т.? Какие последствия могут наступить для Т. в связи с его решением не возвращать деньги? Обосновать ответ ссылками на положения закона.
5. Н. приобрела куртку, почистила ее щеткой и повесила в шкаф. Ночью Н. стало холодно, поэтому она достала куртку из шкафа и укрылась поверх одеяла. Через два года Н. перешила куртку на безрукавку. Еще через три года она стала у себя на даче закрывать безрукавкой сельскохозяйственные растения от заморозков.
Какие правомочия собственника осуществляла Н. в отношении своей куртки? Аргументируйте свое мнение.
6. А. вынес свой старый холодильник к мусорному контейнеру. Потом он подумал, что выгоднее сдать холодильник в металлолом и решил забрать его обратно. Когда А. подошел к контейнеру, чтобы забрать холодильник, он увидел, что незнакомые люди грузят его имущество в машину. А. заявил, что это его холодильник и потребовал возврата вещи. Люди вернуть холодильник отказались.
Законны ли требования А.? Обосновать ответ ссылками на положения нормативного правового акта.
7. У. находилась в супружеских отношениях с З., который занимался исключительно созданием произведений искусства. При расторжении брака У. потребовала, чтобы З. признал ее авторские права на произведения, которые он создал, находясь в супружеских отношениях с ней. У. заявила, что своим успехом З. полностью обязан ей, ведь она обеспечивала во время брака их семью, исполняла обязанности домохозяйки, позировала, служила З. «музой».
Подлежат ли удовлетворению претензии У.? Приведите возражения З. на требования У. Обоснуйте его возражения ссылками на закон.
8. Будучи кредитором, Ш. изменил место своего жительства и не известил об этом должника Щ. В результате Щ. не смог передать денежные средства Ш. в установленный обязательством месячный срок, а Ш. потребовал от Щ. уплатить неустойку за просрочку исполнения обязательства.
Несет ли ответственность Ш. за просрочку исполнения обязательства? Обосновать свое мнение ссылками на положения закона.
9. С. в магазине решила купить понравившуюся ей книгу. При оплате товара в кассе выяснилось, что на ценнике книги неправильно указана ее цена, и книга стоит не 500, а 650 рублей. Возмущенная С. отказалась доплачивать разницу в стоимости товара. Тогда продавец взяла у С. книгу и вернула ей 500 рублей, уплаченных за товар.
Законны ли действия продавца в магазине? Объясните свое мнение ссылками на положения нормативного правового акта.
10. Малолетний Б. во время прогулки покинул территорию детского сада и гвоздем нацарапал на дверце стоявшего в соседнем дворе автомобиля И. картинку. И. предъявил к родителям Б. требования возместить затраты на ремонт и покраску транспортного средства. Родители Б. оплачивать затраты И. отказались.
Является ли отказ родителей Б. правомерным? Обосновать ответ ссылками на закон.
11.Пользуясь материалами справочно-информационной правовой системы, оформите расписку в получении (передаче) денежных средств своему вымышленному должнику (кредитору).
12.Пользуясь материалами справочно-информационной правовой системы, оформите доверенность от своего имени на имя своего вымышленного представителя или на свое имя от имени вымышленного представляемого.
13.Пользуясь материалами справочно-информационной правовой системы, оформите от своего имени любой гражданско-правовой договор со своим воображаемым контрагентом.
14.Пользуясь материалами справочно-информационной правовой системы, составьте от своего имени завещание в отношении вымышленного имущества и несуществующих наследников.
Список литературных источников к теме 5.2:
1.Гражданский кодекс РФ. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (с изм.) // СЗ РФ. – 1994. – №32. – Ст. 3301.
2.Гражданский кодекс РФ. Часть 2 от 26 января 1996 г. №14-ФЗ (с изм.) // СЗ РФ. – 1996. – №5. – Ст. 410.
3.Гражданский кодекс РФ. Часть 3 от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ (с изм.) // СЗ РФ. – 2001. – №49. – Ст. 4552.
4.Гражданский кодекс РФ. Часть 4 от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ (с изм.) // СЗ РФ. – 2006. – №52 (Ч.1). – Ст. 5496.
5.Гражданское право: В трех томах: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева. – М.: Проспект, 2001.
6. Гражданское право: Учебник для сред. спец. учеб. заведений / С.П. Гришаев, Т.В. Богачева и др.; Отв. ред. С.П.Гришаев - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=438601
7. Гражданское право: Учебник / М.В.Карпычев, В.А.Бессонов и др.; Под общ. ред. М.В.Карпычева, А.М.Хужина - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=462571
8.Гришаев, С.П. Гражданское право: В двух частях: В вопросах и ответах / С.П. Гришаев. – М.: Юристъ, 1999.
9.Додонов, В.Н., Кашинская, Е.В., Румянцев, О.Г. Словарь гражданского права / В.Н. Додонов и др. – М.: ИНФРА-М, 1997.
10.Зенин, И.А. Гражданское право: Учебник для вузов / И.А. Зенин. – М.: Высшее образование, 2007.
11.Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой (постатейный). – М.: Юрид. фирма КОНТРАКТ, ИД ИНФРА, 1998.
12.Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. – М.: Юрайт-Издат, Право и Закон, 2002.
13.Юкша, Я.А.Гражданское право. Часть первая: Учебное пособие / Я.А. Юкша; Российский эконом. универ. имени Г.В.Плеханова - 4-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=445106
Вопросы для самопроверки
1) Дайте определение трудового права Российской Федерации.
2) В чем состоят цели и задачи трудового права?
3) Что относится к предмету трудового права?
4) Какой метод применяется для регулирования трудовых отношений?
5) Назовите источники трудового права, дайте их подробную классификацию.
6) В чем сущность принципов запрета дискриминации в трудовых отношениях и запрета принудительного труда?
7) Что такое трудовое правоотношение и что входит в его структуру?
8) На каких основаниях возникают трудовые правоотношения?
9) Что такое социальное партнерство в сфере труда?
10) В каких формах осуществляется социальное партнерство?
11) Дайте определение рабочего времени в соответствии с трудовым законодательством.
12) Укажите виды рабочего времени и их продолжительность.
13) Как в трудовом законодательстве определяется время отдыха?
14) Укажите виды времени отдыха и их продолжительность.
15) Что такое дисциплинарный проступок и дисциплинарная ответственность?
16) На каких основаниях работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности?
17) В каком порядке производится применение и снятие дисциплинарных взысканий?
18) Что такое материальная ответственность и кто к ней привлекается?
19) Укажите виды, основания, объем материальной ответственности работодателя и работника.
20) Дайте определение трудового договора. Чем он отличается от гражданско-правового договора?
21) Что входит в содержание трудового договора?
22) Какие виды трудовых договоров предусмотрены трудовым законодательством?
23) В каком порядке заключается трудовой договор?
24) На каких основаниях могут быть изменены условия трудового договора?
25) Какие юридические факты являются основаниями прекращения трудового договора?
5.3.2 Практические задания
1.В рекламной газете было опубликовано объявление: «Требуются на работу грузчики – мужчины с 18 лет».
Является ли данное объявление трудовой дискриминацией? Обосновать свой ответ ссылками на положения нормативных правовых актов?
2.Работодатель О. сказал Л., чтобы она приступила к исполнению своих трудовых обязанностей с 18 апреля. Через месяц О. отказался выплатить Л. заработную плату, утверждая, что между ним и Л. не возникло трудовых отношений.
Прав ли в данном случае работодатель? Как бы Вы порекомендовали поступить Л.? Обосновать ответ ссылками на положения нормативного правового акта.
3.В службе занятости 40-летнему П. отказали в постановке на учет в качестве безработного, объяснив отказ тем, что он получает пенсию по инвалидности.
Кто прав в этой ситуации? Обосновать ответ ссылками на положения закона.
4.На строительство дома с утра не подвезли кирпич. Каменщик И. в связи с отсутствием работы ушел домой, предварительно попросив прораба позвонить ему по телефону, когда подвезут стройматериал. Кирпич был доставлен только на следующий день, когда И. вышел на работу и узнал, что он уже уволен за прогул. Работодатель Б. мотивировал свой приказ об увольнении тем, что И. должен был находиться на работе, приводить в порядок свое рабочее место и ждать, когда подвезут кирпич.
Правомерно ли поступили работник и работодатель? Обосновать ответ ссылками на положения нормативного правового акта.
5. 14 марта Т. исполнилось 17 лет. Затем в течение этого же года в жизни Т. произошли следующие события: 10 апреля он поступил на работу по трудовому договору; с 30 апреля по 4 мая находился на больничном; 12 октября написал заявление о предоставлении основного оплачиваемого отпуска. Работодатель в предоставлении отпуска отказал, утверждая, что Т. не проработал год, и у него не возникло права на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска.
Соответствует ли решение работодателя положениям трудового законодательства? Обосновать свой ответ ссылками на положения закона.
6.При перевозке напитка в стеклянной таре с продовольственной базы в магазин в одном из ящиков разбился товар. Работодатель удержал из заработной платы водителя стоимость реализации утраченного товара.
Правомерен ли поступок работодателя? Обосновать ответ ссылками на положения нормативного правового акта.
7.Для стимулирования труда работодатель установил для работников штрафы в размере 200 рублей за опоздание, курение в неположенном месте, кратковременное отсутствие на рабочем месте, за появление на работе в несоответствующей требованиям одежде.
Являются ли данные меры, установленные работодателем законными? Обосновать ответ ссылками на положения нормативных правовых актов.
8.По предварительной договоренности с работодателем Е. работник Ч. должен был приступить к работе 10 февраля. Однако Ч. ни 10, ни 11 февраля, ни в последующие дни на работу не вышел, на телефонные звонки работодателя отвечал, что трудовой договор с ним не оформлен, поэтому не ясно, с какого дня он должен приступить к работе.
Посоветуйте, как работодателю правильно поступить в этой ситуации. Возникло ли трудовое правоотношение между Е. и Ч.? Обязан ли Е. оформить трудовой договор с Ч.? Оплатить ему время простоя? Ответы на вопросы обоснуйте ссылками на положения закона.
9.Студент М. устроился на работу сторожем на три месяца с испытательным сроком три месяца. После ознакомления с трудовым договором М. удивился: «Зачем такой испытательный срок?»
Что бы Вы ответили на этот вопрос М.? Нарушены ли его права? Обосновать ответ ссылками на положения закона.
10.После окончания вуза Ю. решила устроиться на работу по полученной специальности. Однако работодатель отказал ей в приеме на работу, мотивируя свой отказ отсутствием у Ю. необходимого опыта работы.
Дайте рекомендации Ю. в трудоустройстве. Является ли законным отказ работодателя в приеме Ю. на работу? Обосновать ответ ссылками на положения нормативного правового акта.
11.Когда К. работала первый год у работодателя Р., она опоздала на работу. На второй год работы К. опоздала снова. На третий год она опять вовремя не пришла на работу. Тогда Р. издал приказ об увольнении К. по пункту 5 статьи 81 Трудового кодекса.
Имеет ли смысл оспорить приказ об увольнении работника в суде? Обосновать свой ответ ссылками на положения нормативного правового акта.
12.По условиям договора о выполнении работы по совместительству Я. должен был оставаться после окончания основной работы и в течение часа производить уборку помещения. Однажды Я. забыл остаться после работы для уборки помещения, так как очень устал. Работодатель издал приказ об увольнении Я. за прогул. Работник оспорил приказ работодателя в суде, утверждая, что это однократное неисполнение трудовых обязанностей, которое не может привести к увольнению.
Какое бы решение приняли Вы на месте суда? Обосновать свое решение ссылками на положения закона.
13. Пользуясь справочно-информационной правовой системой, оформите от своего или вымышленного имени заявление работника и приказ работодателя о приеме на работу.
14.Пользуясь справочно-информационной правовой системой, составьте трудовой договор со своим именем или с вымышленными именами.
15.Пользуясь справочно-информационной правовой системой, составьте со своим или вымышленным именем приказы работодателя о наложении дисциплинарного взыскания и о поощрении работника за труд.
16.Пользуясь справочно-информационной правовой системой, напишите от своего или вымышленного имени заявление о расторжении трудового договора по инициативе работника и оформите на основании этого заявления приказ работодателя.
Список литературных источников к теме 5.3:
1.Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (с изм.) // СЗ РФ. – 2002. – №1(Ч.1). – Ст. 3.
2.Губенко, М.И. Трудовое право в вопросах и ответах: практ. пособие / М.И. Губенко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
3.Гусов, К.Н. Трудовое право России: Учеб. для вузов по спец. «Юриспруденция» / К.Н. Гусов. – М.: Проспект, 2004.
4. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.Н. Гуев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=432124
4. Нуртдинова, А. Правовое регулирование оплаты труда / А. Нуртдинова // Хозяйство и право. – 2006. – №10. – С. 8 – 17.
5. Орловский, Ю. Новые положения Трудового кодекса РФ: время отдыха и ответственность сторон трудового договора / Ю. Орловский // Хозяйство и право. – 2006. – №11. – С. 3 – 11.
6.Трудовое право: учебник для вузов по спец. «Юриспруденция» / Под ред. О.В. Смирнова и И.О. Снигиревой. – М.: Проспект, 2007.
7. Трудовое право: Учебное пособие / Магницкая Е. В., Евстигнеев Е. Н., Викторова Н. Г. - 2 изд., испр. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=499267
8. Трудовое право [Электронный ресурс] : курс лекций / О.В. Жданова, Н.В. Мирошниченко, И.Ф. Дедюхина, Д.С. Токмаков. - Ставропль: СтГАУ, 2013. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=514180
9. Трудовое право России: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Нуртдинова, Ю.П. Орловский. - 3-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М: Контракт, 2014. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=448787
10. Трудовое право: Курс лекций: Учебное пособие/Воробьев В. В. - 3 изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – Режим доступа:
http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=502366
11.Чиканова, Л. Рабочее время // Хозяйство и право. – 2006, №10. – С. 3 – 8.
12.Чиканова, Л. Трудовой договор / Л. Чиканова // Хозяйство и право. – 2006, №9. – С. 3 – 23.
13.Чиканова, Л. А. Материальная ответственность сторон трудового договора как самостоятельный вид юридической ответственности имущественного характера [Электронный ресурс] / Л. А. Чиканова // Юридическая ответственность: современные вызовы и решения: Материалы для VIII Ежегодных научных чтений памяти профессора С. Н. Братуся / М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ : ИНФРА - М, 2013. - С. 164 - 174. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=439124
Написание контрольных работ
Требования к написанию контрольных работ
Для развития углубленного понимания некоторых правовых вопросов студентам предлагается в обязательном порядке подготовить контрольные работы по определенным преподавателем темам. Выбор номера темы контрольной работы производится по последней цифре номера зачетной книжки студента. Так, например, если номер зачетной книжки 034855, в котором последняя цифра – «5», то контрольная работа выполняется по одной из тем: 5, 15 или 25.
Контрольная работа должна быть снабжена титульным листом с указанием наименования вуза, названия темы, фамилии, имени и отчества автора (без сокращений), факультета, где он учится, номера его группы, места (Вологда – Молочное) и года выполнения работы. На следующей странице после титульного листа оформляется план (содержание) работы в точном соответствии с планом темы из списка в разделе 6.2. Текст контрольной работы включает в себя введение, основную часть и заключение. Во введении определяются цель и задачи работы. Задачи работы должны раскрываться в содержании основной части. Основная часть подразделяется по пунктам в соответствии с оформленным в начале работы планом. Каждый пункт завершается выводом. В заключении содержится обобщенный вывод, отражающий результаты решения задач работы в основной части. Максимальный объем контрольной работы составляет 20 – 25 страниц формата А4 набранного на компьютере текста (размер – 14). В содержании контрольной работы должны быть указаны ссылки на использованную при подготовке литературу, электронные ресурсы. Список использованных источников оформляется в алфавитном порядке в конце работы в соответствии с библиографическими требованиями. Использование при выполнении контрольной работы текстов нормативных правовых актов является обязательным. Названия нормативных правовых актов включаются в список литературных источников. В контрольной работе должны быть решены все поставленные задачи и раскрыты все пункты плана, ее следует писать самостоятельно. Оценка работы снижается за плагиат (умышленное присвоение авторства чужого произведения).
По результатам проверки контрольной работы со студентом проводится устное собеседование. Оценка «зачтено» выставляется студенту, если работа оформлена с незначительными нарушениями установленных требований, тема работы за исключением некоторых положений почти полностью раскрыта, работа выполнена самостоятельно частично. Оценка «не зачтено» выставляется студенту, если работа оформлена со значительными нарушениями установленных требований, тема работы не раскрыта, работа выполнена несамостоятельно.
6.2 Темы и планы контрольных работ
Тема 12. Федеральное Собрание Российской Федерации
1.Конституционный статус Федерального Собрания и его место в системе разделения властей.
2.Палаты Федерального Собрания: состав, порядок формирования, внутренняя организация.
3.Полномочия Федерального Собрания и его палат.
4.Этапы законодательного процесса.
Тема 22. Трудовой договор
1.Понятие, стороны, содержание и виды трудового договора.
2.Порядок заключения трудового договора.
3.Изменение трудового договора.
4.Прекращение трудового договора.
Зачет по правоведению
Вопросы к зачету
1.Понятие, признаки, формы и функции государства.
2.Право: понятие, признаки, функции, система, источники.
3.Правоотношение: понятие, структура, юридические факты.
4.Правонарушение: понятие, признаки, виды, юридический состав.
5.Понятие и виды юридической ответственности.
6.Конституция РФ 1993 г.: понятие, структура, юридические свойства.
7.Основы конституционного строя Российской Федерации.
8.Основы правового статуса человека и гражданина: система основных прав, свобод и обязанностей.
9.Гражданство РФ: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения.
10.Федеративное устройство России: понятие, принципы, состав субъектов, основы конституционного статуса Российской Федерации и ее субъектов.
11.Конституционный статус Президента РФ.
12.Конституционный статус Федерального Собрания РФ.
13.Правительство РФ: понятие, состав, компетенция, порядок формирования и основания прекращения полномочий.
14.Принципы правосудия и судебная система РФ.
15.Местное самоуправление в РФ: понятие, принципы, основы, функции, органы.
16.Трудовое право РФ: понятие, предмет, метод, принципы, источники.
17.Трудовой договор: понятие, стороны, содержание, порядок и основания заключения и прекращения.
18.Понятие и виды рабочего времени и времени отдыха.
19.Трудовая дисциплина и ее правовое обеспечение. Материальная ответственность работника и работодателя.
20.Гражданское право РФ: понятие, предмет, метод, принципы, источники.
21.Гражданское правоотношение: понятие, структура, сделки, представительство, сроки.
22.Право собственности: понятие, содержание, формы. Виды вещных прав.
23.Гражданско-правовое обязательство: понятие, виды, договорные и внедоговорные основания возникновения.
24.Понятие, основания и