Кандидат юридических наук, доцент Д.А. Гришин
О.А. Шуранова
НАЛОГОВОЕ ПРАВО
Методические указания по изучению дисциплины
для слушателей заочной формы обучения
по специальности 031001 Правоохранительная деятельность
Специализация – Оперативно-розыскная деятельность
Узкая специализация – Оперативно-розыскная деятельность в УИС
Специализация – Обеспечение безопасности в уголовно-исполнительной системе
Узкая специализация – Организация режима и надзора в УИС
Квалификация (степень) выпускника «специалист»
Факультет: | Юридический |
Категория обучающихся: | Курсанты, слушатели |
Курсы: | 3-й (очная форма обучения) |
3-й (заочная форма обучения) | |
Рязань 2014
ББК 67.402р30
Н-23
Рецензенты:
Н.И. Белая, кандидат юридических наук, доцент (Академия ФСИН России);
Ю.И. Фроловская,кандидат юридических наук, доцент (Академия ФСИН России).
Шуранова О.А., кандидат юридических наук
З-51 | Налоговое право: методические указания по изучению дисциплины для слушателей заочной формы обучения юридического факультета. – Рязань : Академия ФСИН России, 2013. – 93 с. |
Методические указания по изучению дисциплины для слушателей заочной формы обучения юридического факультета составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины.
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры административного и финансового права от «6» февраля 2013 г. протокол № 8.
Начальник обеспечивающей кафедры
Кандидат юридических наук, доцент Д.А. Гришин
Учебно-методическое издание
Шуранова Ольга Александровна
НАЛОГОВОЕ ПРАВО
Методические указания по изучению дисциплины для слушателей
заочной формы обучения юридического факультета
Технический редактор Л.И. Семочкина Подписано в печать . Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Печ. л.3,6. Тираж 30 экз. Заказ № _____. | Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 |
ББК 67.402р30 © Шуранова О.А., 2014 © Академия ФСИН России, 2014 |
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Данные указания предназначены для оказания помощи слушателям заочной формы обучения при изучении дисциплины «Налоговое право». Часы, отведенные учебным планом на изучение налогового права позволяют познакомить слушателя лишь с основами курса, поэтому основным методом работы является самостоятельное изучение материала на основе нормативных актов, учебной и научной литературы. Каждая из рассматриваемых тем обеспечена соответствующими методическими рекомендациями и необходимой литературой, перечень которой состоит из трех основных разделов: нормативные акты, основная и дополнительная литература. При подготовке слушатели должны ознакомиться с рекомендациями к данной теме, вопросами, выносимыми для самостоятельной подготовки, а также изучить, а при необходимости и законспектировать нормативные акты и обязательную литературу. Для более глубокого усвоения материала, ознакомления с различными точками зрения по той или иной проблеме обучающимся предлагается по каждой теме перечень дополнительной литературы.
Одна из важнейших задач каждого вида занятий – это развитие познавательной деятельности обучающегося. Усвоение учебного материала или какой-либо иной информации становится достоянием личности лишь тогда, когда приобретаемые знания, навыки и умения являются результатом собственных интеллектуальных усилий. Непрерывное совершенствование уровня самостоятельной работы слушателей положительно влияет на развитие их познавательной активности, благодаря чему улучшается качество знаний и успешнее протекает процесс формирования навыков и умений.
Проявление самостоятельности в мыслях и действиях – важное и непременное условие формирования у них творческого отношения к учебной и профессиональной деятельности. Оно является действенным средством связи обучения с жизнью и теории с практикой, способствует превращению знаний в твердые убеждения. Вот почему изучение любого учебного материала – это не просто его восприятие и запоминание, а процесс постоянного мышления, непрерывного поиска ответа на вопросы: «А почему?», «Откуда это следует?», «Как применить эту теорию на практике?»
Следовательно, самостоятельная работа – это, прежде всего, самостоятельная мысль. Не умаляя роли аудиторных занятий, следует подчеркнуть, что глубокие знания достигаются напряженной, систематической и целеустремленной самостоятельной работой обучающегося. Опыт показывает, что далеко не все слушатели имеют прочные навыки ее оптимальной организации, что ведет к трудностям в освоении предмета, создает проблемы при сдаче экзаменов и зачетов.
Основными компонентами самостоятельной работы слушателей являются:
- творческое изучение нормативно-правовых актов, учебных пособий, научной литературы и периодической печати;
- умелое конспектирование различных материалов и научной литературы;
- активное участие в мероприятиях, проводимых по линии учебно-методической и научно-исследовательской работы;
- получение консультаций у преподавателей и т.д.
Алгоритм самостоятельной работы обучающегося:
1. Ознакомление с темой учебной дисциплины и вопросами, выносимыми на рассмотрение.
2. Подбор и изучение рекомендованной литературы и нормативных правовых актов по теме.
3. Ответы на поставленные вопросы, рекомендованные для изучения по указанной теме.
4. Запись вопросов, вызвавших затруднения при изучении темы.
5. Индивидуальная консультация с преподавателем.
В рамках данного пособия предлагаем рассмотреть обучающимся основные вопросы по всем темам курса «Налоговое право», ответы на отдельные вопросы слушатели должны получить посредством самостоятельной работы в библиотеке и использования справочных правовых систем «Гарант», «Консультант плюс» в компьютерном классе академии. Кроме того, для подготовки к семинарским и практическим занятиям по учебной дисциплине «Налоговое право» слушателям необходимо ознакомиться с конспектами лекций по темам учебного курса, а также с рекомендуемой литературой, обозначенной в рабочей программе учебной дисциплины.
Изучение слушателями учебной дисциплины «Налоговое право»имеет целью дать им необходимые знания по главным направлениям данной дисциплины, что сможет помочь исследованию и определению путей решения научно-практических задач, повышению эффективности профессиональной деятельности специалиста в УИС.
Освоение дисциплины рассматривается как составная часть подготовки специалистов с высшим юридическим образованием для службы в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний России в современных политических и экономических условиях в рамках реализации мероприятий по развитию УИС закрепленных в Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г.
Методические указания по изучению дисциплины составлены из расчета учебного времени, предусмотренного учебным планом Академии ФСИН России для слушателей заочной форм обучения юридического факультета. Они рассчитаны на 108 ч, в том числе 96 ч – самостоятельная работа, 12 ч – аудиторные занятия, из которых 8 ч – лекций, 4 ч – практические занятия. Изучение настоящей дисциплины завершается сдачей контрольной работы и экзамена.
Учебно-тематический план
Заочная форма обучения
№ п/п | Наименование тем | Всего часов по учебному плану | Из них аудиторных | Самостоятельная работа | ||||
Всего часов | Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия | Другие виды занятий | ||||
3 курс | ||||||||
Предмет, метод и система налогового права | - | - | - | - | - | |||
Понятие и классификация налогов и сборов | - | - | - | |||||
Правовой статус субъектов налогового права | - | - | - | |||||
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов | - | - | - | - | - | |||
Формы, методы и порядок осуществления налогового контроля | - | - | - | - | - | |||
Обжалование актов налоговых органов и действий их должностных лиц | - | - | - | - | - | |||
Понятие, состав и виды налоговых правонарушений. Ответственность за их совершение | - | - | - | - | - | |||
Федеральные налоги и сборы | - | - | ||||||
Региональные налоги и сборы | - | - | ||||||
Местные налоги и сборы | - | - | - | - | - | |||
Специальные налоговые режимы | - | - | - | - | - | |||
Всего по курсу | - |
самостоятельное Изучение дисциплины
Общая часть
Источники налогового права
Источники (формы) налогового права – это официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, документально регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения, т. е. формы внешнего содержания налогового права.
Иерархически выстроенная по юридической силе актов, составляющих источники налогового права, система источников налогового права выглядит следующим образом:
1. Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Специальное налоговое законодательство (в НК РФ оно именуется законодательством о налогах и сборах), которое, в свою очередь, включает следующие элементы:
а) федеральное законодательство о налогах и сборах, включающее: Налоговый кодекс Российской Федерации; иные федеральные законы о налогах и сборах;
б) региональное законодательство о налогах и сборах:
– законы субъектов РФ;
– иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ.
в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.
Наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации. Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей – общей и особенной.
Акты налогового законодательства официально публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации, а также в «Российской газете» и «Парламентской газете».
Контрольные вопросы:
1. Какое место налоговое право занимает в системе правовых отраслей?
2. С какими иными отраслями права взаимодействует налоговое право?
3. Понятие и содержание налоговых отношений, отличительные признаки?
4. Кто является участниками налоговых правоотношений? Какая разница между субъектами налоговых правоотношений и субъектами налогообложения?
5. Понятие и признаки метода налогового права?
6. Назовите социально-правовые и специально-правовые принципы налогового права?
Литература: [1-5, 20, 23, 26-32, 35, 37, 40, 43].
Общие и целевые налоги.
Общие - налоги, не предназначенные для финансирования конкретного расхода.
Целевые – собираемые для финансирования конкретных расходов бюджета (взносы в пенсионный фонд, транспортный).
Их права и обязанности.
В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.
Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:
1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт.
Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.
Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе.
Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.
Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.
При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:
1) заявить отвод эксперту;
2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
4) присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
5) знакомиться с заключением эксперта.
Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении он излагает проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы.
В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.
Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе. Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.
В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик.
Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода.
Настоящее положение распространяется и на лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица.
Переводчик предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью переводчика.
При проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных НК РФ, вызываются понятые.
Понятые вызываются в количестве не менее двух человек. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов.
Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Они вправе делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол.
Контрольные вопросы:
1. Понятие налоговой отчетности и налоговой декларации?
2. Назовите сроки предоставления налоговой декларации?
3. Что такое идентификационный номер налогоплательщика?
4. В чем отличие камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки?
5. Назовите сроки проведения камеральной и выездной налоговой проверки?
6. В каких случаях может быть проведена повторная выездная налоговая проверка?
Литература: [1-4, 6, 11-12, 16, 20, 23, 26-32, 37, 43]
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Акцизы.
Краткая характеристика: относится к федеральным косвенным налогам, включается в цену товара и поэтому оплачиваются в конечном итоге потребителем (глава 22 «Акцизы» НК РФ).
Перечень подакцизных товаров определяются Правительством РФ. К подакцизным товарам относят: спирт этиловый, водку, ликероводочные изделия, вина, пиво, табачные изделия, автомобили, ювелирные изделия, автомобильный бензин и др.
Объектом налогообложения признаются операции с подакцизными товарами, перечисленные в ст. 182 НК РФ.
Взимание акцизов производится по ставкам, установленным ст. 193 НК РФ. Ставки бывают трех видов :
1) специфические (твердые) - в рублях и копейках за единицу
измерения. Так, на вина игристые ставка акцизов- 10 руб. 58 коп. за 1 литр.
2) адвалорные - в процентах от стоимости товара, определенной в
соответствии со ст. 187 НК РФ (то есть стоимости товара за вычетом акцизов,
НДС). Адвалорные ставки установлены на природный газ;
3) комбинированные, состоящие из двух частей - специфической
составляющей (в рублях и копейках за единицу измерения) и адвалорной составляющей (в процентах от стоимости). Комбинированные ставки установлены на сигареты и папиросы.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.
Налоговый период – календарный месяц.
Транспортный налог
Порядок исчисления и уплаты транспортного налога регулируется гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ.
Объектами налогообложения являются (п.1 ст. 358 НК РФ): наземные (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани); воздушные (самолеты, вертолеты и др.); водные (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и др.).
В п. 2 ст. 358 НК РФ определен ряд транспортных средств, не являющихся объектами налогообложения. Этот перечень является закрытым.
Величина налоговых ставок зависит от категории транспортного средства, мощности двигателя или валовой вместимости (ст. 361 НК РФ).
Налоговые ставки могут быть увеличены или уменьшены соответствующим региональным законом, но не более чем в 5 раз. Субъект РФ может установить дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также в зависимости от срока их эксплуатации.
Налог на игорный бизнес
Налог на игорный бизнес исчисляется в соответствии с гл. 29 НК РФ.
Статьей 366 НК РФ определены объекты игорного бизнеса, облагаемые налогом: игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора или букмекерской конторы.
Регионам предоставлено право устанавливать ставки налога, варьируя в пределах, указанных в ст. 369 НК РФ: за один игровой стол - от 25000 до 125000 руб.; за один игровой автомат - от 1500 до 7500 руб.; за одну кассу тотализатора или букмекерской конторы - от 25000 до 125000 руб.
Контрольные вопросы:
1. Как осуществляется правовое регулирование региональных налогов?
2. Назовите виды региональных налогов, установленных НК РФ?
3. Как осуществляется налогообложение на региональном уровне в отношении органов и учреждений уголовно-исполнительной системы?
4. Перечислите категории налогоплательщиков, освобожденных от уплаты налога на имущество организаций?
5. Порядок уплаты транспортного налога учреждениями, органами, сотрудниками уголовно-исполнительной системы.
Используемая литература: [1, 2, 4, 5, 6, 31, 32].
Земельный налог
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0,3% в отношении земельных участков:
– отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к
землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и
используемых для сельскохозяйственного производства;
– занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфрастуктуры
жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на
земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному
фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального
комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
– предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства,
огородничества или животноводства;
2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Освобождаются от налогообложения организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.
Контрольные вопросы:
1. С какого момента у физического лица возникает обязанность по уплате налога на имущество (НИФЛ)?
2. Как выплачивается налог на имущество физических лиц, при наличии двух и более собственников имущества, являющегося объектом налогообложения НИФЛ?
3. На кого возлагается обязанность по исчислению налога на доход физических лиц и налога на имущество физических лиц?
4. Назовите элементы земельного налога?
5. Как осуществляется уплата земельного налога органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы?
Используемая литература: [1, 2, 4, 5, 6, 31, 32, 34, 38].
Общие положения о специальных налоговых режимах,
Контроль знаний по
дисциплине «Налоговое право»
Налогового контроля
1. Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право присутствовать при проведении:
а) налоговой проверки;
б) камеральной налоговой проверки;
в) выездной налоговой проверки;
г) камеральной и выездной проверки.
2. Налоговый орган проставить отметку на копии налоговой декларации:
а) обязан;
б) обязан по просьбе налогоплательщика;
в) обязан в случае её отправления налогоплательщиком по почте;
г) не обязан.
3. Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган:
а) по почте;
б) лично налогоплательщиком;
в) по почте или лично налогоплательщиком;
г) через представителя.
4. Участниками налогового контроля являются:
а) налоговые органы;
б) налоговые органы и органы государственных внебюджетных фондов;
в) налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы;
г) налоговые и таможенные органы.
5. Заявление о постановке на учёт организации в налоговый орган после ее государственной регистрации подаётся в течение:
а) 5 дней;
б) 10 дней;
в) 15 дней;
г) 1 месяца.
6. В течение какого срока со дня подачи налогоплательщиком документов в налоговый орган, последний обязан выдать свидетельство о постановке налогоплательщика на учёт:
а) 5 дней;
б) 10 дней;
в) 15 дней;
г) 30 дней.
7. Налогоплательщик обязан заявить в налоговый орган об изменении места нахождения или места жительства:
а) в пятидневный срок с момента изменения;
б) в десятидневный срок с момента изменения;
в) за пять дней до изменения;
г) за десять дней до изменения.
8. Налогоплательщик обязан обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов в течение:
а)двух лет;
б) трех лет;
в) четырех лет;
г) пяти лет.
9. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком по:
а) нескольким налогам;
б) каждому налогу;
в) федеральным, региональным и местным налогам отдельно;
г) усмотрению налогоплательщика.
10. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более:
а) одного месяца;
б) двух месяцев;
в) девяти месяцев;
г) одного года;
11. Срок, установленный НК РФ для проведения камеральной налоговой проверки, составляет:
а) 2 месяца.
б) 3 месяца.
в) 4 месяца.
12. Срок на проведение камеральной налоговой проверки начинает течь с момента:
а) Представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
б) Вынесения решения о проведении проверки.
13. В случае представления налогоплательщиком до окончания камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета):
а) Проводится проверка первоначально поданной декларации (расчета), а затем начинается камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации (расчета).
б) Камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).
в) Представление уточненной налоговой декларации (расчета) во время проведения камеральной проверки запрещено.
14. В соответствии с НК РФ предметом выездной налоговой проверки является:
а) Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
б) Соблюдение законодательства о налогах и сборах.
в) Соблюдение и исполнение законодательства о налогах и сборах.
15. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период:
а) Не превышающий трех календарных лет, предшествующих году проведения проверки.
б) Не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
16. В исключительных случаях срок проведения выездной налоговой проверки может быть продлен до:
а) Четырех месяцев.
б) Шести месяцев.
в) До одного года.
17. В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий составляет и вручает налогоплательщику (его представителю):
а) Постановление о проведенной проверке.
б) Определение о завершении выездной проверки.
в) Справку о проведенной проверке.
18. Если в ходе камеральной налоговой проверки проверяющими не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, обязаны ли уполномоченные должностные лица составлять акт налоговой проверки:
а) Обязаны.
б) Не обязаны.
19. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, лицо, в отношении которого проводилась эта проверка, вправе представить письменные возражения по акту:
а) В течение 10 дней со дня получения акта налоговой проверки.
б) В течение 10 дней со дня составления акта налоговой проверки.
в) В течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки.
г) В течение месяца со дня получения акта налоговой проверки.
20. Может ли руководитель (заместитель руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки вынести решение о возобновлении налоговой проверки:
а) Может.
б) Нет, не может.
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Понятие налогового права. Предмет и метод.
2. Основные принципы налогообложения. Источники налогового права.
3. Налог на добавленную стоимость.
4. Акцизы.
5. Налог на прибыль организаций.
6. Функции и виды налогов.
7. Классификационные признаки налогов и сборов.
8. Понятие налога и его признаки.
9. Виды налогов. Налоги, уплачиваемые органами и учреждениями ФСИН России.
10. Порядок установления, изменения и отмены федеральных налогов и сборов.
11. Налоги, уплачиваемые физическими лицами. Сотрудники ФСИН России, как плательщики налога на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц.
12. Налог на доходы физических лиц.
13. Социальные налоговые вычеты
14. Юридический состав налога.
15. Принципы определения доходов. Виды доходов.
16. Законодательство РФ о налогах и сборах.
17. Субъекты налоговых правоотношений. Уголовно-исполнительная система, как субъект налоговых правоотношений.
18. Правовой статус субъектов налогового права.
19. Права и обязанности налогоплательщиков.
20. Правовой статус налоговых органов.
21. Федеральная налоговая служба. Ее структура и компетенция.
22. Основания возникновения и прекращения налоговой обязанности.
23. Общий порядок исполнения налоговой обязанности.
24. Правовой статус налоговых агентов и представителей в налоговых отношениях.
25. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.
26. Принудительный порядок исполнения налоговой обязанности.
27. Изменение срока уплаты налога.
28. Учет организаций и физических лиц.
29. Зачет и возврат излишне уплаченных налогов, сборов или пеней.
30. Налоговая декларация.
31. Порядок установления, изменения и отмены региональных и местных налогов и сборов.
32. Транспортный налог.
33. Формы налогового контроля. Налоговый контроль в уголовно-исполнительной системе.
34. Камеральная проверка (роль, содержание).
35. Выездная налоговая проверка: понятие и содержание.
36. Налог на имущество организаций.
37. Объекты налогообложения. Имущество и прибыль УИС, как объект налогообложения.
38. Система налогов и сборов РФ.
39. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
40. Общая характеристика налогового контроля, его формы и виды.
41. Учет налогоплательщиков.
42. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
43. Местные налоги.
44. Земельный налог.
45. Налоговые льготы. Значение налоговых льгот в деятельности учреждений УИС.
46. Правовое регулирование и содержание местных налогов и сборов. Сотрудники УИС, как плательщики налога на имущество физических лиц и земельного налога.
47. Налог на имущество физических лиц.
48. Смешанные (общие) налоги и сборы.
49. Обжалование актов налоговых органов и действий, бездействий их должностных лиц.
50. Налоговые вычеты по НДФЛ.
51. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган.
52. Федеральные налоги и сборы.
53. Региональные налоги.
54. Виды льгот, предусмотренные налоговым законодательством.
55. Упрощенная система налогообложения.
56. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
57. Единый сельскохозяйственный налог.
58. Административная ответственность в налоговой сфере. Административная ответственность органов и учреждений УИС за совершение налоговых правонарушений.
59. Виды санкций за налоговые правоотношения.
60. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Понятие, характеристика.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник
1. Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник. – М.: Юрайт, 2012. – 451 с.
Основная литература
2. Демин А.В. Налоговое право России: учеб. пособие. – М.: РИОР, 2008. – 381 с.
3. Корнева Е.А. Правовое регулирование полномочий налоговых органов: комментарий законодательства для налоговика и налогоплательщика: учеб. пособие. – М.: Городец, 2007. – 352 с.
4. Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 463 с.
5. Крохина Ю.А. Налоговое право: учеб. для вузов. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 429 с.
6. Миляков Н.В. Налоговое право: учеб. для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 382 с.
7. Осокина И.В. Налоговый контроль в налоговом процессе: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 446 с.
8. Эриашвили Н.Д., Коршунова Н.М. Налоговый процесс: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 375 с.
Дополнительная литература
9. Арсеньева Н.В. Административная и налоговая ответственность за правонарушения в области налогов и сборов: возможность консолидации норм и последствия // Административное и муниципальное право. 2011. № 3.
10. Бондаренко Т.А. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени. Исчисление сроков, установленных законодательством о налогах и сборах // Финансовое право. 2011. № 3.
11. Долгополов О.И., Ловинюков А.С. О надлежащих условиях исполнения налоговой обязанности // Административное и муниципальное право. 2009. № 12.
12. Ивачев О.В. Административно-правовое регулирование взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов в предупреждении налоговых правонарушений // Административное и муниципальное право. 2010. № 12.
13. Ильин А.Ю. Специальные налоговые режимы: правовой механизм применения, развития и совершенствования // Финансовое право. 2011. № 3.
14. Кобзарь-Фролова М.Н. Об основных началах законодательства о налогах и сборах // Финансовое право. 2011. № 3.
15. Кормилицын А.С. Формы и методы налогового контроля // Административное и муниципальное право. 2008. № 6.
16. Куричев Ю.А. Некоторые вопросы возврата из бюджета излишне уплаченного (взысканного) налога // Финансовое право. 2009. № 10.
17. Ленева И.Г. Приостановление операций по счетам в банках налоговыми органами // Финансовое право. 2011. № 1.
18. Назаров В.Н. О методе налогового права // Финансовое право. 2009. № 8.
19. Неляпина Ю.В. Выездные проверки как наиболее эффективная форма налогового контроля // Налоги (газета). 2008. № 41.
20. Полтева А.М. Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля // Административное и муниципальное право. 2009. № 4.
21. Расулов И.Г. Налоговые органы как субъекты налогового права // Финансовое право 2011. № 3.
22. Смирнов Д.А. О понятии принципов налогового права // Известия вузов. Правоведение. 2009. № 5.
23. Смирнов Д.А. Правовая природа обязанности по уплате налога // Налоги (газета). 2008. № 30.
24. Соколова Э.Д. К вопросу о понятии налоговой системы // Финансовое право. 2011. № 1.
25. Терехина А.П. Система и принципы налогообложения доходов физических лиц в наиболее развитых странах // Финансовое право. 2010. № 11.
Нормативные правовые