Забастовка. Признание забастовки недействительной.

Забастовка – временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ст. 388 Трудового кодекса).

Признаки забастовки: временный характер отказа работников от выполнения трудовых обязанностей; свобода волеизъявления работников; цель – разрешение коллективного спора.

Право на забастовку может быть реализовано работниками не позднее 3 месяцев после отклонения любой из сторон спора предложений примирительной комиссии, посредника, трудового арбитража, если решение трудового арбитража не имеет для сторон обязательной силы. Законом могут быть установлены ограничения реализации права на забастовку, если это необходимо для обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения.

Решение о забастовке должно приниматься коллективом работников. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 присутствующих на собрании работников. При этом собрание считается правомочным, если на нем присутствовало более половины работников, а конференция – не менее 2/3 делегатов.

Не позднее 2 недель до начала забастовки представительный орган работников обязан письменно уведомить нанимателя о решении провести забастовку, указав перечень разногласий сторон, послуживших основанием для проведения забастовки; дату и время проведения забастовки, предполагаемое количество участников; предложения по минимуму необходимых работ, выполняемых во время проведения забастовки.

Получив уведомление о забастовке, наниматель обязан уведомить собственника, поставщиков, потребителей, местные исполнительно-распорядительные органы.

Забастовка прекращается, а ее участники должны приступить к работе на следующий день после признания ее незаконной; получения письменного уведомления нанимателя об удовлетворении требований; принятия об этом решения на собрании или конференции работников; заключения письменного соглашения сторон о прекращении забастовки.

Забастовка или решение о ее проведении могут быть признаны незаконными по решению областного (Минского городского суда), если решение о ее проведении было принято с нарушением законодательства либо она проводилась с нарушением требований закона. Заявление о признании забастовки незаконной подается нанимателем, собственником (или уполномоченным им органом) или прокурором.

За работниками, участвовавшими в забастовке, заработная плата не сохраняется. Период участия в забастовке не включается в стаж, дающий право на трудовой отпуск. За работниками, письменно отказавшимися от участия в забастовке, заработная плата сохраняется в установленных законодательством размерах.

Участники незаконной забастовки могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Лица, которые путем насилия или угрозы причинения насилия принуждают к участию в забастовке либо к отказу от участия в ней, привлекаются к уголовной ответственности.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте понятие трудовых споров и их видов

2. Назовите признаки коллективных трудовых споров

3. Охарактеризуйте порядок рассмотрения коллективных трудовых споров

Литература:

Трудовой кодекс РБ 2013г.

Комментарий к трудовому кодексу

Трудовое право Греченков А.А.2013г

Тема 23. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

Программное содержание

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. Органы надзора. Дисциплинарная, административная, уголовная ответственность

Методические указания

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде – виды охранительной деятельности специально уполномоченных органов и общественных организаций, направленные на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства.

Надзор – деятельность госорганов по обеспечению точного неукоснительного и единообразного исполнения законов. Надзор отличается следующими специфическими особенностями:

1) надзор ведется за деятельностью предприятий всех форм собственности и должностных лиц, не находящихся в административном подчинении у органов, осуществляющих государственный надзор;

2) органы, осуществляющие государственный надзор наделены административными и юрисдикциоными полномочиями властного характера, которые строго определены в правовых нормах;

3) указанные правомочия органов государственного надзора направлены не на выполнение оперативно-исполнительской деятельности, а на создание правоохранительных актов индивидуального значения.

Надзорная деятельность этих органов предполагает не только наблюдение за трудовым законодательством, но и исследование каждого случая трудового правоотношения, а также властные разрешение правовых споров, применение правовых санкций. Все это происходит на основе создания правоохранительного акта индивидуального значения, представляющего собой акт юрисдикции или акт применения права.

Контроль – проверка соответствия деятельности нанимателя предписаниям нормативно правых актах.

В отличии от надзора, контроль является частью организационно-исполнительской деятельности органов государственной власти и органов государственного управления.

Различия:

Надзор – деятельность государственных органов по исполнению точного неукоснительного исполнения законов, а контроль – составная часть управленческой деятельности, сущность которой заключается в проверке соответствия деятельности подконтрольных объектов на предприятиях, предписаний НПА, корректировке и применения санкций к виновным лицам.

В ст.462 ТК указано, что систему государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства составляют специально уполномоченные госорганы, действующие в соответствии с законодательством. Назначение этих органов – обеспечение соблюдения трудового законодательства.

Особое место в системе органов контроля занимают высшие и местные органы власти и управления. Общий контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют парламент, президент, правительство и министерства и государственные комитеты, местные исполнительно-распорядительные органы.

Парламент Республики Беларусь принимает законы, в соответствии с которыми принимаются законы о труде и осуществляется контроль за соблюдение трудового законодательства.

Президент Республики Беларусь, издавая декреты и указы по трудовым отношениям, в общем плане посредством их осуществляет контрольные функции за соблюдением трудового законодательства.

Правительство Республики Беларусь, принимая постановления, осуществляет общий контроль за соблюдением трудового законодательства. Такое же значение имеют распоряжения и постановления МИРО, рассчитанные на неоднократное их применение.

Министерства и государственные комитеты осуществляют ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства на подчиненных им предприятиях путем издания инструкций, точное исполнение которых позволяет проводить ведомственный контроль (министерство труда и соцзащиты). Министерство является органом республиканского управления, которое осуществляет управление и государственный контроль за соблюдение трудового законодательства, занятости, миграции, координирует деятельность других органов государственного управления.

Органы надзора – департамент государственной инспекции труда и социальной защиты, МЧС, органы государственной экспертизы условий труда, департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при МЧС, государственный санитарный контроль, органы пожарного надзора при МЧС прокурата Республики – закон от 8 мая 2007г. №220-З «О прокуратуре».

Задачами прокураты являются:

1) обеспечение верховенства права, законности и правопорядка;

2) защита прав и законных интересов граждан и государственных интересов.

В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов, указов, декретов и др. При установлении нарушений трудового законодательства прокурор применяет следующие меры реагирования:

1) опротестовывает решение и правовые акты или отменяет их;

2) дает письменные указания по делам об административных правонарушениях;

3) вносит представление, выносит предписания, официальные предупреждения;

4) обращается за защитой нарушенного права в суд;

5) составляет протоколы об административных правонарушениях;

Согласно ст.463 Трудового кодекса профсоюзы осуществляют обязательный контроль за соблюдением трудового законодательства. Профсоюзы согласно этой статье:

1) имеют право проверять соблюдение нанимателем трудового законодательства;

2) защищать трудовые права граждан;

3) осуществлять обязательный контроль при заключении трудового договора, расторжении его;

4) при переводах и перемещениях по должности.

Различают предварительный, последующий, текущий контроль.

Предварительный контроль имеет место, когда установление или применение прав, обязанностей работника, условий труда осуществляется совместно по согласованию или с учетом мнения профсоюзов.

Последующий контроль может осуществляться при рассмотрении конкретного обращения гражданина с целью выявления уже допущенного нарушения и принять меры по восстановлению прав заявителя.

Текущий контроль производится на основе плана профкома.

Порядок осуществления профсоюзами обязательного контроля за соблюдением трудового законодательства утвержден постановлением Совмина от 23 октября 2000г. №1690.

Обязательный контроль осуществляют профсоюзы через правовые и технические инспекции труда, создание которых установлено устройством профсоюза, общественных инспекторов охраны труда. Представители профсоюзов имеют право осуществлять проверки за соблюдением законодательства о труде по всем вопросам:

1) запрашивать и получать информацию о несчастных случаях;

2) принимать участие в расследовании несчастных случаев;

3) требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда;

4) подавать в суд исковые заявления на защиту своих членов;

5) профсоюз имеет право получать объяснения от должностных лиц при выявлении нарушения трудового законодательства;

6) оформлять представление об устранении выявленных нарушений;

7) профсоюз имеет право осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства лишь в отношении нанимателя, где работают члены данного профсоюза и где созданы органы профсоюза.

Юридические и физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Ответственность несут как наниматель, так и должностные лица. При этом наниматель как юридическое лицо несет материальную ответственность, другие виды ответственности (дисциплинарную, административную, уголовную) несут только физические лица, должностные лица нанимателя.

Дисциплинарная ответственность заключается в применении мер дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, увольнение.

Административная ответственность – ст.9.15-9.20 Кодекса об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность – нарушение трудового законодательства и правил охраны труда (ст.194, 199 Уголовного кодекса), необоснованный отказ от приема на работу и увольнение женщины по мотивам беременности, ст.301-308, 318, 336, 338 УК, по ст.306 – нарушение правил охраны труда, привлекаются только должностные лица, которые отвечают за их соблюдение.

Материальная ответственность наступает, если предприятию причинен материальный ущерб.

Ст.245 Трудового кодекса, когда при незаконном увольнении, переводе, перемещении должностное лицо должно возместить работнику потери и выплатить зарплату. Должностные лица нанимателя несут полную материальную ответственность.

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

2. Назовите органы надзора.

3. Охарактеризуйте дисциплинарную, административную, уголовную ответственность за нарушение законодательства о труде

Литература:

Трудовой кодекс РБ 2013г.

Комментарий к трудовому кодексу

Трудовое право Греченков А.А.2013г

Консультации для учащихся по учебной дисциплине

«Трудовое право»

Наши рекомендации