Порядок возмещения работником ущерба.

Работник, причинивший ущерб, может его добровольно возместить полностью или частично, может с согласия администрации передать в возмещение ущерба равноценное имущество или исправить повреждение. По соглашению сторон возмещение ущерба возможно с рассрочкой по письменному обязательству работника. Если возмещение ущерба не превышает среднемесячного заработка работника, то удержание производиться по приказу администрации, а с руководителя предприятия, учреждения, организации и их заместителей – по распоряжению вышестоящего руководителя организации. Это распоряжение должно быть сделано не позднее месячного срока со дня окончательного установления работодателем размера ущерба. В остальных случаях и когда работник не согласен добровольно возместить ущерб, его взыскание производиться через суд. Если работник не согласен с производственным вычетом и его размером, то он может оспорить распоряжение в комиссии по трудовым спорам. Независимо от вида и предела ответственности, если нарушен порядок удержания комиссия по трудовым спорам принимает решение о возврате незаконно удержанных сумм. В остальных случаях работодатель предъявляет иск в суд. Суд при рассмотрении спора о материальной ответственности работника может учесть степень его вины, конкретные обстоятельства и его материальное положение и уменьшить размер ущерба, подлежащий возмещению, но только если ущерб не причинен корыстным преступлением, например хищением. Суд в праве утвердить мировое соглашение о снижении размера ущерба, подлежащего взысканию.

Прекращение трудовых отношений поле причинения вреда не влечет за собой освобождение стороны трудового договора от материальной ответственности по трудовому праву.

Таким образом, интересы работодателя и нанимаемого им работника не всегда совпадают, поэтому возможно столкновение этих интересов на любой стадии существования трудовых отношений. Это, в свою очередь, приводит к возникновению конфликтов.

В настоящее время в сфере трудовых отношений появились две негативные тенденции: рост нарушений трудовых прав работников (незаконные увольнения, невыплата заработной платы и т.д.) и ослабление их судебной защиты. Значительно возросло количество трудовых дел в судах. Появились новые очень сложные дела: о взыскании морального вреда, причиненного работнику незаконным увольнением, переводом на другую работу, невыплатой гарантированных законодательством выплат и льгот, отказом от заключения трудового договора и другие.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте понятие материальной ответственности.

2. Дайте понятие коллективной ответственности.

3. Охарактеризуйте порядок возмещения работником ущерба.

4. Назовите условия привлечения работников к материальной ответственности.

Литература:

Трудовой кодекс РБ 2013г.

Комментарий к трудовому кодексу

Трудовое право Греченков А.А.2013г.

Тема 21.Охрана труда.

Программное содержание

Понятие охраны труда. Организация охраны труда. Служба охраны труда. Нормативно правовые акты, регулирующие отношения в сфере охраны труда. Аттестация рабочих мест

Методические указания

Охрана труда – система обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая правовые, социально-экономические, организационные, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

В ст.221 Трудового кодекса определено, что требования по охране труда – нормативные предписания, направленные на сохранение жизни и здоровья, работоспособности работников в процессе их трудовой деятельности, содержащиеся в нормативно-правовых актах, в том числе технических нормативно-правовых документов.

В правовой доктрине понятие труда употребляется в узком и широком смыслах:

1) в широком смысле в охрану труда включаются все нормы трудового права, т.к. они призваны охранять труд работников;

2) в узком смысле – система правовых мероприятий и средств обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в их трудовой деятельности, в том числе и правовых норм по оздоровлению и улучшению условий труда.

Вся система правовых мероприятий представляет собой институты охраны труда в трудовом праве. В институте охраны труда конкретизируется основной принцип трудового права об обеспечении охраны труда и субъективные права работника и его правовые гарантии.

Институт охраны труда включает в себя:

1) правила и нормы по охране и безопасности труда: межотраслевые и отраслевые;

2) санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы;

3) государственные стандарты системы безопасности труда;

4) строительные нормы;

5) социальные нормы и правила по охране труда женщин, подростков и лиц пониженной трудоспособности;

6) нормы, регулирующие деятельность государственного надзора и общественного контроля в области оплаты труда работающих

7) положения и инструкции.

Охрана труда имеет большое социальное, экономическое и правовое значение:

1.Социальное значение – она охраняет жизнь и здоровье работника от возможных производственных вредностей:

• направлена на сохранение его работоспособности и трудового долголетия

• способствует культурно-техническому росту

• способствует гуманизации труда

2.Экономическое значение:

• способствует росту производительности труда работников, росту производства и экономики;

• способствует экономии фонда социального страхования и сокращению потерь рабочего времени;

Правовое значение

• способствует работе по способностям с учетом тяжести условий труда, физиологических особенностей женского организма, его материнских функций, психофизических особенностей подростков и трудоспособности инвалидов.

Правовой статус гражданина включает его основное право на охрану труда и юридические гарантии не только в процессе трудовой деятельности, но и при приеме на работу. Вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива и профкома с нанимателем, а также социально-партнерские отношения на государственном, отраслевом и местном уровнях.

Охрана труда – важнейший элемент трудового отношения работника с нанимателем, по которому наниматель должен обеспечить охрану труда на рабочем месте.

Цель государственного управления в области охраны труда – создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. Постановлением Совмина РБ №904 от 16.08.2005г. утверждена концепция государственного управления охраны труда в Республике Беларусь.

В концепции даны определения терминов:

1) государственного управления охраны труда

2) субъекты государственного управления и другие.

Государственного управления охраны труда – деятельность субъектов о государственного управления охраны труда, направленная на реализацию конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда.

Согласно ст.221 Трудового кодекса государственное управление осуществляется на:

1) республиканском уровне правительством Республики Беларусь и иными республиканскими органами государственного управления в пределах их компетенции;

2) на отраслевом уровне республиканскими органами государственного управления и другими органами, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь;

3) на территориальном уровне местными исполнительными распорядительными органами.

Правовой основой организации работы по охране труда является конституция Республики Беларусь. Гражданам Республики Беларусь гарантируется:

1. Право на здоровые безопасные условия труда (ст.41)

2. Право на охрану здоровья (ст.45)

Нормативно правовые акты, регулирующие отношения в сфере охраны труда:

1) Трудовой кодекс

2) Закон Республики Беларусь «О пожарной безопасности» от 15.06.1993г. с изменениями и дополнениями – определяет обязанности и ответственность граждан;

3) Органами государственного управления, руководителей и должностных лиц, работников и граждан по вопросам пожарной безопасности, права и функции органов государственного управления по надзору и контролю в области обеспечения пожарной безопасности;

4) Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» от 31.01.1995г. – в рамках общих вопросов страхование граждан предусматривает вопросы страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

5) Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 23.11.1993г. – устанавливает правовые и организационные основы предотвращения неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

6)Иные нормативно правовые акты: правила по охране труда, ССБТ, строительные нормы и привила, акты по гигиене труда и производственной санитарии, правила безопасности ядерной, лазерной, пожарной электробезопасности, локальные нормативно правовые акты, принятые в соответствии с законодательством с целью применения их у конкретного нанимателя (коллективные договора, соглашения, инструкции по охране труда).

Организация охраны труда в организации начинается с ее планирования и финансирования.

Планирование осуществляется по средствам составления комплексных планов улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий. Эти планы выносятся на обсуждение и одобрение трудового коллектива, а затем корректируются и вносятся в коллективный договор и соглашение. Для проведения этих мероприятий выделяют материалы и средства. Расходование этих средств на другое запрещается. Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется организациями за счет цеховых и общепроизводственных расходов, сметы расходов бюджетных организаций, если мероприятие носит некапитальный характер, то из амортизационного фонда, предназначенного на капремонт, банковского кредита государственных капитальных вложений.

Служба охраны труда.

В целях организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели вводят должность специалиста по охране труда или создают службу из числа лиц, имеющих необходимую подготовку. Должность специалиста по охране труда в производственной сфере вводится при численности свыше 100 человек, в других отраслях свыше 200 человек. Структура и состав службы по охране труда устанавливается от численности рабочих, характера и степени производства. Служба подчиняется непосредственно руководителю, заму и приравненным к основным производственно-техническим службам.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагается на нанимателя. В соответствии со ст.226 Трудового кодекса наниматель обязан обеспечить:

1) безопасность при эксплуатации территории;

2) эффективную эксплуатацию защитных средств;

3) условия труда на рабочем месте должны соответствовать требованиям техники безопасности и санитарии, режим труда и отдыха работника;

4) организацию медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников;

5) проведение медицинского осмотра;

6) информировать работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте;

7) проведение аттестации рабочих мест;

8) подготовку/переподготовку, инструктаж по вопросам охраны труда, расследование несчастных случаев;

9) пропаганда и внедрение опыта безопасных методов труда;

10) беспрепятственный допуск лиц, ответственных за организацию охраны труда.

Другие представители нанимателя несут ответственность за состояние условий и охрану труда в соответствии с должностными обязанностями. Важной обязанностью нанимателя является проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестация рабочих мест – система учета, анализа и комплексной оценки на конкретном рабочем месте всех факторов рабочей среды и трудового процесса, воздействующих на здоровье и трудоспособность человека в процессе трудовой деятельности.

Этот порядок утвержден еще кабинетом министров 2 августа 1995г. №408 с изменениями и дополнениями от 26 мая 2006г. №80.

Основная цель аттестации заключается в регулировании отношений между нанимателем и рабочими по реализации права на здоровые и безопасные условия труда, а также регулирования отношений между государством и нанимателем в части достижения оптимальных условий труда на предприятии. Аттестация проводится комиссией, ее состав и полномочия определяются приказом. Периодичность 1 раз в 5 лет.

Внеочередная аттестация проводится по инициативе работника, нанимателя, профсоюза, государственной экспертизы условий труда и характера труда при реконструкции предприятия, внедрения новых технологий и при улучшении условий труда за счет организационно-технических мероприятий. По результатам аттестации составляются списки №1 и №2 и составляется перечень рабочих мест, на которых подтверждаются особые условия труда.

Наши рекомендации