Порядок проведения ликвидации субъектов хозяйствования.
Процедура ликвидации детально урегулирована Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь № 1 от 16 января 2009 г. «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».
Порядок проведения ликвидации субъекта хозяйствования рассмотрим на примере его ликвидации по решению собственника.
Собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, уполномоченный уставом (учредительным договором), принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), распределяет обязанности между председателем и членами ликвидационной комиссии и устанавливает порядок и сроки ликвидации.
Срок ликвидации (прекращения деятельности), устанавливаемый собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором) (индивидуальным предпринимателем), не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности). Данный срок может быть продлен по решению указанных лиц, но не более чем до двенадцати месяцев.
Сроки, в течение которых субъект хозяйствования не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не включаются в срок ликвидации (прекращения деятельности.
При наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, соответствующее установленным законодательством требованиям и не являющееся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем этого юридического лица.
В случае обнаружения у юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, задолженности перед кредиторами, имевшейся, но по объективным причинам не выявленной на дату принятия решения о ликвидации данного юридического лица, собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица в месячный срок со дня обнаружения указанной задолженности должны быть приняты меры по замене председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), если таковым назначен собственник имущества (учредитель, участник), руководитель ликвидируемого юридического лица.
Со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
При ликвидации юридического лица по решению собственника имущества в регистрирующий орган путем личного обращения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) представляются:
- заявление о ликвидации по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора. Заявление о ликвидации подписывается председателем и членами ликвидационной комиссии либо ликвидатором. Если председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) является юридическое лицо, заявление о ликвидации подписывается руководителем этого юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом (учредительным договором) действовать от имени этого юридического лица;
- решение о ликвидации. При этом решение, составленное на иностранном языке, должно быть переведено на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);
- легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о ликвидации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) – для собственников имущества (учредителей, участников), являющихся иностранными организациями.
При прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется заявление о прекращении деятельности по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках прекращения деятельности, привлечении физических лиц по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, подписываемое прекращающим деятельность индивидуальным предпринимателем.
На основании представленных документов регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этих документов, представляет в Министерство юстиции сведения о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также направляет налоговым, таможенным органам, органам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию ”Белгосстрах“ (его обособленному подразделению), территориальным (городским или районным) архивам местных исполнительных и распорядительных органов (иному архиву в соответствии с законодательством об архивах) (далее – архивы) уведомление о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя).
В течение тридцати рабочих дней со дня получения уведомления в регистрирующий орган представляются:
- налоговыми органами – справка о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности перед бюджетом по взимаемым ими платежам, а в отношении индивидуальных предпринимателей – также сведения о привлечении индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;
- органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты – справка о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности перед данным Фондом;
- таможенными органами – справка о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности перед бюджетом по взимаемым ими платежам и информация о наличии (отсутствии) у этого юридического лица (индивидуального предпринимателя) обязательств, не прекращенных перед таможенными органами;
- Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) – справка о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
С началом процедуры ликвидации осуществление операций по счетам юридического лица (индивидуального предпринимателя), совершение им сделок, не связанных с ликвидацией, запрещается.
Сведения о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), о порядке и сроке заявления требований его кредиторами размещаются в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала ”Юстиция Беларуси“ с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу.
Порядок размещения в глобальной компьютерной сети Интернет и последующего опубликования в приложении к юридическому научно-практическому журналу ”Юстиция Беларуси“ вышеуказанных сведений устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в регистрирующий орган:
- печати организации либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;
- ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом (учредительным договором);
- оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.
Индивидуальный предприниматель представляет в регистрирующий орган:
- печати либо заявление об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;
- оригинал свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
- уведомление о завершении процесса прекращения деятельности с указанием сведений о завершении расчетов с кредиторами и отсутствии кредиторской задолженности по форме, установленной Министерством юстиции.
Регистрирующий орган вносит запись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него субъекта хозяйствования при наличии в совокупности следующих условий:
- субъектом хозяйствования, ликвидационной комиссией (ликвидатором) представлены необходимые для ликвидации (прекращения деятельности) документы;
- соответствующим архивом представлены сведения о сдаче на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда работников субъекта хозяйствования.
Юридическое лицо считается ликвидированным, а деятельность индивидуального предпринимателя прекращенной с даты внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении их из этого регистра.
Решения регистрирующих органов о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, иные действия (бездействие) регистрирующих органов, связанные с ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования, могут быть обжалованы в экономический суд.
5. Очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации.
Выплата денежных средств кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом в порядке очередности, установленной пунктом 11 Положения о ликвидации. Предусмотрено четыре очереди удовлетворения требований кредиторов.
В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо (прекращающий деятельность индивидуальный предприниматель) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей.
Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам.
В третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества.
В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) устанавливает размер требований кредиторов первой и второй очередей на основании данных бухгалтерского учета и отчетности ликвидируемого субъекта хозяйствования, а также иных документов, подтверждающих наличие задолженности перед указанными кредиторами. По результатам вносятся необходимые записи в реестр требований кредиторов с соответствующим уведомлением кредиторов первой и второй очередей.
Вышеуказанная очередность ликвидации не распространяются на случаи ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).
Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 60 ГК).
Между требованиями кредиторов одной очереди при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица имущество распределяется пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законодательством (п. 3 ст. 60 ГК).
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидируемому юридическому лицу. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.
Погашенными считаются требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
В случае, если после ликвидации юридического лица будет доказано, что оно в целях избежания ответственности перед своими кредиторами передало другому лицу или иным образом намеренно скрыло хотя бы часть своего имущества, кредиторы, не получившие полного удовлетворения своих требований в рамках ликвидационного производства, вправе обратить взыскание на это имущество в непогашенной части долга. Лицо, которому было передано имущество, считается недобросовестным, если оно знало или должно было знать о намерении юридического лица скрыть это имущество от кредиторов.
В случаях, когда при принятии решения о ликвидации юридического лица или при утверждении промежуточного ликвидационного баланса будет установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения требований его кредиторов, ликвидация юридического лица должна проводиться по правилам законодательства о банкротстве (ст. 61 ГК).