Как видим, категория автомобиля B сама по себе не свидетельствует о том, что автомобиль легковой либо грузовой.
При этом Минфин РФ неоднократно отмечал, что необходимо обращаться одновременно как к категории автомобиля, так и к признаку эксплуатационного назначения, поскольку в ряде случаев их обособленное применение (в частности, строки 4 ПТС) не позволяет установить вид (категорию) автомототранспортного средства (письма от 13.08.2012 N 03-05-06-04/137, от 21.10.2010 N 03-05-06-04/251, ФНС России от 15.02.2012 N БС-4-11/2450@ (в части определения категории транспортного средства)).
Также финансовым ведомством отмечается, что в целях определения вида (категории) транспортного средства в целях исчисления транспортного налога может использоваться такой нормативный акт, как Отраслевая нормаль ОН 025270-66, утвержденный 30.06.1996 Минавтопромом СССР. Так, например, в письме Минфина РФ от 13.08.2012 N 03-05-06-04/137 указывается:
"В соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и п. 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: "1" - легковой автомобиль; "7" - фургоны; "9" - специальные".
В представленном нам паспорте транспортного средства вторая цифра цифрового обозначения модели - "3", что означает принадлежность к грузовым автомобилям.
Однако полагаем, что в целях определения транспортного средства организация также вправе использовать иные нормативно-правовые акты.
Согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, в группу 8705 "Моторные транспортные средства специального назначения" включается ряд моторных транспортных средств (в том числе и пожарные транспортные средства), специально сконструированных или приспособленных для размещения различных устройств, которые дают им возможность выполнять определенные нетранспортные функции, то есть основной целью транспортного средства данной товарной позиции не является перевозка людей или грузов.
В Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 034-2014 (СНС 2008), утвержденном Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст, рассматриваемое транспортное средство включается в состав автотранспортных средств специального назначения, не включенных в другие группировки (код 310.29.10.59). Согласно Приказу Росстандарта от 21.04.2016 N 458 "Об утверждении прямого и обратного переходных ключей между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийского классификатора основных фондов" такие автомобили считаются легковыми.
На основании вышеизложенных норм можно сделать вывод, что автомобиль с типом "специализированный санитарный" можно квалифицировать как легковой. Однако это заключение вступает в противоречие с цифровым обозначением модели спорного ТС.
По нашему мнению, если сведения о категории (типе) автомототранспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, этот вопрос должен решаться в пользу организации (п. 7 ст. 3 НК РФ, письмо Минфина РФ от 28.10.2013 N 03-05-06-04/45552). Также финансовое ведомство рекомендует учитывать судебную практику (письмо Минфина РФ от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05).
В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 23.04.2009 по делу N А11-7377/2008-К2-25/536 суд рассматривал дело с такими обстоятельствами, как:
- автомобили марки УАЗ-3962 и их модификации используются налогоплательщиком в целях оказания медицинской помощи населению;
- в ПТС спорные автомобили значатся как санитарные или специализированные автомобили;
- автомобили отнесены к категории B.
Арбитры посчитали, что автомобили и их модификации относятся к категории легковых автомобилей.
К аналогичным выводам судьи пришли и в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 15.05.2009 по делу N А11-10035/2008-К2-26/558.
Таким образом, по нашему мнению, категория и тип автомобиля "Первой пожарной помощи" в совокупности характеризуют его как легковой автомобиль. В связи с чем при налогообложении транспортным налогом в отношении указанного транспортного средства следует применять размер ставки транспортного налога, установленный для легкового автомобиля.
Однако, принимая во внимание цифровое обозначение модели (вторая цифра "3" указывает на принадлежность к грузовым автомобилям), нельзя полностью исключить риск возникновения спора с налоговой службой по вопросу определения категории ТС.
3.2.2 Описание ситуации 2: Общество приобрело транспортное средство "Газоспасательный автомобиль АГС" (легкого класса) на базе Ford Transit. В ПТС содержатся следующие данные:
Марка, модель ТС: Евраком 284009-01.
Наименование (тип ТС): Грузо-пассажирский фургон.
Категория ТС: B.
В свидетельстве о регистрации транспортного средства Тип ТС указан "Евраком 284009-01 Специализированный прочее".
Вопрос: К какой категории следует отнести вышеуказанное транспортное средство при исчислении транспортного налога?
Ответ: В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ налогоплательщики уплачивают транспортный налог в бюджет по месту нахождения транспорта. При этом в соответствии с п. 1 ст. 363.1 НК РФ декларация по транспортному налогу подается организацией по месту нахождения транспортных средств.
При этом на основании подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения транспорта признается местонахождение организации или местонахождение ее обособленного подразделения, по которым зарегистрировано транспортное средство.
В рассматриваемой ситуации транспортное средство зарегистрировано на организацию, местонахождение которой - Ямало-Ненецкий АО.
Исходя из норм п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, категории транспортного средства, а также с учетом срока полезного использования.
Так, транспортный налог на территории Ямало-Ненецкого АО установлен и введен в действие Законом Ямало-Ненецкого АО от 25.11.2002 N 61-ЗАО "О ставках транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее - Закон N 61-ЗАО). Ставки транспортного налога определены статьей 2 Закона N 61-ФЗ в зависимости от вида транспортного средства отдельно для легковых автомобилей, автобусов, грузовых автомобилей, а также иных транспортных средств.
В ПТС марки Евраком 284009-01 мощность двигателя указана в размере 125 л. с. (92 кВт). При этом отметим следующие ставки транспортного налога, применяемые на территории Ямало-Ненецкого АО:
Наименование объекта налогообложения | Налоговая ставка, рублей |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
Свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 24,5 |
Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): | |
Свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно |
В рассматриваемой ситуации в ПТС в качестве наименования (типа ТС) указано "Грузо-пассажирский фургон", что не соответствует прямо ни одному из видов транспортных средств, поименованных в Законе N 61-ЗАО.
При этом в ПТС категория ТС определена как B.
Так, согласно п. 28 Приложения N 1 к Приказу МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" (далее - Приказ N 496) по строке "4. Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 08.11.1968:
- A - мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
- B - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
- C - автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3 500 кг;
- D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
- прицеп - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.
При этом нельзя не отметить, что из Приложения N 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом N 496, следует, что к категории B, в частности, относятся "механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн".