Вместе с тем мы полагаем, что указанное письмо не подлежит применению к рассматриваемой ситуации по следующим основаниям.
1) Особенность ситуации, рассмотренной в указанном письме, заключается в том, что здание налогоплательщика было разделено на 2 самостоятельных объекта (здания), в итоге первый объект (единое здание) прекратил свое существование. На это указывает формулировка, используемая в письме, - "неактуальный (предыдущий) кадастровый номер объекта недвижимости".
В случае же Общества единый объект (здание) после разделения его на Объекты не перестал существовать, а по-прежнему состоит на кадастровом учете, т.е. кадастровый номер здания, указанный в Перечне имущества на 2017 г., являлся актуальным на момент составления Перечня имущества на 2017 год и является актуальным до сих пор.
Отметим, что законодательство о кадастровом учете не запрещает одновременную постановку на кадастровый учет как здания, так и помещений в нем.
Так, например, согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:
- кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение (подп. 6);
- кадастровые номера иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости (в том числе кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, машино-место, если объектом недвижимости является помещение, машино-место) (подп. 8).
Как указано в подп. 7 п. 4 ст. 8 Федерального закона N 218-ФЗ, в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
При этом согласно п. 5 ст. 41 Федерального закона N 218-ФЗ при прекращении права на здание, сооружение, зарегистрированные в Едином государственном реестре недвижимости, государственная регистрация права в отношении всех помещений, машино-мест в таких здании, сооружении должна быть осуществлена одновременно, при этом такие здание, сооружение с государственного кадастрового учета не снимаются.
Таким образом, раздел здания на помещения является особым видом раздела объекта недвижимости, когда исходный объект не перестает существовать как самостоятельный объект кадастрового учета.
При этом полагаем, что в указанном письме ФНС России рассматривается ситуация, когда объект, включенный в Перечень недвижимого имущества, перестал существовать аналогично ситуации, рассмотренной представителем ФНС России Хритининой О.В. <1>:
--------------------------------
<1> СПС "Консультант Плюс", 25.07.2016.
"Вопрос: Организация в 2015 г. разделила здание, принадлежащее ей на праве собственности, торгового центра A на два здания B и C, которые в 2015 году поставлены на государственный кадастровый учет. Уполномоченным органом власти в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется в налоговом периоде 2016 г. Как кадастровая стоимость, включено здание A. В каком порядке организация должна исчислять налог на имущество организаций в отношении зданий B и C за налоговый период 2016 г.?
Ответ: ...Однако в перечень на 2016 г. Включен объект - здание торгового центра A, которое в 2016 г. Как отдельный объект недвижимого имущества не существовало, поскольку в 2015 году было разделено на два здания B и C.
...Учитывая изложенное, два вновь образованных и поставленных на государственный кадастровый учет в 2015 г. Здания B и C подлежат налогообложению в 2016 г. По среднегодовой стоимости как объекты, не включенные в соответствующий перечень на 2016 год. Однако существует риск, что по данному вопросу не исключены споры с налоговыми органами".
2) Мы согласны с контролирующими органами в том, что в ситуации, когда сначала происходит деление объекта на части, а затем в Перечень имущества попадает неактуальный (единый) объект, п. 10 ст. 378.2 НК РФ не применяется.
В соответствии с абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта, включенного в перечень по состоянию на 1 января года, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Таким образом, данная норма актуальна для ситуации, когда разделение единого объекта произошло после даты включения объекта в Перечень имущества и к ситуации, описанной в письме, действительно не применяется.
Вместе с тем, на наш взгляд, тот факт, что на Общество не распространяется норма п. 10 ст. 378.2 НК РФ, не имеет в рассматриваемой ситуации правового значения.
По нашему мнению, в Перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, не обязательно оговаривать наряду с административно-деловым центром еще и отдельные помещения в нем.
Полагаем, что достаточно включить в Перечень здание административно-офисное в целом для того, чтобы и помещения в нем автоматически считались включенными в этот Перечень.
Данный вывод мы сделали на основании следующего.
Во-первых, в п. 1 ст. 378.2 НК РФ приведен перечень четырех групп имущества (видов), в отношении которых возможно определение налоговой базы в виде кадастровой стоимости (при условии включения их в соответствующий Перечень субъектом РФ):
- административно-деловые и торговые центры и помещения в них (подп. 1);
- нежилые помещения, назначение которых предусматривает либо они фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подп. 2);
- объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ (подп. 3);
- жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств (подп. 4).
Таким образом, административно-деловые центры и помещения в них размещены в единой группе объектов в подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ через союз "и" (один вид имущества для целей ст. 378.2 НК РФ), что означает, по нашему мнению, что включение в Перечень здания как целого автоматически означает и включение в Перечень помещений как составляющих частей этого здания.
Во-вторых, в ст. 378.2 НК РФ отсутствует оговорка о том, что в этом случае (когда здание состоит из помещений, принадлежащих разным собственникам) в Перечень подлежит включению как само здание, так и помещения в нем.
При этом Состав сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержден Приказом ФНС от 28.11.2014 N ММВ-7-11/604@, предусматривает графу "Кадастровый номер помещения" с целью заполнения Перечня.
Однако, по нашему мнению, указанная графа заполняется в случае включения в Перечень имущества по подп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ в отношении нежилых помещений, которые не включены в административно-деловой или торговый центр, но их назначение и фактическое использование предусматривает размещение офисов, торговых объектов и т.д., то есть не касается помещений в административно-деловых и торговых центрах.
Если проанализировать текст Перечня на 2017 год, то в нем можно найти только такие объекты, как здания и сооружения в целом, без указания на помещения, составляющие их. Во всем Перечне на 2017 год, применяемом в Свердловской области, нет ни одного упоминания о помещениях в указанных зданиях.
Считаем, что такое построение Перечня подтверждает наш вывод о том, что в Перечень подлежат включению только здания в целом, что, в свою очередь, автоматически подразумевает включение туда помещений, находящихся в здании.
Аналогичным образом построен Перечень имущества на 2017 год, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП в редакции Постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП.
Более того, в сноске 1 к Перечню имущества на 2017 г., применяемого на территории г. Москвы, прямо указано, что "помещения, находящиеся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в настоящий перечень, относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость. В случаях, если здание (строение, сооружение) не состоит на кадастровом учете, в отношении данного здания (строения, сооружения) кадастровый номер не указывается, при этом указываются сведения о расположенных в нем помещениях, состоящих на кадастровом учете".
В Перечне на 2017 г., действующем на территории Свердловской области, подобная формулировка отсутствует, однако, на наш взгляд, отсутствие специальной оговорки в местном нормативном акте не исключает подхода, который применен Правительством г. Москвы при подготовке аналогичного документа.
В-третьих, считаем, что указанная логика вполне применима на территории Свердловской области, поскольку включение в один Перечень и здания административно-делового центра в целом, и отдельных помещений в нем было бы нерациональным, учитывая, что и здание, и помещения в нем имеют одно и тоже предназначение и фактически используются в едином виде деятельности.
Отметим, что нормы п. 3 ст. 378.2 НК РФ предусматривают критерии признания здания (строения, сооружения) административно-деловым центром.
Если в Перечень имущества подлежали бы включению помимо административно-деловых центров также и помещения в них, как самостоятельные объекты, то в п. 3 ст. 378.2 НК РФ законодатель указал бы критерии признания объектов помещениями в административно-деловом центре. Однако подобных критериев в норме нет, следовательно, помещения в административно-деловом центре в принципе не подлежат отдельному включению в Перечень.
Кроме того, в п. 3 ст. 378.2 НК РФ указано, что административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам.
Иными словами, рассматриваемая норма исходит из того, что административно-деловой центр может состоять из помещений, принадлежащих разным собственникам, т.е. по сути из самостоятельных объектов кадастрового учета, и данный факт не препятствует признанию всего объекта в целом административно-деловым центром, соответствующим критериям п. 3 ст. 378.2 НК РФ и в силу подп. 1 п. 1 и п. 7 ст. 378.2 НК РФ подлежащим включению в Перечень.