И рассмотрении дел европейским судом
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
· Правовые основания обращения в Европейский Суд. Юрисдикция Европейского Суда. Структура Европейского Суда. Субъекты обращения в Европейский Суд, подготовка заявления (жалобы), процедура подачи и принятия заявления. Порядок рассмотрения дел в Европейском Суде.
· Международный уголовный суд в Гааге.
Часть 3 статьи 46 Конституции Российской Федерации установила дополнительные международные гарантии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, провозгласив, что «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».
Возможности для реализации данной конституционной нормы стали реальными только с вступлением Российской Федерации в состав Совета Европы, подписанием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод[29] и ее ратификацией[30]. С этого времени россияне получили доступ в Европейский Суд.
На сегодняшний день все государства — участники Совета Европы (41 страна) признали абсолютную юрисдикцию данного международного контрольно-судебного механизма за соблюдением прав человека в рамках Совета Европы.
Компетенция Европейского Суда (далее — Суд) по правам человека закреплена разделами II-IV Европейской конвенции о правах человека и основных свободах (ст.19-56) и протоколами к ней (№№2 — 11).
Суд в соответствии с положениями Европейской конвенции (далее — Конвенции) обладает следующей юрисдикцией:
· принимает жалобы (петиции, заявления) от любого гражданина, неправительственной организации или группы граждан, которые считают, что стали жертвами нарушения своих прав со стороны государства — члена Совета Европы (правительства, судебных органов), изложенных в Конвенции или в протоколе к ней (ст.32, 34 Протокола №11);
· рассматривает споры между государствами — членами Совета Европы по поводу нарушений положений Конвенции.
Под юрисдикцию Суда подпадают все вопросы, касающиеся толкования и применения Конвенции и протоколов к ней. При этом понятие юрисдикции не ограничивается территорией данного государства (например, в процессе высылки, экстрадиции или военных действий): в любом случае каждое государство несет ответственность за нарушение прав и свобод, гарантированных Конвенцией как в пределах, так и за пределами своей территории.
1. Перечень прав, защищенных Конвенцией, следующий:
2. Право на жизнь и отмена смертной казни (ст.2 Конвенции, ст. 1 Протокола № 6);
3. Право на физическую неприкосновенность — запрещение пыток (ст. 3 Конвенции);
4. Запрет рабства и принудительного труда (ст.4 Конвенции);
5. Право на свободу и личную неприкосновенность, в частности, запрещение лишения свободы за долги (ст.5 Конвенции, ст.1 Протокола № 4);
6. Право на справедливое разбирательство, в т.ч. право на апелляцию по уголовным делам, право на компенсацию в случае судебной ошибки, право не привлекаться к суду или повторному наказанию (ст. 6 Конвенции, ст. 2-4 Протокола № 7);
7. Право на наказание исключительно на основании закона — запрет ретроактивного (неправомерного во времени) применения уголовного права (ст.7 Конвенции);
8. Право на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции (ст.8 Конвенции);
9. Право вступать в брак, создавать семью и равноправие супругов (ст.8, 12 Конвенции, ст.5 Протокола № 7);
10. Право на свободу мысли, совести и вероисповедания (ст.9 Конвенции);
11. Право на свободу выражения своего мнения (ст. 10 Конвенции);
12. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций (ст. 11 Конвенции);
13. Право беспрепятственно пользоваться своим имуществом (ст.1 Протокола №1);
14. Право на образование (ст.2 Протокола №1);
15. Право на свободные выборы (ст.З Протокола № 1);
16. Право на эффективные средства правовой защиты перед национальными властями (ст. 13 Конвенции);
17. Запрет дискриминации (ст. 14 Конвенции);
18. Право иностранцев на политическую и иную деятельность (ст. 16 Конвенции);
19. Право на свободу передвижения, в т.ч. запрещение высылки граждан (ст.2—4 Протокола № 4, ст.1 Протокола № 7);
20. Гарантии на период войны или чрезвычайного положения (ст. 15 Конвенции).
Указанные позиции охватывают основные политические и гражданские права и свободы.
Социально-экономические права не защищены данной Конвенцией (за исключением права на беспрепятственное пользование своим имуществом).
При необходимости защиты социально-экономических прав следует обращаться к Европейской социальной хартии, вступившей в силу 26 февраля 1965 г. (с изменениями от 21 октября 1991 г., в редакции 3 мая 1996 г., г. Страсбург). На момент написания данного пособия Европейскую социальную хартию подписали 43 государства, из которых ратифицировали лишь 12. Россия подписала Европейскую социальную хартию 14 сентября 2000 г.
Механизм контроля за соблюдением Хартии не включает право на обращение в какой-либо суд. Действующая ныне система контроля предусматривает лишь обзор национальных докладов и возможность подачи «потерпевшими» (разного рода неправительственными организациями) жалоб в созданный согласно Хартии «Комитет независимых экспертов» (ст.25 Хартии).
Юридическим и фактическим местопребыванием Европейского Суда является Страсбург, столица французской провинции Эльзас и место нахождения Совета Европы[31]. Однако Европейский Суд может выполнять свои функции, если сочтет целесообразным, и в другом месте на территории любой страны — члена Совета Европы.
Европейский Суд по правам человека работает на постоянной основе. Каждое государство, ратифицировавшее Европейскую конвенцию по правам человека, представлено в Суде одним судьей. Судьи избираются на сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы из трех кандидатов, представленных каждой страной, большинством поданных голосов. Срок пребывания в должности — 6 лет с правом последующего переизбрания. Вместе с тем срок полномочий половины членов Суда первого состава истек через 3 года. Они определены по жребию сразу после избрания. Сделано это с целью периодического обновления состава Суда наполовину.
Действия срока полномочий избранного судьи исчисляется с даты его избрания. Однако когда судья переизбирается по истечении срока полномочий или избирается для замещения судьи, срок полномочий которого истек или близок к этому, действие срока полномочий исчисляется с даты истечения данных полномочий (п.1 Правила 2 Регламента Европейского Суда по правам человека — далее Регламент).
На протяжении всего срока пребывания в должности судьи не имеют права осуществлять какую-либо иную деятельность, в том числе политическую, административную или профессиональную, несовместимую с их независимостью, беспристрастностью.
Член Европейского Суда может быть отстранен от должности по решению остальных судей большинством в 2/3 голосов. По достижении 70 лет судьи автоматически уходят в отставку.
Структурно работа Европейского Суда строится в Комитетах, Палатах, Секциях и Большой палате.
Для рассмотрения переданных дел Суд избирает:
Комитеты, которые формируются Палатами на, 12 месяцев, и состоят из 3 членов. Палаты своим решением определяют тех судей, которые будут заседать в каждом конкретном Комитете, а также запасных судей, на случай невозможности исполнения обязанностей кем-либо из указанных трех судей. Количество создаваемых Комитетов определяется Председателем Суда после проведения консультаций' с председателями секций Палат. Обязанности председательствующего в Комитете выполняются тем из его членов, который имеет старшинство в соответствующей секции Палаты. Главный вопрос, который призваны решать Комитеты, это рассмотрение поступившей жалобы на предмет ее соответствия положениям Конвенции и признания ее ■ приемлемой или неприемлемой;
Палаты формируются Судом и состоят из 7 членов. В состав Палаты так же, как и в состав Комитета, назначаются запасные судьи. Судьям не запрещается участвовать в работе нескольких Палат;
Секции — Палаты, образованные на пленарном заседании Суда на определенный срок;
Большая палата состоит из 17 основных и 3 запасных членов. В нее входят Председатель Суда и его заместители, Председатели палат и другие (выбранные) члены Суда. Большая палата образуется на три года и призвана принимать решения по жалобам граждан и межгосударственным спорам, а также рассматривать запросы Комитета Министров на предмет консультативных заключений. Решения и постановления Большой палаты выносятся большинством голосов от числа судей, участвующих в судебном заседании. В соответствии с Регламентом Суда судьи не вправе воздерживаться от итогового голосования по существу дела. По общему правилу голосование осуществляется подь нятием руки. Однако Председатель может также произвести поименное голосование в порядке, обратном старшинству.
Организационные вопросы работы решаются на пленарных заседаниях, которые созываются Председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Кроме того, пленарное заседание может быть проведено по требованию 1/3 членов Суда. Кворум пленарного заседания составляет 2/3 числа избранных судей.
Член Суда, избираемый от государства, являющегося стороной в деле, автоматически становится членом палаты и Большой палаты.
Если несколько государств-заявителей или ответчиков имеют общий интерес в деле, Председатель Суда может предложить им договориться о назначении одного общего избранного судьи. Если государства не могут договориться, Председатель по жребию определяет судью, которому будет поручено участвовать в заседании, из числа лиц, предложенных этими государствами в качестве судей.
Члены Суда не могут председательствовать при разбирательстве дела, если стороной в нем является государство-участник Конвенции, гражданином которого они являются или от которого они избраны судьями.
Первоначально жалобы (петиции, заявления) отдельных лиц поступают и рассматриваются Комитетом судей, который может принять решение об объявлении жалобы неприемлемой либо об исключении ее из списка дел, подлежащих дальнейшему рассмотрению. Если Комитет считает жалобу подлежащей рассмотрению в Суде, дело передается в Палату.
Большая палата, как правило, рассматривает лишь жалобы исключительной важности (дела с серьезными юридическими последствиями); остальные дела рассматриваются палатами.
На любой стадии разбирательства Суд может принять решение об исключении заявления из списка дел, подлежащих рассмотрению, если придет к выводу, что:
· заявитель не намерен добиваться рассмотрения своего заявления;
· вопрос был урегулирован;
· существует иная причина, установленная Судом.
Однако если этого требует уважение прав человека согласно Конвенции, Суд продолжает рассмотрение. Он может принять решение и о восстановлении заявления в списке.
Процедуру рассмотрения дела, включая исследование доказательств, представленных сторонами, Суд устанавливает самостоятельно. Судебные слушания проходят по сложившимся в мире стандартным процессуальным традициям. Слушания, если Суд при наличии исключительных обстоятельств не примет решения об обратном, являются открытыми. Решение о закрытом судебном разбирательстве Палата принимает по своей инициативе либо по требованию стороны или любого другого заинтересованного лица. Однако любое требование о соблюдении конфиденциальности должно быть мотивированным и указывать, следует ли полностью или частично закрыть доступ к слушанию и документам. Также открытым является и доступ к документам, переданным на хранение в Секретариат, если Председатель Суда не примет иного решения (ст.40 Протокола №11). При соответствующем аргументированном ходатайстве заседание Суда может происходить в закрытом порядке, при строгой конфиденциальности слушаний. Заявитель также вправе ходатайствовать, чтобы его имя публично не упоминалось.
Как правило, Суд принимает все меры для обеспечения досудебного урегулирования конфликта. В случае досудебного урегулирования Суд исключает дело из своего списка.
В отношении любого дела, находящегося в производстве, государство-ответчик вправе представить письменные замечания и принять участие в слушаний.
Председатель Суда может пригласить любое государство или любое заинтересованное лицо, не являющееся заявителем, представить письменные замечания или принять участие в слушаниях.
В течение трех месяцев после того, как Палата вынесет решение, любая из сторон в исключительных случаях может подать прошение о том, чтобы дело было направлено на вторичное рассмотрение Большой палаты.
Окончательным является решение Большой палаты, а также любой из Палат, но в последнем случае — лишь после того, как стороны сделают заявление о том, что они не будут обращаться с прошением о направлении дела в Большую палату, или через три месяца после вынесения решения, если за это время обращения о направлении дела в Большую палату не последовало, или после того, как прошение о направлении дела в Большую палату будет отклонено.
Все решения Суда по существу дела (а также об отказе в приеме заявления) должны быть мотивированными.
При вынесении решения по существу дела любой из судей вправе представить отдельное мнение (ст. 19—45 Европейской конвенции).
Подача жалобы в Суд не лишает заявителя права обратиться одновременно за защитой своих прав в иные органы, в том числе к Уполномоченному по правам человека, прокуратуру либо в национальные судебные органы.
Приступая к подготовке материалов для обращения в Европейский Суд по правам человека, следует подробно ознакомиться с Регламентом Европейского Суда по правам человека от 4 ноября 1998 г. «Правила процедуры суда» (см.: приложение), а также помнить о ряде непременных требований.
Суд рассматривает исключительно жалобы:
· направленные в адрес Генерального секретаря Совета Европы;
· против государства, которые относятся к событиям, наступившим после ратификации Конвенции этим государством;
· только против действий или решений государственных органов власти (жалобы против частных лиц или негосударственных учреждений не принимаются). Ответчиком в Суде может выступать исключительно соответствующее государство, но не частные или неправительственные организации. Это, правда, не значит, что спор должен возникнуть именно между заявителем и государством. Необходимо лишь, чтобы решение (приговор) Суда по делу нарушал ту или иную статью Конвенции с учетом практики Суда. Национальный суд представляет в данном случае само государство);
· связанные с нарушением лишь тех прав, которые гарантированы Конвенцией и протоколами к ней;
· лишь при условии, что все внутригосударственные правовые средства защиты заявителя исчерпаны. Последним средством решить проблему заявителя считается решение кассационной инстанции российского суда. Этот подход основан на том, что к гражданину можно предъявить лишь такие требования, соблюдение которых зависит от него самого, а не от воли иных лиц, как это имеет место при обжаловании состоявшихся решений в порядке надзора;
· лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на национальном уровне (в течение шести месяцев со дня получения соответствующего определения Суда кассационной инстанции).
Кроме этого, Суд не рассматривает анонимные жалобы, а также заявления, которые стали предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования и не содержат относящейся к делу новой информации.
Необходимо также иметь в виду, что некоторые страны — члены Совета Европы не ратифицировали отдельные Протоколы к Конвенции или ратифицировали с определенными оговорками и, следовательно, ссылаться в жалобах на нарушение прав, закрепленных в таких не ратифицированных Протоколах или исключенных из ратифицированного документа путем оговорки, недопустимо.
Основанием для обращения в Суд (при наличии других условий) является и отказ Конституционного Суда РФ (включая отказ в приеме заявления).
Механизм подачи жалобы в Суд подробно описан в Правилах процедуры Европейского Суда по правам человека, вступивших в силу 4 ноября 1998 г. В общем плане здесь нет никаких серьезных отличий от процедурных моментов, которые присущи национальным судебным системам, в том числе Российской Федерации. Жалобы должны подаваться в письменной форме и за подписью заявителя или его представителя, либо лица, в чью компетенцию входит представление интересов соответствующей группы лиц (неправительственной организации). Если заявление подписывает представитель заявителя, следует приложить документ о характере его полномочий (доверенность), соответствующим образом заверенную.
Первое заявление подается в произвольной форме на родном языке заявителя. Однако может использоваться и один из официальных языков Суда — французский или английский.
Заявление (жалоба, петиция) направляются в Совет Европы на имя Генерального секретаря непосредственно заявителем или его представителем по адресу: Conseil de L'Europe 67075 Strasbourg Cedex France Fax: 3-33-88-41-27-30.
Государственные организации, включая Уполномоченного по правам человека не могут быть посредниками для пересылки жалобы.
В заявлении в хронологической последовательности следует изложить имеющие отношение к делу факты: краткое изложение существа спора; указание на нарушенные нормы права как национальные, так и международные; перечисление инстанций, в которые обращался заявитель с указанием краткого содержания обращений и ответов. К заявлению прилагаются копии обжалуемых решений (целесообразность направления копий документов, а не подлинников обусловлена тем, что полученные документы Суд не возвращает).
В заявлении должно найти отражение, обращался ли заявитель в какие-либо международные организации и если обращался, то необходимо указать наименование международной организации, дату и содержание обращения, а также дату и содержание ответа, каких результатов заявитель ожидает от рассмотрения жалобы в Суде.
Если заявление направляется представителем, то к нему необходимо прилагать доверенность от заявителя на право представлять интересы в Суде.
При невыполнении указанных выше требований, хотя бы частично, заявление не регистрируется и не рассматривается.
Поскольку любая форма давления либо препятствие обращению в Европейский Суд по правам человека рассматривается последним как грубейшее нарушение норм Конвенции и может привести к приостановке членства государства в Совете Европы, в обращении следует отмечать подобные факты, если они имели место.
Поступившая в Суд жалоба регистрируется в секретариате, заявителю направляются рекомендации по поводу дальнейших действий. К ответу прилагается формуляр заявления (образец см.: Приложение №1 в конце данной темы). Сообщения или уведомления, направленные представителям или адвокатам сторон, считаются направленными сторонам.
Если Суд сочтет, что для какого-либо сообщения, уведомления или вызова в Суд, которое предназначено другим лицам, помимо представителей или адвокатов сторон, необходимо содействие со стороны правительства того государства, на территории которого должно быть передано такое сообщение, уведомление или вызов в Суд, либо если Суд решит провести расследование на месте с целью установления фактов или собирания доказательств, то Председатель Суда обращается непосредственно к этому правительству.
На первоначальное обращение заявитель может получить ответ от Секретаря, содержащий «мнение» о том, что, скорее всего, суд отклонит жалобу. Такой ответ не- лишает заявителя права потребовать передачи дела в Суд и реальных шансов на удовлетворение жалобы.
Заполняя формуляр жалобы, заявитель или его представитель во многом будут повторять содержание первичного обращения. Однако это соответствует механизму обращения в Суд. Факты следует описывать ясно, сжато, в хронологическом порядке, с точным указанием дат. При этом сообщаются детали каждого рассмотрения в отдельности.
Если заявление подает несколько человек, нужно указать требуемую информацию по каждому заявителю.
В жалобе должны быть указаны следующие данные:
· фамилия, имя и отчество заявителя, его дата рождения, гражданство, пол, род занятий и адрес места жительства или места пребывания. Податель жалобы в Суд не обязательно должен быть гражданином государства-ответчика. Согласно ст.1 Конвенции государство обязано обеспечить права и свободы всем лицам, находящимся под его юрисдикцией, независимо от гражданства, национальности и иных факторов;
· фамилия, имя и отчество представителя заявителя, если таковой имеется, его род занятий и адрес места жительства или места пребывания;
· государство (или государства) — участник Конвенции, на действия которого подана жалоба;
· краткое изложение фактов, на которых основывается жалоба;
· краткое изложение предполагаемого нарушения Конвенции и соответствующих доказательств;
· краткое подтверждение того, что соблюдены условия приемлемости жалобы (исчерпание национальных средств правовой защиты и «правило шести месяцев»);
· цель жалобы, каких результатов ожидает заявитель и общее указание на наличие требований о выплате справедливой компенсации, которые, заявитель вправе предъявить в соответствии со ст.41 Конвенции;
· копии любых относящихся к делу документов (судебных решений, документов из правоохранительных органов и др.), которыми подтверждались бы факты, на которые заявитель ссылается в жалобе либо связанные с основаниями жалобы.
Заявитель должен указать, подавал ли он жалобу в какой-либо иной орган международного разбирательства или урегулирования. Невыполнение вышеперечисленных требований может повлечь за собой отказ в регистрации жалобы и рассмотрении ее Судом.
Соответствие заявления положениям Конвенции (п. 15 заявления) необходимо объяснить как можно точнее. Требуется также указать, почему заявитель считает факты, изложенные в разделе II, нарушениями положений Конвенции, почему на заявителя не распространяются ограничения, установленные некоторыми статьями Конвенции.
В IV разделе заявления необходимо изложить суть и подробности просьбы, с которыми заявитель обращался в национальные инстанции, в той последовательности, в которой они имели место, а также указать, существуют ли другие инстанции, которые могли бы рассмотреть заявление и объяснить, почему заявитель не обратился в эти инстанции.
В VI разделе дается полная информация о том, поданы ли заявления в другие международные органы; их точные названия; дата подачи; особенности рассмотрения заявления и характер решения с приложением его копии.
Выше приведены правила подачи жалобы частными лицами. Несколько отличается порядок оформления подачи межгосударственной жалобы. Любое государство (или группа государств), которое намерено возбудить дело согласно ст. 33 Европейской конвенции (межгосударственные дела), должно направить в адрес Суда жалобу, содержащую следующие элементы:
· наименование государства — участника Конвенции, на действия которого подана жалоба;
· изложение фактов, относящихся к существу жалобы;
· изложение предполагаемого нарушения Конвенции и соответствующих доказательств;
· подтверждение того, что соблюдены условия «приемлемости», согласно ст.35 Конвенции;
· цель жалобы и общее указание на наличие требований о выплате справедливой компенсации предполагаемой потерпевшей стороне, согласно ст.41 Конвенции;
· указание адреса лиц, назначенных в качестве представителей;
· копии любых относящихся к делу документов (в частности, судебных решений), связанных с целью жалобы.
При этом согласно ст. 33 Конвенции, заявитель не обязан объяснять какую-либо связь с жертвой нарушения или свое отношение к ней.
Датой поступления заявления, как правило, считается дата первого обращения заявителя, если при этом сформулирован предмет заявления и соблюдены иные требования, приведенные выше. Тем не менее Суд может принять решение считать датой подачи иную дату.
В дальнейшем заявитель обязан информировать Суд обо всех изменениях в любых данных, указанных в заявлении.
Суд может принять решение об отказе в приеме заявлений, если сочтет их несовместимыми с положениями Конвенции или протоколов к ней, явно необоснованными или представляющими собой злоупотребление правом подачи заявления.
Указанные заявления Суд может отклонить на любой стадии разбирательства (ст.28, 35 Конвенции).
Пошлина при обращении в Суд не уплачивается.
Если заявитель материально не способен обеспечить представление своих интересов в Суде, он вправе обратиться в Совет Европы (если речь идет о первичном заявлении) или в Палату Суда с просьбой об оказании финансовой помощи. Ее оказывают обычно для участия в заседаниях заявителя и его адвоката и если сам заявитель не в состоянии оплатить предполагаемые расходы.
Председатель Палаты по просьбе заявителя (или по своей инициативе) может предоставить ему бесплатную юридическую помощь, связанную с ведением дела. Вместе с тем она предоставляется только в тех случаях, когда Председатель Палаты убежден, что это необходимо для надлежащего ведения дела или когда у заявителя не имеется достаточного количества средств для полной или частичной оплаты расходов. В качестве основания для предоставления бесплатной юридической помощи Председатель Палаты использует финансовую декларацию, заполненную заявителем, в которой отражаются сведения о доходах и об общей сумме имеющихся накоплений. После вынесения решения о предоставлении юридической помощи Секретарь Палаты устанавливает размер подлежащего выплате вознаграждения представителям заявителя в соответствии с действующими ставками, а также общую величину оплачиваемых расходов (включая проезд и проживание). На практике Совет Европы оплачивает лишь услуги профессиональных адвокатов, а также транспортные расходы и суточные.
Для рассмотрения вопроса о приемлемости назначается судья-докладчик, который обязан изучить все обстоятельства жадобы и сделать заключение о том, может ли она быть рассмотрена Судом. Заключение передается в Комитет, который имеет право в соответствии со ст. 28 Европейской конвенции объявить жалобу неприемлемой. Его решение является окончательным. Если же Комитет не выносит отрицательного решения по вопросу о «приемлемости» жалобы, она направляется для изучения в соответствующую Палату Суда. Палата вправе принять окончательное решение о приемлемости жалобы или сразу объявить ее неприемлемой. Любое возражение против приемлемости жалобы должно быть мотивировано в письменной или устной форме и при этом должно быть указано, принято ли такое решение единогласно или большинством голосов. На практике решение Палаты сообщается заявителю ее Секретарем, а также доводится до сведения заинтересованного государства. Решения выносятся на английском или французском языке, кроме случаев, когда Суд сочтет необходимым вынести решение на обоих официальных языках Совета Европы.
После того как Палата вынесла решение принять к производству жалобу, начинается судебное разбирательство дела. Председатель Палаты имеет право назначить как письменное производство, так и устное разбирательство. Секретарь Палаты может по ее поручению вступить в контакт с конфликтующими сторонами с целью обеспечения дружественного урегулирования дела в соответствии с п. 1 (Ь) ст. 38 Конвенции. В этих целях предпринимаются любые шаги, представляющиеся уместными для содействия такому урегулированию.
Руководит заседаниями Председатель Палаты, он же определяет порядок, в котором заслушиваются представители, адвокаты или советники сторон. Палата вправе вызвать на слушание необходимых свидетелей, экспертов и иных лиц, могущих повлиять на вынесение справедливого решения. Неявка на слушание без уважительной причины не является основанием для его отмены. Суд может оплатить расходы по визиту в Страсбург третьих лиц, вызываемых на слушания, из своего бюджета.
Свидетели, эксперты или иные лица могут выступать в Суде на своем родном языке, если они в недостаточной степени владеют одним из двух официальных языков. В этом случае Секретарь принимает необходимые меры для обеспечения устного или письменного перевода.
Представительство государств — участников Конвенции осуществляется уполномоченными лицами, которым могут помогать адвокаты и советники.
Представительство заявителей осуществляется лицом, допущенным к адвокатской практике в любом из государств-участников Конвенции и постоянно проживающим на территории одного из них, или любым иным лицом, утвержденным Председателем Палаты. Законодательная регламентация осуществления представительства российскими адвокатами в международных судебных органах содержится в ст.2 п. 2 п.п. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
В случаях обязательного представительства Председатель Палаты может разрешить заявителю самому представлять свое дело, при условии, что в случае необходимости заявитель воспользуется помощью адвоката или другого утвержденного представителя.
В исключительных случаях и на любой стадии производства Председатель Палаты может по своему усмотрению распорядиться о том, что соответствующее лицо не может более представлять заявителя или помогать ему, а заявителя обязать найти другого представителя.
Адвокат или другой утвержденный представитель, или сам заявитель, желающий получить разрешение самостоятельно представлять свое дело, должен в достаточной степени владеть одним из официальных языков Суда. Однако Председатель Палаты может дать разрешение на использование языка, не являющегося официальным.
Заслушав все стороны и опросив свидетелей и экспертов, Палата принимает постановление, которое становится официальным документом Суда и имеет четко оформленный вид. В нем должны быть указаны:
· Председатель и другие судьи, входящие в состав соответствующей Палаты, а также Секретарь или заместитель Секретаря Палаты;
· время вынесения и объявления постановления;
· все данные о сторонах в деле;
· представители, адвокаты или советники сторон;
· факты по делу;
· доводы сторон;
· правовая аргументация и мотивировка;
· резолютивные положения;
· решение относительно покрытия судебных издержек;
· число судей, составивших большинство (если решение не было принято единогласно).
Каждый судья, принимавший участие в рассмотрении дела, вправе в качестве приложения к постановлению изложить свое особое мнение, выводы которого расходятся с постановлением, или только указать на его наличие.
Постановление подписывается Председателем и Секретарем Палаты и направляется сторонам в деле, Генеральному секретарю Совета Европы, третьим сторонам и другим заинтересованным лицам. Копия передается в Комитет Министров Совета Европы для контроля за исполнением решения.
Государства-участники Совета Европы обязуются выполнять решение Суда по существу любого дела, сторонами которого они являются.
Окончательное решение направляется Комитету Министров Совета Европы, который осуществляет надзор за его исполнением (ст. 46 Европейской конвенции).
За пятидесятилетнюю историю деятельности Совета Европы случаев отказа от исполнения решений Суда не было. Теоретически такие прецеденты возможны, но они влекут приостановление членства государства в Совете Европы и соответственно в Суде. Выход страны из системы защиты прав человека возможен лишь при коренном изменении политического режима в государстве и при отказе от принципов построения демократического общества.
В случае неисполнения решения суда (при наличии исполнительного листа) заявитель в принципе также вправе направить обращение в Страсбург, сославшись на нарушение ч.1 ст.6 Конвенции (право на справедливое судебное разбирательство). Такие прецеденты в Суде есть (по заявлению Бондарчука против Украины в 1999 г. Суд возбудил дело по факту невыплаты заявителю-бюджетнику зарплаты за шесть месяцев по исполнительному листу).
Отметим, русский язык может быть использован в процессе рассмотрения дела по существу (с разрешения Суда).
Приложение №1
Европейский Суд по правам человека (Страсбург, Франция)
Заявление
I. Стороны
A. Заявитель
(указываются следующие данные о заявителе или его представителе)
1. Фамилия _____________________________________________________________________________
2. Имя, отчество_________________________________________________________________________
3. Гражданство _________________________________________________________________________
4. Род занятий __________________________________________________________________________
5. Дата и место рождения_________________________________________________________________
6. Постоянный адрес_____________________________________________________________________
7. Номер телефона_______________________________________________________________________
8. Адрес места, где проживает в данный момент______________________________________________
9. Фамилия, имя, отчество представителя (адвоката)__________________________________________
10. Род занятий представителя_____________________________________________________________
11. Адрес представителя__________________________________________________________________
12. Номер телефона представителя_________________________________________________________
B. Высокая Договаривающаяся Сторона
(указывается название страны, против которой подано заявление)
13. ____________________________________________________________________________________
II. Описание фактов
14. ____________________________________________________________________________________
III. Описание предполагаемых нарушений положений Конвенции и
приведение соответствующих аргументов
15. ____________________________________________________________________________________
IV. Выполнение положений Конвенции
16. Окончательное решение национальных органов (дата решения суда или другой инстанции, характер решения).
17. Другие решения (список в хронологическом порядке, даты принятия этих решений, суды или другие инстанции, характер всех упомянутых решений).
18. Другие инстанции, в которые мог бы обратиться заявитель, но не сделал этого, или иные меры, которые он не использовал. Следует объяснить, почему заявитель не обратился в эти инстанции или не использовал иные меры.
V. Предмет заявления
19______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VI. Подача заявлений в другие международные инстанции
20. Следует указать, подавалось ли заявление в какие-либо иные органы международного расследования и урегулирования. Если да, то указать все подробности.
VII. Список документов
21. а)__________________________________________________________________________________
b) _____________________________________________________________________________________
с) _____________________________________________________________________________________
VIII. Язык, на котором заявитель предпочитает вести переписку
22. Английский или французский.
IX. Декларация и подпись
23. Настоящим подтверждается, что, исходя из знаний и убеждений, вся информация, которую заявитель привел в заявлении, точная, и он обязуется уважать конфиденциальность механизма рассмотрения заявлений в Суде.
24. Настоящим подтверждается, что заявитель не имеет возражений против того, чтобы его имя было объявлено публично. Если заявитель имеет подобные возражения, необходимо сообщить об этом, четко и недвусмысленно сформулировав свои возражения.
Страна и город
Дата
Подпись заявителя или его представителя
В текущем году приняла реальные очертания перспектива значительного рас<