Тема V. АДВОКАТУРА РОССИИ ПЕРИОДА

СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ

Х ГОДОВ XX СТОЛЕТИЯ

· Изменения правового статуса адвоката в связи с формированием судебной власти.

· Расширение гарантий самостоятельности и независимости адвокатуры от органов государственной власти и управления.

· Появление новых организованных структур адвокатуры (адвокатские коопера­тивы, бюро, фирмы, лицензионные правовые услуги, «создание параллельных» коллегий адвокатов).

· Создание адвокатских объединений (союзы адвокатов, адвокатские гильдии и ассоциации), их значение для решения общих проблем адвокатуры, защиты адвокатов, повышения профессиональной культуры и расширения международ­ных связей адвокатуры.

· Проекты закона об адвокатуре РФ о перспективах развития адвокатуры.

· Переход на новые принципы оплаты труда адвокатов. Налогообложение доходов адвокатов.

Судебно-правовая реформа 90-х годов XX в., вызывающая не только положительные оценки, но и обоснованную критику, существенно изменила правовой статус адвоката и адвокатских объединений.

Хотя новый Закон об адвокатуре РФ длительное время оставался в проектах (на начало 2001 г.) и действовало Положение об адвокатуре РСФСР 1980 г. права адвоката и его правозащитные возможности расширялись с вязи с формированием в стране судебной власти, внедрением в правовую систему России общепризнанных меж­дународных пактов о правах человека, совершенствованием уголовно-процессуального и созданием арбитражно-процессуального законода­тельства.

Так, появление помимо системы общих и военных судов Консти­туционного Суда РФ, системы арбитражных судов и мирового судей­ства, а также снятие ограничений на участие адвоката в дознании, административном производстве расширило его сферу деятельности, создало новые возможности защиты адвокатами прав и интересов граж­дан и организаций. Правовой статус адвоката в новых для него видах судопроизводства будет рассмотрен подробно в соответствующих те­мах особенной части пособия. Здесь же следует подчеркнуть, что реа­лизация ст. 46 Конституции РФ 1993 г. о праве каждого на судебную защиту не только повышает роль суда в нашем обществе, но и создает предпосылки для активной правозащитной деятельности адвоката с использованием судебной трибуны, возможностей правосудия.

Эффективность оказываемой адвокатом правовой помощи опреде­ляется не только уровнем его профессиональной подготовки, но и состоянием правовой системы, статусом личности в государстве. Кон­ституция РФ 1993 г. в главе «Права и свободы человека и гражданина» сделала значительный шаг в направлении к построению правового государства. Учитывая прямое действие Конституции и отражение ее принципов в отраслевом законодательстве, адвокат получил возмож­ность активного воздействия на создание условий для реализации прав человека.

Статья 48 Конституции РФ 1993 г. провозгласила: «Каждому гаран­тируется право на получение квалифицированной юридической помо­щи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказы­вается бесплатно». Толкователи Конституции РФ, не утруждая себя сомнениями, видят в этой формуле именно адвокатскую юридическую помощь[6].

Нельзя не согласиться с тем, что квалифицированная юридичес­кая помощь — это, конечно же, адвокатская помощь.

Однако нельзя не признать, что из ст.48 Конституции РФ такой вывод однозначно не вытекает. Квалифицированную юридическую по­мощь может оказать и любой искушенный юрист, правовед, ученый. Что же касается практики, то она по-своему расцвечивает, как и всегда, мысль законодателя. Известны специальные исследования ав­торов диссертаций из которых вытекает, что юридическую помощь в военных трибуналах (теперь — военных судах), особенно отдаленных гарнизонов и «ограниченных зарубежных контингентов войск», ока­зывали нижние чины самих трибуналов, а иногда и школьные учите­ля. В этих случаях, как утверждали исследователи, количество хода­тайств и жалоб на приговоры в интересах осужденных резко снижалось.

Возникает вопрос, не потому ли ст.48 ч.1 Конституции РФ не упоминает адвокатов, чтобы не исключить практику их подмены и гарантию «квалифицированной юридической помощи» сделать нео­пределенной и трудно контролируемой. А может быть, здесь кроется нежелание государства брать на себя бремя оплаты труда адвокатов в случаях помощи имущественно несостоятельным гражданам?

Между тем старая Конституция РФ (принятая 12 апреля 1978 г.) содержала норму, устранявшую многие из ныне существующих воп­росов, включая и вопросы организации адвокатуры, до сих пор нере­шенные: «Для оказания юридической помощи гражданам и организа­циям действуют коллегии адвокатов» (ст. 173).

Содержались в этой статье и отсылочная норма: «Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством Рос­сийской Федерации». Этого нет в новой, ныне действующей Конституций РФ 1993 г.

И все же, несмотря на явное невнимание Конституции РФ к ин­ституту адвокатуры, ею созданы необходимые правовые предпосылки для активной защиты адвокатами прав и законных интересов граж­дан, оказания юридической помощи населению.

Это, прежде всего, широкий перечень закрепленных в Консти­туции РФ прав и свобод граждан. Воплощение в ее нормах демок­ратических принципов правосудия и снятие каких-либо ограниче­ний с предмета судебной юриспруденции. Это нормы о доказывании, ограничивающие обвинительный уклон и противозаконные спосо­бы подкрепления обвинений фальсифицированными доказатель­ствами и др.

к Расширение судебной юрисдикции, осуществляемое правовой ре­формой, относительный рост правовой культуры в обществе и укреп­ление правового статуса гражданина создает реальные условия эффек­тивной защиты интересов личности с участием адвоката. Законы о собственности, о земле, об обжаловании в суд действий должностных лиц и коллегиальных органов управления, закон о печати и других 'средствах массовой информации, о пенсиях, о частном предпринима­тельстве, новый Гражданский Кодекс РФ и др. дают адвокату мощное оружие — оружие права.

Исключительно велико значение изменений в уголовно-процессу­альном законодательстве для активного участия адвоката на предвари­тельном следствии и в суде. У подозреваемого и обвиняемого появил­ся защитник на ранних этапах расследования, появилась возможность судебного обжалования мер процессуального принуждения. Возросли требования к доказательствам (проблема недопустимости доказательств, полученных с нарушением федерального законодательства), что так­же создает новые правовые возможности защиты. Пробуждается инте­рес к судебному красноречию с возрождением суда присяжных.

Важное значение для успешной деятельности адвоката имеет его независимость от государственных органов и органов коллегии адво­катов при определении средств и способов защиты интересов клиента, единственными критериями которых является законность и нравствен­ная безупречность.

И действующее до середины 2002 г. Положение об адвокатуре, и уголовно-процессуальное законодательство в качестве гарантий неза­висимости адвоката указывают на адвокатскую тайну, недопустимость его допроса об обстоятельствах, ставших известными адвокату в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя.

Проекты Закона об адвокатуре идут по пути расширения этих га­рантий, включая в себя особые условия привлечения адвоката к уго­ловной ответственности и средства, обеспечивающие его иезопасность при отправлении профессиональных обязанностей.

Большую независимость от государственных органов обрели и Кол­легии адвокатов. И хотя в Положении об адвокатуре РСФСР функции Министерства юстиции звучали по прежнему весомо, практически они или не реализуются или весьма ослаблены.

До начала судебно-правовых реформ 90-х годов XX в. структурны­ми подразделениями коллегии адвокатов были только юридические консультации, создаваемые президиумом коллегии, как правило, при судах в каждом административном районе.

В последние годы наряду с юридическими консультациями появились так называемые бюро, фирмы, кабинеты, индивидуально практикую­щие адвокаты. Их статус определялся в уставах коллегий и, пока не был принят новый Закон об адвокатуре, эти структурные подразделения (бюро, фирмы, кабинеты) действовали примерно на тех же началах, что и юри­дические консультации. Отличием являлся их более высокий уровень имущественной и организационной самостоятельности (вплоть до обра­зования юридического лица, что вступало в противоречие с действую­щим законодательством) и повышенная ответственность входящих в со­став этих подразделений адвокатов перед клиентом (включая материальную ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей).

Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» 2002 г. содержит относительно детальные положения, касающиеся и принци­пов организации адвокатуры, и гарантий ее независимости, и струк­турных подразделений адвокатских сообществ (см.: гл. VI-IX Закона). Принципиальным изменениям была подвергнута и система оплаты труда адвокатов. Она всегда на протяжении советского периода строи­лась по жесткой таксе, именуемой «Инструкцией об оплате юриди­ческой помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям», утверждаемой Министром юстиции СССР. Каждый вид юридической помощи имел строго фиксирован­ную оценку в рублях, подобно оценке услуг парикмахерской. И толь­ко Инструкция, введенная в действие 10 апреля 1991 г., предусмотре­ла новшество, отразившее многолетние чаяния адвокатов, удовлетво­рявшиеся ранее нелегально (значит, противозаконно) за счет так на­зываемого микста[7]. В ст. 1 этой инструкции записано: «Основным принципом оплаты труда за юридическую помощь, оказанную адво­катами гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и ко­оперативам, является соглашение между адвокатом и лицом, обратив­шимся за помощью».

Соглашение об оплате между адвокатом и клиентом принцип не новый, но если ранее соглашение было ориентировано на предельные ставки таксы, то теперь — на материальные возможности клиента и притязания конкретного адвоката. Это тоже нашло отражение в инст­рукции: «При оплате по соглашению гражданину принадлежит право выбора конкретного адвоката» (из ст. 1).

Сама же такса сохраняется, но для тех случаев, когда соглашение не достигнуто и вопрос об оплате решается заведующим юридической консультацией или взыскивается судом при выполнении обязатель­ных поручений. Предусмотрена и возможность оплаты поручений в валюте.

Таким образом, была заложена основа для процветания «имени­тых» адвокатов и она широко используется в условиях рыночных от­ношений.

Законодатель предусмотрел ряд случаев оказания бесплатной юри­дической помощи. Традиционно в нашей уголовно-процессуальной си­стеме обязательная бесплатная Юридическая помощь оказывается об­виняемому, подозреваемому и подсудимому в определенных ст.49 УПК РСФСР случаях (в новом УПК РФ — ст. 51). Это и нашло отражение во второй фразе ч.1 ст.48 Конституции РФ «В случаях, предусмотрен­ных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».

Отраслевое процессуальное законодательство и практика не рас­пространяют бесплатную юридическую помощь на представителей по­терпевших в уголовном процессе, на неимущих истцов и ответчиков в гражданском судопроизводстве. Таким образом, данная конституци­онная гарантия оказывается урезанной, тем более если учесть, что бремя расходов по «бесплатной» юридической помощи населению не­сут, как правило, коллегии адвокатов, но не государство.

Положением об адвокатуре РСФСР 1980 г. был предусмотрен значи­тельный перечень случаев, когда адвокаты обязаны бесплатно оказы­вать юридическую помощь, в том числе и при ведении гражданских дел в суде, не получая в этих случаях никакого вознаграждения за свой труд (ст. 22 4.1—5). Такая практика государственного гуманизма за счет физических лиц не соответствует международным правовым стандартам (см.: ст. 6 «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 4 января 1950 г., а также Резолюцию Совета Европы № 8 от 2 марта 1978 г. «О юридической помощи и консультациях» ч. 1), а сле­довательно, связана с нарушением ст. 15 п.4 Конституции РФ, объя­вившей принципы и нормы международного права составной частью правовой системы Российской Федерации.

Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» расши­рил число оснований оказания бесплатной юридической помощи (ст. 26).Однако оплата труда адвокатов за счет средств федерального бюджета предусмотрена только для случаев защиты по назначению органов уголовного преследования и суда (ст. 25 п. 8). Иные виды бесплатной юридической помощи могут компенсироваться, как и преж­де, за счет средств адвокатского сообщества (ст. 25 п. 10).

На протяжении ряда лет непременным предметом споров являлось налогообложение адвокатских коллективов. Вопрос принципиально раз­решен принятием второй части Налогового кодекса РФ 5 августа 2000 г. С момента ввода в действие ее норм (с 1 января 2001 г.) в вопросах налогообложения адвокат практически приравнен к предпринимателю. Так, ст.235 Налогового кодекса РФ, в частности, определено, что налогоплательщиками признаются «индивидуальные предпринимате­ли, крестьянские фермерские хозяйства, адвокаты». Объектом налого­обложения для исчисления налога, согласно п.2 ст.236 Налогового кодекса РФ, признаются «доходы от предпринимательской или иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением».

Лишь при определении ставки налога (ст.241 Налогового кодекса РФ) законодатель сделал попытку учесть тот факт, что адвокатами значительный объем услуг по оказанию правовой помощи предостав­ляется бесплатно. У становив в п.З ст.241 Налогового кодекса РФ об­щее правило о применении общей ставки налога в 22,8% с налоговой базы нарастающим итогом с начала года до 100 тыс. рублей, в п.4 указанной статьи сказано, что до вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок оплаты труда адвокатов за счет средств бюджетов, в случаях если в соответствии с законом юриди­ческая помощь адвокатами оказывается физическим лицам бесплатно, адвокаты уплачивают налог по ставкам 17,6% с налоговой базы нара­стающим итогом с начала года до 300000 тыс. рублей.

Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов осуществляется юридическими консультациями в порядке, предусмотренном ст. 243, 244 Налогового кодекса РФ.

Важное значение для обеспечения интересов адвокатуры, повыше­ния ее престижа, правовой и социальной защиты адвокатов имело создание адвокатских объединений — союзов адвокатов, а по новому закону — объединение адвокатских палат субъектов Федерации в Фе­деральную палату адвокатов РФ (см.: тему VII).

Коренным образом поменяло требование к характеру, объему и ка­честву правовых услуг становление в России новых экономических отношений рыночного типа. Советская адвокатура не была приспособ­лена для обслуживания рыночных отношений. Ее малая численность и характер привычных полномочий отвечали условиям, когда средний гражданин страны был лишен собственности, сфера имущественных отношений была крайне ограниченной, господствовала социалистичес­кая собственность, выделенная в значительной мере из нормального товарооборота.

Ситуация резко меняется по мере продвижения к рынку. Как и во всякой цивилизованной стране, спрос в этих условиях на правовые услуги резко возрастает. Лимит на численность адвокатуры — кстати, придуманный Министерством юстиции СССР не ради вольготной жиз­ни адвокатов, а ради устранения переливания юридических кадров из суда, милиции и органов расследования, где условия были всегда нищенскими, — становится все более нетерпимым. Не дожидаясь ре­форм, на рынок правовых услуг хлынули юридические кооперативы, «альтернативные коллегии адвокатов», комплектуемые нередко из про­штрафившихся, отторгнутых правоохранительными органами работ­ников, частнопрактикующих юристов и многих других.

История совершает неожиданные пируэты. В судебную реформу кон­ца прошлого века (1864 г.) адвокатура России, чтобы приобрести приемлемый статус и признание должна была открещиваться от своих предшественников — стряпчих и частных ходатаев — того «крапивно­го семени», мрачная слава которого тяжелым бременем лежала на ре­путации вновь создаваемого института.

В полной мере присяжной адвокатуре того времени освободиться от предшественников не удалось: ходатаи по гражданским делам под разными вывесками сохранялись. Объяснялось это не только тради­цией, но и элементарной нехваткой дипломированных специалистов. Поэтому спустя 10 лет (в 1974 г.) правительство вынуждено было узаконить наряду с присяжными поверенными институт частных по­веренных.

К нынешней судебной реформе (через 130 лет) адвокатура яви­лась, как видим, тоже в окружении не всегда почтенных конкурен­тов, не обремененных, как правило, ни профессиональными тради­циями, ни нравственными доминантами поведения. Репутация адвокатской профессии поставлена под угрозу. Разница ситуации, ве­роятно, не в пользу нынешней адвокатуры. В прошлом веке передовые слои общества восторженно принимали и создание нового суда и фор­мирование адвокатского сословия. Теперь обществу изначально вну­шалась мысль, что плох не только суд, доведенный до нищеты и подчас нравственного распада, плоха и адвокатура засильем чиновни­чьего элемента в руководстве, захватившая монополию на правовые услуги и потому неспособная к совершенствованию. На первое место выдвигались причины чисто организационного порядка.

Спасение предрекалось в приватизации правовых услуг по анало­гии с судьбой захиревшей государственной торговли. Имелось в виду создание системы частнопрактикующих адвокатов путем выдачи ли­цензий. При этом до общественного сознания не спешили доводить, что, во-первых, рынок правовых услуг сделает их недоступными для большинства нашего нищего населения без каких-либо гарантий качества этих услуг; во-вторых, парализует работу органов суда и пред­варительного следствия, ибо некому будет выполнять их обязатель­ных поручений.

Забастовка в ноябре 1991 г. адвокатов Белоруссии это убедительно доказала. Сторонники лицензионной адвокатуры эту опасность, ка­жется, сознают и потому дополняют ее идеей муниципальной адвока­туры для неимущих. Таким образом, правовую помощь предлагают поделить с учетом нарастающего социального расслоения на помощь для богатых и помощь для бедных.

С этим трудно смириться. И вопрос здесь не только в размерах и источниках оплаты. Вопрос в качестве правовых услуг, в той опаснос­ти социального надувательства, о которой не хотят говорить авторы этих проектов.

Обратимся к опыту США, по представлению нынешних реформа­торов, самого демократичного и процветающего государства.

В США идея частнопрактикующих адвокатов и агентов по защите малоимущих реализована в полной мере и практика эта имеет и тра­диции и своих исследователей[8].

Еще в прошлом веке было отмечено, что частнопрактикующие ад­вокаты не могут обеспечить надлежащей защитой неплатежеспособ­ных лиц. Стали появляться благотворительные агентства по защите бедных. Источником их финансирования были сначала благотвори­тельные пожертвования, а затем и местные бюджеты. Появилась свое­образная идеология такого рода деятельности. Создатели бесплатной адвокатуры считали, что адвокаты, не получающие оплаты от своих клиентов, и значит, не зависимые от них, должны руководствоваться в первую очередь интересами не клиентов, а правосудия.

Усвоили эту идеологию и сами адвокаты. Их отношения с проку­рорами стали строиться не на принципе состязательности, а на нача­лах сотрудничества, в том числе и в сборе разоблачительных доказа­тельств.

Адвокатам оказалось выгодно убеждать клиентов в нецелесообраз­ности признать обвинение, ибо в этом случае судебное разбиратель­ство или упрощалось, или не проводилось совсем, а наказание могло быть минимальным. Подзащитные муниципальных адвокатов в сред­нем в два раза чаще признают вину, чем у частнопрактикующих адво­катов.

В целом, сторонники создания в России муниципальной адвокату­ры оказались в меньшинстве. Доводами против, кроме указанных, явилось и понимание значительных расходов, которые легли бы на местные бюджеты органов власти, и опасность превращения адвоката в госслужащего, что означало бы утрату остатков независимости адво­катуры и, как следствие — снижение уровня правовой помощи насе­лению.

Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» расширя­ет гарантии независимости адвокатов, создает дополнительные воз­можности для создания новых организационных форм адвокатских объединений. Весьма спорные вопросы об адвокатском иммунитете, о так называемых параллельных коллегиях, о способах собирания адво­катами доказательств, о статусе помощника адвоката и т.д. находят в этом правовом акте достаточно детальное решение.

ЛИТЕРАТУРА:

Конституция РФ 1993 г.

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» 2002 г.

Положение об адвокатуре РСФСР от 20.12.80 г.

УПК РСФСР 1960г.

УПК РФ 2001 г.

АПК РФ 1995 г.

Закон о Конституционном Суде РФ 1994 г.

КоАП РФ 2001 г.

Проекты Закона об адвокатуре РФ.

Налоговый кодекс РФ. Вторая часть. СЗ РФ №32, 2000, ст.3340. Россий­ская газета. 10 августа 2000 г.


Наши рекомендации