Тема IV. РУССКАЯ АДВОКАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

· Первые декреты о суде 1917—1918 гг.: упразднение судебных учреждений, проку­ратуры, присяжной и частной адвокатуры. Правовая помощь как обществен­ная функция «неопороченных граждан», институт «правозаступничества».

· Создание института советской адвокатуры (решение ВЦИК от 26 мая 1922 г.).

· Положение об адвокатуре СССР от 16 августа 1939 г. Закон об адвокатуре СССР от 30 ноября 1979 г. и Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г. об организационных принципах построения адвокатуры.

Становление русской адвокатуры после судебной реформы 1864 г. отмечено формированием процессуального статуса адвоката, участву­ющего в гражданском и уголовном судопроизводстве, отвечавшего европейским образцам становлением профессиональных нравственных требований. Выдвинулись и яркие личности в среде адвокатов: Спасович, Александров, Андреевский, у русов, Плевако и др.

Это были люди высочайшей профессиональной культуры, под­линные защитники правды и справедливости, выдающиеся судебные ораторы. Октябрьская революция 1917 г. разрушила и судебные учреж­дения и адвокатуру. «Мы расчистили этим дорогу для настоящего на­родного суда», — с торжеством говорил основатель нового государства (см.: В.И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 35, с. 270).

Место права заняло «правосознание революционного класса», а про­фессионально подготовленные судьи были заменены солдатскими и рабоче-крестьянскими активистами.

Спустя несколько недель после октябрьского переворота, 24 ноября 1917 г., был принят Декрет о суде № 1. Он был ориентирован на созда­ние «советских судов». Адвокатура им создана не была, однако в качестве защитников и обвинителей были допущены «все непороченные лица обоего пола». Инструкцией Наркомюста 19.12.1917 г. при ревтрибуналах учреждались «коллегии правозаступников», в которые могли вступать любые лица, желающие «помочь революционному правосудию» и имею­щие соответствующие рекомендации от Советов депутатов.

Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. предусмотрел создание колле­гий правозаступников при Советах депутатов из любых лиц, желающих «помочь революционному правосудию». Позже (Декретом «О народном суде РСФСР» от 30.11.1918 г.) коллегии правозаступников стали име­новаться коллегиями «защитников, обвинителей и представителей сто­рон в гражданском процессе». Их составляли должностные лица, полу­чавшие зарплату от государства по смете Наркомюста. О независимости такого рода правозащитников вопрос, естественно, не стоял.

Вскоре эти коллегии были упразднены под тем предлогом, что в них были «сильны элементы буржуазной адвокатуры». Защита стала осуществляться в порядке трудовой повинности лицами, включенны­ми в списки местными исполкомами. Эти меры были направлены на окончательное уничтожение дореволюционной адвокатуры России.

Днем рождения советской профессиональной адвокатуры принято считать 26 мая 1922 г.. когда решением III сессии ВЦИК IX созыва было утверждено первое Положение" об адвокатуре. Коллегии защит­ников создавались при губернских отделах юстиции. Общим собрани­ем защитников избирался президиум, который ведал приемом и от­числением адвокатов, наложением дисциплинарных взысканий, решением финансовых и административных вопросов.

С этого времени начался рост численности коллегий адвокатов, созда­ния сети юридических консультаций. Частнопрактикующие адвокаты были объявлены вне закона. Положениями об адвокатуре от 27 февраля 1932 г., 16 августа 1939 г. развивались принципы организации адвокатуры, установленные первым положением, более четко определялись права и обязанности структурных подразделений коллегии адвокатов и их членов. Положение от 16 августа 1939 г. впервые закрепило принцип, в соответ­ствии с которым в адвокатуру могли вступать лишь лица, имеющие юридическое образование, либо не менее трех лет опыта работы в каче­стве судьи, прокурора, следователя или юрисконсульта.

Повышалась самостоятельность коллегий путем расширения пол­номочий общих собраний адвокатов и избираемого им тайным голосованием президиума. Оплата труда адвокатов регулировалась таксой, утверждаемой Наркомюстом.

Роль адвокатуры в правоохранительной системе как органа оказа­ния населению юридической помощи и обеспечения защиты по уго­ловным делам возрастала по мере утверждения лозунга об укреплении социалистической законности.

Конституция РСФСР 1978 г. содержала в разделе о правосудии упоминание об адвокатуре (ст. 173), но лишь в функциональном пла­не: «Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов». Эта норма в законодательстве о судо­устройстве не нашла существенного развития. Указывалось лишь на участие адвоката в формах судопроизводства — гражданском и уго­ловном — с целью оказания помощи гражданам и организациям.

Первый «Закон об адвокатуре в СССР» был принят Верховным Со­ветом СССР 30 ноября 1979 г. Этим законом вносилось единообразие в принципы организации и деятельности адвокатуры всех союзных рес­публик. Впервые было установлено правило, действующее и ныне, о порядке создания добровольных объединений лиц, занимающихся адво­катской деятельностью. Окончательно утверждался принцип обязатель­ного высшего юридического образования для членов коллегий адвока­тов, устанавливались сроки стажировки для претендентов, не имеющих практического опыта, расширялось поле деятельности адвокатов.

На базе союзного закона об адвокатуре было принято Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г., действующее ныне. Оно предусматривало наряду с традиционными региональными коллегия­ми (область, край, автономная республика) создавать «межрегиональ­ные и иные коллегии адвокатов», что позволило при переходе к ры­ночным отношениям формировать вначале юридические кооперативы, а затем и так называемые параллельные коллегии.

Положение 1980 г. наряду с некоторым развитием демократических принципов организации и деятельности коллегий адвокатов сохрани­ло значительные права Минюста и исполкомов областных (краевых и т.д.) советов по «руководству адвокатурой».

Таким образом, суждения об адвокатуре как автономном учреж­дении, независимой организации, построенной по профессиональ­ному признаку, оказалось предметом научных дискуссий и доктри­нерских концепций. Позиции законодателя были достаточно прозрачны и несли печать иных установок. Так, при определении задач адвокатуры, подчеркивалось, что она содействует укрепле­нию социалистической законности, воспитанию граждан в духе точ­ного и неуклонного исполнения советских законов, соблюдению дисциплины труда...» и т.п.

Не скрывалась и руководящая роль государства: «Министерство юстиции РСФСР, министерства юстиции автономных республик, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских советов народных депутатов в пределах своей компетен­ции контролируют соблюдение коллегиями адвокатов требований Закона СССР «Об адвокатуре в СССР», Положения, других актов законодательства Союза ССР и РСФСР, регулирующих деятельность адвокатуры;

· устанавливают порядок оказания адвокатами юридической по­мощи гражданам и организациям;

· заслушивают сообщения председателей президиумов коллегий ад­вокатов о работе коллегий;

· издают инструкции и методические рекомендации по вопросам деятельности адвокатуры;

· осуществляют другие полномочия, связанные с общим руковод­ством адвокатурой»[4].

Расширение прав коллегий адвокатов на самоуправление и незави­симость — медленный процесс, происходящий ныне в русле судебно-правовых реформ.

В целом же, проанализировав историю становления советской адвока­туры, начавшуюся с разгона ее профессионального дореволюционного ядра, добавив воспоминания о господстве в течение десятилетий представления об адвокатуре, как об организации чуждой социалистическим идеа­лам, нетрудно представить ту суть, с какой она вошла в период судебно-правовой реформы 90-х годов XX столетия: государственная ангажирован­ность, малочисленность коллегий, невысокий профессиональный уровень, робость в отстаивании интересов доверителя и подзащитного.

Крайне ограничено было и поле деятельности адвокатов, которое соответствовало приниженному положению судебных учреждений, узо­сти их юрисдикционных полномочий, тенденциозности законодатель­ства, урезанной гласности.

Специальные исследования последних десятилетий советского перио­да роли адвоката в уголовном судопроизводстве показывали, что адвока­ты слабо использовали даже те возможности, которые им представлял уголовно-процессуальный закон. Отмечалась пассивность многих адвока­тов при осуществлении защиты на предварительном следствии и в суде, приводились достаточно многочисленные случаи, когда суды оправдыва­ли подсудимых вопреки позиции защитника-адвоката, спешившего при­знать его виновным. На статистическом уровне показывалось, как часто выявление следственных и судебных ошибок, приводивших к необосно­ванному осуждению, нельзя было поставить в заслугу адвокату[5].

На деятельность адвокатов в уголовном судопроизводстве отрицатель­но сказывались недостатки их процессуального статуса, ограничивавшего возможности активного участия в доказывании, особенно на предвари­тельном следствии. Предрешенность многих дел в результате господства «телефонного права» и административно-командных методов руковод­ства. Не последнюю роль играла и система оплаты труда адвокатов, ори­ентированная на материальные возможности советского клиента и не создававшая стимулов для кропотливого творческого труда.

ЛИТЕРАТУРА

Роль и задачи российской адвокатуры. Сборник статей под ред. А.Я. Су­харева. М., 1972 г.

Закон об адвокатуре СССР от 30.11.1979 г. Положение об адвокатуре РСФСР от 20.12.1980 г.


Наши рекомендации