Глава xviii. система и виды наказаний
§ 1. Система наказаний
Система наказаний представляет собой предусмотренный уголовным законом, обязательный для судов, исчерпывающий перечень видов наказаний (элементов системы), расположенных в определенной последовательности с учетом их тяжести.
Первой особенностью системы наказаний является разнообразие их видов, что позволяет суду индивидуализировать наказание, выбрать такое из числа предусмотренных в санкции, которое в наибольшей степени соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, личности подсудимого и другим обстоятельствам, учитываемым при назначении наказания.
В Руководящих началах по уголовному праву 1919 г. видов наказания в целом было больше, но только пять из них имели уголовно-правовое содержание, остальные отличались иной правовой природой: общественное порицание, предписание пройти школу грамотности, объявление бойкота. Сроки некоторых наказаний были по существу неопределенными: "до победы мировой революции".
В УК 1922 г. система наказаний стала более четкой и разнообразной, однако включала "политические" наказания и меры общественного воздействия. К наказаниям относились: изгнание из пределов РСФСР (на определенный срок или бессрочно), лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой, принудительные работы без содержания под стражей, условное осуждение, конфискация имущества (полная или частичная), штраф, поражение прав, увольнение от должности, общественное порицание и возложение обязанности загладить вред. Предусматривалась также смертная казнь, считавшаяся временной мерой. По УК 1926 г. система наказаний, именуемых мерами социальной защиты судебно-исправительного характера, была еще более обширной и включала 15 видов, часть из которых по-прежнему имела политический характер, в частности объявление врагом трудящихся с лишением гражданства СССР и обязательным изгнанием из его пределов, поражение политических и отдельных гражданских прав, удаление из пределов СССР на срок и др. Из УК 1960 г. исчезли "политические" наказания, хотя и сохранилась в качестве наказания мера общественного воздействия - общественное порицание.
В ст. 44 действующего УК предусмотрено 18 видов наказаний в 13 пунктах. Некоторые из пунктов предусматривают не одно, а несколько наказаний. Так, в п. "б" упоминаются два фактически разных наказания: 1) лишение права занимать определенные должности и 2) лишение права заниматься определенной деятельностью. Несовершеннолетним назначается лишь второе (ст. 88 УК), что подтверждает самостоятельность данных наказаний. В п. "в" пять видов наказания, объединенных законодателем в силу некоторого сходства правоограничений, сопровождающих эти наказания: лишение специального звания, лишение воинского звания, лишение почетного звания, лишение классного чина и лишение государственных наград. В то же время конфискация имущества была исключена из системы наказаний (п. "ж") и в настоящее время представляет собой "иную меру уголовно-правового характера" (гл. 15.1 УК).
Некоторые наказания, перечисленные в ст. 44 УК, не применяются. Не введен в действие арест (ст. 54 УК), постановления Конституционного Суда РФ 1999 и 2009 гг. препятствуют назначению смертной казни, хотя оба этих вида сохраняются в системе наказаний. Новые положения УК о принудительных работах вводятся в действие лишь с 1 января 2013 г. Исходя из принципа гуманизма и по другим причинам целый ряд наказаний неприменимы к несовершеннолетним (см. ст. 88 УК), а также к женщинам и нетрудоспособным лицам (см. ст. ст. 49, 50, 57 и др.). Часть наказаний применима лишь к военнослужащим: лишение воинского звания, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части.
Нередко санкции статей предусматривают безальтернативно только лишение свободы, в связи с чем суд может индивидуализировать наказание только путем назначения его большего или меньшего срока.
Второй особенностью системы наказаний выступает ее гуманизм, проявляющийся в наличии большого числа видов наказаний, не связанных с лишением свободы, в отсутствии телесных и членовредительских видов наказаний (за исключением смертной казни), в отсутствии наказаний с неопределенным сроком, в общих умеренных сроках лишения свободы, в отсутствии мер безопасности.
Из 18 предусмотренных в ст. 44 УК видов наказаний 13 не связаны с лишением осужденного свободы, а ограничивают имущественные, трудовые и прочие права. К числу данных наказаний относятся штраф, лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, принудительные работы и др. В некоторых случаях законодатель устанавливает прямой запрет назначения наказания в виде лишения свободы. Так, наказание в виде лишения свободы не назначается несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до 16 лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступление небольшой тяжести впервые (ч. 6 ст. 88 УК). Наказание в виде лишения свободы может быть назначено взрослому осужденному, совершившему впервые преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 63 УК, помимо преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК, или только если соответствующей статьей Особенной части УК лишение свободы предусмотрено как единственный вид наказания (ч. 1 ст. 56 УК).
В то же время в других случаях наиболее распространенным наказанием по практике его применения является именно реальное лишение свободы, назначаемое в 40 - 45% приговоров, вынесенных районными судами, и в 80 - 85% приговоров судов "второго звена". Условное осуждение, сопровождающее назначение лишения свободы до 8 лет, составляет: в практике районных судов - около 45%, в практике судов "второго звена" - 8%. Таким образом, суды в основном назначают лишение свободы (реальное или условное), которое достигает 90% от числа всех вынесенных приговоров. На остальные виды наказаний, не связанных с лишением свободы, приходится около 10% приговоров. При этом штраф назначается примерно в 4 - 7% случаев.
Система наказаний по российскому УК не включает телесные и членовредительские виды, за исключением смертной казни, которая, как уже отмечалось, в настоящее время не назначается и не исполняется. К тому же это наказание предусмотрено лишь за 5 наиболее опасных преступлений против жизни, в то время как, например, по федеральному законодательству США смертная казнь предусмотрена в 63 случаях <1>.
--------------------------------
<1> Уголовное право зарубежных стран: Общая и Особенная части: Учебник / Под ред. И.Д. Козочкина. 3-е изд. М., 2010. С. 260.
В ряде зарубежных государств, где действует мусульманское уголовное право, практикуются бичевание, отсечение конечностей, забивание камнями. В США в качестве альтернативы тюремному заключению применяется добровольная хирургическая или медикаментозная стерилизация лиц, совершивших половые преступления.
Российскому уголовному праву незнакомы наказания с неопределенным сроком. Постановление "неопределенных приговоров" широко распространено в США. Так, американский врач Д. Кеворкян, прозванный "Доктор Смерть" из-за оказания им помощи в самоубийствах 130 безнадежно больных людей и лично совершивший акт эвтаназии в отношении одного пациента, был приговорен к тюремному заключению на срок от 10 до 25 лет. Отбытие нижнего предела срока дает осужденному право добиваться условно-досрочного освобождения. При определенном приговоре это право возникает раньше, поэтому в целом неопределенный приговор является более строгим, чем определенный.
По УК РФ максимальный срок лишения свободы за одно преступление не может превышать 20 лет, по совокупности преступлений - 25 лет, а по совокупности приговоров - 30 лет. В то же время, например, во Франции максимум срочного лишения свободы за одно преступление составляет 30 лет, в США не являются редкостью приговоры к 40, 50, 100 и более годам лишения свободы, поскольку ни федеральное законодательство, ни законодательство отдельных штатов, как правило, не устанавливают общих предельных сроков наказания. В РФ пожизненное лишение свободы может быть назначено только в 14 случаях за особо тяжкие преступления против жизни, общественной безопасности, диверсию и др., при этом не допускается сложение пожизненных сроков, в отличие, например, от США, где в 1992 г. в штате Висконсин серийный убийца и каннибал Дж. Дамер был приговорен к 16 пожизненным срокам тюремного заключения.
УК РФ незнакомо понятие "меры безопасности", существующее в зарубежном праве, в частности в Англии, США, Германии и др. Меры безопасности нередко по силе своего воздействия на осужденного мало чем отличаются от наказания, но основанием для их применения служит вывод суда о наличии "опасного состояния" лица. К числу таких мер можно отнести продленное (превентивное) заключение, назначаемое сверх основного наказания, существующее в Германии.
Третьей особенностью системы наказаний является следование принципу законности (ст. 3 УК). Система наказаний имеет исчерпывающий характер, их перечень в ст. 44 является закрытым, и суд не вправе назначить наказание, отсутствующее в перечне. В судебной практике встречались случаи применения аналогии и ошибочного назначения близких по смыслу "наказаний": в частности, вместо лишения права заниматься определенной (медицинской) деятельностью суд назначил "лишение диплома врача". Суд не вправе назначить в качестве наказаний, например, общую конфискацию имущества, лишение водительских прав или лишение права владения охотничьим оружием и т.п.
Четвертая особенность заключается в том, что система наказаний в УК строится от менее строгих к более строгим видам, что позволяет соотносить тяжесть различных видов наказаний, например при необходимости применения ст. 64 УК (назначение наказания ниже низшего предела или иного более мягкого наказания, чем предусмотрено санкцией статьи Особенной части), при замене наказания более мягким видом (ст. 80 УК) и в других случаях. Аналогична последовательность наказаний в санкциях статей, предусматривающих ответственность за конкретное преступление.
В УК закреплено деление системы наказаний на три подсистемы: а) основные, б) дополнительные, в) смешанные наказания, которые могут быть назначены как в качестве основных, так и в качестве дополнительных (ст. 45).
Основными называются те виды наказаний, которые могут быть назначены только в качестве самостоятельной меры и с которыми законодатель связывает достижение основных целей наказания. Основные наказания не могут присоединяться к другим наказаниям в отличие от дополнительных видов. Российское законодательство, в отличие от зарубежного, не предусматривает возможности назначения двух основных наказаний. Хотя в судебной практике такого рода ошибки встречаются. По одному из уголовных дел суд назначил лишение свободы условно, а помимо этого в приговоре указал, что в течение испытательного срока осужденный должен будет выполнять обязательные работы. В действительности лишение свободы (пусть и не исполняемое реально) и обязательные работы являются основными видами наказания. Их совместное назначение неправомерно.
В ч. 1 ст. 45 УК предусмотрено 9 видов наказаний, которые могут быть назначены лишь в качестве основных, а именно: обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, принудительные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь.
Дополнительные наказания имеют вспомогательный характер и не могут назначаться самостоятельно. Их задача - способствовать достижению основных целей наказания путем дополнительного воздействия на лицо, совершившее преступление. Только в качестве дополнительных могут быть назначены 5 видов наказаний: лишение специального звания, лишение воинского звания, лишение почетного звания, лишение классного чина и лишение государственных наград (ч. 3 ст. 45 УК).
В качестве как основных, так и дополнительных наказаний могут назначаться 4 их вида: штраф, лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы (ч. 2 ст. 45 УК).
Основные наказания всегда указаны в санкциях статей Особенной части УК, дополнительные - не всегда. Штраф, ограничение свободы, лишение права занимать определенные должности до 20 лет и лишение права заниматься определенной деятельностью до 20 лет могут быть назначены в качестве дополнительных наказаний только тогда, когда они предусмотрены в санкции, остальные дополнительные наказания назначаются по усмотрению суда. Так, лишение права заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет может быть назначено судом и при отсутствии данного дополнительного вида наказания в санкции, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает это необходимым. Например, суд вправе лишить лицо права заниматься медицинской деятельностью в случае осуждения такого лица за неоказание помощи больному, повлекшее причинение здоровью потерпевшего вреда средней тяжести, несмотря на то, что санкция ч. 1 ст. 124 УК такого дополнительного наказания не предусматривает.
Классификация наказаний с учетом их самостоятельности на основные, дополнительные и смешанные является законодательной. Помимо этого наказания можно классифицировать и по другим основаниям.
Все наказания, кроме смертной казни, имеют комплексный характер и ограничивают не одно какое-либо право, а несколько прав осужденного лица. К примеру, исправительные работы сопряжены с ограничениями трудовых и имущественных прав, а также личной свободы. Однако преобладает ограничение трудовых прав: осужденный не может свободно избирать род занятий, не вправе отказаться от предоставленной ему работы, его увольнение допускается только с согласия уголовно-исполнительной инспекции. С учетом преобладающего правоограничения наказания можно разделить на 5 групп: 1) ограничивающее имущественные права осужденного; 2) ограничивающие трудовые права; 3) ограничивающие свободу передвижения и личную свободу; 4) лишающие свободы передвижения и личной свободы и 5) лишающее жизни.
К группе наказаний, ограничивающих только имущественные права осужденного, относится штраф. К группе наказаний, ограничивающих трудовые права, относятся: лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, лишение специального звания, лишение воинского звания, лишение почетного звания, лишение классного чина, лишение государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе. К группе наказаний, ограничивающих свободу передвижения и личную свободу, следует отнести ограничение свободы и принудительные работы. К группе лишающих свободы наказаний - арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок или пожизненно. Лишающим жизни наказанием является смертная казнь.
Все наказания можно также разделить на 2 группы: связанные и не связанные с изоляцией от общества. К группе наказаний, связанных с изоляцией осужденного лица от общества, относятся: все виды лишения свободы - арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы. Все остальные виды наказаний с изоляцией от общества не связаны.
В зависимости от продолжительности можно выделить наказания срочные и бессрочные. Для срочных видов наказаний в уголовном законе установлена определенная продолжительность. К этой группе относятся обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, лишение свободы на определенный срок и др. Бессрочные наказания не могут быть назначены на определенный срок. К ним относятся: лишение специального звания, лишение воинского звания, лишение почетного звания, лишение классного чина, лишение государственных наград, пожизненное лишение свободы и смертная казнь. Бессрочные виды наказаний назначаются только за совершение наиболее опасных преступлений (тяжких и (или) особо тяжких). Для штрафа понятие срока не имеет значения, поскольку этот вид наказания назначается не на определенный срок, а в определенном размере.
Таким образом, система наказаний по российскому УК представляет собой упорядоченное множество видов наказаний, характеризуется разнообразием и гуманизмом, соответствует принципу законности и включает несколько подсистем, выделение которых возможно по различным критериям.
§ 2. Штраф
Штраф - это денежное взыскание, назначаемое судом в пределах, предусмотренных УК (ст. 46 УК).
По содержанию штраф относится к подсистеме наказаний, ограничивающих имущественные права осужденного.
По самостоятельности назначения его можно отнести к подсистеме наказаний, которые могут быть назначены как в качестве основных, так и в качестве дополнительных видов.
В качестве основного наказания штраф может быть назначен: а) в случаях, когда он предусмотрен санкцией статьи Особенной части УК; б) в случае назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК); в) при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК).
Штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Если за совершенное преступление штраф назначен в качестве основного наказания, то его нельзя назначить в качестве дополнительного наказания за это же преступление. При назначении штрафа в качестве основного вида наказания за одно из преступлений, образующих совокупность, суд при сложении наказаний должен указать, что штраф исполняется самостоятельно. Поскольку в ст. 32 УИК предусмотрен различный порядок исполнения основного и дополнительного наказания в виде штрафа, то при назначении наказания по совокупности преступлений не допускается сложение сумм штрафа, назначенного в качестве основного наказания за одно из совершенных лицом преступлений, и штрафа в качестве дополнительного вида наказания за другое преступление. При назначении штрафа за каждое из входящих в совокупность преступлений небольшой или средней тяжести суд может применить принцип поглощения менее строгого наказания более строгим. При применении принципа сложения наказаний окончательный размер штрафа назначается исходя из правил, установленных ч. 2 ст. 69 УК.
Штраф устанавливается в размере от 5 тыс. до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 недель до 5 лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки. Штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше 3 лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за исключением случаев исчисления размера штрафа исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки. Штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки, устанавливается в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть менее 25 тыс. руб. и более 500 млн. руб. (ч. 2 ст. 46 УК). Минимальный размер штрафа, назначенный за совершенное преступление, в том числе с применением положений ст. 64 УК, не может быть ниже 5000 тыс. руб., а при его назначении в размере заработной платы или иного дохода осужденного - за период менее 2 недель. К "иному доходу" в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" <1> следует относить доходы, подлежащие налогообложению в соответствии с действующим законодательством.
--------------------------------
<1> Российская газета. 2007. 24 янв.
Минимальный размер штрафа, назначаемый несовершеннолетним, не может быть ниже 1 тыс. руб. либо размера заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период менее 2 недель (ч. 2 ст. 88 УК). Максимальный размер штрафа, назначаемый несовершеннолетним, не может превышать 50 тыс. руб. или размера заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за 6 месяцев.
Штраф широко применяется в уголовном праве многих стран мира: это первое по распространенности уголовное наказание в Англии и США, во Франции он находится на первом месте среди имущественных наказаний, а законодательство ФРГ признает его вторым основным видом наказания <1>.
--------------------------------
<1> Архипенко Т.В. Уголовное наказание в виде штрафа в законодательстве зарубежных стран // Российский следователь. 2008. N 21. С. 35.
В уголовно-правовой литературе отмечается, что возрастание роли материальной заинтересованности в условиях современного общества, повышения значения имущественных ценностей в жизни человека и необходимость использования экономических стимулов в борьбе с преступностью создают социальные предпосылки для расширения применения штрафа как вида наказания <1>.
--------------------------------
<1> См., напр.: Курц А.В. Штраф как вид уголовного наказания по законодательству России и зарубежных стран: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 2001; Уткин С.С. Уголовное наказание в виде штрафа. Томск, 2004.
Штраф как вид уголовного наказания существовал и в дореволюционной России. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. предусматривало 2 вида штрафов: поступающие в казну и поступающие в приходы общественного призрения и другие общеполезные учреждения пени. В Уголовном уложении 1903 г. также упоминались 2 разновидности штрафа: денежная пеня и денежное взыскание. Пеня (от лат. poena - наказание) являлась главным видом имущественных взысканий в уголовном праве. Денежная пеня могла назначаться или в определенных законом размерах, как наказание, или же с указанием в законе только масштаба для вычисления этих взысканий <1>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть Общая: В 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 268 - 270.
В первые годы советской власти штраф назначался часто. Так, в первой половине 1918 г. московские народные суды назначили штраф 54% осужденных, а во второй половине того же года - 56,9% <1>. УК 1922, 1926 и 1960 гг. предусматривали санкции в виде штрафа за совершение значительного числа преступлений. Например, в УК 1960 г. штраф содержался в санкциях около 80 статей. Однако в судебной практике штраф назначался в редких случаях.
--------------------------------
<1> См.: История советского уголовного права (1917 - 1947 гг.) / Научн. ред. А.А. Герцензон. М., 1948. С. 132.
В действующем УК штраф предусмотрен в санкциях более чем 40% норм Особенной части УК <1>. Штраф чаще всего предусматривается законодателем в главах преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина (93,9%), экологических преступлений (72,2%), преступлений против интересов службы в коммерческих или иных организациях (70%), реже всего - в главе преступлений против военной службы (6,7%) <2>.
--------------------------------
<1> См.: Уголовное право России: Часть Общая / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
<2> См.: Лопашенко Н.А. Уголовное наказание в России: состояние и проблемы закона, практики и уголовной политики: Сборник статей второго международного форума "Преступность и уголовное право в эпоху глобализации". Пекин, 2010. С. 408.
В настоящее время наметилась тенденция к увеличению применения штрафа как основного вида наказания. Так, удельный вес осужденных к штрафу составил: в 2005 г. - 10,3%, в 2006 г. - 10,8 <1>, в 2007 г. - 12,8, в 2008 г. - 14,4 <2>, в 2009 г. - 14,7% <3>. Для сравнения: в 1999 г. штраф был назначен всего лишь 4,8% осужденных <4>. Назначение же штрафа в качестве дополнительного вида наказания в 2009 г. увеличилось на 25%: с 8 тыс. осужденных (около 1% от общего числа осужденных) в 2008 г. до 10 тыс. осужденных в 2009 г. (1%) <5>.
--------------------------------
<1> Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2006 г. Текст документа размещен на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ www.cdep.ru/statistics.asp.
<2> Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2008 г. Текст документа размещен на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ www.cdep.ru/statistics.asp.
<3> Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2009 г. Текст документа размещен на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ www.cdep.ru.
<4> Преступность и правонарушения: Статистический сборник. М., 2000. С. 160.
<5> Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2009 г. Текст документа размещен на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ www.cdep.ru/statistics.asp.
Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до 5 лет. Назначение штрафа с рассрочкой выплаты определенными частями должно быть мотивировано в приговоре суда с указанием конкретных сроков выплат частями и суммы (размер) выплат в пределах установленного судом срока рассрочки (ч. 3 ст. 46 УК, ст. 31 УИК). В отличие от указанного положения применение рассрочки и отсрочки выплаты штрафа в соответствии с ч. 2 ст. 31 УИК и на основании ч. 2 ст. 398 УПК возможно на стадии исполнения приговора.
Осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу. В случае если осужденный не уплачивает штраф в этот срок (а в случае рассрочки - пропускает срок очередного платежа), он признается злостно уклоняющимся от уплаты штрафа. В соответствии со ст. 32 УИК в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном законодательством РФ (например, имущество осужденного может быть описано и реализовано, а суммы, полученные от его реализации, зачтены в счет уплаты штрафа). Штраф, назначенный в качестве основного наказания, в случае злостного уклонения от его уплаты может быть заменен иным наказанием, за исключением лишения свободы. Указанное положение не распространяется на осужденных к наказанию в виде штрафа за преступления, предусмотренные ст. ст. 204, 290, 291, 291.1 настоящего Кодекса (ч. 5 ст. 46 УК).
§ 3. Лишение права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью
В ст. 47 УК предусмотрены два вида наказания: 1) лишение права занимать определенные должности и 2) лишение права заниматься определенной деятельностью. Регламентация этих видов наказания в одной статье определяется наличием значительного числа общих признаков. В отношении несовершеннолетних может быть применено только лишение права заниматься определенной деятельностью (ст. 88 УК).
Лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, т.е. конкретные должности государственных или муниципальных служащих <1>.
--------------------------------
<1> См.: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
Лишение права заниматься определенной деятельностью заключается в запрещении заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью лицу, совершившему преступление, характер которого связан с этой деятельностью. Например, запрещение заниматься педагогической, врачебной деятельностью, управлять транспортом и т.д. Применение этого наказания обусловливается главным образом необходимостью предупреждения рецидива со стороны лиц, преступления которых были связаны с их профессиональной или иной деятельностью.
Лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью могут быть назначены в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В качестве основного наказания они могут быть назначены в случаях, предусмотренных статьями Особенной части УК, а также если не предусмотрены, но назначаются в порядке ст. 64 или ст. 80 УК.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в дореволюционной России являлось одним из элементов поражения в правах. В соответствии с Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. поражение в правах носило сословный характер. Так, можно было лишиться права состоять на государственной, сословной, земской, городской или общественной службе, а равно поступать на таковую; состоять на службе в армии и флоте и поступать в таковые; участвовать в выборах сословных собраний и быть избранным в земские, городские или общественные собрания; быть начальствующим, воспитателем или учителем в общественном или частном учебном заведении; быть третейским судьей, присяжным поверенным (адвокатом) и др. <1>. Эти поражения в правах, служившие, как правило, дополнительными наказаниями, исполнялись в течение определенного срока после отбытия основного вида наказания. Для приговоренных к каторге или ссылке на поселение, отбыванию наказания в исправительном доме этот срок составлял 10 лет, а для приговоренных к тюрьме - 5 лет после освобождения из заключения. В Уголовном уложении 1903 г. предусматривалось только лишение прав состояния, однако применение одной лишь этой меры ставило приговоренного к ней по существу в тяжелое экономическое положение.
--------------------------------
<1> См.: Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть Общая. Т. 2. С. 150 - 152.
В УК 1922 г. лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью включались в перечень видов наказаний и считались разновидностями поражения отдельных прав осужденного (ст. 40 УК). Эти наказания были известны и Основным началам уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. (ст. 13), а также Основам уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. (ст. 26). Основы уголовного законодательства, воспроизводя эти виды наказания, вместе с тем устанавливали, в каких случаях лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено судом. Такого указания не содержалось в Основных началах уголовного законодательства 1924 г., которые определяли лишь максимальный срок этих наказаний. Отдельные указания об условиях их применения имелись в ст. 38 УК 1926 г.
В настоящее время, к сожалению, на протяжении ряда лет отмечается снижение назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основных видов наказания. В 2005 г. к данным наказаниям были осуждены 2,7 тыс. человек, в 2007 г. - 410 человек, в 2008 г. - 246 человек, а в 2009 г. - всего 250 человек. При этом увеличилось на 39% назначение судами лишения права как дополнительной меры в 2009 г.: с 5 тыс. осужденных в 2008 г. до 7 тыс. осужденных в 2009 г. <1>.
--------------------------------
<1> Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2009 г. Текст документа размещен на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ www.cdep.ru/statistics.asp.
В качестве одной из причин низкой эффективности рассматриваемого наказания в литературе указывается отсутствие четкой регламентации их исполнения и действенной системы контроля за их отбыванием <1>.
--------------------------------
<1> Полный курс уголовного права: В 5 т. / Под ред. А.И. Коробеева. Т. 1. СПб., 2008. С. 777.
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от 1 года до 5 лет в качестве основного вида наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, данные виды наказаний устанавливаются на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания (ч. 2 ст. 47 УК).
Повышение срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью было связано с установлением дополнительных мер по защите несовершеннолетних. По мысли законодателя, этот вид наказания предназначается для представителей тех профессий, чья работа связана с детьми, - воспитателей, врачей, педагогов, в случае совершения ими преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Кроме того, повышенный срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (до 20 лет) также предусмотрен за склонение несовершеннолетних к потреблению наркотических средств или психотропных веществ.
В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы срок данного наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения (ч. 2 ст. 36 УИК). В случае же назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу.
Кроме того, в литературе высказывалось мнение о необходимости увеличения срока лишения соответствующих прав со ссылкой на Модельный УК для стран СНГ, УК Испании, УК Польши и т.д. <1>. А некоторые исследователи предлагали предусмотреть в законодательстве возможность бессрочного назначения права занимать должности на государственной службе и службе в органах местного самоуправления за совершение тяжких или особо тяжких преступлений с использованием должности <2>.
--------------------------------
<1> См.: Милюков С.Ф. Российская система наказаний. СПб., 1998. С. 34 - 35.
<2> См.: Крылова Е.С. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания по законодательству России и зарубежных стран: Автореф. дис. ... к.ю.н. Саратов, 2002. С. 8.
Лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью могут назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда они не предусмотрены соответствующей статьей Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью могут назначаться в качестве дополнительного вида наказания на основании ч. 3 ст. 47 УК, когда они указаны в санкции статьи в качестве одного из основных видов наказаний. Так, например, при назначении основного вида