Условия признания граждан безработными. Порядок назначения и выплаты пособий по безработице
Безработнымипризнаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Решение о признании безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина в отношении только того гражданина, которому служба занятости в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы не подыскала более двух вариантов подходящей работы.
Статус безработного не приобретают граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными. В то же время никакой иной ответственности за это законом о занятости не предусмотрено.
Подходящейсчитается работа,соответствующаяпрофессиональному критерию(соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки),имущественному критерию(соответствует условиям последнего места работы, в том числе и условию о заработной плате),критерию транспортной доступности, (устанавливается органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности, так, например, в Москве предел транспортной доступности равняется 1,5 часам),состоянию здоровья(предлагаемая работа не должна быть противопоказана), условия труда по предлагаемой работе должны соответствовать правилам и нормам по охране труда.
Необходимо отметить, что безработными признаются граждане, которые сами активно ищут работу и готовы к ней приступить. Если же его, например, направили на работу а он не явился на собеседование с работодателем, то служба занятости может приостановить выплату пособия по безработице или лишить его статуса безработного.
Безработные граждане имеют право на:
• выбор места работы в том числе и за пределами территории Российской Федерации;
• бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения;
• бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
• пособие по безработице;
• обжалование решения, действия или бездействия органов службы занятости и должностных лиц в вышестоящий орган, а также в суд.
Отдельным категориям граждан (несовершеннолетним, женщинам, имеющим детей, лицам предпенсионного возраста, инвалидам и др.) предусмотрены дополнительные права и гарантии:
безработный обязан:
1) активно осуществлять поиск работы;
2) предоставить подлинные документы;
3) проходить перерегистрации;
4) являться к работодателю по направлению службы занятости на переговоры о трудоустройстве.
Пособие по безработицевыплачивается, как правило, в процентном отношении к среднему заработку гражданина, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы.
Общественные работы– это виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки, имеющие социально полезную направленность и организуемые в качестве дополнительной социальной поддержки безработных граждан (например, работы по озеленению территории, строительству дорог, строительству жилья, уход за престарелыми больными и т.д.). Привлечение граждан к общественным работам осуществляется исключительно на добровольной основе (в форме срочного трудового договора), при этом учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.
работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
- занимающиеся предпринимательской деятельностью;
- самостоятельно обеспечивающие себя работой;
- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
- выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);
- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
- проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной службы занятости населения;
- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.
Общим для всех этих форм занятости является включение времени выполнения работы в трудовой стаж, дающий право на пенсию, пособие, льготы, установленные в законодательстве для работающих.
Понятие трудоустройства населения
Трудоустройство - представляет собой систему организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения.
В широком смысле оно объединяет все формы трудовой деятельности, в том числе предпринимательство, индивидуальную трудовую деятельность и т. п.
В узком смысле под трудоустройством понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на нее, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан для получения имеющихся мест работы.
Имеются общие и специальные организационно правовые формы трудоустройства. Общие - самостоятельное или с помощью органов занятости и трудоустройства. К специальным относятся:
организованный набор рабочей силы и отъезд на предприятия, стройки районов, нуждающихся в притоке рабочей силы;
направление на работу выпускников вузов, колледжей, СПТУ, др. специальных учебных заведений, заключивших с работодателями договоры о подготовке для их производства молодых специалистов;
направления органом занятости в счет установленных органами местного самоуправления для работодателей квот (количества бронированных мест) по приему инвалидов, подростков и др. нуждающихся в особой социальной защите граждан (в Республике Башкортостан выделяются квоты для трудоустройства лиц пенсионного возраста, многодетных матерей и одиноких родителей, участников вооруженных конфликтов. Круг организаций, которым устанавливаются квоты, определяются, по-разному: в Башкортостане это организации с числом работающих более - 30).
Трудоустройство осуществляется различными субъектами. Прежде всего, это могут быть работодатели - они имеют право принимать на работу граждан, обращающихся непосредственно к ним. В этом случае трудоустройство происходит без участия посреднических органов. В ряде случаев работодатели обязаны принять меры к упреждающему трудоустройству работников, подлежащих увольнению из организации. Так, при сокращении численности (штатов) работодатель од временно с предупреждением о предстоящем увольнении обязан при наличии вакансий предложить работнику другую работу в той же организации.
При этом государство гарантирует гражданам Российской Федерации бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органон службы занятости. Негосударственные же посреднические органы оказывают соответствующие услуги, как правило, на платной основе на условиях, установленных договором с гражданином.
Процесс трудоустройства проходит две стадии. Первая стадия - это обращение гражданина в службу занятости. При этом возникает правоотношение между обращающимся за содействием в поиске работы гражданином и трудоустраивающим органом. Поскольку государство гарантирует гражданам право на получение такого содействия и возлагает данную обязанность на органы службы занятости, последние обязаны принять заявление и приступить к поиску работы. Вторая стадия трудоустройства - это заключение трудового договора с работодателем (либо поступление на учебу по направлению органа службы занятости). Следует иметь в виду, что направление органов службы занятости не является обязательным ни для гражданина, ни для работодателя, за исключением особых случаев, о которых будет сказано позднее. Гражданин вправе отказаться от предложенной работы, однако, если он является безработным и отказ от подходящей работы является повторным, то для него наступят отрицательные последствия в виде лишения статуса безработного. Работодатель также не связан направлением органов службы занятости, но при отказе в приме на работу он должен объяснить причины такого отказа. Поэтому вторая стадия трудоустройства имеет место лишь тогда, когда направленный органами службы занятости гражданин реально обратился на то предприятие, куда он был направлен.
Трудоустройство отдельных категорий граждан. Для некоторых категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы и потому особо нуждающихся в социальной защите, установлены дополнительные гарантии, предусмотренные целевыми программами содействия занятости путем создания специализированных рабочих мест или организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем обучения по специальным программам и другими мерами. Среди этих мер особое место занимает квотирование рабочих мест. Квота представляет собой минимальное число рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить.